Новости раздела

«Татарофоб», «манкурт», «коллаборационист»: читатели «Реального времени» возмущены первым Хәтер көне

«Татарофоб», «манкурт», «коллаборационист»: читатели «Реального времени» возмущены первым Хәтер көне
Фото: Максим Платонов (15 октября 2016 года)

«Холиварная» тема

Вышедший сегодня в «Реальном времени» материал «Для чего это делается? Это контрпродуктивно»: сегодня первый День памяти защитников Казани» практически сразу вызвал шквал комментариев — их количество быстро перевалило за сотню. Читатели нашей интернет-газеты ударились в бурное обсуждение заявленного вопроса, разделившись на два лагеря. Как мы писали, взятие Казани и поминальные собрания по этому поводу действительно оказались «холиварной» темой.

В публикации дан краткий обзор событий 1552 года и обрисована ситуация в Казанском ханстве перед штурмом города войсками Ивана Грозного. Также приведены мнения экспертов по поводу политических интерпретаций этой даты и целесообразности проведения митингов и шествий, приуроченных к Хәтер көне (День памяти). Отметим, в этом году мэрия Казани не разрешила Всетатарскому общественному центру проводить такое мероприятие в городе.

В этом году мэрия Казани не разрешила Всетатарскому общественному центру проводить такое мероприятие в городе. Фото: Максим Платонов, 15 октября 2016 г.

Досталось от читателей в первую очередь спикерам, высказавшимся о трагических событиях середины XVI века и отмене проведения митинга ВТОЦ. Свою долю негатива получил и автор публикации. Разумеется, среди комментаторов оказалось множество доморощенных историков, политологов, этнографов, религиоведов и других анонимных специалистов.

«Манкурт» или патриот?

Так, уже с первых минут после выхода в свет материала критика полилась на руководителя Института истории им. Ш. Марджани Радика Салихова, который рассказал о взятии Казани как о закономерном явлении в отечественной истории — ослаблении ханства на фоне укрепления Московского княжества. Причем он практически единственный, кто не давал оценочных суждений событиям прошлого и настоящего.

«Заявление Радика Салихова не есть заявление настоящего историка, интеллектуала, мыслителя и патриота своего народа», — заявляет первый комментатор.

«Манкурт он, в сторону федералов смотрящий и поющий под их дудку», — добавляет второй. Что касается слова «манкурт», введенного в свое время Чингизом Айтматовым, оно давно стало любимым у «профессиональных националистов», которые кидают его в сторону своих оппонентов.

«Результат был закономерен? Не верю!» — возражает третий.

Однако у историка нашлось больше сторонников. Приведем их некоторые возражения:

«Его заявление как раз исторически и политически взвешенное. А ваши единомышленники как раз и хотят прыгать на костях погибших ради своей личной выгоды».

«Когда нет фактов и аргументов, люди с низким уровнем интеллектуального развития начинают навешивать ярлыки и хамить».

«Салихов — патриот Татарстана и татарского народа. И очень умный человек, всегда взвешенно подходящий к любым вопросам. Кидаться громкими лозунгами, обзываться — много ума не надо».

У Радика Салихова нашлось больше сторонников

«Потомок коллаборационистов и конформист»

«Проехались» комментаторы и по казанскому историку Булату Рахимзянову, который призвал не ворошить прошлое, заявив: «Те события, которые вносят разлад в общество, вообще лучше лишний раз не трогать».

«Только потомок коллаборационистов и конформист может сказать про День Памяти: «Зачем еще раз это ворошить?» Помолиться — это ворошить?» При этом смолчать, что с XIX века устраивали православный молебен и ход к памятнику на Казанке. И 10 октября провели молебен православным, а 18 октября запретили в парке Тинчурина (практически на задворках Казани). Даже ковидом не стали прикрываться, просто запретили. Очень стыдно за «историков». Еще вчера ветер дул в другую сторону и была другая позиция», — пишет комментатор.

«Использовали и бросили. Ничего нового», — вторит ему другой.

«Нашли кого экспертами приглашать. Где только этих великих историков отрыли. Они же продукт современной России».

Опять же, эти утверждения получили контрдоводы:

«Вам кого надо было? Историков середины 18 века опросить?»

«В Рязани не разжигают национальную ненависть по поводу взятия монголо-татарами города и уничтожения всех его жителей».

«В Рязани хорошо знают, что ВСЕ рязанские князья верой и правдой служили Орде. Москва была им противнее татарской власти».

«Проехались» комментаторы и по казанскому историку Булату Рахимзянову, который призвал не ворошить прошлое

Милонов — «татарофоб»?

Не избежал своей участи и скандальный депутат Госдумы Виталий Милонов, который фактически одобрил решение казанских властей отменить митинг ВТОЦ. А политизацию исторических дат он считает опасным явлением. Придание идеологического оттенка при интерпретации событий давно минувших лет, по его мнению, контрпродуктивно. Разумеется, на парламентария посыпались упреки:

«Осталось сказать большое спасибо русскому народу, что вовремя нас завоевали, а то бы передрались бы между собой».

«Если это контрпродуктивно для межнационального согласия народов РФ, то почему в октябре 2020 года разрешили крестный ход у памятника русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году? Кому то можно, а кому-то нет, как в басне Крылова?»

«Милонову: компенсацию жертвам Холокоста выплачивают фашисты или немцы?»

«Милонов еще тот татарофоб! Вот зачем надо было спрашивать его мнение? Не у кого было больше спросить!? Чтобы показать свою лояльность ИМ?»

Однако и у скандального депутата нашлись свои сторонники:

«Что у Милонова татарофобского? Его можно обвинять в других грехах и чудачествах, но к татарам и Татарстану он всегда хорошо относился».

«Главное же ляпнуть, да? Там был не крестный ход, а молебен. Его ни разрешать, ни запрещать не надо. Как и в любой мечети или рядом с ней никто не запрещает молиться. Никаких плакатиков и митингов там не было».

«А кто запрещает мусульманам помолиться за погибших? И, кстати, молятся. И никто им не запрещает. Русский марш в Казани тоже не разрешают».

«Взвешенные мнения политиков и историков. Вечная память и Вечный Покой всем воинам, погибшим в Гражданских войнах, развязанных политиками».

Виталий Милонов фактически одобрил решение казанских властей отменить митинг ВТОЦ. Фото: duma.gov.ru

«О своих башкирах лучше переживай»

К слову, происхождение автора материала из Южного Урала тоже не дает покоя его отдельным читателям:

  • «Рахматуллин, ты о своих башкирах лучше переживай. А татары без тебя разберутся что нам праздновать».
  • «Он из Башкирии? Тогда понятно, откуда ветер дует».

Впрочем, и тут нашлись контраргументы:

  • «Правда глаза колет неадекватам? Не указывайте журналистам, что и как им писать».
  • «А что такого, что из Башкирии? В Казани много выходцев из этой республики живут и вносят вклад в экономику, культуру, образование Татарстана. Очень хорошие люди. А башкиры — нам братья, и не надо разжигать!»
15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

«С этими людьми мне не по пути»

Если большинство комментаторов выступают как анонимы, то колумнист «Реального времени» Тахир Давлетшин прямо высказал свою позицию:

«Хәтер көне не теряет актуальность, неразрывно связан с сегодняшними проблемами России, и не только. Взятие Казани предками сегодняшних русских — московитами — предопределило утверждение экспансионизма, милитаризма и террора в качестве государственной политики Москвы на 5 столетий, нанося бесчисленные несчастья и страдания для всех народов, населяющих Евразию, и не только».

Несколько эмоциональных реплик оставил и еще один наш постоянный читатель, подписывающийся как Габдель Юссон. Вот одна из них:

«Раз государство российское провозгласило (в поправках Конституции) историческую правопреемственность и русский народ государствообразующим, то тогда государство Россия и русский народ должны извиниться перед татарами и ПОКАЯТЬСЯ за совершенные в отношении них преступления. А именно, разрушение государственности в 1552 г., а в последующем осуществление геноцида татар, этноцида и лингвоцида. Это нормальная практика во всем мире». Ему тоже нашли, что ответить.

15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

Еще один узнаваемый читатель — тот, кто во всех современных бедах России и мира винит «международных марксистов». На этот раз он тоже дал о себе знать:

«Профессионалами полит. провокаций и «идеологических манипуляций» были марксистские диктаторы Ленин и Троцкий, которые, разжигая национализм, расчленили Российскую Республику по национальному признаку с помощью «профессиональных башкир», «профессиональных татар», «профессиональных русских» и др. И наложили на разожженную ими «классовую» ненависть раздутый ими же пещерный национализм. Россия благодаря «политтехнологам» Ленину и Троцкому захлебнулась в кровавой Гражданской войне, голоде, эпидемиях и злобе».

Были и те, кто просто высказал свою позицию по поводу изложенного:

«30 лет назад это было действительно замечательное событие, в нем участвовало много замечательных людей, уважаемых народом. Потом они все отпали. Сейчас стоять в одном ряду с Фаузия ханум, Фарид абыем, Дамиром Исхаковым, когда они кричат безумные лозунги, так себе удовольствие. Я целиком за федерализм, за права народов и республик. Но с этими людьми мне не по пути. Как и не хочу быть в одном ряду тех, кто упивается властью».

15 октября 2016 года. Фото: Максим Платонов.

Обсуждения продолжаются.

Тимур Рахматуллин
ОбществоИсторияТехнологииМедиа Татарстан
комментарии 31

комментарии

  • Анонимно 15 окт
    Не надо быть злопамятным, но и забывать нельзя
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    В РТ мирно соуживаются разные народы, русские и татары живут бок о бок. И никакого разлада нам не нужно. Правильно сделали, что на корню разрубили эти надуманные праздники, сеящие раздор между титульными народами сувереннного Татарстана!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Это не праздник, а день поминовения. У вас что поминки теперь праздником стали?
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    все верно, эти люди и федерализм построить не дадут: 30 лет назад это было действительно замечательное событие, в нем участвовало много замечательных людей, уважаемых народом. Потом они все отпали. Сейчас стоять в одном ряду с Фаузия ханум, Фарид абыем, Дамиром Исхаковым, когда они кричат безумные лозунги, так себе удовольствие. Я целиком за федерализм, за права народов и республик. Но с этими людьми мне не по пути. Как и не хочу быть в одном ряду тех, кто упивается властью
    Источник : https://realnoevremya.ru/news/190832-statya-v-realnom-vremeni-o-hater-kone-vozmutila-chitateley
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Если все граждане России равны, то почему регион России под номером 16 называется Татарстан, а не Казанская область?
    Никаких государственности и суверенитета у регионов России и отдельных национальностей нет и быть не может. Это прописано в статье 280 УК РФ.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Только настоящий федерализм!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Для настоящего федерализма нужна сильная экономика, а не 5-7 регионов доноров. Где она ?
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Тогда не Башкортостан, а Уфимская область, не Чечня, а Грозненская и так далее. Россиия - многонациоанльная страна. А свои шовинистические замашки оставьте в прошлом
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Это Вы про великорусский шовинизм?
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Нет, это про татарский нацизм.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Если все граждане России равны, то почему только один народ прописан в Конституции как государствообразующий, а язык этого народа самым главным.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Читайте документ до конца и с начала
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Очень радостно, что не ковидом единым живем
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Народ волнует история и ее трактовка- это прекрасно
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Народ как раз не волнует
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Реальное время, а вы что радуетесь? Хайпу и трафику?
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Прошлого не вернуть ! История , реальная а не немецко - романовская ( Академик Миллер и Екатерина вторая ) должна учить какие причины привели к распаду Империи ( Золотой Орды или Российской до 1917 г ) и как не допустить ошибок прошлого !
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    уже 200 комментов!!!
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    От одних и тнх же людей!
    Ответить
  • Тахир Давлетшин 15 окт
    Государственное устройство России архаичное, примитивное, и не может служить целям устойчивого развития страны.
    В то же время фактически наложено табу на обсуждение путей развития государственных институтов
    Такие памятные дни, как Хәтер көне, 7 ноября не должны разобщать людей, а наоборот, объединять, задуматься об общих проблемах сотен народов, населяющих Россию. В том числе русских
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    А пока разобщает, с учетом организаторов
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Пока страсти кипели, Вахитовский суд признал не законным решение властей о запрете митинга!
    Ответить
  • Анонимно 15 окт
    Авторы статьи, давайте прямо:

    Для татарского народа было бы лучше сохранить свою государственность, защитившись от агрессии Ивана Грозного? Очевидно, что да. Иначе можно было бы сказать: "Русский народ должен сожалеть, что смог сохранить свою в войнах против Швеции или Франции".

    Таким образом, сохранение своей государственности - это, очевидно, благо для любого народа. Поэтому русский народ празднует события, когда удавалось отстоять свою государственность, и вспоминает тех, кто отдал свои жизни для этого.

    Поскольку татарскому народу свою государственность отстоять не удалось, то очевидно, что татарский народ не может праздновать этот факт, но может попечалиться и помянуть тех, кто отдал свои жизни, пытаясь эту государственность отстоять.

    Все же, вроде, просто. Непонятно, что обсуждать. Татарский народ имеет право помнить о трагическом моменте в своей жизни.
    Ответить
    Анонимно 15 окт
    Осень, что еще сказать
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    При чем здесь "осень"?

    Татары вспоминают о трагическом моменте утраты своей государственности и поминают героев, отдавших свои жизни в попытке эту государственность защитить от Ивана Грозного. Это же вполне естественно для любого народа, в том числе, для татарского.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    еще один псевдоисторик нарисовался. вы явно не в курсе, какая была ситуация в то время в ханстве.
    Ответить
    Анонимно 16 окт
    Могут поминать утерю людей, утерю государственности. Но не могут призывать к борьбе за государственность! Она невозможна в принципе и по закону той страны, частью которой они теперь являются.
    Ответить
    Анонимно 18 окт
    )))ещё как возможна, пока жив хоть один кто помнит о своей утраченной государственности, значит живо ещё государство!
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    НИКТО не забыт ничто не забыто. Память народа не стереть.
    Ответить
  • Анонимно 16 окт
    Еще после этой резни сколько веков русские цари и РПЦ со своим насильственном крещением гнобили наш народ такое не забывается.Почему святой рпц не просит прощение у БОГА и аборегенов\
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Запретили, а суд разрешил и Хәтер көне прошёл, а ещё и Коръән ашы в пятницу провели, все хорошо, все шовики, татарафобы т манкурты остались с носом!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров