Новости раздела

«Ни Япония, ни Запад в лице США не хотят деградации России до уровня маргинального государства»

Колумнист «Реального времени» считает, что страна Восходящего солнца пытается в отношениях с нашей страной применить китайский принцип «мягкой силы»

Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ в очередной раз встретились на прошлой неделе во Владивостоке, а в рамках Восточного экономического форума между странами было подписано соглашение о сотрудничестве в области развития малого и среднего предпринимательства. По мнению известного востоковеда Ларисы Усмановой, в ближайшее время вряд ли стоит ждать решения застарелого вопроса с Курильскими островами. Однако Япония готова сделать шаг вперед и стать экономическим партнером России.

«В российско-японских отношениях до сих пор действует логика холодной войны»

Очередная встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ — логичное продолжение политики сближения с Россией, начавшейся с момента визита Абэ в Россию.

Нерешенный территориальный вопрос вряд ли влияет на рейтинг правящей партии и самого премьер-министра. Проблема эта застарелая и решить ее одномоментно невозможно. Понятно, что любые подвижки в этом вопросе в сторону возвращения островов в Японии сделают участников этого процесса национальными героями. Однако на протяжении всей послевоенной истории ни одному политику не удалось это сделать. Нынешний премьер-министр Японии также прагматик и вряд ли ожидает быстрого решения. Однако, на мой взгляд, нынешняя политика Абэ не просто популистская. Премьер-министр реально намерен сдвинуть вопрос с мертвой точки.

Дело в том, что в российско-японских отношениях до сих пор действует логика холодной войны, которой придерживается в большей степени российская сторона.

«Очередная встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ — логичное продолжение политики сближения с Россией, начавшейся с момента визита Абэ в Россию». Фото kremlin.ru

«В отношении партнеров мы используем либо логику двойных стандартов, либо логику стратегического партнерства»

В отношении других партнеров мы используем либо логику двойных стандартов, как в случае с Украиной и вопросе принадлежности Крыма, либо логику стратегического партнерства, как в случае с Китаем: нам выгодно дружить с Китаем и поэтому мы идем на территориальные уступки в выравнивании границ по реке Амур и готовы сдавать ему в аренду земли в Забайкалье.

Нынешнее поведение японцев легко понять. Если Россия идет навстречу китайским притязаниям, почему бы не попытаться изменить формат отношений и с Японией, в случае если Япония также станет достаточно серьезным экономическим партнером или пойдет на серьезные уступки, как, например, в вопросе хотя бы частичной не поддержки политики санкций, объявленной Западом России.

«Ни Япония, ни Запад в лице США не хотят деградации России»

Если мы исходим из прагматичной точки зрения с прицелом на очень дальнюю историческую перспективу, надо объяснять населению и уяснить самим — что мы получим в результате улучшения отношений с Японией?

«Это очень важный идеологический и политический шаг навстречу друг другу и в решении территориального спора между нашими странами. В этом смысле нынешняя политика Абэ, демонстрирующая открыто желание решить его, — значительный шаг вперед». Фото kremlin.ru

Рассмотрим главный негативный аргумент «Япония — друг США». Но Америка не является нашим врагом сегодня, как это было в годы холодной войны, когда и возник пресловутый территориальный вопрос в российско-японских отношениях. Получается, что Япония — не наш враг. У нас с ней разногласия — точно такие же, как и в отношениях с западными странами и США. И если мы говорим о сотрудничестве с Западом и Америкой, почему мы не можем говорить о сотрудничестве с Японией? На мой взгляд, это очень важный идеологический и политический шаг навстречу друг другу и в решении территориального спора между нашими странами. В этом смысле нынешняя политика Абэ, демонстрирующая открыто желание решить его, — значительный шаг вперед.

Это понимают японцы: нынешняя Россия — не экономическая супердержава, не вторая политическая сила в мире, Россия и Япония не живут в период сложной идеологической холодной войны. И ни Япония, ни Запад в лице США не хотят деградации России до уровня маргинального государства. Мы и так упустили шансы, предоставляемые четвертой промышленной революцией. Мы не коммунистическая страна, у нас нет идеологических разногласий по определению. У нас есть неэффективная экономика, которую наше руководство никак не может сделать эффективной. Может, Япония нам поможет? Не за острова. А за полномасштабное долгосрочное стратегическое сотрудничество, в течение которого вопрос передачи четырех островов решится сам собой.

Лариса Усманова
Справка

Лариса Рафаэлевна Усманова — востоковед, регионовед-социолог.

  • Доктор социологических наук (диссертация «The Türk-Tatar Diaspora in Northeast Asia, Transformation of Consciousness. A Historical and Sociological Account Between 1898 and the 1950s (Тюрко-татарская диаспора в Северо-Восточной Азии)», 2006).
  • Кандидат политических наук (диссертация «Безопасность в Северо-Восточной Азии: Шанхайская организация сотрудничества», 2003).
  • Кандидат педагогических наук (диссертация «Формирование и развитие коммуникационных способностей журналиста в новых информационных условиях», 1999).
  • В 1992 году окончила Казанский государственный университет, факультет журналистики.
  • 1992—1996 гг. — аспирантура КГУ, кафедра педагогики.
  • 2001—2003 гг. — Университет Аояма Гакуин, факультет международной политики и экономики, магистратура «Международные отношения». Квалификация: социолог-международник (глобальные процессы).
  • 2003—2006 гг. — Университет префектуры Симанэ, факультет регионоведения Северо-Восточной Азии, докторантура, социология. Квалификация: регионовед (международник)-социолог.
  • Знает японский, английский и французский языки.

Новости партнеров