Новости

10:03 МСК
Все новости

Видеонаблюдение в компании: защитная мера или элемент слежки?

Видеонаблюдение в компании: защитная мера или элемент слежки? Фото: umx.ru

Какие проблемы решает видеонаблюдение в офисе? Способен ли данный метод повысить эффективность работы в компании? Или это влечет за собой лишь деструктивные последствия? О том, где стоит применять видеослежку, а где нет, как это скажется на психическом самочувствии сотрудников и каковы нюансы такого метода контроля, рассказали опытные управленцы в очередном бизнес-задачнике «Реального времени».

Сегодня многие предприятия, стремясь обеспечить безопасность своей коммерческой деятельности, применяют защитные меры, в том числе видеонаблюдение за сотрудниками. Считаете ли вы такую меру эффективной? Как это, с вашей точки зрения, отразится на производительности? Используете ли вы видеонаблюдение в своей компании?

  • ​Роман Елизаров

    ​Роман Елизаров директор компании «Эмили Райз»

    Видеонаблюдение — палка о двух концах. С одной стороны, это помогает повысить дисциплину в компании. С другой — в России данный метод не особо эффективен. Наши люди всегда найдут причину, почему не получилось. Скажут, развесили камеры, мы тут нервные ходим и работать не можем. Следить за людьми в офисе, откровенно говоря, противозаконно. Если в компании есть видеокамера, сотрудники обязательно должны подписать соглашение на съемку. В противном случае человек может обратиться в суд, и засудят работодателя. Поэтому нужно понимать, что есть ряд юридических моментов при использовании данного метода контроля. В целом, все зависит от сферы бизнеса. Я считаю, это очень полезная тема, где идет рабочий процесс, а не интеллектуальный труд. Например, на стройке. Там с помощью камер можно проконтролировать процесс работы, сколько раз люди устраивают перекур. Это также будет эффективно в банках, поскольку напрямую идет работа с деньгами, на складах, чтобы контролировать запасы товара. В супермаркетах необходимо, конечно.

    В своей компании мы видеонаблюдение не используем. Хотели внедрить, но так и не дошли до этого. Есть много законодательных нюансов, не все так просто. Вообще, с моей точки зрения, вопрос лояльности, дисциплины сотрудников решается через руководство, харизму лидера. Лучше установить электронную пропускную систему, так можно будет понять, во сколько сотрудники приходят на работу, когда уходят и сколько раз выходят в течение дня.

  • ​Ильназ Набиуллин

    ​Ильназ Набиуллин владелец сети магазинов мужских украшений Gentlz

    Сегодня видеонаблюдение — больше норма, чем отклонение. Выстраивать бизнес без применения данной меры достаточно сложно, ведь камеры помогают контролировать процесс управления. Наша деятельность связана с розничной продажей, поэтому видеонаблюдение в нашем случае хорошо работает. Магазины раскиданы по разным точкам и даже городам, а камеры показывают, что творится на местах. Но вот продавцов чисто по-человечески видеонаблюдение немного нервирует. Когда мы только внедряли камеры, один из лучших сотрудников уволился, так как это его напрягало. Не потому, что было что скрывать, просто человек испытывал дискомфорт от того, что руководитель будет следить и видеть все передвижения. Решение в таком случае состоит не в том, чтобы убрать камеры, а найти тех людей, кого это нервировать не будет. Если человеку это не подходит, то, к сожалению, нам не по пути, даже если сотрудник хороший. У людей, которые приходят на работу к нам сейчас, видеоконтроль уже не создает сильного напряжения и не взывает сопротивления, потому что камеры развешаны повсеместно. Все оговаривается заранее.

  • ​Анастасия Закирова

    ​Анастасия Закирова директор ImCompany

    Использовать или не использовать видеонаблюдение, напрямую зависит от вида деятельности компании. В рекламном агентстве, например, я не вижу смысла вешать камеры, в банковском секторе, наверное, без этого не обойтись. Скорее, это связано со степенью ответственности сотрудника по отношению к компании, уровня важности его работы. Но до паранойи тоже доходить не стоит. Мне такой метод не нравится, я за уважение к личности. Видеонаблюдение — это как Дамоклов меч, который нагнетает обстановку и тем самым вносит деструкцию.

  • ​Илья Аксенов

    ​Илья Аксенов управляющий партнер компании RiseMaker

    Пугает стремление руководителей как можно больше натыкать видеокамер по всей компании, пренебрегая при этом здоровой атмосферой в коллективе. Лично меня наличие камер напрягает. Такая система визуального контроля формирует некую границу между тобой и теми людьми, к кому ты пришел, вне зависимости от того, на работу или на деловую встречу. В данном вопросе важна избирательность. Где-то вместо защиты деятельности можно, наоборот, нанести вред. Негативно это скажется, в первую очередь, на компаниях, в которых решают творческие задачи. Персонал будет находиться в постоянном напряжении. Кроме того, видеонаблюдение в офисах повышает уровень взаимного недоверия. Но вместе с тем я считаю, что подобные вещи допустимы и приемлемы, например, в торговых центрах, когда защита коммерческой деятельности граничит с обеспечением общественной безопасности. Также мне кажется уместным использование видеонаблюдения для предприятий с повышенным уровнем опасности, там, где есть необходимость оперативного вмешательства в ситуацию. Видеокамеры могут быть эффективны, где идет непосредственное общение с клиентами, где человеческий фактор очень высок. К примеру, клиент истерику закатил на пустом месте, тогда задокументированные видеонаблюдением факты помогут защитить компанию от нападок. Однако когда речь идет о внутренних помещениях, наличие камер вообще не ясно для чего.

    У себя в компании даже мысли ни разу не возникало установить видеонаблюдение. С точки зрения результативности и защиты бизнеса куда важнее правильная мотивация людей, работа с персоналом, правильная загрузка персонала. Если человек твердо решил нанести вред компании, то и наличие камер его не остановит.

  • ​Рустем Галиахметов

    ​Рустем Галиахметов генеральный директор компании «Энергоконсалтинг экспертизы и оценки»

    Я думаю, что данная мера актуальна, так как это в определенной степени приводит в тонус сотрудников. Вопрос, конечно, нужно рассматривать в комплексе. Это так же, как с социальными сетями. Если сотрудники действительно на работе делом занимаются, их ни интернет-ограничения, ни видеонаблюдение смущать не будут. У нас в офисе люди, в основном, на месте не сидят, поэтому и смысла устанавливать камеры нет. А партнеры этот метод применяют и довольно эффективно.

  • ​Рим Аскаров

    ​Рим Аскаров директор компании «Город мастеров»

    Я считаю, видеонаблюдение не нужно. Это говорит лишь о том, что руководитель не уверен в своих сотрудниках. Значит, у него нет команды, значит, он всего боится. Вы знаете, что мы единственная страна в мире, где охрана и камеры повсюду? Как в тюрьму заходишь. Глупость полнейшая. Нужно создать такую внутреннюю организацию, чтобы не нужно было камеры развешивать.

  • ​Галина Маштакова

    ​Галина Маштакова генеральный директор компании «GMC консалтинг»

    В этой ситуации главное — понимание персонала, чтобы было ясно, для чего вводится видеонаблюдение. Если это просто слежка за сотрудниками, чтобы потом был повод порицать людей и критиковать их работу, то я принципиально против такого подхода. Использование камер целесообразно в том случае, когда видеонаблюдение ориентировано на оптимизацию бизнес-процессов. В нашей практике были случаи, когда клиенты вели видеонаблюдение и потом уже вместе с сотрудниками искали возможности коррекции рабочего процесса. Ответственность в таком случае возлагалась как на руководителей, которые инициировали установку камер, так и на коллектив. В результате благодаря видеонаблюдению становилось очевидно, сколько времени уходит на поиск каких-либо документов, в каком месте процесс согласования с другими структурами необоснованно усложняется, или становилась понятна некорректная логистика работы офиса. После устранения всех ошибок системы камеры тут же снимали. И сегодня руководство периодически возвращается к данной практике. Если становится очевидным, что вновь наступает стагнация, камеры снова активно используются.

  • Светлана Лукьянова

    Светлана Лукьянова PR-директор компании «Дисциплина»

    Для засекреченных учреждений видеонаблюдение, я думаю, необходимо. Вопрос в том, насколько оно нужно рядовым компаниям. Есть программы учета рабочего времени, которые позволяют руководителю следить за сотрудниками через веб-камеру. Эта мера должна стимулировать работников делать меньше перерывов и работать эффективней. Но, на мой взгляд, наличие камер только вредит эффективности. Во-первых, ни один сотрудник не может находиться за компьютером 9 часов подряд. Человек все равно будет отвлекаться — устраивать перекур, пить чай, общаться с коллегами. И, кстати, по трудовому кодексу имеет на это полное право. В то же время ни один руководитель не может на протяжении 9 часов только следить за сотрудниками через камеру, у него ведь тоже есть работа. В конце концов, видеонаблюдение само по себе не может ответить на вопрос, сколько часов работает человек или насколько он эффективен. Может быть, сидя перед компьютером с сосредоточенным выражением лица, человек раскладывает пасьянс? Да и стимул меньше отдыхать из страха перед директором работает недолго — одну-две недели. Во-вторых, видеонаблюдение вредит лояльности сотрудников. Мало кто чувствует себя комфортно, зная, что в любой момент могут начать следить. Именно поэтому люди заклеивают веб-камеры на ноутбуках. Лояльность напрямую связана с желанием работать. Поэтому мы не используем видеонаблюдение в нашей компании. Поддерживать атмосферу продуктивности можно и без слежки.

  • ​Максим Булатов

    ​Максим Булатов генеральный директор Alto Vision

    В нашем офисе есть система видеонаблюдения, но она предназначена для защиты от ограблений, а не контроля сотрудников. У нас полное доверие и свободный график, поэтому я не могу представить ситуацию, при которой мне пришлось бы следить за работниками. Я считаю, что камеры не сделают работу эффективной, скорее, навредят. О каком доверии тогда может быть речь? Как они ко мне относиться будут? Если ты нанял таких людей, за которыми нужно следить, то это вопросы к тебе, как руководителю.

  • ​Наиль Хузятов

    ​Наиль Хузятов руководитель корпоративных проектов ООО «Икс-Игрек-Зет Автоматизация»

    Данная мера эффективна для противодействия порче имущества и кражам товара, наличных денег в розничных магазинах или складских помещениях. В качестве элемента мотивации офисных работников? Не думаю. На производительности, по крайней мере, это никак не отразится. Предположим, в кабинетах компании установлено видеонаблюдение. Чтобы понять, в какой момент определенный человек бездействовал, нужно отсмотреть полную запись трудового дня. Представьте, после работы потратить еще 8 часов на то, чтобы проследить за сотрудником. Ни один руководитель не будет такими вещами заниматься. Поэтому и эффект контроля нулевой. На мой взгляд, более продуктивно предоставлять ежедневные отчеты о выполненной за день работе, где по часам расписано, что конкретно человек делал. Мы оказываем услуги программирования 1С, у нас только офисные сотрудники, нет контакта с товаром или наличностью, поэтому в нашей компании видеокамер однозначно нет.

Алина Губайдуллина
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 22 окт
    защитная мера больше, хотя и следят за сотрудниками, особенно нерадивыми. просто честно выполнять свою работу надо, и не обращать внимание на камеры, а так в случае чего они очень могут пригодиться, для расследования какого-то
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    а чем занимается компания "Эмили Райз" с ее таким харизматичным лидером?
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Согласен, что камеры должны контролировать работяг, а не тружеников тыла. Когда в твоей работе одну из главных ролей играет вдохновение, всевидящее око сильно смущает))
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    +100
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    терять лучшие кадры из-за своего желания чрезмерного контроля - мне кажется, можно было найти компромисс - например, снимать только покупателей, а продавцу оставить мертвую зону для его комфорта
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Правильно он сказал, не будешь же под каждого подстраиваться, не нравится - ищи другую работу
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Я согласен с Аскаровым,как в тюрьму заходишь,правда
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Видеонаблюдение устанавливает сегодня практически каждый ИП, состояние подозрительности. доносительства расширяется с каждым днем, насколько это увеличивает производительность неизвестно, но сообщение об увольнении без объяснения причин на каждом шагу в таких мелких организациях (торговля, склады, базы и т.д.). Удачи вам, господа бизнесмены!
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    У нас в офисе постоянно стояли видеокамеры, и, однажды сотрудницу уволили за критику руководства в присутствии незнакомого человека, бывшего ее будущем мужем, но не в этом суть. Критика была правильной, из сотрудников выжимают все соки, чтобы они работали на износ, но премиальных не выплачивают, хотя они и прописаны в инструкции за доблестные результаты сотрудников. Вопросы, куда уходят премии, остались без ответа, а сотрудницу в итоге уволили, а девчонка была классная и правильная. Что до меня, то я давно забил на справедливость, занимаюсь саботажем в духе итальянской стачки и громко высказываю недовольство инструкцией, программой и клиентами, меня по любому слышат, но не увольняют), работаю уже почти 3 года)
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    А что там за история про будущего мужа?)
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Это был ее парень, но ведь те, кто следят за нами), не знают, что это не посторонний сотруднице супер- пупер компании человек, после увольнения она вышла замуж за своего парня, вот такая история. А если по существу, то камеры на мой взгляд в основном для того, чтобы следить за сотрудниками, как они работают с клиентами, чтоб не грубили клиентам и все такое. Мы если хотим что то такое сказать, теперь выходим из офиса, а я придумал условные обозначения руководства, которых упоминаю только по кличкам и без разницы камера там или не камера. Да, частенько слышу от своего руководителя, что у меня кислая или сердитая физиономия, на что говорю от чего она должна быть веселой, ведь я премий не вижу и получаю среднюю зарплату по городу. Чтобы что то изменилось в этой стране, надо достойно платить, в соответствии с реальным вкладом людей в дело, я так думаю, а так... нафига мне одно место рвать)
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Поддерживаю Аксенова! Действительно, "понатыкать камер как можно больше" пугает
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Камер не надо бояться, просто будьте естественны, возьмите за привычку вести себя одинаково везде, вне зависимости от того, в обществе вы находитесь или один наедине с собой), у меня такая вот позиция.
    Ответить
  • Анонимно 22 окт
    Ещё применяют полиграф, нанимают дрессированных профайлеров, реально, некоторые конторы напоминают тюрьму. Вот только их тупые руководители не понимают, что не надо учить людей. Если с продавцом или клерком обращаться как со шпионом и бандитом, то он вскорости начинает вести себя как шпион и бандит
    Ответить
    Анонимно 22 окт
    Согласен, что полиграф это уже перебор, есть одна большая транспортная компания на Гвардейской начинается на букву С, она видна с дороги, стройматериалами занимается. Сначала проходишь собеседование с кадровиком, затем с начтранспортного отдела, а затем тебя отправляют к спецу на прохождение полиграфа), вот такие у них сложности. Почему полиграф, потому что работа с деньгами связана. Поскольку мне нечего скрывать и всегда было интересно что то открывать для себя, то полиграф прошел с любопытством, но, вот что интересно, эта компания предьявляет к соискателям столь высокие требования, а сама темнит, т.е., кадровик говорил, что экспедиторы привозят из командировки по городу и республике в районе 30-50 штук, а оказалось что все 100, а бывает и 200 и 500 тысяч, я что экспедитор или инкассатор? И за это зарплата в 25000! Еще один нюанс, при загрузке груза в машину ты принимаешь груз по количеству, но не видишь весь груз, поскольку он отгружается в палетах, коробах и пачках, и, если клиент при получении груза обнаружит какой то дефект, то ты просто таки обязан проявить талант продажника и обьяснить ему что почем), а если не получится, обратно везешь и кучу бумажек составляешь, зачастую задерживаясь на работе)
    Ответить
  • Анонимно 23 окт
    Видеонаблюдение не как контроль, а защита - это верно и логично. Когда у нашей коллеги украли сумку из офиса, выяснилось, что ни одна камера около нашего офиса не работала, так для красоты висела. После установили домофон с видеокамерой (полиция сняла отпечатки и с улыбкой на лице "простите, но это глухарь"). Коллеге пришлось восстанавливать ВСЕ документы, не говоря уже о другом содержимом сумки. Уж если камеры есть, то устанавливать их только с целью безопасности. Если кто то использует их как контроль за сотрудниками, то логично такой способ применять на предприятиях закрытого типа и финансовых (случаи с выносом из банков сотрудниками денег, кража имущества для перепродажи на стороне и пр).
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии