Дмитрий Потапенко: «Не могу назвать «Бахетле» бизнесом, это скорее «мама развлекается»
В минувшую пятницу в Казани состоялась встреча предпринимателей Татарстана, Чувашии и Марий Эл с известным предпринимателем, экспертом розничной торговли, некогда возглавлявшим сеть «Пятерочка», Дмитрием Потапенко, которого привезла в столицу РТ компания «Деловой эфир». О выигрыше связанных с властью компаний от нелогичных антисанкций, искусственном скандале вокруг «Магнита», гибкости и технологичности ритейла и «внутреннем воровстве» в «Бахетле» эксперт рассказал в интервью «Реальному времени».
По экономике России было нанесено три удара
— Дмитрий Валерьевич, что происходит на рынке ритейла сейчас, и чего нам ждать в ближайшее время?
— На рынке ритейла еще в прошлом году, когда было подписано эмбарго, стали происходить тектонические изменения покупательской модели. Связано это с тем, что те поставщики и производители, которые были выбраны, а выбраны они были не потому, что есть некое «злобное лобби» ритейла и транснациональных производителей, а потому что был баланс качества и цены. То, что произошло на рынке, переломало потребительскую корзину. В психологии есть такое понятие, как рационализация зла: оно подразумевает поиск объяснения всему плохому, что происходит с человеком.
По экономике России было нанесено три удара, из них Россия почувствовала уже полтора. Первый удар — указ «7-8», то есть торговое эмбарго против зарубежных производителей и поставщиков, которое фактически выкосило конкуренцию, отчего произошел передел рынка. Именно они занимают доминирующее положение по производству на тех или иных рынках.
Второй удар — девальвация в два раза национальной валюты. Поскольку товар весь импортный, либо квазиимпортный, это привело к его удорожанию. Третий удар, который предстоит ощутить российской экономике летом текущего года, — запретительные документы на получение кредита. Банки сейчас кредиты выдавать не могут, потому что есть такой указ ЦБ, согласно которому новые заемщики не могут получить кредит. И когда мы смотрим отчеты, то ключевым фактором является то, что прирост новых заемщиков у банков остановился лет 5 назад. То есть кредитуются только те, кто уже кредитовался. Это фатальное изменение, безусловно, найдет отражение «в кошельках», и все его увидят.
— Как изменится конкурентная среда, будет ли перекос в сторону экономкласса?
— Безусловно, да. Если раньше в среднем россиянин тратил на продукты от 40-50% заработной платы, то сейчас он будет тратить 50-90%. Притом что он будет получать товар худших потребительских свойств. Если раньше можно было купить за те же деньги норвежского лосося — рыбу качественную, то сейчас по цене норвежского лосося можно получить треску, себестоимость которой условно 40 рублей. Ритейл уже перестроился. Дальше все будет по нарастающей.
В России нереально сократить издержки в силу необязательности людей
— Следует ли, по-вашему, ожидать отмены антисанкций и когда?
— Те антисанкции, которые были введены, из разряда «назло маме отморожу уши». Взять, к примеру, Норвегию, которая не присоединялась к санкциям, но мы запретили ввоз их товара. Это было сделано в угоду компании «Русское море», которая принадлежит Максиму Воробьеву, брату губернатора Московской области. Помимо того, что компания сейчас занимает монопольное положение — более 60% на рынке поставки лосося, — они еще и задрали цены в три раза.
У нас достаточно странная психология у людей, потому что они считают, что России объявлены санкции. Хотя россиянам, 140 миллионам жителей страны, никто ничего не объявлял. Европейцы объявляли санкции некоторым чиновникам в части выезда за рубеж, покупки недвижимости и открытия счетов. Но чиновники — не Россия. До тех пор, пока каждый гражданин не будет понимать, что чиновник — это не Россия, что Россия — это все-таки страна, а чиновник — это какой-то человек, который неверно выполняет свои функции, антисанкции никуда не уйдут.
«До тех пор, пока каждый гражданин не будет понимать, что чиновник — это не Россия, что Россия — это все-таки страна, а чиновник — это какой-то человек, который неверно выполняет свои функции, антисанкции никуда не уйдут»
— Будут ли игроки рынка оптимизировать свои расходы?
— Ритейл — это очень технологичная история, и никаких новых технологий здесь не будет. В России нереально сократить издержки в силу необязательности людей. Взять, к примеру, ситуацию, когда товар не поступает от поставщика в оговоренный в договоре срок и в оговоренном количестве. Для любого зарубежного предпринимателя это нарушение коммерческого договора, которое можно сравнить с преступлением. И в соответствии с их законами еще правнуки недобросовестного поставщика будут вынуждены расплачиваться за этот просчет прадеда. У нас же в таком случае применяется мягкое слово «вычерк». Я ни одному из своих зарубежных коллег не могу перевести это слово. Собственно, как и смириться с этим явлением.
«Внутреннее воровство"
— Как вы оцениваете казанскую розничную сеть «Бахетле», которая заняла свою нишу на розничном рынке не только Казани, но и других городов России, в том числе Москвы?
— Я не могу назвать «Бахетле» бизнесом, это скорее «мама развлекается». Экономические показатели данной компании никто никогда не видел, несмотря на то, что сеть существует не первый год. На чем они зарабатывают? У них не запредельное количество покупателей. Зарабатывают большую маржу на малом количестве? Я знаю стоимость аренды в Москве, это все равно не отбиваемо. Количество объектов у сети незначительное. У них 4 магазина в Москве, и никогда не будет больше, потому что «мама» может «развлекаться» в Татарстане, потому что здесь есть какие-то преференции, а в Москве — нет. Москва слезам не верит, поэтому назвать это сетью — грешить против истины.
У нас масса людей, которые приезжают с большими деньгами и считают, что могут «задолбить» Москву, а Москва циничный город, это конгломерат. Казань тоже конгломерат, но если убрать у «мамы» административный ресурс, она сдуется через 5 минут. Экономики в этом нет даже близко и никогда не будет. Если убрать административный ресурс и внутреннее воровство, я поясню, что это в данном случае, я видел их документацию и могу сказать, что они занимаются девелопментом: берут низкую ставку по девелопменту с помощью административного ресурса и вкладывают ее в ритейл, а это внутреннее воровство. Потому что если у тебя появился объект, то ты его обязан сдать сам себе по максимально рыночной цене. А поскольку, по сути дела, в одной бизнес-единице перекладывают деньги из одного кармана в другой, то бизнеса ритейла там нет, есть бизнес административный. Они выживают за счет того, что привлекают объекты недвижимости не по рыночной ставке.
— К слову о присутствующих в Казани розничных сетях: есть информация, что компания X5 Retail Group в скором времени проведет ребрендинг. Для чего это делается?
— Не надо вкладывать сакральный смысл в ребрендинг магазинов этой сети. Магазины регулярно должны проводить ребрендинг с точки зрения внешнего и внутреннего убранства. Это как необходимость провести ремонт в квартире, в которой давно его не делали.
Скандальная репутация «Магниту» делается осознанно
— На ваш взгляд, зачастившие скандалы вокруг сети «Магнит» могут как-то отразиться на их успехе?
— «Магнит» хорош тем, что операционное управление у него существенно мощнее, нежели чем у той же «Пятерочки». А скандальная репутация «Магниту» делается осознанно. Поскольку вкладывать сейчас чиновникам не во что, их задача опустить стоимость акций «Магнита», чтобы потом их купить и от скандала «отскочить». Это циничный бизнес, и никакого скандала вокруг «Магнита» нет. Вспомним последнюю нашумевшую историю про старушку. Где она умерла? В полицейском участке. Сотрудники магазина вызвали полицейских, но полицейские после приезда должны были принять процессуальное решение. Первое — могли предложить всем успокоиться и решить это дело мирно, второе — могли составить административный протокол, но они приняли третье решение — доставить старушку в участок. Даже просто нахождение в их машине вселяет ужас в любого здорового мужика, не говоря о бедной старушке.
— Какие прогнозы сулит текущий год рынку ритейла?
— Ритейл будет спокойно развиваться, темпы просядут, но незначительно, потому что машинка запущена. В 2016 году просядут больше. Это называют кризисом, хотя кризиса никакого нет, а есть искусственно созданное нашими экономическими властями явление. Экономика — это математика. И чем больше ты не замечаешь того, что можешь только «подправлять», а не сказать: «Завтра открываем границы!» или «Завтра закрываем границы!», это все иллюзорность. Экономика не зависит от того, кто будет ею управлять. Я всегда сравниваю предпринимателей и экономику с серфингом. Надо ловить волну. И есть две составляющие — серфер и волна, а не то, какой ты на серфе. Наши экономические власти словили частицу бога и считают, что они управляют экономикой. А наказание за это несут обычные люди.
Фото: Роман Хасаев, kazan.bezformata.ru, olympic-hall.ru, nmgazeta.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Дмитрий Потапенко — управляющий партнер Management Development Group Inc. Окончил Московский институт радиотехники и автоматики, MBA (экономика), BABT при минэкономразвитии, MBA (Business & Economic Option) California State University (Hay Ward). Свою первую торговую сеть основал в 1992 г. с компанией Natashkyang Korotia Systems — это были магазины электроники «Тусар». В 1995-2000 гг. — вице-президент по продажам и маркетингу Grundic GmbH в странах Балтии. В 1998-2001 гг. — генеральный директор ОАО «МЭЗ ДСП», вице-президент по инвестиционному развитию ПБК «КредитИмпексБанк». В 2001-2003 гг. — заместитель управляющего группы компаний «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж». В 2003-2005 гг. — управляющий сбытовой сети «Пятерочка» (Москва и Московская область). С 2005 г. по наст. вр. — управляющий партнер компании Management Development Group Inc. (бренды «Гастрономчикъ», «Продэко», «Марка»). Также в 1990-х в течение полутора лет Потапенко был охранником, охранял президента банка «Российский кредит».