Новости раздела

«Есть такой стереотип, что Тукай не общался с девушками и поэтому не писал о любви»

Самой известной возлюбленной Габдуллы Тукая считают Зайтуну Мавлюдову, мать писателя Атиллы Расиха, с которой Тукай встречался всего несколько раз. Тем не менее, ученые считают, что в жизни поэта были и другие девушки, при этом почти все они носили имя Фатима. А мнение о том, что Тукай не писал о любви, они и вовсе называют стереотипом. Какие мотивы были характерны для любовной лирики Тукая и почему поэт так и не признался Зайтуне Мавлюдовой в своих чувствах, рассказали «Реальному времени» заведующий Центром письменного и музыкального наследия ИЯЛИ АН РТ Ильхам Гумеров, главный научный сотрудник центра Зуфар Рамеев и писательница Рифа Рахман. Публикуем перевод на русский нашего субботнего татарского текста.

«Для того, чтобы писать о любви, не нужны пассии или музы»

— Наши читатели задают вопросы о любовной лирике Габдуллы Тукая. Есть мнение, что в творчестве Тукая любовная лирика занимала второстепенное место, да и вообще у поэта мало стихотворений о любви.

Рифа Рахман: Мне часто приходилось слышать такие слова, в молодости я даже провела небольшое исследование на эту тему, и мы с Резедой Ганиевой выступали с докладом на эту тему за пределами республики. Тогда я была поражена тем, какое большое место занимала тема любви в творчестве Тукая. У него есть несколько десятков стихотворений о любви. У него есть и чисто любовные стихотворения. Но иногда тема любви начинает переплетаться с другими темами, и некоторые относят такие произведения к общественной лирике. В то же время Тукай — поэт с восточным типом сознания. На мой взгляд, и в конце XIX века и в начале XX восточная литература занимала доминирующее положение. Тукай был воспитан в этой литературе, и он не мог не испытывать ее влияние. Уже первые стихотворения отличаются совершенством, они написаны на основе восточных литературных традиций. Иногда говорят, что, если бы тот или иной поэт написал только несколько своих произведений, он уже остался бы великим поэтом. Если бы Тукай написал только такие стихотворения, как «Любовь», «Если бы тебя не было», он бы уже остался поэтом, воспевающим любовь. Во время преподавания в университете я все время приводила примеры из Тукая.

«Не бывать цветам и травам, если дождик не пойдет.
Что ж поэту делать, если вдохновенье не придет?»

Здесь нашли отражение и восточные образы. Стихотворение написано с сильной интонацией. Самые красивые и совершенные произведения Тукая — это его стихотворения о любви. Они интересны и с точки зрения образности. В его творчестве много биографических элементов, фактов. А в его любовной лирике сильна абстракция. Конечно, в его поздних стихотворениях, посвященных Зайтуне и другим женщинам, есть конкретизация. Но у произведений с общечеловеческой тематикой больше читателей, они понятны многим. Я думаю, что для читателя того времени произведения с обобщенными образами были более интересны. С одной стороны, любовная лирика Тукая специфична — она отличается от остального его творчества системой образов. С другой стороны, в структурном плане она повторяет его общественную лирику.

Зуфар Рамеев: И потом, слово «любовь» нужно понимать шире — есть и такое понятие, как любовь к природе. Я думаю, что и эти стихотворения нельзя рассматривать отдельно от любовной лирики.

Рифа Рахман: Есть такой стереотип, что Тукай не общался с девушками и поэтому не писал о любви. Так могут рассуждать только люди, не читавшие Тукая и знакомые лишь с его биографией. Великий поэт никогда не пишет, отталкиваясь только от жизни. Если человек пишет стихотворения о любви, только влюбившись, значит, это не профессионал. Тукай мог написать стихотворение на любую тему в любое время. Я не считаю, что для того, чтобы писать любви, нужны пассии или музы. Как отметил Зуфар абый, чувство любви можно выразить через любовь к природе, к родителям, к детям. Посмотрите, у него даже не было детей, но какие хорошие стихотворения для детей он писал.

«Он не стремился к общению с девушками, но при возможности общался с ними очень вежливо и приветливо»

— Какие мотивы характерны для лирики Тукая?

Зуфар Рамеев: Любовная лирика не была проникнута оптимистичным духом. Тукай умел видеть женскую красоту. Кроме того, были и образы, характерные для восточной поэтики. В то же время он мог написать стихотворение после мимолетной встречи с Зайтуной. На мой взгляд, связанность с реальной жизнью особенно приближает стихотворение к читателю. Мотивы, характерные для любовной лирики, — невозможность быть вместе, идеализация любимой, самоуничижение. Наверное, в какой-то степени повлияли его физические недостатки. Стараниями Зайтуны они встретились несколько раз. Тукай считал себя недостойным любви. Он не видел возможности построить счастливое будущее.

— Если говорить о западном влиянии, на каких авторов ориентировался Тукай в любовной лирике?

Зуфар Рамеев: Он был знаком с произведениями Гейне, Гете. Татарская литература обратилась к Западу как раз во времена Тукая. В то же время не отвергали и Восток. Правда, Запад проник через русскую литературу. Тукай знал арабский, персидский, турецкий языки. Есть воспоминания о том, что он собирался изучить немецкий язык. Тукай учился в довольно хорошем медресе. Приехав в Казань, он также стремился к знаниям. Наверное, сближению с русской литературой способствовало и обучение в трехгодичной русской школе в Уральске. К тому же приезд в Казань, литературная жизнь, периодическая печать, театры тоже создавали почву для мысли.

Илхам Гумеров: Еще во времена своей жизни в Уральске Тукай поддерживал тесную связь с Казанью — обменивался письмами, договаривался о публикации книг. Его знакомство с Казанью началось еще до переезда сюда. Он приехал в Казань, как в родной дом.

— Есть и другой стереотип о том, что девушки обращали внимание на Тукая, но сам был стеснительным. поэтому избегал их общества. Это соответствует действительности?

Зуфар Рамеев: Он не стремился к общению, но, когда возникала такая возможность, общался с ними очень вежливо и приветливо. Например, у Ахмедгерея Хасани была дача в Васильево. Узнав, что на даче также будет его супруга — Зайнап Хасани, Тукай категорически отказался ехать на дачу, его уговорили с трудом.

Илхам Гумеров: У Фатиха Амирхана есть воспоминание о том, как он беседовал с одной из сестер, и дверь в комнату открыл Тукай. Увидев, что там есть девушки, Тукай тут же закрыл дверь. Это было особенностью его характера. Тем не менее, я думаю, что слова об отсутствии у Тукая любовной лирики являются стереотипом.

Зуфар Рамеев: К тому же в воспоминаниях современников тоже были преувеличения.

Зуфар Рамеев: «Поэты не говорят о своих недостатках, а он мог об этом сказать. Он не прячет свой внутренний мир. В его поэзии есть образ поэта, духовные искания, внутренние переживания». Фото Олега Тихонова

Илхам Гумеров: Если подумать, он ушел из жизни в 27 лет, его молодость продолжалась 8—10 лет. В последние годы усилилась его болезнь. В это время он еще сильнее ограничивает свое общение. Видимо, он понимает, что не сможет построить счастливую семейную жизнь.

«Понятие любви можно передавать по-разному»

— Известна история общения Габдуллы Тукая и Зайтуны Мавлюдовой. Расскажите о ней — кем она была? Как они познакомились?

Зуфар Рамеев: В те времена девочки обучались в медресе, у абыстай. У татар, в целом, была тяга к поэтическому слову. Еще в период казанского ханства Мухаммадъяр писал, что Казань полна поэтами. Значит, были и читатели. В 1907 году выходит первый сборник Тукая. С 1905 года его произведения начинают публиковаться в журналах «Фикер» («Мысль»), «Уклар» («Стрелы»), «Аль Гасыр аль Джадид»). Имя Тукая начинает широко распространяться. Зайтуна Мавлюдова приходилась родственницей Фатиху Амирхану. Еще когда я сам был ребенком, было интересно увидеть живого писателя, а девушки особенно любили поэтов — я считаю это красивой традицией. Приехав в Казань, Зайтуна просит Фатиха Амирхана познакомить ее с Тукаем. С его произведениями она уже была знакома — в Чистополе они читали периодические издания, выходившие в Казани и в Уральске. Тукай был известен уже в 1906—1907 годах. В те времена Фатих Амирхан участвовал в издании газеты «Аль-ислах». Они приходят в редакцию.

Тукай и Зайтуна встречаются около трех раз. Каждая встреча проходит с трудом — Тукай уходит или держится холодно. Но перед одним из вечеров Тукай дает Зайтуне то ли билет, то ли контрамарку. Они договариваются встретиться после мероприятия, но встреча не случается. Тукай собирается проводить Зайтуну, когда она уезжает в Чистополь, но не может спуститься на пристань, некоторые говорят, что он опоздал. Об этом есть и рассказ.

С одной стороны, Тукай не был равнодушен к Зайтуне, с другой — из-за проблем со здоровьем, из-за пятна на глазу он сдерживал свои чувства.

— Известно ли о других женщинах в судьбе Тукая, кроме Зайтуны?

Зуфар Рамеев: Об этом не говорят конкретно. Но профессор Рафик Нафиков пишет о двух или трех девушках, которые нравились Тукаю, когда он жил в Уральске. Что интересно, почти их всех звали Фатима.

Илхам Гумеров: Был период, когда Тукая пытались женить друзья. Но, как известно, из этого ничего не вышло.

Зуфар Рамеев: В его поэзии нашли отражения переживания самого поэта. Поэты не говорят о своих недостатках, а он мог об этом сказать. Он не прячет свой внутренний мир. В его поэзии есть образ поэта, духовные искания, внутренние переживания. Не в форме дидактизма, учительства, а в форме переживаний. В то же время он мог дать оценку самому себе.

Илхам Гумеров: Задавая вопрос о любовной тематике, мы рассуждаем исходя из современных реалий. Но в те времена общество было немного другим. В вопросах любви не было открытости. Были характерны скромность, дистанцированность, взаимоуважение. Слово «люблю» не повторяли на каждом углу. Раскрытие чувства в стихотворении ценилось гораздо больше, чем произнесенное тысячу раз «Люблю». Сейчас мы воспринимаем силу поэзии иначе, а раньше она могла стать мощным оружием. Эти моменты тоже нужно учитывать.

Илхам Гумеров: «Понятие любви можно передавать по-разному. Мы называем Омара Хайяма поэтом, воспевающим любовь. В то же время в оболочку любви он вкладывал философию жизни и времени». Фото Олега Тихонова

Зуфар Рамеев: Я не думаю, что стихотворения о любви в те времена занимали в татарской литературе занимали огромное место.

Илхам Гумеров: Действительно есть поэты, в творчестве которых практически не встречается тема любви. К примеру, в творчестве Акмуллы очень сложно найти такие произведения. В то же время Габдельджаббар Кандалый — пример любовной лирики. Это связано и с личной жизнью, и с переживаниями писателя, с его отношением к этому понятию. Я не думаю, что Акмулла никогда не испытывал чувство любви. Но он не считал нужным писать об этом. В Средневековье, в XIX веке в поэзии доминирует «высокий стиль». Как вы знаете, он не ставит в центр переживания отдельного человека, наоборот, он поднимает тему духовности, воспитания, имеет общественное звучание. Обращение татарской поэзии к внутреннему миру отдельного человека связано как раз с творчеством Кандалый и Тукая. Поэтому было бы неправильно говорить, что у Тукая не было любовной лирики.

Зуфар Рамеев: Лирика Тукая очень богата, в ней присутствует в том числе и любовная тематика. В то же время он писал во многих жанрах — мадхия, марзия, газели. Там есть и традиционализм, и новаторство.

Илхам Гумеров: Понятие любви можно передавать по-разному. Мы называем Омара Хайяма поэтом, воспевающим любовь. В то же время в оболочку любви он вкладывал философию жизни и времени — все это он смог передать в четырех строках. Тукай тоже читал их, перенимал поэтические традиции.

Гуландам Зарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров