Количество бизнесов на продажу в Казани выросло на треть
Какие предприниматели в татарстанской столице хуже всех пережили коронакризис
Казань оказалась в общем тренде с Россией — в условиях пандемии коронавируса количество предпринимателей, решивших продать свое дело, выросло на треть. В татарстанской столице за год таких предложений стало на 35% больше, как и в среднем по России. А вот в Уфе, Самаре и Воронеже коронакризис пережили еще сложнее — здесь число готовых бизнесов на продажу практически удвоилось, и продавали в основном гостиницы, офисы и объекты индустрии развлечения. Как обстоят дела на казанском рынке и от каких заведений торопятся избавиться наши бизнесмены, выясняло «Реальное время».
Гостиниц продают меньше
Готовых бизнесов на продажу на данный момент в Казани на 35% больше, чем годом ранее: 706 предложений против 520 на одном из крупнейших сайтов бесплатных объявлений. Как и в прошлом июле, реализуются в основном заведения сферы обслуживания населения. Однако в отдельных сегментах наблюдается положительная динамика.
Так, коллективных средств размещения или гостиниц продают уже меньше, чем прошлым летом. В категории «готовый бизнес» всего семь лотов. Президент Ассоциации отельеров Гульнара Сафина пояснила, что в прошлом июле отрасли было сложнее оправиться после антиковидных ограничений и последствий коронакризиса. Тогда отельеры только «выходили из всей этой ситуации» и были в числе наиболее пострадавших бизнесменов:
Сейчас загрузка (и выручка), по словам Гульнары Сафиной, возвращается к показателям 2019 года — порядка 60%, однако говорить о решении проблемы еще рано: «Мы более-менее почувствовали стабильность, но началась третья волна. А у нас почему-то рассадником болезни считают не аэропорты, метро и прочий транспорт, а рестораны и отели». Тем не менее говорить о массовой продаже отелей не приходится, уверяет она:
— Некоторые объекты годами висят на продаже. Это могут быть какие-то непрофильные активы, и в случае предложения хорошей цены их готовы продать. Этот бизнес довольно трудный в продаже. Сам по себе гостиничный бизнес низкомаржинальный: рентабельность на уровне 3—5 процентов.
«У многих к накопленным долгам сгенерировались новые»
В сфере общепита обратная тенденция — готовых бизнесов на продажу в этой категории на 25,6% больше, чем годом ранее. Продают 93 заведения против 74. Как пояснила исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров г. Казани и Татарстана Галина Шарафутдинова, рост отчасти закономерен:
По ее словам, бизнес общественного питания не является высокомаржинальным. На сегодняшний день средняя норма прибыли (рентабельность) — 10—12%: у одних она 5—6%, у других — 15—18%. И при этом продолжается рост цен на сырье:
— Но мы не повышаем цены, потому что можем полностью потерять покупательский спрос. В связи с этим бизнес в сфере общественного питания на сегодняшний день, наверное, не такой инвестиционно привлекательный и, помимо этого, он технологически очень сложный.
Самыми рентабельными в общепите, по мнению Шарафутдиновой, остаются сетевые проекты фастфуда: «Чем больше сеть, тем больше есть возможностей оптимизировать процессы (логистика, запасы, фабрика-кухня) и тем самым повысить свою доходность».
Сфера | Вид | 07.07.2021 | 10.07.2020 |
Общепит | бар | 8 | 4 |
Общепит | вендинг | 9 | 4 |
Общепит | доставка | 5 | 2 |
Общепит | ищут инвестора | 3 | - |
Общепит | кафе | 14 | 17 |
Общепит | кофейня | 9 | 8 |
Общепит | прочее | 3 | 4 |
Общепит | пекарня | 12 | 6 |
Общепит | пиццерия | 1 | - |
Общепит | ресторан | 3 | 5 |
Общепит | столовая | 4 | 1 |
Общепит | суши | 4 | 1 |
Общепит | фастфуд | 5 | 3 |
Общепит | франшиза | 3 | 1 |
Общепит | шаурма | 10 | 8 |
Общепит | банкетный зал | - | 2 |
Общепит | блинная | - | 2 |
Общепит | кальянная | - | 5 |
Общепит | караоке | - | 1 |
Общепит | ВСЕГО | 93 | 74 |
«Настроенный бизнес никто не продаст»
Отчасти согласен с этим и гендиректор АН «Реагентство» Юрий Чикиров. Он отметил, что любой бизнес зависит от внешних факторов и сейчас судьба любого предприятия зависит от того, как его владелец справится с вызовами пандемии:
По мнению эксперта, спрос отдельных отраслей видоизменился по арендным площадям. Общепит не пользуется популярностью, рестораны ужимаются или продаются. «Есть пример, когда открылись немножко не вовремя, в начале первой волны пандемии, сейчас продают бизнес. Причем позиционируют, что у них все налажено, все хорошо. «Почему продаете?» — «Не получается договориться с собственником». Там очень много внутренних факторов, которые надо анализировать», — подчеркнул он.
Если говорить о сфере услуг, по мнению Чикирова, здесь часто ищут профессионалов: «К специалисту идут всегда, даже в пандемию. Эта сфера одна из стрессоустойчивых. Кадры решают все». На коне сейчас также все частные организации, что связаны с медициной и проводят платные тестирования, анализы.
Сфера | Вид | 07.07.2021 | 10.07.2020 |
Сфера услуг | web | 2 | 1 |
Сфера услуг | авто | 25 | 21 |
Сфера услуг | аренда | 7 | 5 |
Сфера услуг | ателье | 3 | 2 |
Сфера услуг | для детей | 16 | 22 |
Сфера услуг | ищут инвестора | 37 | 14 |
Сфера услуг | клининг | 2 | - |
Сфера услуг | копицентр | 5 | 2 |
Сфера услуг | салоны красоты | 40 | 42 |
Сфера услуг | КСР (гостиницы) | 7 | 9 |
Сфера услуг | логистика | 2 | 3 |
Сфера услуг | массаж | 4 | 1 |
Сфера услуг | медицина | 6 | 10 |
Сфера услуг | прочее | 13 | 8 |
Сфера услуг | на персонале | 4 | 2 |
Сфера услуг | нефтегаз | 1 | - |
Сфера услуг | обучение | 6 | 7 |
Сфера услуг | парикмахерская | 3 | 8 |
Сфера услуг | прачечная | 1 | - |
Сфера услуг | прокат | 2 | 1 |
Сфера услуг | развлечения | 2 | - |
Сфера услуг | реклама | 1 | 6 |
Сфера услуг | ремонт | 5 | 1 |
Сфера услуг | спа | 3 | 5 |
Сфера услуг | спецоборудование | 3 | - |
Сфера услуг | фитнес | 3 | 2 |
Сфера услуг | страхование | 3 | 1 |
Сфера услуг | строительство | 3 | 1 |
Сфера услуг | финансы | - | 1 |
Сфера услуг | фотостудия | - | 2 |
Сфера услуг | франшиза | 11 | 8 |
Сфера услуг | химчистка | 1 | - |
Сфера услуг | охрана | - | 1 |
Сфера услуг | юруслуги | 1 | - |
Сфера услуг | ВСЕГО | 222 | 186 |
— Это Клондайк. Есть заявки на приобретение очень дорогих объектов. Некоторые переориентируют свои активы в открытие поликлиник, медицинских центров, — отметил Чикиров.
Из негативных тенденций эксперт выделил активизацию создателей финансовых пирамид. На волне кризиса слишком многие становятся их жертвами.
В заключение собеседник издания напомнил любимое выражение «наших больших людей»: «Если вы не IT-компания, то вы мертвая компания». Те, кто не перестроился, будут постепенно уходить с рынка. А настроенный бизнес никто не продаст. Должно быть серьезное основание для продажи», — резюмировал он.
Сфера | Вид | 07.07.2021 | 10.07.2020 |
Торговля | авто | 6 | 3 |
Торговля | гаджеты | 6 | 2 |
Торговля | двери | 2 | - |
Торговля | для детей | 8 | 3 |
Торговля | ищут инвестора | 6 | 1 |
Торговля | кальян. маг. | 3 | - |
Торговля | канцтовары | 1 | 1 |
Торговля | косметика | 2 | - |
Торговля | мебель | 1 | 2 |
Торговля | прочее | 33 | 16 |
Торговля | одежда | 14 | 7 |
Торговля | парфюм | 1 | 1 |
Торговля | портьеры | 1 | 1 |
Торговля | продовольствие | 31 | 30 |
Торговля | стройматериалы | 5 | 5 |
Торговля | сувениры | 3 | 1 |
Торговля | франшиза | 10 | 2 |
Торговля | хозяйственный | 6 | - |
Торговля | цветы | 7 | 6 |
Торговля | электоинструменты | 1 | 1 |
Торговля | ВСЕГО | 147 | 82 |
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.