«Я бы в таксисты пошел, пусть меня научат»: как работают водители Uber, Wheely и «Яндекс.Такси»
«Реальное время» анализирует систему договоров наиболее популярных сервисов заказа автомобиля, у которых доступна оплата картой. Мы оценили договоры, которые можно найти в открытых источниках, и сравнили, где за водителями следят пристально, а где — не следят вовсе.
«Яндекс.Такси»: все проверки — в Москве
Не так давно появившийся в Казани сервис «Яндекс.Такси» предлагает работать с сервисом только водителям, у которых есть лицензия на осуществление таксомоторных перевозок. По утверждению компании, она постоянно проверяет наличие разрешений в автоматическом режиме на основе данных, указанных в карточке транспортного средства.
Водитель не может самостоятельно подключиться к сервису. Для работы с ним потенциальный таксист должен сотрудничать с одним из таксопарков-партнеров сервиса. Согласно списку партнеров, в Казани это — 25 компаний. Названия их в большинстве своем ни о чем не говорят, за редким исключением, вроде «Такси Татарстан» и «Столица». Впрочем, в списке не указаны юрлица компаний, а номера телефонов указаны мобильные — потому точно не известно, что это за компании.
Точные требования к автомобилю, который может обслуживать сервис, на сайте указаны только для Москвы и Санкт-Петербурга. В регионах требования могут отличаться — «Яндекс» предлагает обратиться по этому вопросу в таксопарк, через который водитель подключен к «Яндекс.Такси».
У водителя в системе есть два основных показателя — рейтинг и индекс выполнения. Рейтинг присваивается водителю после получения 30 оценок от пользователей сервиса. До этого момента у водителя — 30 оценок «4.2» из 5, которые замещаются по мере того, как появляются реальные оценки от пользователей. Водители, рейтинг которых ниже, чем «3,5», не получают заказы. Второй показатель — индекс выполнения — подсчитывает отмены заказов со стороны водителя, таксопарка по вине водителя и пользователя по просьбе водителя. В случае, если этот показатель опустится ниже минимальной оценки, водитель попадет в «черный список» и не сможет выполнять заказы.
Получив заказ от пользователя, «Яндекс.Такси» отправляет запрос в таксопарки. Таксопарк подтверждает заказ, и сервис отправляет запрос водителю — после этого пользователь получает сообщение о назначенной машине. Если произойдет подмена водителя или автомобиля (на вызов приедет не указанный в заявке автомобиль) они будут заблокированы в системе.
Как известно, пользователи «Яндекс.Такси» могут оплачивать заказы как наличными, так и привязанной к аккаунту банковской картой. Деньги за поездку с оплатой онлайн списываются автоматически и водителю запрещено брать наличные деньги за такой заказ. Водитель получает деньги от своего таксопарка. Однако примечательно, что, согласно условиям «Яндекса», «если по каким-либо причинам списать средства с карты пассажира не удалось, способ оплаты автоматически изменится на «наличные» — соответствующее уведомление появится в вашем программном обеспечении и на мобильном устройстве пассажира. В этом случае с пассажира нужно взять оплату наличными». Каким образом должно происходить взаимодействие водителя и пассажира, у которого не получилось оплатить проезд картой и у которого нет наличных, «Яндекс» не описывает.
При этом, согласно тем же условиям, «Яндекс» не штрафует водителей и не устанавливает для них комиссии — все условия работы определяются таксопарком-посредником. Откровенно говоря, компания вообще минимально взаимодействует с водителями сервиса, ограничиваясь лишь одной, очень формальной процедурой.
Экзамены для водителей проводятся добровольно — и только в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. В результате экзамена водитель может повысить свой рейтинг на 0,5 или 1 балл, равно как и понизить при плохом результате. На экзамене водителей проверяют на знание сервисных стандартов «Яндекс.Такси», улиц города и русского языка, определяют профессиональный уровень и некую «клиентоориентированность», а также заполняют анкету с фамилией, именем и отчеством и фотографируют.
Из этого можно сделать логичный вывод, что без желания водителя проходить экзамен все эти перечисленные параметры не проверяются (как минимум «Яндексом». Проверяет ли их таксопарк — неизвестно). А в большинстве городов России, включая Казань, прохождение тестирования не только не обязательно, но и невозможно.
«Яндекс.Такси», впрочем, все же заявляет три вида контроля качества: дистанционный, мобильный и стационарный. Во время самой простой из них (и единственной доступной в регионах) — дистанционной проверки «Яндекс» присылает запрос водителю. Он должен в ответ сфотографировать салон автомобиля и внешний вид, а также бланк строгой отчетности.
Мобильный контроль качества проводится очно. Проверяются номерные знаки, внешний и внутренний вид машины, документы, количество устройств для приема заказов. Эта проверка проводится не чаще одного раза в 3 недели, контролеры передвигаются на брендированных машинах и работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Судя по указанным номерам машин, даже в этих двух городах машин контроля качества всего две.
Помимо этого, существует стационарный контроль качества, во время которого автомобиль, водитель и документы проходят комплексную проверку. Такая проверка проводится после того, как водитель не прошел мобильный контроль качества, а также при подключении таксопарка к «Яндекс.Такси» в Москве.
Таким образом, из информации о сервисе можно заключить, что в подавляющем большинстве регионов работы «Яндекса» водители не проходят тестирования (сотрудники сервиса, мало того, не видят своих сотрудников очно), а машины могут быть проверены только по фотографиям.
Дополнительно отметим, что заявленная оплата банковской картой работает только на двух из трех мобильных платформ, на которых работает «Яндекс.Такси», — это Android и iOS. Windows Phone, для которого выпущено приложение, не поддерживает оплаты картой. Кроме того, с конца июня «Яндекс» ввел дополнительно тарифы «Ночной» и аналогичный ему «Тариф выходного дня». Если раньше любая поездка оплачивалась из расчета 30 рублей за вызов, 9 рублей за километр и 2 рублей за минуту, то теперь ночью и в выходные дни придется заплатить больше: 49 рублей за вызов, 12 рублей за километр и 2 рубля за минуту.
Uber: партнеры, водители и требование «защищать» компанию
Ситуация с «Убером» несколько сложнее. Помимо требований по наличию лицензии на перевозки, потенциальный водитель одного из самых популярных сервисов сталкивается с главной сложностью: Uber зарегистрирована в Нидерландах. Соответственно, для работы напрямую на Uber (точнее, заключения договора с компанией: Uber делает особый акцент на том, что не является работодателем) водителю придется заключать договор с иностранной компанией. По мнению большинства водителей, в соответствии с российским законодательством, это приводит к усложнению системы налогооблажения, потому что такая работа попадает под определение внешнеэкономической деятельности. По этой причине большинство водителей Uber работают через официальных партнеров Uber.
«Официальные партнеры» представляют собой, по сути, таких же водителей, которые все-таки продрались сквозь законодательные препоны и заключили договор с европейской компанией. Такие партнеры обычно предлагают несложные договоры по подключению к системе Uber. В соответствии с договором, водителю предлагается создать учетную запись и работать фактически через аккаунт партнера. К аккаунту партнера привязаны, таким образом, автомобили всех водителей, с которыми он заключил договор — каждому из них выдается индивидуальный ID. Раз в неделю партнер присылает ведомость обо всех поездках водителя и перечисляет деньги. Обычно — это вся сумма, которую выплачивает Uber за вычетом комиссии от 4 до 10%. Помимо процента, может отличаться и система работы с бонусами, которые начисляет Uber: некоторые партнеры не берут комиссию с бонусов, некоторые начисляют процент на всю сумму, перечисленную Uber.
Такая схема выгодна и удобна для водителей Uber, позволяет им не заниматься оформлением ИП. Однако есть и подводные камни: помимо того, что она не всегда законна (судя по форумам, далеко не все партнеры платят налоги, не говоря уже о водителях-физлицах), нередки случаи, когда партнеры Uber не выплачивают заработанные деньги водителям. Сама же компания при этом не участвует во взаимоотношениях партнера и водителя, резонно замечая, что водитель, работающий через партнера, не заключал никаких договоров с Uber.
А вот сами партнеры заключают договор более серьезный. Текст его обнаружить в открытых источниках не удалось, но, согласно условиям партнерства (их можно найти на одном из форумов) партнер признает, что Uber не предоставляет никаких транспортных услуг. Компания, согласно условиям, предлагает информацию и инструмент для взаимодействия клиентов с водителями. В тексте условий компания Uber указывает, что «не обеспечивает и не намерена обеспечивать транспортировку, не несет ответственности и не берет на себя никаких обязательств в отношении транспортных услуг». Партнер обязуется возмещать убытки, защищать и ограждать компанию Uber от ответственности по претензиям или ущербу, причиненному третьим лицам.
При этом партнер несет ответственность за действия водителя в отношении клиентов и компании Uber. Отметим и еще один интересный пункт условий: «Компания Uber не осуществляет и не собирается осуществлять никакого контроля над действиями водителя (или партнера) или над эксплуатацией или физическим состоянием транспортного средства — если иное не предусмотрено соглашением — и ничто в этом соглашении не должно создавать трудовые отношения между компанией Uber и партнером и/или водителем или делать кого-либо из них агентом Uber… В тех случаях, когда по смыслу обязательного для исполнения закона или иным образом водитель и/или партнер могут быть признаны агентом, работником или представителем компании Uber, партнер обязуется и соглашается освободить от ответственности, защитить и оградить компанию Uber от ответственности за любые претензии со стороны любого физического или юридического лица на основе таких подразумеваемых трудовых или агентских отношений».
Таким образом, Uber полностью снимает с себя ответственность за конкретного партнера, водителя и состояние его автомобиля, равно как и за его действия. В то же время партнер обязуется следить за тем, чтобы водитель не передавал никому свои права на использование приложения, но «признает и соглашается с тем, что приложение (подразумевается клиентское приложение для вызова водителя, — прим. ред), приложение для водителя или сервис время от времени могут быть недоступны (например, из-за плановых работ или модернизации системы), и что компания Uber не может и не гарантирует конкретное или минимальное наличие приложения, приложения для водителя или сервиса».
В случае поступления жалобы или возникновении спора между клиентом и водителем Uber имеет право (но не обязана) предоставить второй стороне или органам власти соответствующие данные, в том числе персональные. При этом партнер и водитель соглашаются оказывать поддержку Uber по всем линиям связи, по просьбе компании активно привлекать других партнеров, воздерживаться от негативных публичных высказываний о бизнесе и бизнес-концепции Uber.
В тексте условий ничего не говорится о какой-либо проверке водителей. Однако есть соглашение о том, что партнер и водители должны иметь все разрешения, соблюдать законы, обладать достаточным уровнем знаний и опыта для предоставления услуг, поддерживать транспорт в чистом и «хорошем рабочем» состоянии в любое время.
Условия для водителя, таким образом, достаточно кабальные: зона ответственности Uber минимальна, компания лишь предоставляет сервис. Водитель же должен собственноручно заниматься оплатой налогов, взаимодействием с не всегда честным партнером, да еще, если компания попросит, привлекать других партнеров.
О финансовых условиях в данном документе ничего не сказано. Однако в документе на сайте одного из партнеров Uber в Казани можно обнаружить схему, по которой происходит начисление оплаты. Согласно этому документу, Uber забирает 20% стоимости поездки, но начисляет бонусы в размере 30 или 70 рублей. Бонусы начисляются, если водитель совершил более 20 поездок за неделю. По будням 30 рублей за поездку начисляется с 23.00 до 5.59 утра и с полудня до 16.59. 70 рублей начисляются с 6 утра до 11.59, а также с 17.00 до 22.59. По выходным в течение всего дня Uber платит 70 рублей бонуса за поездку.
Тарифы Uber для пользователя, напомним, сейчас таковы: 25 рублей за подачу машины, 4 рубля за минуту и 4 рубля за километр. При этом частое явление, особенно в пиковое время, — повышенный тариф, когда стоимость поездки автоматически умножится на указанный заранее коэффициент. Обычно он составляет от 1,3 до 2,5.
Wheely: большие штрафы — для партнеров, высокие тарифы — для клиентов
Wheely позиционирует себя, как систему с качественным и более дорогим сервисом. Система настолько солидна, что в некоторых случаях служба поддержки отказывается привязывать к аккаунту карты ниже статуса Gold. Однако, как видно из договоров, у Wheely отличаются и требования к водителям (впрочем, это не отменяет того, что водителей откровенно мало).
Согласно агентскому договору с Wheely (ООО «Вили»), компания обязуется за вознаграждение принимать от пользователей оплату за транспортные услуги, оказанные партнером по договору об оказании транспортных услуг, а также оплату штрафных неустоек. Помимо этого, Wheely утверждает и подписывает акт об оказанных услугах. Компания принимает от пользователя вознаграждение и передает его партнеру за вычетом агентского вознаграждения.
Согласно этому же договору, Wheely получает от партнера 2,3% от суммы всех платежей пользователей. Также компания удерживает сумму неустоек, а затем, не реже раза в неделю, переводит деньги партнеру. Партнер самостоятельно оплачивает налоги и сборы. Отметим, что указанные 2,3% — заметно меньше, чем 20%-я комиссия «Убера». Однако в системе действует система значительных штрафов. В итоге это позволяет водителю зарабатывать больше (при достаточном количестве заказов), но и способствует тому, что водитель больше внимания уделяет качеству своих услуг.
Согласно пользовательскому соглашению с партнером, Wheely предоставляет партнеру безвозмездную лицензию на использование сайта и приложения. Они могут быть использованы (если речь идет о партнере-физлице) только для нерегулярного оказания транспортных услуг, но не для предпринимательской деятельности.
К партнеру предъявляются следующие требования: водительское удостоверение, стаж вождения не менее 3 лет, прохождение аттестации в компании на знание правил и стандартов оказания транспортных услуг. Порядок и условия проведения аттестации определяются Wheely по своему усмотрению, однако, напомним, у Uber и «Яндекс.Такси» практики аттестации, по большому счету, нет.
К автомобилю Wheely предъявляет следующие требования: он должен быть иностранного производства не старше 2008 года, также подходит «Лада Веста». Машина должна быть исправна, с чистым кузовом и салоном. Мойка должна проводиться каждый день, а химчистка или чистка салона пылесосом — не реже 1 раза в неделю.
Помимо этого, Wheely декларирует, что вправе запрашивать и иные документы и информацию, не указанные в договоре, — и партнер обязан их предоставить в течение 2 рабочих дней. Непредоставление этих документов является нарушением условия пользовательского соглашения.
При этом Wheely отдельным пунктом договора подчеркивает, что не гарантирует, что сайт и приложение соответствует требованиям партнера, а доступ к ним будет предоставляться непрерывно, быстро, надежно и без ошибок. Программно-аппаратные ошибки на обеих сторонах признаются «обстоятельствами непреодолимой силы» — словом, все, как у Uber. Wheely, кроме того, вправе в одностороннем порядке изменять условия пользовательского соглашения — и эти изменения вступают в силу в момент публикации в интернете.
Wheely — единственный из рассматриваемых сервисов, который использует систему штрафов. При этом они достаточно жесткие, по крайней мере для водителя, работающего на своей машине. Водителям (или партнерам, как называет их Wheely) придется платить буквально за каждую мелочь, причем далеко не всегда очевидную.
Так, к примеру, за отказ от выполнения заявки на поездку, которую водитель уже принял, партнеру придется заплатить тысячу рублей. В случае, если отказ совершил не водитель, а пользователь, но по причине того, что водитель нарушил условия исполнения заявки — водителю придется заплатить целых 5 тыс. рублей.
При этом, если у водителя не оказалось с собой телефона для связи с клиентом, или телефон не был оплачен, словом, если у водителя не оказалось средства связи с клиентом, водителю придется заплатить тысячу рублей. Штраф такого же размера ждет водителя за нарушение правил дорожного движения, оказание услуг неисправным транспортным средством, равно как и грязным или поврежденным. К той же тысяче рублей штрафа приведет несоблюдение делового стиля одежды, несоблюдение требований по выбору маршрута поездки, температуры в салоне, наличие посторонних или личных вещей в салоне автомобиля.
Чуть меньше — 500 рублей — водитель заплатит за подачу транспортного средства с задержкой более пяти минут или отсутствие в машине вещей, необходимых для оказания услуг. К таким «необходимым» вещам относятся, в том числе, зонт и табличка для встречи клиента.
За неоказание помощи пользователю при посадке или высадке из машины, равно как и за нарушение стандартов качества и правил оказания услуг (в том числе нарушение норм этики делового общения) водителю придется заплатить 2 тыс. рублей.
А вот за подачу машины к месту, не указанному в заявке, или изменение места подачи машины по инициативе водителя придется выплатить штраф в размере 3 тыс. рублей. Такой же штраф ждет водителя за курение в машине, а также за сообщение о начале и завершении оказания услуг с задержкой более 3 минут.
Наконец, самые крупные штрафы ждут водителя за оказание услуг в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также за рекламу своих услуг без согласования с Wheely или распространение информации об услугах, оказываемых не по договору с Wheely. Штраф за эти нарушения составит 50 тыс. рублей. Забавно, что, несмотря на декларируемые крупные штрафы, Wheely не обещает отстранить от работы водителя, например, за то же состояние опьянения.
За такие жесткие штрафы для водителей придется расплачиваться и пассажирам Wheely — достаточно высокими тарифами. У сервиса в Казани существует два тарифа, связанных с типом автомобиля. Тариф «Комфорт», включающий иномарки эконом-класса, стоит 50 рублей за подачу, 4 рубля за минуту и 11 рублей за километр. Тариф «Wheely», в котором ездят автомобили класса Toyota Camry, стоит 70 рублей за подачу, 8 рублей за минуту и 17 рублей за километр.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.