Александр Овчинников: «1552 год порожден 1974-м»
Казанский историк полемизирует с коллегами о Хәтер көне: мифы, этноцентричность и диалог элит

Дискуссии о завоевании Казани войсками Ивана Грозного и проведении мероприятий к Дню памяти (Хәтер көне) вызвали неподдельный интерес у читателей «Реального времени». Своей оценкой событий 1552 года и их современного восприятия с нашим изданием делится казанский историк Александр Овчинников. В интервью «Реальному времени» он рассказал о радикальной и компромиссной «исторических травмах», сакрализации дат и сложном взаимодействии элит, которое эхом отражается в гуманитарных науках. Полемизируя с татарстанскими коллегами, он назвал мифом утверждение о России как преемнице Золотой Орды, а также высказал мнение о таких понятиях, как «татары» и «русские».
«Исторические баталии стали сюрреалистическом эхом напряженного диалога элит»
— Публикация в «Реальном времени» о проведении митинга, приуроченного ко Дню памяти (Хәтер көне), вызвала неоднозначную реакцию у читателей. Как вы считаете, есть ли необходимость сейчас будить вспоминания о событиях давно минувших лет подобными мероприятиями?
— Думаю, логичнее поставить вопрос несколько по-другому: кому выгодно вспоминать эту дату? Даже в начале XX века население, которое сейчас именуется татарами, мало что помнило о взятии Казани войсками Ивана IV. Те же чеченцы в середине 1980-х годов имели смутные представления о депортации 1944 года, пока местная интеллигенция по указке властей не стала им об этом настойчиво напоминать. 1552 год стал актуализироваться в годы советской власти, тогда и был сконструирован и посредством всеобщего образования «направлен в массы» миф о татарской нации. В исторической составляющей этого мифа образ 1552 года стал одним из важнейших, узловых.
Наивысших негативных эмоциональных коннотаций трактовка исторического события достигла в конце 1980-х — начале 90-х годов. В это время разразилась нешуточная борьба на разных уровнях советской партноменклатуры за бывшую социалистическую собственность, и исторические баталии стали сюрреалистическом эхом напряженного диалога элит. Можно утверждать, что в Татарстане до 1994 года было «приказано горевать» о взятии Казани войсками Ивана IV, организовывались знаменитые митинги на площади Свободы, и, судя по документам архивов, даже назначали голодающих за «восстановление исторической справедливости». После подписания известного договора 1994 года о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Татарстаном необходимость «сильно горевать» о событиях более чем 400-летней давности отпала, и с этого времени фиксируется постепенное затухание интереса властей к 1552 году, постепенная маргинализация связанных с воспоминанием этой даты массовых мероприятий.

1552 год стал актуализироваться в годы советской власти, тогда и был сконструирован и посредством всеобщего образования «направлен в массы» миф о татарской нации
Однако оказалось, что относительно небольшая часть населения все же на полном серьезе восприняла построения региональных историков и других гуманитариев (именно тех, которые сегодня призывают не «ворошить прошлое»), и их мировоззрение стало национально ориентированным (в данном случае, как и в массовом сознании, национальность синоним этничности). Национализм же (мысль о том, что каждый человек непременно должен принадлежать к некой национальности («этносу») и это якобы определяет его сущность) очень напоминает религию. Специалисты прекрасно знают, что национализм — явление секулярное, он стал оформляться в Европе, когда христианство начало терять свои позиции. Но есть очень уместная в нашем случае поговорка: «Свято место пусто не бывает». На место образа Бога пришла идея народа (Бог затем «вернулся», но «в подчиненном положении» — религия стала восприниматься лишь как часть народной культуры, отсюда, кстати, интеллектуальные корни «татарского ислама»). Действительно, если раньше правители получали свою власть из рук Бога, то теперь — из рук народа. Все связанное с народом также сакрализуется, как и в случае Бога. Религиозные ритуалы обязательны к исполнению, как и народные танцы и пляски... Богослужения часто ведутся на языках, не используемых или малоиспользуемых в повседневной жизни, что напоминает трепетное отношение к так называемым родным языкам. В координатах подобного восприятия прошлого и настоящего образ 1552 года становится, как говорят психологи, сверхидеей, и отношение к данному историческому сюжету напоминает эмоционально окрашенную интерпретацию ключевых событий «священных историй» эпохи средневековья.
И вот люди, которым в 1990-е годы местные историки со рвением жрецов религиозного культа внушали, что 1552 год — черная дата в истории татарского народа, что память о защитниках Казани священна и что хотя бы раз в году нужно, как на богослужение, сходить на соответствующий митинг, вдруг таким же организованным хором заявляют, что захват Казани Иваном IV имел для татар не такие уж и плохие последствия. И, вообще, оказывается, не нужно лишний раз ворошить прошлое. Неудивительно, что возникли недоуменные вопросы: раньше нам говорили одно, сейчас другое. Рождается чувство негодования, ведь речь идет о том, что позиционируется «священным». Именно с этим и связана реакция на вашу публикацию в «Реальном времени».
— А как вы сами оцениваете события 1552 с собственно научной точки зрения?
— С позиций современной науки интерпретация событий 1552 года как борьбы русских и татар или Московской Руси и Казанского ханства неправомерна. Никаких этносов и наций в ту эпоху не было, ученые еще не успели их вообразить. Идентичность была родовой, религиозной и (или) социально-территориальной. Население Казанского ханства, как и Золотой Орды, себя татарами не называло. Вопреки точке зрения тех же Дамира Исхакова и Искандера Измайлова, не существовало никакого «средневекового татарского этноса». Татары — внешнее наименование для населения этих государств. Правители Золотой Орды своих подданных называли узбеками, по имени знаменитого хана Узбека. Значительная часть населения Казанского ханства именовала себя чувашами. Позднее, уже в российское время, слова «чуваш» и «мусульманин» для нашего региона были синонимами. Поэт Казанского ханства Мухаммедьяр (XVI век), как известно, высмеивал название «татары». Но «узбеки» и «чуваши» тогда — это не этнические, а подвижные ситуативные социальные подразделения (вроде нынешних студентов, врачей и т. д.). Неустойчивость так называемых этнонимов в своих научных работах зафиксировал и Дамир Исхаков, но на публику он об этом особо не распространяется. Галимджан Ибрагимов свидетельствовал: в конце XIX века если кто-то называл казанского мусульманина «татарином», тот сильно обижался и дело могло дойти до драки. Только в XX веке советские школы и вузы убедили людей в том, что они татары. Были этнизированы и другие социальные группы — например, чуваши и башкиры, зафиксированы, как и у татар, границы их обитания, отобран набор культурных признаков, в тиши академических кабинетов созданы соответствующие литературные языки, первоначально малообразованному населению не очень понятные. И конечно же, сконструирована история только что воображенных интеллектуалами народов.

Никаких этносов и наций в ту эпоху не было, ученые еще не успели их вообразить. Идентичность была родовой, религиозной и (или) социально-территориальной
Что касается государственности. В эпоху средневековья государство — это коллективное владение правящей династии, мыслящей в координатах только своих, а не «общегосударственных» интересов (много ли изменилось к настоящему времени?). И потому в политическом отношении события 1552 года — это борьба джучидского рода Гиреев с московской ветвью рода Рюриковичей, и ничего более.
Применительно к 1552 году в Татарстане утверждается, что татары потеряли свою государственность, потом была «освободительная война», постоянные мысли о возрождении своего государства и т. д. Однако вспомним события Смуты начала XVII века. Со взятия Казани прошло всего лишь чуть более 50 лет, то есть были живы люди, которые еще помнили казанских ханов. Почему, когда Россия фактически распалась и не было никакой централизованной власти, единой правящей династии, Казанское ханство не возродилось? Почему «народ» не «поднялся на борьбу», не поставил своего хана? А на деле в Казани самостоятельным православным правителем едва не стал дьяк Никанор Шульгин. Лично у меня это вызывает недоумение.
«Преемственность России и Золотой Орды — миф»
— Почему вспоминают события 1552 года именно митингами, шествиями, а не тематическими круглыми столами, научными конференциями? Или почему хотя бы не помолиться в мечети и мирно не разойтись?
— Как я уже сказал, национализм — это современная секулярная квазирелигия. В политическом отношении важна не столько вера (т.е. фактологическое содержание мифа), а ритуал. Именно ритуал связан с проведением массовых мероприятий — молений, шествий и т.д., а это организационные усилия, т.е. репрезентация отношений власти-подчинения. Во время таких действ аккумулируется необходимый политический эффект. Энергию людей можно направить в нужное русло, получить от этого политические дивиденды, а потом обратить их себе во благо. Что же касается научных конференций или просто сходить в мечеть, помолиться и разойтись, то эффект, в том числе эмоционально-личностный, от этого ритуала не может сравниться с массовым политическим митингом. Отсюда желание «вспоминать» 1552 год именно публичными акциями.

Просто Казанское ханство на тот момент было слабее, чем Московское государство, вот и оказалось завоевано без всяких мыслей о «собирании ордынских земель»
— Александр Викторович, согласны ли вы с мнением Радика Салихова, что взятие Казани войском Ивана Грозного — вполне закономерный процесс?
— Сейчас в Татарстане официально пропагандируется миф, что истоки государственности России нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде. Предлагается следующая линия преемственности (специалисты по мифологии называют это «мифическим рядом»): Монгольская империя — Золотая Орда — Московский улус как часть Золотой Орды, а потом Российское государство как чуть ли не возрожденный Улус Джучи. Понятно, что этот миф тоже является частью эха диалога элит. Казань предлагает что-то вроде идеологического компромисса: мол, да, мы интегрируемся, мы — часть России, но в то же время мы — полусамостоятельная ее часть. Как в свое время якобы имел место симбиоз Московской Руси и Золотой Орды, так и сейчас Татарстан и Российская Федерация сосуществуют в рамках этого мифического симбиоза. Учитывая, что ныне ситуация складывается явно в пользу Москвы (укрепление вертикали власти и т. д.), то заявление Радика Салихова вполне логично с политической точки зрения. А вот само содержание фразы «захват Казани Иваном Грозным был вполне закономерным» — это опрокидывание современной политики в прошлое. Просто Казанское ханство на тот момент было слабее, чем Московское государство, вот и оказалось завоевано без всяких мыслей о «собирании ордынских земель».
— Салихов, собственно, об этом как раз говорит и называет причины ослабления Казани.
— Москва завоевала слабые Казань и Астрахань. А когда попыталась завоевать Ливонию на западе, то у нее ничего не получилось, потому что пришлось воевать с более развитыми европейскими государствами (Ливонская война). И закономерность здесь более чем простая: в эпоху средневековья более сильный завоевывал более слабого. А все остальное — отрабатывание политического заказа.
«1552 год порожден 1974-м»
— Вы называете мифом представление местных историков о Москве как части Золотой Орды. Не является ли мифом представление, которое прописано в федеральных учебниках истории и является частью государственной идеологии о Москве как собирательнице земель, ее главенствующей роли?
— Да, это тоже миф, и это большая проблема нынешнего российского историописания. Федеральные учебники по истории России — это фактически история Москвы. В них повествуется, как она возвышалась, завоевывала окрестные территории и т. д. И эти учебники истории отражают интересы московских федеральных элит, учебники же по истории Татарстана — элит местных. Это свидетельствует о внутренней непрочности нынешней России, так как российская идентичность существует не сама по себе, а в виде простой суммы русского, татарского, башкирского и иных этнонационализмов.
В этих мифах, как в кривом зеркале, отражаются реальные социальные процессы. Один академик как-то мне сказал, что, изучая национализм, нужно обязательно обращать внимание на урбанизацию. И это совершенно справедливо, так как «1552 год» не мог бы быть без 1974 года. Именно в этом, по-настоящему великом году жителям сельской местности в СССР, которые в основном работали в колхозах, было разрешено иметь на руках паспорта. Начался массовый исход из деревни в город. Это коснулось Казани и других городов ТАССР. Примерно тогда, кстати, возникает знаменитый «Казанский феномен», когда дети переселенцев оказались на границе городской и сельской культур и соорганизовались в интересные с этнографической точки зрения неформальные объединения. Тогда же формируется и костяк нынешних татарстанских гуманитарных учреждений, попавших, понятное дело, под контроль местного обкома.

Судя по общей направленности татарстанских СМИ, академическому дискурсу и другим источникам, компромиссная версия «травмы 1552 года» в Татарстане ныне преобладает
Приезжающие из деревни будущие гуманитарии были вынуждены жить в стесненных условиях общежитий и съемных квартир, чувствовали социальную несправедливость, которая отражалась на их текстах по истории Татарстана. Конструирование образа 1552 года для них — это символическая попытка завоевать новое городское пространство. По мере социального освоения города возникали две версии «исторической травмы» 1552 года — радикальная, характерная для крайне правых татарских националистов, как правило, не обладающих серьезным социальным статусом; и компромиссная, свойственная нынешним «разрешенным» историкам, которые уже укоренились в городе, имеют определенный достаток, им ничего «завоевывать» не нужно (по моим наблюдениям, крупные татарстанские историки, выходцы из деревни, стремились «отдавать» своих детей на престижный юрфак КГУ (ныне К(П)ФУ). В представлениях вчерашних селян — это серьезный жизненный, семейный успех… Тут уж не до махания флагами на площадях или озвучивания идеологически неверного взгляда на события 1552 года). Как сказал Искандер Гилязов: «Мы что — должны 450 лет слезы лить, что потеряли свое государство?» Судя по общей направленности татарстанских СМИ, академическому дискурсу и другим источникам, компромиссная версия «травмы 1552 года» в Татарстане ныне преобладает. Она является приоритетной в трудах и отдельных высказываниях историков, даже тех, кто в начале 1990-х считал более выгодным мыслить в дискурсе радикальной версии «травмы 1552 года».
Есть такая научная дисциплина — науковедение, которое изучает особенности развития самой науки. Ныне у российских интеллектуалов популярно деление науки на мировую, провинциальную и туземную. Мировая сконцентрирована в основном на Западе. Российская историческая наука отчасти провинциальна, ее наиболее продвинутые представители заимствуют западные теоретические наработки, потом пытаются при их помощи анализировать местный материал (гендерный подход, memory studies и т. д.). А есть наука «туземная». Современная историческая наука Татарстана — образчик туземной науки. Она «варится в собственном соку», «главные читатели» — местные чиновники (приключения образа 1552 года как нельзя лучше это подтверждают). Сами принципы неформальной самоорганизации местных гуманитариев подозрительно напоминает крестьянскую общину (в научных статьях этот феномен я называю постобщиной). И соответствующие исторические труды — это как бы символическая дань политическим элитам. Нахождение в постобщинах способствует формированию особого, как говорят социальные психологи, холистического типа мышления, когда личной точки зрения у человека почти нет, излагая свои мысли он постоянно ориентируется на окружающих («что люди скажут»). Такой тип мышления, в отличие от научного, аналитического, слабо чувствителен к противоречиям, нарушениям логики. Здесь, видимо, и кроется секрет того, что в отношении 1552 года точка зрения местных историков «колеблется вместе с линией партии».
В таких архаичных социально-политических условиях укреплять истинное единство государства (известно, что (пост)крестьяские государства склонны к децентрализации), общенациональную российскую идентичность чрезвычайно сложно, и разноголосица в учебниках истории тому подтверждение. Кстати, в настоящее время мы с зарубежными коллегами активно сравниваем социум Татарстана и итальянской полуаграрной Сицилии — обнаруживается много точек пересечения.
Кстати, вспомним мультимедийный парк «Россия — моя история», его казанский вариант. В нем без острых углов рассказано о захвате Казани войском Ивана IV. Посетитель не увидит никакой логики исторического противостояния Москвы и Казани, как утверждал в свое время Рафаэль Хакимов, никаких голодающих на площади Свободы, трупов на стенах города в 1552 году и т. д.

Кстати, вспомним мультимедийный парк «Россия — моя история», его казанский вариант. В нем без острых углов рассказано о захвате Казани войском Ивана IV
— Однако в этом парке продвигается больше москвоцентричный миф.
— Да, это продукция Тихона Шевкунова, про которого говорят, что он духовник Путина. И он продвигает русскоцентричный миф. К слову, в тех же США нет государственного языка, так называемых традиционных религий, там живут люди с разным цветом кожи, все они считаются американцами. В России, как в Америке, нужно отделить этническое от государственного. Наша идеология привязывает человека к его происхождению, фактически делает его «крепостным». Но в то же время политические элиты у нас космополитичны. Дети чиновников живут за границей, учатся в тамошних престижных университетах. Оттого, что они живут за рубежом, они уже больше швейцарцы, англичане, американцы, чем русские. И это не вызывает у них никаких противоречий. А основной массе населения России приходится жить в паутине этнонационального мифа.
— Вы любите говорить о фальсификации истории, мифологизации дат. Скажите, много ли попало в научные труды фейков и домыслов относительно 1552 года?
— «Татарскость» Золотой Орды и Казанского ханства — грандиозный миф, на который работают почти все гуманитарии Татарстана. Именно этот «супермиф» делает такими эмоциональными события 1552 года. Взятие Казани активно используется в актуальной политике. Интересным примером здесь служит переизданный в 2015 году Татарским книжным издательством в форме монографии знаменитый школьный учебник Равиля Габдрахмановича Фахрутдинова. В новом издании к описанию событий 1552 года было добавлено утверждение об «аннексии» Казанского ханства, что в условиях начавшейся после присоединения в 2014 году к России Крыма (территории бывшего татарского Крымского ханства) информационной войны звучало с вполне определенной политической направленностью. Однако в следующем издании, датированном 2018 годом и выпущенном тем же издательством, слово «аннексия» заменено на «захват». Здесь подтверждаются утверждение, что «история — это обращенная в прошлое политика» и «историк не обманывает — он недоговаривает».
Что же касается изучения Казанского ханства за пределами Татарстана, то среди прочих можно назвать труды ижевского историка Дмитрия Алексеевича Котлярова, в которых он скептически оценивает построения ряда казанских коллег. Но, как было сказано выше, татарстанская гуманитарная наука варится в собственном соку, и не то что законы логики, а элементарные правила научной дискуссии в таких реалиях не всегда работают.
комментарии
А другие мифы бывают злобные и приносят гибель многих десятков миллионов людей (марксизм, нацизм, национализм - яркие тому примеры).
Александр разоблачает злобные мифы.
Его мифы-гипотезы гораздо менее кровожадные.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
1552 год всегда был актуален, именно после взятия Казани произошел реакционный поворот в истории народов Восточной Европы.
А 70-е годы 20-го столетия знаменательны тем, что подул свежий ветер перемен, появилась возможность говорить и писать историческую правду
Читайте, господин Давлетшин "труды" международных марксистов-террористов Ленина и Троцкого.
Яркий пример разжигания засвисти, злобы и ненависти это "научные" труды доносчика Худякова, публичные политические доносы которого "привлекали внимание" НКВД и погубили жизнь десяткам настоящих учёных-историков.
На Александра тоже, судя по публикациям в электронных и бумажных СМИ, современные "худяковы" писали доносы во все инстанции.
Почитайте "научные труды" Худякова - типичные публичные политические марксистские доносы.
"Научные труды" Худякова также пропитаны ядом, как и Ваши комментарии.
Ваш кумир, марксист Худяков повинен в сломанных судьбах многих настоящих учёных.
Даже в Википедии приводятся факты "недобросовестности" - и человеческой и научной - Худякова:
"В 1923 г. по обвинению в национализме был осужден видный большевик М. Х. Султан-Галиев и распущено правительство автономии, некоторые члены которого отказались осудить Султан-Галиева. После этих событий Худяков покидает Казань.
["видный большевик" - означает, что участвовал в преступлениях марксистов против Человечества]
В 1930-32 против него были выдвинуты критические обвинения в «султангалиевщине» и «тюркском национализме», которые ограничились публичными «проработками». В 1931 г. принял участие в «критике» арестованного археолога С. И. Руденко. Активно пропагандировал пользующийся официальной поддержкой марризм.
["критика" в кавычках означает, что марксист Худяков публично доносил на своих коллег; марризм - марксисткая лже-наука]
«Принципиальное значение имеет то, что автор, будучи русским историком, впервые выступил с решительной аполоrетикой Казанского ханства, назвав его уничтожение актом жестокой колониальной политики, приведшей татарский народ к национальной траrедии», — говорится в посвящённой Худякову диссертации Ф. А. Байрамовой (Казань, 2006)[2].
[даже Байрамова признает, что Худяков был не ученым, а "апологетом"]
С Худяковым полемизировал тюрколог С. Г. Порфирьев, который счёл сочинение коллеги тенденциозным и заказным: «появилась книга при условиях исключительно благоприятных — и Казанский университет, и старейшие ученые общества Казани лишены в наше время возможности изложить хотя бы одну страницу своих исторических трудов»[2].
[научных оппонентов Худякова просто арестовывали и сажали в концлагеря]
Профессор МПГУ, доктор исторических наук В. А. Волков объясняет популярность Худякова в Татарстане тем, что он целиком встал на татарскую сторону, представляя Русь как немотивированного агрессора и угнетателя. «Он оказался очень созвучен идеям, звучавшим в то время в большевистской среде, искавшей опору в националистах для борьбы с белой опасностью и великодержавным шовинизмом», — отмечает историк[3]".
[Марксистские диктаторы Ленин и Троцкий для удержания власти привлекли на свою сторону националистов, а затем марксисты вырезали всех своих конкурентов на власть, включая и националистов всех "сортов и марок"]
Похоже Вы не читали ни одного "научного труда" Худякова, кроме тенденциозных и апологетических (по словам Байрамовой) "Очерков по истории Казанского ханства".
Правильно пишет Александр, что национализм это религия:
"Национализм же (мысль о том, что каждый человек непременно должен принадлежать к некой национальности («этносу») и это якобы определяет его сущность) очень напоминает религию".
Можно лишь добавить - национализм это тоталитарная религия.
Эта старушка работала корректором Татгиза. Не очевидно, что у нее есть полноценное высшее образование.
Похоже, те кто его хвалит не читали его книги. Он написал его в русле теории торгового капитала, которая была признана ошибочной. Поэтому он там направо и налево необоснованно использует понятие "капитализм" для эпохи средневековья. Наверное из-за этого татаристы решили, что предки казанских татар придумали капитализм)))
И там есть неприятный для татаристов момент, который они замалчивают: Худяков писал, что казанские татары потомки булгар.
По моему, только в шежере башкирского клана Юрматы вскольз говорится мол в таком-то году русские с боями взяли город Казань.
В сознании же основного населения Казанского ханства, у чувашей (впоследствии татар) взятие Казани абсолютно отсутствовал.
Пустословить всякий может.
Персы писали, Бухарцы, башкиры писали про взятие Казани. А "татары"? Вот они ничего не пишут.
Во многих татарских источниках говорится про 1552.
Это Зафер-наме вилаяти Казан, несколько разных Дафтари Чингиз-наме и несколько разных Таварих Булгар вэ Казан. Около 10 баитов татарских народных про 1552.
Вы пустобрех, уважаемый.
Достаточно убедительно.
Интересно теперь будет выслушать факты, аргументы и логические построения докторов наук, профессоров Исхакова и Измайлова, которых их оппонент назвал "конструкторами", создателями, "грандиозного мифа", "супермифа".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Откровенное и наглое враньё.
Приведите исторические факты из исторических источников.
Их нет.
Но при этом /по Овчинникову/ в Казанском Ханстве татар ре было, а чуваши были.
Он явно ангажированный историк, написали уже про него Хисторик.
"В этих мифах, как в кривом зеркале, отражаются реальные социальные процессы. Один академик как-то мне сказал, что, изучая национализм, нужно обязательно обращать внимание на урбанизацию. И это совершенно справедливо, так как «1552 год» не мог бы быть без 1974 года. Именно в этом, по-настоящему великом году жителям сельской местности в СССР, которые в основном работали в колхозах, было разрешено иметь на руках паспорта. Начался массовый исход из деревни в город. Это коснулось Казани и других городов ТАССР. Примерно тогда, кстати, возникает знаменитый «Казанский феномен», когда дети переселенцев оказались на границе городской и сельской культур и соорганизовались в интересные с этнографической точки зрения неформальные объединения. Тогда же формируется и костяк нынешних татарстанских гуманитарных учреждений, попавших, понятное дело, под контроль местного обкома.
Приезжающие из деревни будущие гуманитарии были вынуждены жить в стесненных условиях общежитий и съемных квартир, чувствовали социальную несправедливость, которая отражалась на их текстах по истории Татарстана. Конструирование образа 1552 года для них — это символическая попытка завоевать новое городское пространство. По мере социального освоения города возникали две версии «исторической травмы» 1552 года — радикальная, характерная для крайне правых татарских националистов, как правило, не обладающих серьезным социальным статусом; и компромиссная, свойственная нынешним «разрешенным» историкам, которые уже укоренились в городе, имеют определенный достаток, им ничего «завоевывать» не нужно (по моим наблюдениям, крупные татарстанские историки, выходцы из деревни, стремились «отдавать» своих детей на престижный юрфак КГУ (ныне К(П)ФУ). В представлениях вчерашних селян — это серьезный жизненный, семейный успех… Тут уж не до махания флагами на площадях или озвучивания идеологически неверного взгляда на события 1552 года). Как сказал Искандер Гилязов: «Мы что — должны 450 лет слезы лить, что потеряли свое государство?» Судя по общей направленности татарстанских СМИ, академическому дискурсу и другим источникам, компромиссная версия «травмы 1552 года» в Татарстане ныне преобладает. Она является приоритетной в трудах и отдельных высказываниях историков, даже тех, кто в начале 1990-х считал более выгодным мыслить в дискурсе радикальной версии «травмы 1552 года».
Есть такая научная дисциплина — науковедение...".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Можно привести и массу других исторических фактов и бытовых наблюдейний в пользу тезиса Александра о "супермифе".
Интересно, что события нео-марксистской "перестройки" 1980 - 1990-х годов перекликаются с марксисткой "революцией" октября 1917 - 1920-х годов.
Разделив народы России по национальному признаку марксистские диктаторы также провозгласили "коренизацию" парт- и гос- аппаратов в "национальных" республиках - кто признавал себя "башкиром", "татарином", "азербайджанцем" и др. получал огромные преференции при занятии парт- и гос- должностей на определенных территориях, в отдельных регионах.
"Коренизация" происходила и в высшем образховании, и в промышленности и в других областях человеческой деятельности - марксисты "выпячивали" национальное, хотя и позиционировали себя "интернационалистами".
Но как только марксисты укрепились во власти они тут же вырезали всех конкурентов на власть, включая и националистов всех мастей.
Это тоже исторический факт.
Но всё же Александр менее ангажированный, чем многие его коллеги.
Хотя тоже вольно или невольно разрушая одни мифы, он создает другие.
Сужу по себе - как только начинаю писать на темы истории, как тут же понимаю, что раскрывая сущность какого-то исторического события, тут же начинаю непроизвольно сочинять другие мифы.
Но ведь часть историко "конструирует" мифы или из "любви к исскуству" или "за деньги" - т.е. осознанно, сознательно.
Заблуждение - это другое.
В случае его стихов слово «татарин» является экзонимом и этнофолизмом, употреблявшимся казанскими чувашами по отношению к «отецким детям», т. е. пришлым ордынцам. Однако, несмотря на антагонизм, культурное воздействие господствующей элиты на народные массы было определяющим. Именно под ее влиянием чуваши-мусульмане перешли на тюркскую речь современного типа, оставив свой старый язык палеотюркской системы. Если арабографичные эпитафии XIII–XIV вв., найденные на территории Волжской Болгарии, еще написаны на языке близком к современному чувашскому, то в дальнейшем тексты данного типа исчезают.
Антагонизм между завоевателями и покоренными достиг высшей точки в решающую фазу противостояния между Москвой и Казанью в 50-х гг. XVI в., когда чуваши-мусульмане, предки казанских татар, стали требовать от казанского правительства отказа от суверенитета и покорения Ивану Грозному: «…и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: “…о чем де не бьете челом государю?” Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу». Уже в 1551 г. чуваши и черемисы Горной стороны, изменив казанскому правительству, присягнули русскому царю: Мухаммед Бозубов и Аккубек Тогаев «с товарищи» били челом царю «от князей и мурз и сотных князей и десятных и Чювашей и Черемисы и казаков…». Потом «горным людям» было приказано напасть на Казань: «…поидите же, покажите свою правду государю, воюйте его недруга». В июле 1551 г. они подошли к городу со стороны Арского поля, однако «крымцы и казанцы, да с ними билися крепко (…). Казанцы же вывезли на них из города пушки и пищали да учали на них стреляти, и горние люди Чюваша и Черемиса дрогнули и побежали».
Назовите хоть один документ 16 века в котором чуваш САМ СЕБЯ называет чувашем.
Есть лишь несколько источников информации о том, что в Казанском ханстве с 1521 года жили чуваши. Эти источники НЕ чувашские.
«…Племя чермышей (т. е. черемисы или марийцы. — ред.) до сих пор про тех, кто принял Ислам, говорят “стал сувасом” (т. е. чувашем. — ред.).
Об этом говорит и Ш. Марджани:
«Башкиры и черемисы мусульман называют чувашами и иногда в ругательной форме говорят: “Казанские чуваши”. Черемисы при этом употребляют слово “суас”, что также несет значение чуваш. Из этого следует, что чуваши – это народ, близкий к булгарам по своей религии, языку и местоположению. Несмотря на то, что в их языке очень много финских слов, также много и тюркских тоже, поэтому их принято считать тюрками. Поэтому черемисы все мусульманские и незнакомые народы называют «сувас», этим именем они именуют даже черемисов, которые приняли ислам»
Кстати приокрыть завесу тайны о ясачных чувашах Казанской губернии помогает рукопись 1635 г., хранящаяся в Дрезденской библиотеке, автором которой является Рахман Колой. Представляет она из себя письмо Крымскому муфтию, в котором абызы (духовные лица мусульман) и старейшины Казанского уезда обратились к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау-чуваш), просто чувашей, «иштек-башкир» (иштяк-башкурт) в свое подданство.
[Kurat Akdes Nimet. Türkiye ve İdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-İdil Kanalı ve XVI–XVIII. Yüzyıl Osmanlı-Rus Münasebetleri. Ankara, 1966. 207 s.].
В чём же дело? А в том, что предки казанских татар называли себя чувашами, которых, тем не менее, не следует путать с чувашами правобережья Волги, обитавших на территории современной Чувашии (тау-чуваш)
Этноним «чуваши» применительно к казанским татарам пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас», тогда как нынешних чувашей именуют «суасламары», т. е. «чувашский человек»[Васильев В. М., Саватков А. А., Учаев З. В. Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1991. С. 314].
Как видим, марийский язык, находившийся в некоторой изоляции, законсервировал этнические реалии прошлых веков, когда самоназванием предков казанских татар и чувашей был один и тот же этноним (чувашей и татар Ислам «разделил», говорите?).
Однако, этот факт никоим образом не отменяет мусульманского прошлого чувашского народа, которое, как мы уже сказали, не сводилось к отдельным эпизодам. Скорее наоборот, он помогает отделить историю от разного рода спекуляций, будь то направленных против чувашей-мусульман или же положенных в основу мнимой «деконструкции» «татарского суррогатного мифа».
Трагедию 1552 года татары и чуваши помнили ВСЕГДА. Об этой дате много в фольклоре татар, чуваш, мари.
Анониму, который выше писал. Где источники про «узбеков» и «чуваш» в Казанском ханстве в 15 веке? Какие нафик «узбеки» в Казанском ханстве? Тут помоему в комментариях «РВ» свора сказочников и троллей обжилась...
Измайлов продолжает дело политического доносчика, марксиста Худякова, который разжигал злобу, зависть и ненависть между народами.
Из Львовской летописи
[В 1470 году московская рать, ограбив и опустошив казанские посады] ....отъидоша на остров Коровнич... Ту прибеже к ним из Казани полоняник коломнятин, а сказывая им, что дополна сбрася царь на них казаньской Обреим со всею землею своею, с Камскою и с Сыплиньскою, и с Костяцкою, и с Беловолжскою, и Вотяцкою, и з Башкирскою...
П. С. Л., т. XX, ч. 1, стр. 281.
"В том царстве пять различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, вотяцкий, або арский, пятый башкирский."
Не хорошо такими подлогами заниматься, не уважаемый коментун......
---
«Кудайгул улан в головах да Муралей князь и вся земля Казанская и моллы и сеиты и шихы и шихзаде и молзаде, имамы, азии, афазы и уланы и мырзы и ички, дворные и задворные казаки и Чюваша и Черемиса и Мордва и Тарханы и Можары».
Как можете заметить, татары отсутствуют.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m Если Овчинников историк, значит и сам этим страдает!
Но при конструировании исторических гипотез все же надо опираться на исторические источники, исторические факты и интерпретировать их с использованием классической логики.
А так Вы правы - большинство современных историков находятся на содержании у политиков.
Как, впрочем, и большинство физиков, и химиков и прочих биологов.
Но последние хотя бы могут продаться ещё и промышленникам.
А историков и прочих философов "покупают" только политики.
Ваши эмоции мы поняли, но они мало кому интересны.
Наверное, Вы дама и Вам простительно.
Но всё же по существу контр-аргументы можете привести?
Александр привёл - и достаточно убедительные.
Причем здесь ёрничанья по гендерному принципу? Вы видимо очередной диванный провокатор. А может это сам Александр так нервничает?
Сейчас в Татарстане официально пропагандируется миф, что истоки государственности России нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде. Предлагается следующая линия преемственности (специалисты по мифологии называют это «мифическим рядом»): Монгольская империя — Золотая Орда — Московский улус как часть Золотой Орды, а потом Российское государство как чуть ли не возрожденный Улус Джучи. Понятно, что этот миф тоже является частью эха диалога элит".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Тут Александра подвела логика и смешение двух тезисов - похожих "по внешним признакам", но по сути различных..
Первый тезис "«Преемственность России и Золотой Орды — миф» - почему миф?
аргументов не привёл.
Хотя хорошо известно, что русские княжества, восточно-славянский улус Золотой Орды 200 лет испытывал колоссальное влияние монголо-тюрок и много взял из основ их государственности.
В этом смысле Москва является безусловно право-преемницей Каракорума и Сараев.
Второй тезис похож на первый, но по сути совершенно другой "...пропагандируется миф, что истоки государственности России нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Действительно "истоки государственности России" лежат в Киевской Руси - именно из Киева центр власти переместился сперва во Владимир, а потом и в Москву.
Но в 13 веке восточно-славянские княжества вошли в Монгольскую империю, а затем стали частью Золотой Орды - на каких правах другой частный вопрос.
И "государственность", заложенная в Киеве, подверглась значительной трансформации под воздействием государственности, культуры и традиций монголо-тюрок.
Это исторический факт.
Первый тезис Александра нельзя доказать фактами - "преемственность России и Золотой орды" не миф.
Второй тезис верен - "пропаганда" того, что "истоки государственности России нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде" действительно является мифом "истоки" в Киевской Руси - монголо-тюрки пришли в восточно-славянские княжества лишь в 13 веке, когда основы государственности были уже давно заложены.
По существу хотя бы одно предложение напишите.
Одно предложение.
Можете?
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
По существу Вы же ничего не сказали - только описали свои эмоции.
Читайте внимательно аргументы и факты Александра о том, как выдача паспортов колхозникам привела к их переселению в города и борьбу за существование.
Да и в комментариях были приведены дополнительные факты.
Урбанизация - это "генеральный" процесс Человечества до последнего времени.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
"— «Татарскость» Золотой Орды и Казанского ханства — грандиозный миф, на который работают почти все гуманитарии Татарстана. Именно этот «супермиф» делает такими эмоциональными события 1552 года".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Это действительно похоже на правду - все исторические факты свидетельствуют о высказанном тезисе о "супермифе".
А так Вы совершенно правы - вся история это "бла-бла и пиар".
По существу вопроса, Вы, уважаемый, ничего не сказали, а Человека обидеть попытались.
Нехорошо, уважаемый.
Ждем-с.
Ну давайте тогда перейдем к разговору о шведском этнониме "русь", о датчанах Рюриковичах, о греческом названии территорий северных варваров "Росия" и так далее.........
Афәрин! Наше дело правое, враК будет разбит в собственном логове!
К тому же их истребил Чингисхан в 1202 году. В западном походе они уже не могли участвовать, ибо все лежали в могилах.
С таким же успехом можно пристегнуть к истории татар какое - нибудь племя папуасов мумба-юмба из Южных морей.
---------
Ну, да. Восстали из могил и сохранили)
"Весьма интересен перечень всех сословных и этнических групп Казанского ханства, приведенный в «Истории о Казанском царстве»: «Казанцы же – молны, и сеиты, и ших, шихзады, молзады, имамы, тазеи, и афазы, и уланы, и мурзы, и ички, и задворные казаки, и Чюваша, Черемисы, и Отяки, и Мордва, и тарханы, и Можары, и вся земля Казанская…» Как видим, среди этнических групп Казанского ханства на первом месте стоят чуваши."
«…Племя чермышей (т. е. черемисы или марийцы. — ред.) до сих пор про тех, кто принял Ислам, говорят “стал сувасом” (т. е. чувашем. — ред.).
Об этом говорит и Ш. Марджани:
«Башкиры и черемисы мусульман называют чувашами и иногда в ругательной форме говорят: “Казанские чуваши”. Черемисы при этом употребляют слово “суас”, что также несет значение чуваш. Из этого следует, что чуваши – это народ, близкий к булгарам по своей религии, языку и местоположению. Несмотря на то, что в их языке очень много финских слов, также много и тюркских тоже, поэтому их принято считать тюрками. Поэтому черемисы все мусульманские и незнакомые народы называют «сувас», этим именем они именуют даже черемисов, которые приняли ислам»
Кстати приокрыть завесу тайны о ясачных чувашах Казанской губернии помогает рукопись 1635 г., хранящаяся в Дрезденской библиотеке, автором которой является Рахман Колой. Представляет она из себя письмо Крымскому муфтию, в котором абызы (духовные лица мусульман) и старейшины Казанского уезда обратились к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау-чуваш), просто чувашей, «иштек-башкир» (иштяк-башкурт) в свое подданство.
[Kurat Akdes Nimet. Türkiye ve İdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-İdil Kanalı ve XVI–XVIII. Yüzyıl Osmanlı-Rus Münasebetleri. Ankara, 1966. 207 s.].
----
Научным анализом назвать это трудно. Откуда-то из пустоты, как фокусник, вытаскивает татар. Хотя в тексте о татарах нет ни слова. Если бы были татары, если бы они были правящим слоем их упомянули бы самыми первыми.
И военно-родовая аристократия называется в тексте тарханами. Вовсе не татарами.
Это наводит на мысль, что Александр прав.
А Искандер и Ко не правы.
Но если бы тогда предками казанских татар признали татаро-монгол, как у крымских татар, то тогда казанским татарам могла бы грозить депортация, как их крымским "сородичам".
Признание предками казанских татар - булгар, а не татаро-монгол, спасло целый народ от депортации. Скажите спасибо партии.
«…Племя чермышей (т. е. черемисы или марийцы. — ред.) до сих пор про тех, кто принял Ислам, говорят “стал сувасом” (т. е. чувашем. — ред.).
Об этом говорит и Ш. Марджани:
«Башкиры и черемисы мусульман называют чувашами и иногда в ругательной форме говорят: “Казанские чуваши”. Черемисы при этом употребляют слово “суас”, что также несет значение чуваш. Из этого следует, что чуваши – это народ, близкий к булгарам по своей религии, языку и местоположению. Несмотря на то, что в их языке очень много финских слов, также много и тюркских тоже, поэтому их принято считать тюрками. Поэтому черемисы все мусульманские и незнакомые народы называют «сувас», этим именем они именуют даже черемисов, которые приняли ислам»
Кстати приокрыть завесу тайны о ясачных чувашах Казанской губернии помогает рукопись 1635 г., хранящаяся в Дрезденской библиотеке, автором которой является Рахман Колой. Представляет она из себя письмо Крымскому муфтию, в котором абызы (духовные лица мусульман) и старейшины Казанского уезда обратились к крымскому хану с просьбой принять «еловых марийцев» (чиршы чирмыш), «горных чувашей» (тау-чуваш), просто чувашей, «иштек-башкир» (иштяк-башкурт) в свое подданство.
[Kurat Akdes Nimet. Türkiye ve İdil Boyu. 1569 Astrahan Seferi, Ten-İdil Kanalı ve XVI–XVIII. Yüzyıl Osmanlı-Rus Münasebetleri. Ankara, 1966. 207 s.].
Документ важен тем, что он написан от имени самих жителей Поволжья, а потому отражает их собственное самоназвание. Как видим, среди перечисленных этнических групп татары не значатся.
В чём же дело? А в том, что предки казанских татар называли себя чувашами, которых, тем не менее, не следует путать с чувашами правобережья Волги, обитавших на территории современной Чувашии (тау-чуваш)
Этноним «чуваши» применительно к казанским татарам пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас», тогда как нынешних чувашей именуют «суасламары», т. е. «чувашский человек»[Васильев В. М., Саватков А. А., Учаев З. В. Марийско-русский словарь. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1991. С. 314].
Как видим, марийский язык, находившийся в некоторой изоляции, законсервировал этнические реалии прошлых веков, когда самоназванием предков казанских татар и чувашей был один и тот же этноним (чувашей и татар Ислам «разделил», говорите?).
Однако, этот факт никоим образом не отменяет мусульманского прошлого чувашского народа, которое, как мы уже сказали, не сводилось к отдельным эпизодам. Скорее наоборот, он помогает отделить историю от разного рода спекуляций, будь то направленных против чувашей-мусульман или же положенных в основу мнимой «деконструкции» «татарского суррогатного мифа».
Деваться вам от этого некуда))).
Чувашские предки - это ваша запрятанная история татар!
Если бы это было так то сопротивление захватчикам не затухало бы многие годы. А на деле что? Пришли, взяли город, разбили бродившие вокруг города отряды. Наиболее отъявленным воякам - башкирам, предложили союз и признание их вотчинных прав, которые те приняли, и все на этом закончилось. Ну, черемисы маленько посопротивлялись.
К тому же значительная часть современных татар это потомки завоевателей, пришедших с войсками Ивана Грозного. Вообще можно утверждать, что татары пришли вместе с Иваном Грозным. Не было их среди защитников Казани. "Татары" это мишаре, касимовцы, тарханы и башкиры перешедшие на службу Московскому государю еще в XV в. Защищали Казань его жители. Чуваши, черемисы, мокша, и те же тарханы и башкиры.
То, что сегодня проповедуют Измайлов и Ко это чистая фантастика.
Чем ответить людям выросшим на сказках от Измайлова? Нечем.
---------
Рахматуллин брал интервью у Рафаэля Хакимова, Ильнура Миргалеева, у Овчинникова - значит башкиры:))))
«Мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию ещё в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 году), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими».
Политические, исторические аспекты падения Казани трагичны.
Взятие Казани войсками Явыз Ивана (Злодея,так звали его соотечественники вплоть до конца 18-го века, пока немецкие "историки" не придумали более звучный "титул") завершилось установлением на огромной территории Восточной Европы Царства Зла, утвердился однополярный мир Зла. Московское царство впало в пучину террора, разруха, голод и смерть стали обыденностью.
Конец преступного правления Ивана Злодея Московское царство (тогда уже русское) впала в великую смуту, далее, попало в руки польских захватчиков.
Весь 17-ый век оно не могло оправиться от удара, нанесенного экспансионистской и террористической политикой Злодея, от которой не может освободиться Россия и сегодня
"Однополярный мир Зла" один чего стоит...
"Царство Зла"...
"Экспансионистская и террористическая политика Злодея"...
Попробуйте, Тахир, привести не эпитеты и эмоции, а факты и аргументы, подтверждающие Ваши столь негативные эмоции к исторической личности и историческим событиям 450-летней давности.
Такое ощущение, что Вы лично участвовали в октябре 1552 года в сдаче Казани чингизиду Шах-Али и его союзнику потомку правителя Золотой Орды Мамая Ивану 1У Васильевичу.
Очень невыгодно руководителям России и шовинистам раскрыть причинно-следственные связи между той трагедией, которая разыгралась в середине 16-го века и дальнейшим 500-летним насильственным развитием страны
Вы же учились в Москве в приличном вузе - не позорьте, Тахир, свою московскую Альма матер.
Возможно, он не учел год правления Саина Бекбулата
Зависть разрушает человека - и психически, и физически.
----------
Если бы не было этого Злодея не было бы татарского народа сегодня.
Это он объединил всех мусульман бывшего КХ в сословие ясачные чуваша. Переименованного потом, в XVII в. в ясачные татара. После того как, служилые татара потеряли свои статус, были приравнены к обычному ясачному населению, они стали сближаться с ясачными. В быту, русская администрация и народ, их всех называли просто "татара". Самим им это конечно не нравилось, к концу XIX в., к этому как-то привыкли. К началу XIX в. они окончательно позабыли, свои чувашские, черемисские корни и стали называть себя "мосолманнар". Позабыли свои языки, перешли на общепонятный язык, представляющей собой несколько фонетически упрощенный вариант башкирского языка. В конце XIX в. Марджани, мулла из черемис, провозгласил татарский народ. Дальнейшее вам всем известно.
Эчең көтөрләйме?
Традицию празднования дня взятия Казани с крестным ходом начали православные (см. статью И.К. Загидуллина). И памятник на Казанке построили с гнусной надписью "в память победы на татарами 1552". Потом большевики справедливо прекратили это, на минуточку, разжигающее межнациональное и межконфессиональную вражду действо, а унизительную надпись демонтировали.
В 1990-е традиция была восстановлена, и в 1990-е годы и татары также стали устраивать молебен в память защитников Казани, а также требовать возведение памятника защитникам (которого нет и нет -- а как же пресловутый баланс?).
В 2020 году 10 октября молебен провели на Казанке, а 8 октября запретили в парке Тинчурина собираться татарам (решение отменил суд).
Кстати, показательный пример: там, где где начинается шовинист, заканчивается либерал (а как же свобода слова?).
Вот об этом и надо было написать и сделать вывод: каемся, простите головорезов, устроивших резню в Казани, пусть это будет уроком и не повторится, давайте жить дружно.
Это и был бы профессионализм: отбросить все эмоции и сделать беспристрастный всесторонний анализ. Пока же весьма тенденциозно все, что и отталкивает.
Здесь подтверждаются утверждение, что «история — это обращенная в прошлое политика» и «историк не обманывает — он недоговаривает».
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
У кого-то просто нервы шалят.
И поэтому начинают активно крыть друг друга "аргументами".
Теперь остается лишь разводить руками.
А кому-то просто надо успокоиться и не реагировать на разные заявления.
История - это точная наука, у нее свои научные методы.
Здесь не могут применять лженаучные теории.
Дешевая пропаганда удел недалеких людей.
Если кто ее применяет - тот не ученый и не историк.
Целевая аудитория таких пропагандистов необразованные массы.
Взятием Казани и экспансией Москвы на Восток были похоронены шансы на относительно мирное развитие, война, террор, разруха и голод стали обыденностью.
Эта дата одна из самых значимых в истории
Не надо быть специалистом, чтобы рассуждать на разные темы, будучи аналитиком, вижу, что у г-на, именующего себя историком нет логики и аналитики.
Очень поверхностный материал на злобу дня и в мельницу шовинистов
Проще жить в мире грез и фантазий.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/191367-aleksandr-ovchinnikov-1552-god-porozhden-1974-m
Вы со своим Хиршем 2 (два) к какой науке относите себя ?
С 9 века большинство населения волго-урала называли себя мусульманами, без упоминания племен(бесермены в летописях).Этнические
отличия, возможно, сохранялись на бытовом уровне. Это не касалось большинства черемисов и чувашей и некоторых колен башкир.
С развитием атеизма (особенно при отмене религии) этнические самоназвания начали возвращаться, то же и с татарами. А как оно было при Золотой Орде и Казанском ханстве, никто не может сказать. Где все архивы этих ханств, господа метрополисты? Это были жестко централизованные
государства с развитой бюрократией, с огромным документооборотом. Где архивы Казанского ханства, пожар, говорите, случился... А Астраханского и
Сибирского? Тоже? Ну, ладно, а Крымского? Там ведь не было войны на уничтожение государства...
Стесняется mesken.
Александр, дело близится к распаду страны, и переписывание истории необходимо, так как начнется передел территорий. Скажем так, расширение некоторых территорий некоторых народов. Будут новые военно-государственные союзы и т.п. Поэтому как-то надо обосновать грядущее, чтобы малой кровью, так скажем, все обошлось. Внушением выгоднее, чем с человеческими жертвами. Это идеальный вариант.