Бюджет республики распухает от новых долгов
Долги Татарстана растут по всем возможным направлениям
Предложение правительства РТ об увеличении государственных гарантий, выданных в обеспечение займа «дочки» ОАО «Связьинвестнефтехим», привлекло внимание аналитиков газеты «Реальное время» к проблеме роста задолженности нашего бюджета в целом. Эта задолженность растет и из-за валютных курсовых переоценок, и из-за новой кампании по заимствованию бюджетных кредитов из федерального центра.
Родина-мать гарантирует щедро
Правительство Татарстана внесло в Госсовет РТ законопроект, которым предлагается увеличить предельный объем госдолга республики на 2015 год на 8,9 млрд рублей. Предложено внести в Закон Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года № 107-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» следующее изменение:
«7. Кабинет министров Республики Татарстан вправе принять решение о заключении дополнительного соглашения к Договору гарантии от 3 августа 2005 года для обеспечения обязательства по займу, привлеченному в 2005 году компанией «СИНЕК Кэпитал С.А.», являющейся дочерней компанией открытого акционерного общества «Связьинвестнефтехим», в целях увеличения объема обязательств Республики Татарстан по государственной гарантии Республики Татарстан до 21 875 000 тыс. рублей».
Текст пояснительной записки к законопроекту гласит:
«Указанное увеличение объема государственной гарантии осуществляется в целях оказания поддержки открытого акционерного общества «Связьинвестнефтехим» на фоне значительного роста курсов иностранных валют к российскому рублю и недопущения досрочного погашения обязательств по еврооблигационному займу».
Напомним историю вопроса.
3 августа 2005 года 100-процентная «дочка» ОАО «Связьинвестнефтехим» компания Edel Capital, Societe Anonyme (7, Val Sainte-Croix, L-1371 Luxembourg) привлекла посредством еврооблигаций-сертификатов участия в кредите (LPN — loan participation notes) денежные средства в размере $250 млн с погашением 3 августа 2015 года.
Лид-менеджером выпуска являлся Dresdner Kleinwort Wasserstein (Германия). Листинг осуществлен Дублинской фондовой биржей. В итоге 48% займа размещены среди инвесторов из Англии, 15% — Германии и Австрии, по 7% — из стран Азии и из США, по 4 — из Нидерландов, России, стран Скандинавии и Швейцарии. Приобретателями 59% ценных бумаг стали фонды, 18% — инвестиционные банки, 10% — хедж-фонды, 8% — частные банки, 5% — страховые и пенсионные фонды.
Поступления по данным облигациям были использованы для кредитования SINEK Capital S.A. (7, Val Sainte-Croix, L-1371 Luxembourgи SINEK) — также стопроцентной дочки ОАО «Связьинвестнефтехим», которая выступила поручителем по данному займу. В свою очередь, за SINEK Capital S.A. поручилось правительство РТ, отразив в законе о бюджете РТ сумму в 13 млрд руб. в строке «государственные гарантии РТ по обязательствам в валюте РФ». Внимательный читатель заметит, что 13 млрд руб. гарантий многовато для займа $250 млн, ведь если считать по действовавшему в августе 2005 года курсу (доллар за 28 руб.), это составило 7 млрд руб. покрытых гарантий. На что же было использовано еще 6 млрд?
Все дело в том, что при размещении еврооблигаций гарантии по ним требуют увеличить на величину возможного обесценения рубля. Таким образом, еще в 2005 году иностранные инвесторы, требуя гарантии по займу на $250 млн на 13 млрд руб., закладывали самый «потолочный» курс в размере 52 рубля за доллар. Но, как водится, жизнь опровергла самые буйные фантазии, и данный курс был «пробит» в начале декабря 2014 года. Международные кредиторы вполне резонно стали требовать увеличения госгарантии на 8,9 млрд руб., а общий ее размер, согласно предлагаемому законопроекту, составил 21,9 млрд руб. Нетрудно увидеть, какой следующий потолок по курсу доллара закладывается в эти новые гарантии — 87,5 рубля за доллар (!). Сегодня курс уже около 66, и хотя глава Банка России Эльвира Набиуллина не видит оснований для падения курса до 80 рублей за доллар, однако события последнего времени не дают никаких гарантий.
Как изменится госдолг Татарстана?
Что же произойдет с госдолгом Татарстана, если поправка в бюджет будет принята и объем гарантий будет увеличен?
По состоянию на 1 февраля 2015 года долговая книга внутреннего долга РТ выглядит так:
Вид обязательства | Объем долговых обязательств, руб. |
Внутренний долг Республики Татарстан | 95 064 162 991,04 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Республики Татарстан из бюджетов бюджетной системы РФ, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации | 72 405 907 447,04 |
Государственные гарантии РТ, обязательства по которым выражены в валюте РФ | 13 000 000 000,00 |
Государственные гарантии Республики Татарстан, предоставленные Российской Федерации в иностранной валюте | 9 658 255 544,00 |
Государственные ценные бумаги Республики Татарстан, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации | 0,00 |
Кредиты от Российской Федерации в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов | 0,00 |
Кредиты, привлеченные от имени Республики Татарстан как заемщика от кредитных организаций, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации | 0,00 |
Кредиты, привлеченные от имени Республики Татарстан как заемщика от международных финансовых организаций, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации | 0,00 |
Расшифруем содержание важных статей:
Статья «Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Республики Татарстан из бюджетов бюджетной системы РФ, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации» — 72,4 млрд руб. Это сумма бюджетных кредитов, полученных бюджетом РТ из минфина РФ.
Но эта сумма состоит из 65,5 млрд руб. реструктуризированных бюджетных кредитов. Напомним, что 12 декабря 2012 года был опубликован федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 года № 247-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Согласно закону, минфин РФ предоставил Татарстану отсрочку по выплате бюджетных ссуд на ближайшие 10 лет, то есть до 2022 года. А в последующие 10 лет — с 2023 по 2033 годы — республика должна будет погашать кредит равными долями по ставке 0,5 (!) процента годовых.
Другая часть состоит из 6,9 млрд рублей нереструктуризированных бюджетных кредитов. Интересно, что в результате реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам действовал мораторий на привлечение новых бюджетных кредитов. До начала 4 квартала 2014 года сумма привлеченных из минфина РФ бюджетных кредитов была неизменна — 67,1 млрд руб. Но вследствие тяжелой ситуации в бюджете РТ мораторий был «разморожен» и началось новое привлечение бюджетных кредитов для затыкания дефицита. В итоге на 1 февраля 2015 года произошло увеличение по данной статье на 5,3 млрд руб. по сравнению с октябрем 2014 года.
Статья «Государственные гарантии РТ, обязательства по которым выражены в валюте РФ». Это как раз и есть та госгарантия за СИНХ. Сумма сейчас 13 млрд руб. После ее увеличения сумма госгарантии составит 21,9 млрд руб.
Статья «Государственные гарантии Республики Татарстан, предоставленные Российской Федерации в иностранной валюте» в сумме 9,7 млрд рублей — это в основном гарантии перед правительством Российской Федерации на сумму 16 513 млн японских иен в рамках мирового соглашения № А65-28819/2005-СГ1-10, выданные за ОАО «КАМАЗ» в 2005 году. После пожара на заводе двигателей было закуплено японское оборудование за счет российского бюджета. Теперь «КАМАЗ» будет расплачиваться по нему равными долями до 2035 года, то есть по 550 млн японских иен (или 216 млн рублей по текущему курсу) ежегодно. Соответственно, такими же темпами будет списываться гарантия. К сожалению, переоценка японской иены утяжелила данную статью по сравнению с 1 октября 2014 года на 3,7 млрд руб.
После увеличения объема задолженности по госгарантии за СИНХ общая величина внутреннего долга Татарстана составит около 104 млрд руб. Много это или мало? По Бюджетному кодексу РФ, регионы могут иметь долг в размере до 100% от доходов. Доходы консолидированного бюджета РТ за 2014 год составили 217 млрд руб. Как видите, и тут мы пока еще в этот коридор вписываемся. Но плохо то, что в тяжелейший кризис мы вкатываемся с третьим по величине долгом среди всех субъектов РФ (после Москвы и Краснодарского края), что может ограничить возможности по дальнейшему рефинансированию.
Всем, кому должен, — прощаю
Но есть вероятность, что несмотря на реструктуризацию фортуна может еще раз повернуться лицом к нашей республике. Дело в том, что депутаты Госдумы РФ Антон Ищенко, Иван Сухарев и Сергей Каргинов (ЛДПР) внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому финансовые обязательства регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2015 года полностью прекращаются. По мнению авторов законопроекта, это значительно облегчит финансовое положение регионов во время экономического кризиса. Это, конечно, не первая попытка «понять и простить», предыдущих таких же инициатив, закончившихся безрезультатно, было множество. Но уж больно тяжелые времена сейчас переживает наша экономика, так что обращения за такой помощью не беспочвенны.
По информации министерства финансов, объем государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований на 1 декабря 2014 года составил более 2,2 трлн рублей. 600 млрд из этой суммы составляют бюджетные кредиты, полученные регионами от федерального центра. Очевидно, что ни в 2015, ни в 2016 годах регионы не смогут увеличить доходы своих бюджетов из-за их жесточайшего дефицита и просто не в состоянии выплачивать никакие средства в погашение задолженностей. Поэтому идеальным с точки зрения здравого смысла антикризисным решением было бы простое списание данных долгов. Но массовое прощение долгов развращает, уничтожает финансовую дисциплину и приучает государственные финансовые институты к неэффективной раздаче денег. Что выберут — мораль или национализацию убытков, — увидим в ближайшее время.
Фото: photo-moskva.ru, gosrf.ru, uchastie.com
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.