Новости раздела

Авторынок России: бежать за Европой, КАМАЗ с немецкой кабиной и мечты о внедорожнике

Не лучшие времена сложились для российского авторынка: обвал рубля спровоцировал рост цен на автомобили и комплектующие, степень локализации отечественных авто не спасает их от подорожания, снижение доходов населения заставляет откладывать покупку машины, однако рынок не перестал быть для автопроизводителей привлекательным. Тревожные и позитивные тренды в цифрах и фактах представили эксперты на ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», организованной аналитическим агентством «Автостат» и интернет-порталом AutoMarketolog.ru. Порядка 200 представителей 80 компаний — игроков отрасли приняли в ней участие. Корреспондент «Реального времени» выслушал аналитиков и сопоставил прогнозы.

Россия упала ниже японцев и бразильцев

Кризис 2008-2009 годов немного пошатнул рынок, но уже к 2012 году продажи машин побили все рекорды — 2,8 млн легковых автомобилей. На этом хорошая жизнь автопроизводителей и кончилась, и вот уже третий год этот показатель неуклонно снижается: только по итогам 2015 года сокращение составило 36,2%. В абсолютном выражении продажи пробили планку в 1,5 млн машин. В мире по количеству продаваемых автомобилей Россия заняла 12-е место, рассказал на конференции директор «Автостата» Сергей Целиков. При этом 2015 год на спаде завершили всего три рынка из топ-15: японский (7,9%), бразильский (25,6%) и российский (36,2%).

Между тем российский авторынок остается перспективным, а по европейским меркам — почти бездонным. На тысячу россиян приходится всего 280 автомобилей, в то время как по Европе этот показатель стремится к 400-500 единицам. К тому же рынок физически немаленький: около 150 млн человек на фоне немолодого автопарка. Половина российского автопарка — старше 10 лет, отмечает «Автостат».

Что касается марок продаваемых автомобилей, то на российском рынке бесспорное лидерство принадлежит бренду LADA — 17,5% по итогам 2015 года. Ближайший конкурент — KIA — получил 10,9% «пирога», а замыкает тройку лидеров другой «кореец» — Hyundai, отставая всего на 0,2 процентных пункта. Россияне предпочитают универсалы (40,6%) и седаны (39,5%), с двигателем от 1,4 до 1,6 л (51,4%) и механической трансмиссией (51,7% против 48,3% у АКПП). Наибольшую выручку в России получил бренд Toyota — 199,4 млрд рублей. Лидеры рынка по количеству проданных авто — LADA, KIA и Hyundai — собрали 126, 146 и 135 млрд рублей соответственно.

При этом, по словам Сергея Целикова, покупать автомобили все еще выгодно: цены на авто падают медленнее, чем рубль. Это подтвердили и эксперты дилерских центров, которые отмечают снижение стоимости автомобилей в пересчете на доллары или евро. Толкает потребителей на покупку и то, что «завтра будет дороже», а также политика многих автопроизводителей по искусственному сдерживанию цен, меры господдержки, льготные программы кредитования и trade-in.

Новый КАМАЗ с немецкой кабиной поедет в Перу

Ситуация с грузовиками еще сложнее, чем с легковыми автомобилями. Этот сегмент рынка в 2015 году провалился на 42%, до 51,2 тыс. единиц новых машин. На этом фоне КАМАЗу приходится принимать антикризисные решения. Концерн в поиске новых рынков сбыта, рассказал директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа Ашот Арутюнян. В 2016 году взоры компании нацелены на Индонезию и Иран, который освобождается от санкций. Рынок этой страны после введения ограничений сжался почти в 10 раз, однако доли компаний сохранились, и при восстановлении экономики Ирана должен вернуться и спрос на грузовики. На 2017 год запланирован выход на рынок Перу, уже с новым модельным рядом.

На помощь придет совладелец КАМАЗа — концерн Daimler AG:

— Наше инвестсоглашение подразумевает, что в перспективе Daimler дает нам новую кабину. Новую, совсем новую. Не старую, которая сейчас используется, а ту, которая будет разрабатываться, — пояснил Ашот Арутюнян. — И речь идет о том, что мы будем выходить с перспективным модельным рядом уже на основе технологий Daimler'а.

Создание тягача — точка роста для компании, уверен Арутюнян. В большинстве сегментов — самосвалы, шасси для спецтехники — КАМАЗ исторически удерживает лидерство, занимая до 70% рынка. В то же время среди седельных тягачей челнинский автогигант встречается не чаще шести раз на сотню.

— Мы собираемся запускать серию: бортовой тягач, самосвал. 65802 и 65801, они все будут с новой кабиной, — заявил Арутюнян. — Почему так и куда вообще идет КАМАЗ? Мы понимаем, что со старым модельным рядом мы не можем существовать вечно.

Заморские интересы у КАМАЗа проявляются по очевидным причинам: Россия и ближнее зарубежье слишком зависят от цен на энергоресурсы, а значит вряд ли восстановят спрос в ближайшее время.

Большие надежды концерн возлагает и на меры господдержки, связанные с обновлением автопарка:

— Обновление парка — это очень правильная история, — заверил директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа. — Официально парк, который зарегистрирован и на ходу, — 1,5 млн единиц. Наша оценка — примерно миллион единиц, которые «ходят». Есть машины 20-летней давности, 25- и 28-летней. Соответственно, если стимулировать обновление парка, мы можем удержать свой рынок, это достаточно серьезная мера, которая позволит это сделать.

В целом компания ожидает трудности для рынка в течение еще двух-трех лет. Стратегия ее будет сводиться к диверсификации, выходу на экспорт и обновлению модельного ряда, резюмировал представитель КАМАЗа.

Автомобиль мечты и суровая реальность

Каким видят россияне автомобиль своей мечты? На этот вопрос попыталось ответить агентство «Автостат», изучив мнение пользователей сайта drom.ru. Результатами поделилась руководитель отдела маркетинга агентства Татьяна Малыгина:

— Это внедорожник или кроссовер с полным приводом, с бензиновым двигателем, с автоматической коробкой передач, в белом цвете кузова и мощностью 150-200 лошадиных сил.

Однако мечты разбиваются о реальность, и следующим шагом агентство подсчитало, как именно. Если мечтает о внедорожнике 42% опрошенных, позволить его себе могут всего 36%. О полном приводе мечтает 65%, но позволить могут 30%. На бензиновый двигатель согласны 64%, но фактически выбирают 93%. АКПП хотели бы 68%, но реально покупают 48%. В оценке стоимости своей мечты регионы разошлись: москвичи хотели бы, чтобы автомобиль стоил чуть больше миллиона рублей, петербуржцы — около 900 тыс. рублей, а регионы оказались скромнее и готовы купить такой автомобиль за 800 тыс. рублей.

Мечты мечтами, но в 2015 году многие автовладельцы начали больше экономить на своих машинах по сравнению с 2014 годом. 50% опрошенных заявили, что стали тратить меньше и на эксплуатацию, и на обслуживание, и на ремонт. При этом чем старше автомобиль, тем активнее экономия.

Директор агентства Сергей Целиков вмешался в доклад и объявил, что экономия на ремонте и обслуживании может дурно кончиться:

— Я для себя лично вряд ли на чем-то экономлю по автомобилю, потому что если сэкономишь, то себе же получишь потом, грубо говоря, геморрой. Или есть что-то, на чем можно безболезненно сэкономить?

Татьяна Малыгина: «Видно, что процент тех, кто собирается купить автомобиль, снизился. Если в начале прошлого года было 44%, сейчас стало 32%»

Оказалось, что в первую очередь семейному секвестру подвергли расходы на автомойку, заявили 76% опрошенных. 36% респондентов стараются реже ездить, пересаживаясь на общественный транспорт или кооперируясь с коллегами по пути на работу. 37% отказались от дальних поездок, столько же перестали пользоваться платными парковками и гаражами. 35% автовладельцев стали экономить на КАСКО и даже и на ОСАГО. 22% стали покупать более дешевое топливо, однако в оценке экономического эффекта такой меры разошлись: многие говорят, что в итоге ездить стало дороже.

Также россияне стали самостоятельно заниматься техобслуживанием, покупать более дешевые расходные материалы, откладывать покупку новой резины или аккумулятора. Отток клиентов получили официальные дилеры: клиенты стали перебираться на независимые СТО, жалуясь на неадекватную ценовую политику дилеров.

Опрос проводился в две волны — в начале 2015 года и в конце. По словам Малыгиной, можно проследить, как за год растаял оптимизм автомобилистов:

— Видно, что процент тех, кто собирается купить автомобиль, снизился. Если в начале прошлого года было 44%, сейчас стало 32%. У этих же людей мы спрашивали, чтобы понять настрой, каковы их ожидания по изменению финансового положения в ближайшие полгода. К концу года доля оптимистов снизилась.

Профессионалы в целом тоже пессимистичны в своих оценках. В пресс-релизе агентства «Автостат» эксперты прогнозируют падение продаж новых легковых автомобилей в 2016 году на 20-25%.

1/41
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров