Новости раздела

Главврач казанской Станции скорой медицинской помощи: «В Челябинске ждут не как у нас, а по трое суток»

В условиях пандемии казанская скорая поставила рекорд по вызовам — 2 267 за сутки!

Главврач казанской Станции скорой медицинской помощи: «В Челябинске ждут не как у нас, а по трое суток»
Фото: Максим Платонов

Жалобы на работу татарстанской скорой помощи участились в соцсетях. Более чем вдвое, по сравнению с предыдущими месяцами, выросло количество нареканий на работу скорой и в «Народный контроль» на сайте Госуслуг. Основные претензии: «Скорая слишком долго едет» и «Скорая отказала в госпитализации». В причинах роста претензий, порядке госпитализации пациентов в «ковидных» условиях и сложностях работы медиков разбиралось «Реальное время».

Скорая приезжает нескоро

Пик жалоб на работу скорой помощи, поступивших на «Народный контроль» на сайте «Госуслуги РТ», пришелся на сентябрь — восемь из пятнадцати. Еще четыре недовольных отзыва появились в октябре. Заявители жалуются на то, что скорая долго — более 6 часов — не едет на вызов, на то, что диспетчер отказался направить скорую, и на то, что сотрудники «скорой» отказались везти пациента в больницу.

«У ребенка температура 39,6, — написала в «Народный контроль» Ксения К., проживающая в Авиастроительном районе Казани, поздно вечером 10 октября. — Вызвали скорую помощь 6 часов назад, так и не дождались. 2 дня назад вызывала мужу, тоже не приехали, сказали, что дети в приоритете, в каком интересно? К кому тогда едет скорая как не к ребенку с температурой 40!!!!!!!???????».

«Вызывали скорую помощь ребенку-школьнику с высокой температурой. Скорая приехала через 3 часа!», — это претензия от Максима Д. с улицы Карбышева, Казань.

Аноним из Альметьевска пожаловался: «Сатурация падает, дыхание затруднено, температура не спадает в течение 2 недель. СП (скорая помощь, — прим. ред.) сегодня приезжала на вызов, не госпитализировали, назначенное лечение не помогает».

В другой «Народный контроль» — в одноименную группу в соцсетях — пришла жалоба родственницы пожилой женщины, страдающей деменцией и болезнью Альцгеймера — якобы ее отказались забирать в больницу с высокой температурой.

От поступления вызова до передачи его бригаде — еще 170 вызовов

Если объединить все ответы республиканского Минздрава на эти жалобы, получается вполне стройная картина работы скорой в условиях ковидного аврала.

«К автору обращения вызвана бригада скорой медицинской помощи. По приезду бригады автор обращения был осмотрен, оказана медицинская помощь, доставлен в приемно-диагностическое отделение ГАУЗ «Альметьевская ЦРБ». Решение о госпитализации пациента принимает дежурный врач приемно-диагностического отделения ЦРБ».

«По результату служебного расследования сообщаем, что 16.09.2021 в 21 час. 15 мин. в ГАУЗ «ССМП» поступил вызов к пациенту. В 23 час. 51 мин. вызов передан на исполнение педиатрической бригаде. В 23 час. 59 мин. бригада прибыла на место вызова. Время ожидания бригады составило 164 минуты, поскольку сохраняется неблагополучная эпидобстановка… От момента поступления вызова до момента передачи его бригаде в ГАУЗ «ССМП» поступило 170 вызовов. В том числе 19 вызовов в общественные места и на улицы; 87 вызовов с поводами, относящимися к несчастным случаям и внезапным заболеваниям, требующими обслуживания в течение 20 минут от момента приема вызова. Данные вызовы выполнялись в приоритетном порядке по мере освобождения бригад с предыдущих вызовов. За 16.09.2021 в инфекционные госпитали доставлено 254 пациента. На выполнение вызовов с госпитализацией в инфекционные госпитали затрачивалось от 1 часа до 3 час. 03 мин. с последующей обработкой санитарных автомобилей в течение 1,5 часа. В случае поступления вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме на вызов направляется ближайшая свободная общепрофильная выездная бригада скорой медицинской помощи при отсутствии вызовов скорой медицинской помощи в экстренной форме. С учетом вышеперечисленного, увеличение времени ожидания бригады СМП не повлияло на исход заболевания. Несвоевременность передачи вызова обусловлена большим поступлением вызовов в указанный период времени. Приносим извинения за долгое ожидание».

Пик жалоб на работу скорой помощи, поступивших на «Народный контроль» на сайте «Госуслуги РТ», пришелся на сентябрь

И только одна жалоба действительно была связана с оплошностью оператора скорой помощи.

«19 сентября 2021 г звонила в скорую помощь в 19:35. У годовалого ребенка была температура 39,6, которая не падала вообще. Ждали скорую 2,5 ч. Она так и не приехала», — написала в «Народный контроль» жительница Ново-Савиновского района Казани Диана Д.

«Проведено служебное расследование, прослушаны аудиозаписи приема вызова, взяты объяснительные от причастных лиц, — ответили ей в Минздраве РТ. — Из объяснительной записки фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передачи их выездным бригадам скорой медицинской помощи Колик Н.А. следует, что 19.09.2021 в 19 час. 30 мин. она приняла вызов по адресу к ребенку 1,5 лет с поводом «температура», однако о факте сохранения в информационной системе АСУ «Скорая помощь» она не убедилась. В связи с этим вызов не был зафиксирован, поэтому не был передан на исполнение бригаде скорой медицинской помощи. <…> В связи с нарушениями должностных инструкций на заседании комиссии по трудовой и исполнительской дисциплине будет рассмотрен вопрос о применении дисциплинарного взыскания к фельдшеру по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи Колик Н.А. Заведующему оперативным отделом Попову Е.В. указано о необходимости усилить контроль надлежащего исполнения должностных инструкций сотрудниками оперативного отдела».

А вот попытка Минздрава РТ выяснить, по какому адресу отказались госпитализировать пациентку с болезнью Альцгеймера, и «разрулить» ситуацию, успеха не возымела. Автор поста в соцсети в ответе на уточняющие вопросы резко возразила, что ее мама уже лечится — платно.

Грустные рекорды

— Мы тоже получаем жалобы на долгое ожидание скорой и на то, что до нас трудно дозвониться, — рассказал «Реальному времени» главврач казанской Станции скорой медицинской помощи Фарид Галяутдинов. — Последняя неделя выдалась еще более или менее сносной, а перед ней две были очень напряженными. Можно сказать, напряженными, как никогда прежде. Мы за сутки по телефонам «103» и «112» принимали в общей сложности по 2,5—3 тысячи звонков. В позапрошлый четверг был поставлен рекорд по вызовам — 2 267 за сутки!

В скорой вызовы сортируют на те, что можно передать в поликлинику, на те, что передать нельзя, и на те, которые надо обслужить в первую очередь

Количество звонков и количество вызовов, пояснил Галяутдинов, не совпадает по простой причине: не всякий звонок может стать поводом для вызова, часть обращений скорая, выяснив в каком состоянии находится пациент, передает, согласно инструкциям Минздрава, в поликлиники.

— Иначе мы бы просто не справились, — пояснил Галяутдинов. — И если раньше в поликлиники передавалось 50—60 вызовов, то сейчас — до 450 в сутки. У нас все 80 бригад работают постоянно, задействованы все сотрудники, кроме двух-трех болеющих, но обслужить такую лавину они все равно чисто физически не способны. Поэтому приходится часть передавать.

В скорой вызовы сортируют на те, что можно передать в поликлинику, на те, что передать нельзя, и на те, которые надо обслужить в первую очередь. Используется при сортировке следующий принцип: в первую очередь скорая мчится на экстренные вызовы — на ДТП, травмы, падения с высоты, инфаркты и инсульты, роды и к детям до одного года. Тут жестко выполняется требование доехать до пациента не позднее, чем за 20 минут. (И корреспондент «Реального времени» не раз имела возможность убедиться на личном опыте — в таких случаях действительно приезжают быстро). По данным Фарида Галяутдинова, количество таких вызовов остается неизменным — 40 процентов от общего количества в сутки. Экстренными являются и вызовы к пациентам с очень высокой температурой. Их в условиях ковида стало намного больше.

К остальным — по так называемым неотложным вызовам — время доезда увеличилось по объективным причинам: пандемия виновата. Причем дело не только в росте количества вызовов, но и в росте количества госпитализаций:

— На обычный вызов бригада тратит примерно 40 минут, а на вызов, который заканчивается госпитализацией, — в среднем 66—68 минут, так как пациента надо еще передать в больнице. Поэтому оборачиваемость автомобилей скорой падает.

На обычный вызов бригада тратит примерно 40 минут, а на вызов, который заканчивается госпитализацией, — в среднем 66—68 минут

Бывает и хуже

На вопрос о жалобах, что кого-то не госпитализировали, несмотря на температуру и просьбы положить в больницу, Фарид Галяутдинов ответил:

— В день мы обслуживаем больше 600 вызовов к пациентам с температурой. Решение о госпитализации принимается по показаниям, врач не может принять его в нарушение инструкций, по своей инициативе. Да и госпитализировать всех невозможно и нет смысла — так же никаких коек в больницах не хватит. А для тех, кому госпитализация реально необходима, койки находятся, в городских больницах открываются дополнительные койки.

— А есть возможность увеличить число бригад? — поинтересовалось «Реальное время» у главврача казанской скорой. — Все же город-то миллионный, и всего 80 бригад — мало.

— Постепенно мы это делаем. По пять бригад в год добавляем, так что рассчитываем за 5 лет довести их количество до 120. Быстрее это сделать невозможно — надо же не просто число автомобилей увеличить, а обеспечить их персоналом — водителями, фельдшерами.

В заключение разговора с «Реальным временем» Фарид Галяутдинов заметил, что в Татарстане ситуация на «скорой» еще не такая острая, как в некоторых других регионах:

— Я недавно разговаривал с главврачом челябинской скорой помощи — по его словам, там ждут скорую не как у нас — в некоторых случаях до шести часов, а по трое суток.

Фарид Галяутдинов: «По пять бригад в год добавляем, так что рассчитываем за 5 лет довести их количество до 120. Быстрее это сделать невозможно — надо же не просто число автомобилей увеличить, а обеспечить их персоналом — водителями, фельдшерами»

Агрессивные граждане и законопослушные спасатели

В татарстанском Минздраве дополнили картину, нарисованную главврачом казанской скорой:

— Иногда бригады могли бы приехать на вызов быстрее, но не успевают из-за обстановки на дороге: мешают агрессивные водители, которые не уступают полосу. Попадаются агрессивные граждане, которые намеренно перекрывают скорой выезд, нападают на бригады — недавно о таком мы сообщали. Это тоже тормозит работу медиков!

Что же касается отказа МЧС в переноске больных с температурой до кареты скорой помощи, то он, как выяснилось — обоснованный и законный. Мало того, в сегодняшней ситуации такие действия сотрудников МЧС были бы серьезным нарушением.

— МЧС пациентов скорой не перевозит — только оказывает помощь в транспортировке из квартиры (или иного места вызова) до машины скорой помощи, но не всех больных, а только тех, чей вес свыше 100—150 кг, — сообщил «Реальному времени» руководитель пресс-службы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Андрей Родыгин. — Такое бывает по нескольку раз за сутки. Но с признаками ОРВИ переносить их сейчас не имеем права. В таких случаях, как правило, медики привлекают соседей или вызывают вторую бригаду скорой помощи.

Инна Серова
ОбществоМедицинаПроисшествия Татарстан Министерство здравоохранения Республика ТатарстанСтанция скорой медицинской помощи г. КазаниГаляутдинов Фарид Шарифович

Новости партнеров

комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 30 окт
    Вот когда такой главврач плохо работает-то всегда ищет отмазки, что у кого-то еще хуже. Противно это слышать, надо смотреть и стремиться чтобы было намного лучше. А то сидит, рассуждает ,а дети малыши страдают ,родители с ума сходят от переживаний за ребенка
    Ответить
    Анонимно 31 окт
    У вас мозги есть? Думать вообще умеете или это не ваше? Может, прежде чем кидаться обвинениями, стоит немного подумать, если есть чем конечно. На 1500 млн населения 80 бригад. Каждая сволочь считает, что он налоги платит и имеет право вызывать ЭКСТРЕННУЮ службу на соплю из одной ноздри. Реальные дебилы.
    Ответить
    Анонимно 01 ноя
    Ага, может, вы туда еще работать пойдете? Там как раз бригад не хватает? Или вы лично на главврача обижены?
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    У меня начался приступ где то 22.00 звоним 03 трубку не брали 57 минут. Звоним 112 не брали 39 минут. Ч.з час дозвонились в скорую сказали ждите. И скорая приехала 5.45 утра. Когда я уже умираю. Так что это вина начальника скорой. А он тут строить из себя большего начальника. Не справляется уходи а не ищи причину. Д.Г.
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Ситуация с возросшим числом больных "короной" очень сложная.
    И часть вины несут сами больные, которые не привились, не соблюдали масочный режим, социальную дистанцию, самоизоляцию, здоровый образ жизни.
    Надо всем осознать, что вирус "посетит" всех, "поселится" у каждого человека на планете Земля.
    Речь идет только о том, с какой скоростью будет происходить заражение "короной".
    Если скорость заражения "короной" будет высокой (пандемия), одновременно будет заражаться десятки, а то и сотни тысяч людей, то ни одна система здравоохранения в мире не справится с потоком больных.
    Как это уже и было в некоторых странах (Италия, США, Бразилия, Англия и др.).
    Надо "растянуть" во времени заражение людей "короной" - тогда все получать своевременную помощь.
    Как это сделать хорошо известно - прививки, маски, социальная дистанция, самоизоляция, здоровое питание и здоровый образ жизни.
    Но советские люди, привыкшие за время марксистско-ленинской пропаганды в СССР, что всю ответственность за их жизнь, включая здоровье несут "начальники". Люди не хотят брать на себя ответственность за своё здоровье (с современных "начальников" ответственность за их промахи никто не снимает).
    А тут ещё и "свобода" современного капитализма с её возможностью критиковать "всё и вся".
    Проблема самоорганизации общества и его управления налицо.
    Врачи и система здравоохранения это только часть всего общества.
    На мой взгляд российские врачи в сложившихся условиях проявляют героизм, спасая на пределе (а часто и за пределами) возможностей людей, часть из которых проявила полную безответственность к своему здоровью.
    Ещё до пандемии "короны" мою 88-летнюю маму спасли врачи и медсестры скорой помощи, которые приехали через 15 минут, быстро определили причины её критического состояния, провели оперативное лечение и спасли её жизнь.
    Через несколько лет врачи и медсестры скорой помощи также оперативно спасли и мне жизнь.
    Сердечное спасибо и низкий поклон врачам и медсестрам скорой помощи за их тяжелую работу по спасению человеческих жизней.
    Всем людям здоровья, мира, благополучия.
    И разума.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Вам очень повезло (Анонимно 07:30), что к вам приехали вовремя и квалифицированные специалисты! В июне 2016 года первая скорая помощь не госпитализировала мою маму, вторая - увезла, но было поздно, ее не стало в реанимационном отделении, а ей было всего лишь 63 года!
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    В СВОЕ время закрывали и посократили все больницы врачей скорой помощи. Вот и результат работы чинуш на лицо.
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Знакомая заболела короной, сказали, приходите в поликлинику. Три раза ходила, сидела со всеми в очереди. Вот так.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    все так и сидят. Сейчас без крайней нужды лучше не ходить
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Вызвали отцу скорую - упала сатурация. Было это в 10 часов, приехали в 19-30. Можно ещё с афганистаном или пакистаном сравнить, чего уж там Челябинск - там если бои идут,уверен вообще скорые не едут.
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Для чиновников главное ВАКЦИНАЦИЯ. Планы перевыполнить надо
    Ответить
  • Анонимно 01 ноя
    Вчера утром моя мама, 89 лет, дома упала и сломала руку. Скорая приехала через десять минут, все очень быстро сделали, наложили шину и отвезли маму в больницу где очень быстро оказали всю необходимую помощь. Огромное СПАСИБО нашей скорой!!!!!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии