Рынок такси: так ли дешев Uber, как его малюют
«Хитрые» тарифы, дорогие детские кресла и странный «бизнес-класс»
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», в Казани действует 25 компаний, называющих себя службами такси. Мы проанализировали основные ценовые параметры этих служб, чтобы понять, как выглядит ситуация на рынке. Как выяснилось, несмотря на различные тарифные ухищрения, разница в ценах невелика. При этом самые крупные службы такси зачастую далеко не самые дешевые.
«Таксистские» условности
Стоит сразу оговориться: рассматриваемые компании далеко не всегда являются полноценными такси хотя бы в том смысле, который закладывается российским законодательством. Согласно данным Реестра выданных разрешений, в регионе за все время существования этого реестра было зарегистрировано около 30 тыс. разрешений на пассажирские перевозки легковым транспортом (стоимость выдачи разрешения — 400 рублей), многие из которых уже отозваны. Достаточное ли это количество для четырехмиллионного Татарстана — вопрос спорный.
И уж тем более в Казани не идет речи о серьезном рынке полноценных таксопарков в классическом понимании — тех самых, представители которых протестуют против Uber в Европе. Большинство «служб такси» не более, чем диспетчерские службы, обеспечивающие заказами частных перевозчиков. То есть технически Uber и Wheely в случае Казани являются примерно тем же самым, чем и компании, называющие себя в столице Татарстана «службами такси». А недавно запущенный в Казани агрегатор «Яндекс.Такси», выполняющий, по сути, функции субподрядчика для других служб заказа такси, оказывается даже субподрядчиком субподрядчика.
Автомобили, соответственно, принадлежат не диспетчерской службе, а самим водителям. В некоторых случаях они арендованы у диспетчерской службы или аффилированных компаний. Говорить здесь о каком-то контроле за действиями водителей и техническим состоянием автомобилей чаще всего не приходится. Параметры безопасности и качества услуг фактически остаются на совести водителей.
Учитывая эти допущения, аналитическая служба «Реального времени» и постаралась оценить рынок такси. Именно поэтому в исследовании мы не давали оценку адекватности, безопасности и скорости заказа машины в той или иной диспетчерской службе, равно как и состоянию автомобилей. При отсутствии четких механизмов контроля таких служб со стороны ГИБДД и водителей — со стороны диспетчерских служб, можно сказать, что любой заказ машины «такси» — лотерея. Соответственно, в обзоре служб такси речь пойдет исключительно о ценах.
Цены на такси в Казани№ | Название | Тариф | Посадка / Вызов в руб. | Посадка с ребенком (доплата за детское кресло) | Ожидание |
1 | СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ | Эконом | 60 | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 5 руб./мин |
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф КОМФОРТ | Комфорт | 100 | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 5 руб./мин | 16 |
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф БИЗНЕС | Бизнес | 150 | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 8 руб./мин | 20 |
2 | Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом» | Эконом | Пн, Вт, Ср, Чт, Пт — 6:00 — 9:00 и 16:00 — 18:30 = 90 руб. вкл. 1 км. В др. дни и др время 50 руб. | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин |
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой комфорт» | Комфорт | Пн, Вт, Ср, Чт, Пт — 6:00 — 9:00 и 16:00 — 18:30 = 110 руб. вкл. 1 км. В др. дни и др время 90 руб. | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин | 14 |
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой бизнес» | Бизнес | 200 | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин | 16 |
3 | Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта | 70 руб. (вкл. 0,5 км.) | нет | 10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин | |
4 | Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси» | Стандарт | 60 | 20 руб. к посадке и на 1 руб. возрастает стоим. км. | 10 мин — 0; с 11 мин — 4 руб./мин. |
Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Комфорт» | Комфорт | 70 | 20 руб. к посадке и на 1 руб. возрастает стоим. км. | 10 мин — 0; с 11 мин — 4 руб./мин. | 14 |
Стоимостные перекосы и «хитрые» владельцы мобильных приложений
Как показал анализ, стоимость посадки в автомобиль или вызова в Казани варьируется от 30 рублей (служба заказа «Микс») до 110 рублей (CityMobil) в эконом-варианте. В некоторых случаях, как, например, у того же CityMobil, в эту стоимость входит от 0,5 до 3 километров поездки. В среднем же посадка стоит 60-70 рублей.
Стоимость каждого километра пути у участников рынка практически не отличается: в среднем она составляет 13-15 рублей («Такси Татарстан», «Максим», «Лидер»), хотя в некоторых случаях доходит и до 20 рублей (та самая служба заказа «Микс» с минимальной стоимостью посадки). Стоимость километра за городом значительно выше — в среднем она составляет 15-20 рублей при езде «в одну сторону». Если заказчик собирается тут же ехать на этом же такси обратно, то стоимость километра может снизиться до «городского» тарифа, а иногда и до более низкого. Видимо, сказываются большие расстояния и свободные дороги.
Вместе с тем, у двух компаний, работающих с помощью мобильного приложения, привязанного к банковской карте, система оплаты проезда отличается: у Wheely и у Uber километр пути стоит 6 и 4 рубля соответственно, но дополнительно клиент оплачивает каждую минуту в пути: по 4 рубля. Третья служба, работающая через мобильное приложение — «Яндекс.Такси» — предлагает классический способ оплаты. Остальные службы такси включают «поминутный» счетчик только при длительном ожидании клиента или при вялотекущем движении в «глухой» пробке.
Стоит, однако, учитывать, что крупнейшие службы заказа автомобилей — например, Uber или «Такси Татарстан» имеют привычку вводить повышенные тарифы в часы пик или при любых ситуациях, связанных с повышенным спросом на такси, будь то дождь, снегопад или Новый год.
Стоимость тарифа от (или из) аэропорта составляет от 250 рублей (служба «Микс») до 700 рублей («Такси 3») при эконом-тарифе. Основная же масса предложений — по цене 400-500 рублей, при этом из служб такси никто не отказался поехать в аэропорт.
Uber и Wheely — в топе по дешевизне
На основании заявленных компаниями тарифов «Реальное время» подсчитало стоимость поездок по трем условным маршрутам. Первый маршрут, от торгового центра «Парк Хаус» до торгового центра «Тандем» — короткий вариант. Согласно данным онлайн-карт, длина маршрута — чуть меньше 3 километров, время езды без пробок — 8 минут. Второй маршрут (который мы приняли за стандартный, результаты проранжированы именно по нему) — маршрут из центра города («Кольцо») до спального района Горки (станция метро «Проспект Победы»). Расстояние по этому маршруту составляет 10 км, без пробок ехать 15 минут. Третий маршрут — долгий и длинный: от тех же Горок до станции метро «Авиастроительная». Расстояние здесь — 20 километров, езды без пробок — полчаса.
Как можно увидеть из таблицы, в зависимости от выбранного маршрута выгода при использовании разных служб вызова такси может варьироваться. Однако средний по длине маршрут оказался наиболее выгодным у службы «Минимум». Поездка из центра на Горки обойдется всего в 141 рубль. Следом за ним — появившийся в прошлом году Uber. Пользователям сервиса придется заплатить 150 рублей. Следом идут служба «Юпитер» со 169 рублями и другой сервис, схожий с «Убером» — Wheely. Его пользователи заплатят 170 рублей.
Такси «Максим» возьмет за поездку 180 рублей, «Татарстан» — 190 рублей. «Яндекс.Такси» будет стоить 209 рублей, а «Лидер» возьмет за поездку 220 рублей. Самой дорогой службой по «обычному» тарифу оказалась служба «Kazan City» с 260 рублями за поездку.
Стоимость поездок по трем условным маршрутамНазвание | Тариф | Стоимость днем, без пробок, ТЦ «Парк Хаус» — ТЦ «Тандем» (3 км, 8 минут) | Стоимость днем, без пробок, м.«Площадь Тукая» — м.«Проспект Победы» (10 км, 15 минут) | Стоимость днем, без пробок, м.«Проспект Победы» — м. «Авиастроительная» (20 км, 30 минут) |
Диспетчерская служба МИНИМУМ | 50 | 141 | 271 | |
Uber, мобильное приложение для заказа такси | uberX | 94 | 150 | 250 |
Юпитер, диспетчерская служба заказа легкового транспорта | 78 | 169 | 299 | |
Wheely, мобильное приложение для заказа такси тариф «Экспресс» | Комфорт | 100 | 170 | 290 |
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом» | Эконом | 89 | 180 | 310 |
Омега / Омега1, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковой эконом» | Эконом | 89 | 180 | 310 |
Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта | 100 | 184 | 304 | |
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ | Эконом | 109 | 190 | 320 |
Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси» | Стандарт | 99 | 190 | 320 |
Дорогие детские кресла и недоступный «трезвый водитель»
Речь выше шла о самых стандартных, «обычных» заказах. Недостатка в службах по такому обширному параметру в Казани нет. Сложнее и разнообразнее ситуация с какими-то дополнительными параметрами.
Так, например, только три из 25 опрошенных таксомоторных служб готовы предоставить автомобиль с детским удерживающим креслом, как требуют того ПДД, если пассажиру необходимо ехать с ребенком. «Такси Татарстан» предлагает проехаться с ребенком за дополнительные 20 рублей и 1 рубль за километр, причем касается это всех тарифов службы. CityMobil предлагает детское кресло в машине за дополнительные 50 рублей, также независимо от тарифа. Такой же ценник и у «Яндекс.Такси».
А вот услуга, известная как «Трезвый водитель», предполагающая вызов водителя для перевозки машины клиента вместе с самим клиентом, доступна не во всех службах. Этой функции нет ни у «Такси Татарстан», ни у «Лидера», «Яндекс.Такси», Uber или Wheely. «Максим» готово прислать водителя за временно ограниченным в вождении автовладельцем за 790 рублей (цена за поездку из центра в Ново-Савиновский район). «Союз Такси» за такую услугу возьмет 1 500 рублей, «Акула» — 700 рублей за посадку и 35 рублей за километр, такси «Столица» — 600 рублей за вызов и 20 рублей за километр.
Ford Mondeo и Skoda Octavia в качестве бизнес-класса
Некоторые из компаний предлагают на выбор сразу несколько вариантов вызова автомобиля: традиционно они называются «эконом»/«экспресс», «бизнес»/«комфорт», «премиум»/«представительский». В большинстве случаев они отличаются классом автомобилей и, само собой, ценами. Впрочем, класс машины — понятие относительное и сильно варьируется в зависимости от представлений диспетчерской службы о понятиях комфорта, бизнеса и «представительности».
Так, например, одна из самых популярных в Казани и других городах диспетчерская служба «Лидер» в «бизнес»-тариф включает автомобили Ford Mondeo, Hyundai i40, Skoda Octavia, Renault Fluence. В то же время у «Лидера» по «эконом»-тарифу может приехать любая из этих машин, а может заняться доставкой клиента и автомобиль российского производства. Интересно, что, к примеру, у сервиса Wheely, работающего через мобильное приложение, та же Skoda Octavia («бизнес»-тариф у «Лидера») относится к тарифу «экспресс».
Российские легковушки вообще ожидаемо не в почете: из всех служб, предлагающих два и больше тарифов, только один сервис может осчастливить продуктом отечественного автопрома клиента, заказавшего «комфорт»-класс. Это недавно запущенный в Казани агрегатор «Яндекс.Такси».
Кто за сколько «таксует»?
Стоимость услуг диспетчерских служб для водителей также практически не отличается. Человеку с личным автомобилем, который решил зарабатывать, «таксуя», придется, во-первых, узнать условия тарифов, а во-вторых — узнать, сколько придется платить диспетчерской службе за вызов.
Основная масса компаний собирает от 10 до 15% стоимости заказа. Например, такси «Максим» заберет у водителя десятую часть стоимости заказа, столько же возьмет «Акула», «Микс», «Омега». Такая же стоимость услуг диспетчеров у такси «Столица», «Барабыз». Лишь 5% комиссии — у CityMobil, 7% — у Kazan city.
«Лидер» предлагает несколько видов тарифов для водителей: он может брать 15% от заказов, 22 рубля с заявки или фиксированную сумму: 1100 в неделю, 500 рублей за двое суток или 300 рублей в сутки. Аналогичная ситуация и у «Такси Татарстан»: диспетчерская служба может брать 22 рубля с каждой заявки, или 90 рублей в сутки плюс 9 рублей с заявки, или 1100 рублей в неделю. Uber забирает от 5% до 20%, Wheely — 20%, «Яндекс.Такси» берет 11% комиссии у таксопарков при оплате наличными, 9% — при безналичной оплате.
Стоимость услуг диспетчерских служб для водителей№ | Название | Тариф | Вознаграждение | Дополнительно | Ограничение на авто |
1 | СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ | Эконом | 13% | 1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет | Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет |
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф КОМФОРТ | Комфорт | 13% | 1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет | Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет, В-класс авто (Солярис, Рио, Фокус) | нет |
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф БИЗНЕС | Бизнес | 13% | 1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет | Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет, бизнес-класс | нет |
2 | Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом» | Эконом | 10% | нет | не старше 2010 года |
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой комфорт» | Комфорт | 10% | нет | не старше 2010 года | нет |
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой бизнес» | Бизнес | 10% | нет | не старше 2010 года | нет |
3 | Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта | 10% | нет | не старше 2010 года | |
4 | Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси» | Стандарт | 3 тарифных плана: 1) 22 руб. с заявки; 2) 90 руб. в сутки и 9 руб. с заявки; 3) 1100 руб. в неделю | нет | по состоянию авто |
Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Комфорт» | Комфорт | 3 тарифных плана: 1) 22 руб. с заявки; 2) 90 руб. в сутки и 9 руб. с заявки; 3) 1100 руб. в неделю | нет | по состоянию авто | нет |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.