«Вся забота за содержание мечетей и зарплаты муллам должна быть передана от наших бабаев вакфам»
В Казани проходит конференция, посвященная «имущественной благотворительности»
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин посетовал на российское законодательство, которое не учитывает вакуфные отношения. Кроме того, он предложил ввести ликбез по вакфам в светских и религиозных вузах республики. Для восстановления и развития этого направления необходимо не только опираться на собственный дореволюционный опыт, но и перенимать интересные зарубежные задумки. А в России пора приходить к общим стандартам вакфа. Эти идеи муфтий РТ и его коллеги озвучили в ходе форуме «Вакф в России: современность и перспективы», который проходит в эти дни в Казани.
«Мы уже начали этот путь»
В Казани проходит международная научно-практическая конференция «Вакф в России: современность и перспективы». Среди участников форума — духовные деятели, ученые и бизнесмены Татарстана и других регионов России. Международный статус собранию придает присутствие профильных чиновников и общественников из Кувейта, Саудовской Аравии, Иордании, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Швеции и Индонезии. Почетным гостем стал потомок пророка Мухаммада в 42 поколении, профессор Амманского международного университета исламских наук шейх Абдурраззак Ассаиди, которого, как помним, прочили даже на должность ректора Болгарской исламской академии.
Пока собирались гости, корреспондент «Реального времени» смог немного пообщаться с председателем ДУМ РТ, муфтием Камилем Самигуллиным. В беседе с журналистом он пояснил, что имущество вакфа не отчуждается и должно служить тем целям, на которое было отдано: мечетям, детским домам, школам.
— Пока государство не даст такую гарантию [что имущество вакфа не будет отобрано у пользователя, — прим. ред.] этот институт не сможет развиваться в полную силу, как он развивался раньше. Но подвижки уже есть. В мае в рамках форума Kazansummit состоялась международная конференция по вакфу, и многие присутствующие отметили, что арабский, исламский бизнес готов своими проектами входить в нашу республику, — рассказал Камиль хазрат.
К слову, поддержал Самигуллина и его коллега из северной столицы — председатель ДУМ Санкт-Петербурга Равиль Пончаев. По его словам, в российском законодательстве не прописано понятие «собственность вакуфная», в отличие от «собственности монастырской».
Муфтий Татарстана отметил, что в России институт вакфов находится в зачаточном положении. А развитие вакуфных отношений невозможно без объединения духовных управлений мусульман и мусульманской бизнес-элиты. Однако до революции они были достаточно развитыми. Меценаты из известных татарских фамилий Рамиевых, Апанаевых, Акчуриных — яркие тому примеры. У «Сенной» и «Галеевской мечетей» работали магазинчики, доход от которых поступал на благотворительные цели. Так, мечеть могла содержать себя и, например, детские дома.
— Придем ли мы к дореволюционному уровню? — спросил наш корреспондент у муфтия.
— Не начав идти, невозможно дойти до результата. Мы уже начали этот путь, — загадочно ответил священнослужитель.
Однако, по его мнению, следует не только опираться на собственный опыт, но и что-то перенимать у зарубежных партнеров, которых пригласили на сегодняшний форум.
«Наши чиновники не такие уж и черствые»
— Положительные примеры вакуфных отношений мы берем из нашей истории, — добавил заместитель председателя Совета муфтиев России и ДУМ РФ Рушан Аббясов. — В годы советской власти, мы знаем, все было отобрано у мусульман. В первые 25 лет демократической свободы мы начали восстанавливать инфраструктуру: строить мечети, медресе, открывать мусульманские центры. Но мы столкнулись с другой проблемой: а как же это все содержать? На содержание, зарплату нужны огромные средства. Институт вакф должен решать эти вопросы. Мы смотрим на зарубежный опыт. В странах исламского мира вакуфное имущество находится в сфере государственного управления. У нас же религиозные организации сами изыскивают средства на строительство, а потом сами ищут деньги, чтобы содержать.
Он так же, как и татарстанский муфтий, предложил объединить усилия религиозных организаций с привлечением узких специалистов, чтобы правильно выстроить структуру вакфов в России. При этом управляющие компании вакуфных фондов должны правильно вкладывать средства, чтобы извлечь прибыль для всей мусульманской уммы.
Сравнивая Москву и Казань, он отметил, что в Татарстане сама атмосфера способствует развитию этого института, где идет поддержка на уровне правительства республики. В Москве и других регионах социально активные мусульмане вынуждены решать эти вопросы методом проб и ошибок.
В свою очередь, глава фонда «Вакф РТ» Рустам Хабибуллин во время пресс-подхода похвалил татарстанских чиновников, которые помогают в возвращении объектов верующим. Более того, некоторые даже выкладывают и свои деньги на поддержание инфраструктуры.
— Для возвращения имущества верующим нужно грамотно подготовить документы. В таком случае госслужащие с радостью идут навстречу и помогают в оформлении. Наши чиновники не такие уж и черствые, — заметил он.
Сейчас в распоряжении верующих находятся три вакуфных объекта, расположенные в Казани. На стадии оформления в РТ — порядка восьми объектов.
Напомним, «Реальное время» уже сообщало, как «Вакф РТ» намерен построить в республике три медицинских центра общей стоимостью $25 млн.
— Наши медресе и мечети, как правило, содержатся за счет прихожан, чаще всего наших бабаев: в деревнях они не жалеют свои пенсии, чтобы заплатить за газ, электричество. Наша задача — снять нагрузку с их плеч. Вся забота за содержание мечетей и зарплаты муллам должна быть передана вакфам, — заявил Хабибуллин.
Уроки по вакфу — в вузы
В ходе приветственной речи Камиль Самигуллин отметил, что в стране наблюдается информационный голод по тематике вакуфного имущества. Этой теме необходимо посвятить пятничные проповеди, статьи в СМИ (в т.ч. в «корпоративном» журнале «Шура» ДУМ РТ), издавать книги.
— Целесообразно ввести уроки по изучению основ вакфа и в университетах республики. Необходимы краткосрочные курсы в Российском исламском институте для повышения знаний бизнесменов, с использованием передовых интернет-технологий.
Что примечательно, с подобными проблемами сталкиваются мусульмане и Балкан. По словам директора Вакуфного фонда Боснии и Герцеговины Сенаджида Зажимовича, половина населения исповедует ислам (преимущественно бошняки). В бывшей югославской республике с 1992 по 1999 годы происходила страшная межэтническая война. После войны восстановление мусульманских храмов, медресе и школ происходило благодаря вакуфным фондам, особенно в этом направлении своих единоверцев поддержали Турция и Кувейт. Однако и здесь до сих пор остро стоит проблема возвращения мусульманской инфраструктуры в первоначальное состояние.
Конференция разделена на три сессии, каждая из которых затронет определенную сторону заявленной темы. В форуме также изучают особенности адаптации института вакфа к нынешних реалиям и обсуждают вопросы, связанные с разработкой единых стандартов в этом направлении.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Вакф (вакуф) — имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели. В него может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги).