Новости раздела

Падури, Бережная, Тихонов: первые «легионеры», катавшие в СССР и за Россию

Среди них и отец недавно раненной фигуристки Морозов

Падури, Бережная, Тихонов: первые «легионеры», катавшие в СССР и за Россию
Фото: realnoevremya.ru/ Олег Тихонов

Советское и российское фигурное катание вполне мощное, но в определенные времена оно было вынуждено привлекать в свои ряды спортсменов с другими паспортами. Что любопытно, в истории отечественного фигурного катания есть спортсмены, переходившие с состав сборной стран из дальнего и ближнего зарубежья, а также наши фигуристы, возвращавшиеся в российское фигурное катание после выступления в иностранных сборных и чемпионатах. Подробности — в статье спортивной редакции «Реального времени».

СССР и девяностые

Первым легионером советского фигурного катания стала Айно-Вайке Падури, выигравшая в январе 1945 года чемпионат Советского Союза. Было ей на тот момент 33 года, и десять из них фигуристка выступала на чемпионате Эстонии под девичьей фамилией Вайке Кальювээ. Эстонское фигурное катание даст советскому еще и братьев Юрия и Уно Циммерманов. Уно тоже был одиночником, а Юрий стал директором школы фигурного катания в Кирове, куда сослали братьев, и вырастил там будущего кировского фигуриста Бориса Рублева.

Первой «импортной» фигуристкой в России была будущая олимпийская чемпионка Елена Бережная. Поскольку с 1992 года помимо России из бывшего СССР на международных соревнованиях могли выступать только страны Балтии, то федерация фигурного катания Латвии (а это одиночники Влащенко, Костин, пара Стергиаду — Разгуляев, Лепина, которую тренировал дуэт Олега и Марики Нугумановых. Их внучка — российская фигуристка Елизавета Нугуманова) сумела привлечь в свою сборную и 16-летнюю Елену Бережную, поскольку ее пара с рижанином Олегом Шляховым существовала уже два года, будучи созданной еще перед распадом СССР.

Первым «импортным» танцором в российском фигурном катании стал знаменитый Николай Морозов, отец уроженки Франции Аннабель Морозов (той самой, которой на прошлой неделе поранили ногу коньком), выступавший в 1994 году за Азербайджан с Ольгой Першанковой. 22-летняя Першанкова ранее каталась с Петром Чернышовым (да-да, будущим супругом Анастасии Заворотнюк), и 18-летний Морозов был для нее скорее младшим братом, чем партнером. И после чемпионата мира того же года Першанкова оставила спорт, переехав в Англию, где стала кататься в балете на льду. У Морозова же была следующая партнерша Екатерина Гвоздкова, с которой он даже успел стартовать на чемпионате России 1995 года, после чего был создан дуэт с экс-украинкой Татьяной Навкой, ранее выступавший за Белоруссию с одесситом Самвелом Гезаляном. Кстати, Чернышова и Гезаляна объединяет их бывшая партнерша Мария Аниканова, ныне актриса театра и кино, последовательно катавшаяся с обоими.

С 1992 года помимо России из бывшего СССР на международных соревнованиях могли выступать только страны Балтии. realnoevremya.ru/ Олег Тихонов

В сезоне 1994 года за Азербайджан выступали Наталья Крестьянинова и Алексей Торчинский, самые титулованные юниоры мира. Они трижды выигрывали ЮЧМ, дважды представляя СССР и однажды Россию, после чего поехали в Копенгаген на чемпионат Европы в качестве членов сборной Азербайджана (Юлия Воробьева, затем еще и Игорь Пашкевич, а на том ЧМ Игорь Лютиков, первый тренер Камилы Валиевой по переезду в Москву). Год спустя Крестьянинова и Торчинский вернулись в спортивное гражданство России и стали первыми парниками-«легионерами».

1994 год: наши в сборных Азербайджана, Латвии, Японии

Любопытно, что в декабре того же 1994-го года на чемпионате России шестое место заняли парники Мария Петрова и Антон Сихарулидзе. Через два года Бережная вернется из сборной Латвии, встав в пару с Сихарулидзе, а Мария Петрова, расставшись с Антоном, покатается с Теймуразом Пулиным и с 1998 года создаст пару с Алексеем Тихоновым, третьим по счету «легионером» в российском фигурном катании. В 17 лет куйбышевец Тихонов успел стартовать на юниорском чемпионате мира вместе с 21-летней Ириной Сайфутдиновой из Свердловска, это было крайне редко для советского фигурного катания, когда партнерша была старше (ну разве что Ирина Роднина в отношении Александра Зайцева).

С развалом СССР Тихонов поначалу оказался без партнерши — речь идет о второй партнерше Екатерине Муроговой, вышедшей замуж и ушедшей из спорта. А затем и без любимой на тот момент девушки. Тихонов ухаживал за танцовщицей Анжеликой Крыловой (кстати, она наполовину узбечка по отцу, и ее тетя Бернара Кариева — самая известная балерина советского Узбекистана), оказался в Японии и выступал на местных чемпионатах, однажды даже выбравшись на «мир» все в том же 1994-м с Юкико Кавасаки, после чего возвратился в Россию, где первое время танцевал в ледовом спектакле «Красавица и чудовище».

Тот чемпионат мира проходил на родине Кавасаки, в японском городе Чиба, и там же дебютировала 15-летняя москвичка Анастасия Гребенкина, выступавшая за Латвию с Эриком Самовичем. Предложение выступать за прибалтов было сделано ей тренером Еленой Масленниковой, которая на тот момент работала с литовцами Дробязко — Ванагасом. После 29-го места на ЧМ-1994 Гребенкина вернулась в Россию, став первой российской танцоркой с опытом выступления за сборную другой страны. Гребенкина последовательно откатала на чемпионатах России по два сезона с Вазгеном Азрояном и Виталием Новиковым (бывшим партнером Екатерины Гвоздковой).

В 1999 году на чемпионате России, который прошел в начале января в Москве, болельщики увидели не только «японца» Тихонова, но и экс-белоруску Татьяну Навку, которую поставили в пару к Роману Костомарову. Навке на тот момент всего-то 23 года, к которым она накопила богатый опыт выступления за Белоруссию. Вначале с Самвелом Гезаляном, которого в родной Одессе тренировали Светлана Бакина и Борис Рублев, родители и в будущем наставники кировчанки Екатерины Рублёвой. Да, кировчанин Рублев еще во времена СССР переедет в Одессу, женится, родит дочь Екатерину, воспитает Евгения Платова, после чего вернется с семьей в 1987 году в родной Киров, где только в конце 80-х построят дворец с искусственным льдом. После Гезаляна Навка танцевала с Николаем Морозовым, но уже не с тем дебютантом, начинавшим международную карьеру с Першанковой и откатавшимся в России с Гвоздковой. Ровесники Навка и Морозов откатали три сезона, и к 22 годам за спиной Навки было уже два олимпийских старта. Костомаров мало того что был на два года моложе, так еще и с опытом только юниорских чемпионатов мира. В первый год у Навки с Костомаровым не заладилось (11-е на «Европе», 1е на «мире» и третьи в России) и Романа поставили в пару с Анной Семенович, и только после сезона с ней он вернулся к выигрышному варианту с Навкой.

В 1999 году на чемпионате России болельщики увидели Татьяну Навку, которую поставили в пару к Роману Костомарову. realnoevremya.ru

Нулевые. Приглашаем из дальнего зарубежья

Помимо Навки на том чемпионате России 1999 года выступал и воспитанник фигурного катания Украины Виталий Дубина. Причем если Навка строила международную карьеру в сборной Белоруссии, то «парник» Дубина стартовал на двух юниорских чемпионатах мира за Незалежную с соотечественницами Адашкевич и Коханевич. После чего был восьмым на чемпионате России с Анной Каверзиной. Любопытно, что после этого Дубину поставили в пару с еще одной экс-украинкой Викторией Максютой, которая выступала с Владиславом Жовнирским исключительно за Россию, выиграв с ним Универсиаду 1999 года.

Создав пару с Дубиной, Максюта выступила с ним на чемпионате России 2000 года, затем на двух чемпионатах Украины, правда, без участия в крупных международных соревнованиях. После чего Дубина снова стал под российский флаг, теперь уже Анастасией Игнатьевой. Так мы подошли к тренерской дружине Нины Мозер. Самые известные интернациональные дуэты, созданные под ее руководством: Татьяна Волосожар (Украина) и Максим Траньков, Наталья Забияко (Эстония) и Юрий Ларионов, затем Александр Энберт. Это все Москва, а в эти же времена в Санкт-Петербурге в группе Тамары Москвиной создавались дуэты Юлии Обертас (Украина) с Алексеем Соколовым, затем Сергеем Славновым, Юко Кавагути (Япония) с Александром Смирновым, Алисы Ефимовой (Финляндия) с Александром Коровиным. Но это случаи широко известные, даже банальные.

А вот выступление на чемпионате России 2000 года уроженки Белграда Мелицы Брозович, занявшей в паре с Антоном Нименко пятое место, это для того времени еще смотрелось удивительно. Уже затем Брозович стала выступать за Словакию с местным фигуристом Владимиром Футасом. Вслед за Брозович на чемпионате России стартовала еще одна уроженка Белграда Елена Йованович, чьим партнером был вышеназванный Жовнирский.

Смотрите, кто вернулся

Конец нулевых — это время, когда в российское фигурное катание начали возвращаться дети иммигрантов. Вначале Джонатан Гуррейро — танцор, сын известной в советские времена танцовщицы Светланы Ляпиной. Она поначалу вышла замуж и уехала в Австралию, затем вернулась, и сын начал кататься здесь с Екатеринами — вначале с москвичкой Рязановой, затем с нижегородкой Пушкаш, наконец, с англичанкой Тиффани Загорски.

Параллельно развивалась история Ксении Макаровой, дочери советских фигуристов Ларисы Селезневой и Олега Макарова. Ей повезло попасть на безвременье в женском одиночном катании, и «американская дочь» советских фигуристов прорвалась на международную арену от России, когда дожидались своего времени юниорки Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева. И каким-то метеором промчался по российскому фигурному катанию Федор Андреев, ранее выступавший за Канаду. Ему, сыну тренера Марины Зуевой и пасынку Алексея Четверухина, нашли в России партнершу Яну Хохлову с богатейшим опытом выступления на двух Олимпиадах. Партнеру — 28 лет, партнерше — 25, самое время дебютировать на чемпионате России, на котором они финишировали четвертыми. Там еще в парном катании выступал экс-француз Жером Бланшар, занявший седьмое место с Марией Мухортовой, которая до этого разбила сердце Максиму Транькову, а одновременно и пару. Как поется: «Если невеста сбежала к другому, то неизвестно, кому повезло».

Конец нулевых — это время, когда в российское фигурное катание начали возвращаться дети иммигрантов. realnoevremya.ru/ Олег Тихонов

Украинец Андрей Депутат выступал на родине с Владиславой Рыбкой, но переехав в Россию, стал членом сборной страны, последовательно катаясь с Василисой Даванковой и Верой Базаровой и женившись на Екатерине Бобровой.

Десятые — это время, когда в российском фигурном катании появляются «дети разных народов мира». Это и «португалец» Антонио Соуза-Кордейру (теперь он «хорват»), «итальянец» Дарио Чиризано (собирался стать «чехом»), «американка» Диана Дэвис (грузинка, кто же еще), которая впервые показалась на глаза широкой публике на первенстве России 2018 года. Ее партнером был тогда Федор Варламов, уроженец советского Казахстана, чей дедушка Виктор Варламов в 1975 году становился рекордсменом мира по конькобежному спорта в беге на 10 тысяч метров. И когда Дэвис встала в пару с Глебом Смолкиным, то Варламов отправился в Казахстан, где прокатал сезон с местной фигуристкой Анной Шнайдер. Сейчас Варламов снова россиянин, его новая партнерша — Варвара Курносенко.

Помимо Варламова, одним из свежих «новых русских» стал танцор Максимилиан Дубов. Татарстанским любителям спорта он может быть интересен как «внесоревновательный» партнер казаночки Ангелины Лазаревой, которая с ним каталась, но в соревнованиях пара не участвовала. В России Дубов известен как первый партнер Софии Алексовой, после чего стал «немцем», катаясь с Мишель Конов, которая про себя говорит, что она на четверть немка и украинка и наполовину русская. Ее «скатывали» с Никитой Витрянюком (ранее он выступал за Кипр с Марией Милюковой, а после знакомства с Конов выступал за Испанию, сейчас — в шоу Татьяны Навки), с Дубовым, который снова готов выступать под российским флагом с дебютанткой Ариной Панфиловой.

Джаудат Абдуллин
СпортФигурное катание Татарстан

Новости партнеров