Райхан Халитов: «Путешествовать совсем без денег не получается»
История казанского блогера, который бросил потенциально успешную карьеру и отправился колесить по миру с рюкзаком и розовой гавайской гитарой
Райхан Халитов мог сделать успешную карьеру в Татарстане, по крайней мере, начало ей было положено: закончил с красным дипломом Академию государственного управления при президенте Татарстана, год проучился за границе по престижной грантовой программе «Алгарыш», пробовал себя в бизнесе. Но в 27 лет он бросил все и отправился автостопом до Хабаровска. А дальше — путешествие по Азии практически без денег за счет случайных заработков и розовый чоппер для Вьетнама. Райхан рассказал о правилах автостопа, дареном «Хенесси» и о том, как «дергает за струнки души» девушек разных стран.
«Никаких тестов или олимпиад — я шел на красный диплом»
«И вот уже пятый месяц я рассекаю своей бородой воздух свободы», — написал в дневнике в день своего 27-летия Райхан Халитов. Отбросив страхи, он отправился в большое путешествие и завел блог обо всех радостях и превратностях пути.
Затем, вооружившись приемами автостопа, Райхан без затрат добрался из Казани в Хабаровск. Оттуда, воспользовавшись дешевым авиабилетом, улетел в Японию. После была Южная Корея, потом авиа до китайского Циндао и автостоп до Вьетнама. Тут началась новая глава путешествия — уже на приобретенном в Ханое розовом чоппере. Конечная цель Райхана — Австралия. Корреспонденту портала «ЗаграNица» удалось поймать сорвиголову из Казани на пути в Таиланд.
— Добрый день, Райхан. 3 апреля 2015 года ты закрыл дверь своего дома «в последний раз». Что происходило с Райханом до этого?
— Я родился и вырос в Казани. Как и большинство людей, считал, что путешествия — это очень дорого и сначала нужно «добиться всего», стать богатым и независимым. А три года назад зачитался дневником кругосветного путешествия одного из моих друзей. «Раз ты смог, то и я смогу!» — написал ему тогда.
— То есть, раньше ты никуда не выезжал?
— В 2007-м, во время учебы в университете, я побывал в Америке по Work & Travel. Потом, в 2008-м, выиграл грант и год проучился в университете в штате Арканзас.
— Нужно было быть очень одаренным студентом или иметь связи!
— Мне потребовалось лишь сдать упрощенный экзамен TOEFL и пройти два собеседования — с нашим министерством и с американской стороной. Из всей Республики Татарстан отобрали 36 человек. Никаких тестов или олимпиад — я шел на красный диплом в Академии государственного управления при президенте Татарстана.
«Сейчас я приехал во Вьетнам, и сочетание белой кожи и превосходного английского обеспечило мне хороший заработок с почасовой оплатой».
— Похоже, английским ты владеешь превосходно.
— Да, американцы обычно радостно приветствуют, услышав родной акцент. (Смеется.) Еще ни один не узнал во мне русского.
Сейчас я приехал во Вьетнам, и сочетание белой кожи и превосходного английского обеспечило мне хороший заработок с почасовой оплатой.
— Кем до отъезда работал перспективный выпускник?
— Кем только не работал! Затем была пара попыток наладить собственный бизнес. Но в общем меня можно охарактеризовать словом «badass».
— То есть, ты человек необязательный.
— Нет, я достаточно ответственно отношусь к ближайшему будущему. Перед приездом в какой-либо город, в отличие от некоторых путешественников, всегда ищу «вписку», место для ночлега. Да и на работу опаздывать не люблю.
«Я морально приготовился к тому, что могу остаться лишь с парой рваных штанов»
— Ты пишешь, что проехал 2000 км по Китаю, ни разу не достав кошелек из кармана. Но в обычной жизни мы пользуемся деньгами на каждом шагу! Как тебе это удалось?
— Я перемещался автостопом в полной уверенности, что тот, кто меня подберет — накормит-напоит и поможет со всеми вопросами. Я засовывал руку в карман, спрашивая, сколько должен, и всегда ответ был: «Нисколько!».
— Китайцы английского не знают. Ты общался «карточками автостопщика»?
— Перед поездкой я выучил пару десятков фраз на китайском, а потом местные помогли мне скачать отличный переводчик на смартфон — произносишь фразу на русском, он ее озвучивает на китайском.
— Какие у тебя навигационные материалы, учителя и учебники в путешествиях?
— Приезжая в новую страну, я ничего о ней не знаю. Что надо, расскажут и подскажут местные. Если на какой-то транспорт не успеваю, со мной — моя палатка. Но, признаюсь, за дневниками известных путешественников слежу.
— Сколько денег у тебя было, когда ты отправился в путь?
— Японская виза, авиабилет из Хабаровска и экипировка для путешествия мне обошлись в 21000 рублей. К началу путешествия у меня оставалось около 50000. Я специально отдал почти все деньги маме, а с собой взял пятитысячную купюру и пустую банковскую карту, чтобы максимально затруднить доступ к остальным «несметным накоплениям». Когда нечего тратить, начинаешь работать мозгом, выбирая бесплатные аналоги самых нужных потребностей.
— В прошлой жизни ты спал в мягкой постели, и тут спальный мешок, комары, потный с утра, а душа нет...
— Перед путешествием я морально приготовился к тому, что могу остаться лишь с парой рваных штанов, а гаджеты, рюкзак и прочее у меня вполне могут украсть. С тех пор мне везде комфортно.
«Я с собой взял пятитысячную купюру и пустую банковскую карту, чтобы максимально затруднить доступ к остальным «несметным накоплениям». Когда нечего тратить, начинаешь работать мозгом, выбирая бесплатные аналоги самых нужных потребностей».
— В дневнике ты пишешь, что мама «дала пинок под зад». Но обычно мамы — как раз те, кто отговаривают детей от поездок!
— Еще в детстве она мне сказала: «Дневник твой проверять не буду: ты сам отвечаешь за свою жизнь. Домой вечером можешь возвращаться, во сколько хочешь. Но если свяжешься с наркотиками — я тебе не мать». В итоге я хорошо учился и сильно не гулял.
Родители вообще всегда хотели, чтобы я уехал жить за рубеж.
— Ты пишешь, что дал себе слово набивать в каждой стране по тату.
— Да. Все началось с желания набить «рукав», но потом я решил, что в каждой стране буду делать по татуировке и таким образом получу оригинальную, полную смысла картинку. Хоть иногда держать обещание получается дорого — как, например, в Японии.
«Если ночью автостопить в кромешной темноте, то, мне кажется, вообще от страха обделаться можно»
— Расскажи основные секреты дорог.
— Для начала — это не опасно. Представьте водителя фуры, везущего груз миллионов на тридцать, и вас с вашими десятью тысячами. Кому страшнее?
Спать в машине не принято. Тебя подвозят не просто так, а чтоб было с кем побеседовать, а еще ты помогаешь не уснуть в пути. Некоторым реально интересно, почему ты сорвался куда-то автостопом. Водители не возьмут с тебя денег, потому что им кажется, что с тобой путь короче.
По одежке встречают. Есть пара мгновений, чтобы зацепить на себе взгляд водителя и расположить его к себе. Поэтому я по максимуму постарался создать себе позитивный образ, надев яркую одежду.
Также специально ставил перед собой огромный зеленый рюкзак с прикрепленной палаткой, пенкой и спальником: чтоб было сразу понятно, что я путешественник, и подсознательно давая водителю понять, что со мной точно будет интересно.
Я видел столько красивых панорам за окном! Горы, степи, холмы, скалы, тайгу, рассветы, закаты — перечислять можно бесконечно. Вы видели когда-нибудь снегопад с молниями? А я видел.
И напоследок — улыбайся и обязательно смотри в глаза проезжающим водителям!
«По одежке встречают. Есть пара мгновений, чтобы зацепить на себе взгляд водителя и расположить его к себе. Поэтому я по максимуму постарался создать себе позитивный образ, надев яркую одежду».
— Ночью наверняка сложнее и страшнее?
— Ночью автостопить, как минимум, неприятно. Не видно ничего. Я выбирал места под фонарями (стоянки грузовиков, заправки, населенные пункты), и, зачастую, дорога уходила в темноту, что уже не дает покоя. Hо если стоять в кромешной темноте, то, мне кажется, вообще от страха обделаться можно.
Во-вторых, не видно меня. Если днем водители еще как-то могут среагировать и успеть принять решение, подбирать ли этого стоящего на обочине персонажа, то когда я внезапно появляюсь в свете фар, даже остановить летящую по трассе тачку сложно, не говоря уже о грузовиках.
В-третьих, поток машин очень маленький. Есть категория водителей, предпочитающих пустую ночную трассу, но таких меньшинство.
И наденьте светоотражающий жилет! Лучше желтый, как у полицейских.
Деньги даются сложно, поэтому расставаться быстро с ними я не хочу
— В блоге ты учишь принимать подарки без отговорок.
— В обществе принято, что если тебе что-то предлагают, то ради приличия сначала ты обязательно должен отказаться. Отказываться, даже если ты в этой вещи нуждаешься больше всего на свете, а потом после долгих уговоров сделать вид, что тебе ужасно неудобно перед этим человеком, жутко покраснеть — и взять.
Но, согласитесь, человек, дающий что-либо, часто делает это от души. После дежурного «нет, спасибо» возникает дурацкая ситуация, когда один уже эмоционально отказался от вещи, а второй эмоционально привязался, но ради приличия заставил себя не принять. Результат: вещь зависла в нейтралке и обе стороны страдают.
Поэтому для меня идеальный вариант всегда такой:
— На, возьми этот «Хеннесси» с собой, это подарок.
— Да ла-а-адно? Спасибо-о-о!
— Классные очки, они мне так идут.
— Можешь оставить себе.
— Реально?
— Конечно.
— Спасибо большое!"
— Ты говоришь об экономии в основном за счет «классных чуваков». И получается, забираешь от мира, не отдавая взамен. Настанет ли твое время хостить путешественников и слать им деньги на карты?
— Если у меня что-то просят — я даю и не прошу назад. Но мне деньги даются сложно, поэтому расставаться быстро с ними я не хочу. Люди сами предлагают мне жилье или оплатить счет в ресторане. Я же составляю им компанию, пою песни. Их забавляет подвезти путешественника с розовой укулеле (гавайской гитарой), они потом фотки в «Фейсбук» выкладывают. Обе стороны остаются довольны.
«Я начал с концепции «Путешествие без денег», а потом отошел от нее — все равно совсем без денег не получается, да и слоган этот стал мейнстримом».
«Слоган «путешествие без денег» стал мейнстримом»
— Навскидку — самые сильные эмоции за прошедший год?
— То чувство, когда я вышел из аэропорта в Японии. У меня даже сейчас мурашки при воспоминании о том, как я внезапно оказался в такой далекой и загадочной стране и могу видеть, вдыхать, трогать руками окружающую действительность.
— Расскажи, как в Гуанчжоу заработать 900 юаней (140 долларов) за день!
— Это, как говорится, «не имей сто рублей». Мне позвонил друг и сказал подъехать на определенную станцию метро. Там рекламировали какую-то косметику для отбеливания кожи и нужна была толпа белых людей. Мы послонялись туда-сюда, покурили кальян, пообщались друг с другом — и к вечеру нам заплатили деньги.
— «Путешествие без денег» окончилось с покупкой мотоцикла?
— Я начал с концепции «Путешествие без денег», а потом отошел от нее — все равно совсем без денег не получается, да и слоган этот стал мейнстримом. Так уже едут путешествовать десятки людей, и это перестало быть вызовом обществу. Свой дневник я стал вести в другом ключе, ориентировав больше на себя как интересную личность. А мотоцикл был моей мечтой.
— Безденежье тебя не пугает? А если аппендицит? Мама вышлет?
— У родителей у самих денег нет, так что рассчитываю на себя и людей, которые мне еще должны. Хорошо, что напомнили — надо обязательно сделать страховку.
«С вьетнамками сложно: они консервативны, их контролируют родители»
— Расскажи нашим читательницам про свою личную жизнь.
— В данный момент я чувствую себя свободным как никогда. В России у меня пять лет были отношения с девушкой. 21 ноября она вышла замуж, разрешив все мои сомнения о том, что у нас еще не все кончено. Сейчас я не представляю себя чьим-то парнем.
Подергать за струнки души, весело провести время и забыть — вот мои отношения с противоположным полом. Но с вьетнамками сложно: они консервативны, их контролируют родители, признавая лишь серьезные отношения. Зато в плане денег они абсолютно не затратны: часто платят в кафе за себя, а то и за нас обоих.
«Хочу добраться до Австралии, чтобы оттуда переплыть океан и очутиться в Южной Америке. Что будет после, знает только Вселенная».
— Платят за двоих?
— Я не тот человек, который побежит искать официанта, чтобы непременно заплатить первым. Стандартная фраза: «Ну что, сколько я должен?». Обычно отвечают, что все нормально и денег от меня не надо. Это не только во Вьетнаме — на протяжении всего путешествия так.
— А какое у Райхана будущее?
— Пока хочу добраться до Австралии, чтобы оттуда переплыть океан и очутиться в Южной Америке. Что будет после, знает только Вселенная. Ей я без конца шлю сообщения со своими заветными мечтами, которые она удивительным образом претворяет в жизнь!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.