Новости раздела

«Ход захвата Казани и последующую войну мы не убираем, а показываем»

Интерактивный исторический парк в Казани: острые углы с Москвой, неприятные страницы истории и духовные скрепы для школьников

«Ход захвата Казани и последующую войну мы не убираем, а показываем»
Фото: vdnh.ru

Как рассказывало «Реальное время» ранее, в Казани скоро начнет свою работу мультимедийный парк «Россия моя история», на открытии которого ожидаются такие персоны, как Сергей Кириенко, Тихон Шевкунов, Михаил Бабич и другие. Подробнее об этом уникальном интерактивном историческом музее, реализуемом в Татарстане, в интервью нашему корреспонденту рассказал региональный куратор проекта, ученый секретарь Института истории им. Ш. Марджани Бахтияр Измайлов.

Единый контент с региональными элементами

— Бахтияр Искандерович, расскажите поподробнее о проекте «Россия — моя история». Что за интерактивный музей откроется в Казани?

— Проект «Россия — моя история» это не музей в традиционном понимании. В нем нет музейных экспонатов в витринах и собственных коллекций. Исторический парк «Россия — моя история» — это мультимедийная выставка, которая в увлекательной и доступной форме представляет историю России с древнейших времен до наших дней. Выставка реализуется Фондом гуманитарных проектов, а инициатором ее создания выступил Патриарший совет по культуре Русской православной церкви. Создание и подготовка подобных выставок в российских регионах курируется администрацией президента Российской Федерации. Проект имеет не только познавательную функцию, но и направлен на гражданско-патриотическое и духовное воспитание через знакомство с героическими страницами нашего прошлого, историей и культурой родного края. Основная часть экспозиций посвящена общероссийской истории, так называемый федеральный контент, в котором панорамно представлена история России от первых русских князей до президентства Владимира Владимировича Путина.

Вся выставка делится на четыре больших экспозиции: «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе» (с 1917 по 1945 годы) и «Россия — моя история», которая охватывает период с 1945 по 2016 год. В экспозициях «Рюриковичи» и «Романовы» история России представляется через правление царей и императоров. Всего на выставке 42 зала, включающие мультимедийные проекции, интерактивные сенсорные панели — экраны, на которых можно более подробно узнать о том или ином событии, представленном на больших стендах. Например, если мы говорим о зале, посвященном правлению Петра I, то в интерактивных столах можно будет подробно узнать о проводимых им реформах, событиях Северной войны. Здесь же с помощью 3D-носителей реконструируется ход наиболее важных сражений Северной войны.

— То есть там будут большие планшеты, экраны. Что все-таки будут представлять эти залы?

— Выставка имеет различные формы информационных носителей, от сенсорных экранов до небольших кинотеатров. Каждый зал экспозиции включает большой стенд, на который идет мультимедийная проекция через проектор. Проецируемый коллаж представляет деяния и основные события, связанные с эпохой того или иного российского правителя. В зале также представлены мультимедийные карты, демонстрирующие границы, основные города и численность населения Российского государства в эту эпоху. Сенсорные панели дают подробную информацию о выдающихся личностях, творивших в определенный период. Биографии даются в виде отдельных текстов и иллюстраций. В некоторых залах представлены познавательные фильмы, знакомящие с особенностями быта народов России. Каждая большая экспозиция, например, «Романовы», также имеет небольшой кинотеатр, в котором можно посмотреть фильм о развитии российской науки, вехах военной истории.

«Проект «Россия — моя история» это не музей в традиционном понимании. В нем нет музейных экспонатов в витринах и собственных коллекций. Исторический парк «Россия — моя история» — это мультимедийная выставка, которая в увлекательной и доступной форме представляет историю России с древнейших времен до наших дней». Фото vdnh.ru

— Как в таком музее будет представлен региональный контент?

— Федеральный контент является единым для всех регионов. Например, сейчас уже открыты парки в Уфе, Екатеринбурге, Ставрополе, Нижнем Новгороде, Дагестане. Ожидается открытие парков еще в целом ряде городов. При этом было бы неправильно представлять только основные вехи истории России без показа региона в этот период. Необходимо представить и каждый регион в контексте российской истории. Поэтому при реализации проекта «Россия — моя история» было решено выделить в каждом из залов экспозиций отдельный стенд, посвященный наиболее важным событиям или явлениям региональной истории. Например, если мы говорим про Петра I, то нужно показать, какие явления и исторические события происходили в этот период на территории Республики Татарстан. Но все эти события необходимо максимально приблизить к общей идее всего зала.

— Как понимаю, национальный элемент тоже будет присутствовать?

— Конечно. Мы не можем пройти мимо национальной составляющей, но делать упор только на этом мы не можем, поскольку от нас требуется представить историю региона в целом, а не конкретного народа. В этом есть и определенные проблемы, поскольку федеральный контент представлен по периодам правления каждого конкретного российского государя, а история Татарстана и татарского народа имеет собственные древние традиции государственности. Это и Волжская Булгария, и Золотая Орда, и тюрко-татарские государства. Все это мы тоже должны отразить в региональном контенте в Казани. До Ивана Грозного у татарской истории былая своя хронология со своими значимыми периодами, с иными реперными точками, отличными от федерального контента. В этом плане мы должны подстраиваться под структуру федерального контента, но постараться в каждую конкретную эпоху показать свой взгляд на историю.

— Где будет располагаться этот парк?

— Он будет располагаться на площадях выставочного центра «Казанская ярмарка». Выделено два больших павильона, в которых сейчас активно идет ремонт. Московскими дизайнерами подготовлен художественный дизайн-проект с подробным описанием технических характеристик всех залов. Каждый павильон представляет длинный лабиринт, по которому вы проходите все этапы российской истории — от Рюрика и, двигаясь по восходящей, к современности. Первый павильон будет посвящен Рюриковичам и Романовым, а второй павильон — периоду от 1917 года до современности.

— Сколько человек принимает участие в реализации проекта в Казани?

— Большая группа специалистов, причем не только историки. Немалую работу необходимо подготовить по строительной части: помещения должны соответствовать требованиям, чтобы туда могли завезти дорогостоящее оборудование. Очень много моментов связано с логистикой, чтобы правильно выстроить движение экскурсионных групп. Большая часть специалистов связана с подготовкой регионального контента — это и сотрудники Института истории им. Ш. Марджани, Национального музея Республики Татарстан и Министерства культуры РТ, которое курирует подготовку проекта.

— Какие еще татарстанские научные учреждения участвуют в подготовке?

— В целом Академия наук, так как мы привлекаем специалистов по разным периодам. Конечно, большую помощь оказывает и Национальный архив. Когда мы говорим о региональном контенте, мы даем не только текстовый материал и видение того или иного события, мы должны и визуально представить событие. Вообще, весь парк направлен на визуальное восприятие истории. Мы должны показать историю для широкой публики в первую очередь для школьников, которые должны увидеть основные вехи истории. Национальный архив по нашему запросу сделал подбор иллюстративного материала, Национальный музей провел отдельную фотосъемку уникальных экспонатов, которые представлены у них в экспозиции. В проекте задействован и музей-заповедник «Казанский кремль», который тоже помогает своими материалами. В целом это довольно широкая группа специалистов.

«Весь парк направлен на визуальное восприятие истории. Мы должны показать историю для широкой публики в первую очередь для школьников». Фото rublev.com

— Бахтияр Искандерович, как производится отбор регионального контента?

Институтом истории им. Ш. Марджани была подготовлена общая концепция регионального контента. Концепция неоднократно обсуждалась. После написания текстов и подбора иллюстраций все материалы направляются на согласование в Институт российской истории, который проводит научную экспертизу и редактирование регионального контента. Поскольку выставка несет образовательную функцию, то все исторические факты и описания событий должны иметь четкую научную основу. Только после согласования с Институтом российской истории все материалы направляются дизайнерам Фонда гуманитарных проектов.

Догоняя Башкирию

— Когда откроется этот парк?

— В конце октября, предположительно 27-го числа.

— Как так получилось, что в Уфе такой интерактивный музей открылся чуть ли не на полгода раньше, чем в Казани? Отстаем?

— Мы не отстаем. Есть четкий график открытия исторических парков по регионам, утвержденный администрацией президента РФ. Работа в действительности огромная. Я даже думаю, Москва недооценила масштаб реализации этого проекта в регионах. У них был первоначальный план запустить в двух-трех регионах, и реализация этого проекта должна быть поэтапной. Насколько я знаю, в Уфе исторический парк должен был запуститься еще в прошлом году. Но поскольку механизм взаимодействия Москвы и региона при подготовке регионального контента еще не был отработан, то проект был реализован с некоторым опозданием. В этом плане Уфа стала первопроходцем. Во многом опыт подготовки исторического парка в Уфе помог Фонду гуманитарных проектов избежать некоторых недочетов при реализации проекта в других регионах.

Опять же каждый регион имеет свою специфику, и создание парка в нем интересный опыт взаимодействия центра и региона. Насколько я знаю, в этом году еще в 15 регионах должны открыться исторические парки. В следующем году будет продолжение. В принципе во всех регионах в течение какого-то времени должны открыться парки. Мы же действуем по графику, который был утвержден: мы не плетемся в хвосте. Одно дело, когда ты реализуешь федеральный контент в течение длительного времени, как это было в Москве. Первые экспозиции были представлены в московском Манеже еще в 2013 году. Затем были выставки в Москве, Санкт-Петербурге, Крыму. И уже в декабре 2015 года постоянная выставка открылась в павильоне ВДНХ. Два яруса павильона общей площадью более 22 тысяч квадратных метров посвящены только федеральной истории. За это время весь контент проходил обкатку, устранялись недочеты. Даже сейчас перестраивается ряд экспозиций, меняется форма подачи материалов. В городах же региональный контент реализуется в кратчайшие сроки.

— Какова стоимость проекта, реализованного в Татарстане?

— Точную стоимость я не знаю. Насколько мне известно, этот проект поддерживается как при поддержке региона, так и при поддержке федеральных ресурсов «Газпрома», который субсидирует его. Реализация в финансовом отношении идет на паритетных началах 50 на 50. Половина суммы от Республики Татарстан.

«Каждый регион имеет свою специфику, и создание парка в нем интересный опыт взаимодействия центра и региона. Насколько я знаю, в этом году еще в 15 регионах должны открыться исторические парки». Фото Бахтияра Измайлова

Не обходить острые углы

— Как будет показана отечественная история отшлифованной с победами и достижениями или с неприятными моментами (репрессии, голод, депортации)?

— Любой взгляд на историю будет субъективным. И в федеральном контенте можно придраться к каким-то вещам. Но в целом создатели проекта стараются не обходить острые углы. Может быть, не совсем правильно, но поскольку основной потребитель этой информации школьники, нужно излагать историю в более доступной форме, показывая сложности. Но если мы будем показывать только негативные тенденции, что оттуда вынесет человек, посетивший этот парк? Например, если мы посетим выставку Романовых, в федеральном контенте будет часть, посвященная деяниям государя, отдельным историческим личностям, и будет часть, посвященная так называемой оппозиции, то есть тем вызовам времени, с которыми столкнулась действующая на тот момент власть. В оппозиции представлены Пугачевский бунт, декабристы, деятельность боевых организаций эсеров. Все это представляется как некие вызовы времени, с которыми вынуждено было бороться правительство. Там не скрываются сложности, которые накопило Российское государство к 1917 году: слабая национальная политика Николая II, крестьянский вопрос и другие. Когда мы говорим про советский период, есть отдельный зал, посвященный гонениям на веру. В Москве там больше представлены православные иерархи, которые преследовались. Для региона включили православных и мусульманских лидеров, которых подвергли гонениям и репрессиям. Все эти острые моменты, конечно, представлены в основной экспозиции.

— Вы сказали о разных взглядах на историю. Неоднозначно отношение и к 1552 году, когда была взята Казань. Как будут показаны отношения Казани с Москвой и связанные с ними события (крещение местных народов и другие)?

— Здесь нет таких вещей, где Москва говорила бы: «Нет, вы не имеете права такое показывать». Наоборот, в федеральной выставке есть захват Казани, а не мирное присоединение. Ход захвата Казани и последующую войну мы не убираем, а показываем. Для республики это ключевой момент истории, который во многом изменил и наш регион, и историю татарского народа. Мы отражаем и политику христианизации. Но все-таки делается упор на точках соприкосновения. Необходимо сделать упор на единение народов. Мы выделяли те точки, которые объединяли всех: Смутное время; Первая мировая война, когда татары были на фронте и в ополчении; Великая Отечественная война. Во время Великой Отечественной войны республика была важной тыловой базой страны.

— И даже легион «Идель-Урал» показан?

— Да, но показан как интересный факт. Нужно понимать, что мы не можем представить больше, чем есть: мы ограничены жесткими рамками показа регионального контента. Для каждого периода мы можем представить не больше пяти событий это большие диорамы, в которых показаны наиболее важные явления. Потом мы представляем личностей не более 10, а также интересные факты тоже не больше 10. Вот в таком узком поле деятельности мы можем показать нашу историю. Мы преследуем общую цель: показать единство нашего государства, мы не должны показывать точки расхождения, не избегая сложных моментов. Людям следует понимать, что Россия наш общий дом, и понимание проблем залог нашего совместного будущего.

Основная сложность в том, что федеральный контент выстроен в соответствии с традициями XIX века, то есть дореволюционных историков, которые выстраивали хронологию по государям. То есть правление каждого государя эпоха для России. Но у нас до 1552 года был целый пласт истории. И как говорит Рафаэль Сибгатович (Хакимов, директор Института истории им. Ш. Марджани, прим. ред.), для Золотой Орды в какой-то мере Россия была региональным контентом, а сама Золотая Орда федеральным. В этом плане нам необходимо показать историю татарской государственности, ее истоки, Тюркский каганат, Великая Болгария. Отдельный аспект Волжская Булгария, у которой были свои этапы развития. То же официальное признание ислама как государственной религии. Опять же Золотая Орда стала важной вехой в истории нашего региона. Тот же Болгар, который стал первой столицей Золотой Орды. Распад Золотой Орды и образование тюрко-татарских государств отдельный аспект и важная эпоха в истории Татарстана и татарского народа. В федеральной экспозиции отдельный период назывался «Ордынская Русь», за что создателей критиковали. По-моему, последующая редакция изменила его на «Русь под властью Орды».

— И все же как они преподносят целую эпоху в истории как «Монголо-татарское иго» или «Великая Золотая Орда»?

— К счастью, создатели парка стараются избегать таких формулировок, как «татаро-монгольское иго». В своем контенте мы даже рассказываем о появлении термина «татаро-монголы». В федеральном контенте, например, есть отдельный стенд «Империя Чингисхана»: показана роль, влияние державы на Русь. Указывают вполне обоснованно о переписи населения, проведенной Ордой, создание ямской службы.

«В федеральном контенте есть отдельный стенд «Империя Чингисхана»: показана роль, влияние державы на Русь». Фото Бахтияра Измайлова

Будущий школьный стандарт

— А кто инициатор всего проекта?

— Основной реализатор Фонд гуманитарных проектов. У них есть свой совет, который его курирует и определяет художественные приемы реализации. Курирует в том числе и Патриарший совет. Насколько я знаю, представлен там и Тихон Шевкунов как один из основных идеологов. Именно Патриарший совет выступил инициатором создания подобного исторического парка. Однако самой подготовкой федерального контента занимались ведущие российские историки. Экспозиции создавались под научно-методическим руководством Института российской истории. То есть создатели проекта старались привлечь к работе ученых.

— Скажите, а зачем нужно было реализовать в таком глобальном масштабе этот проект на уровне всей страны?

— Это все идет в русле единой политики. Действительно, в постсоветский период не была выстроена единая точки зрения на целый ряд событий. Если в советское время взгляд на дореволюционную Россию подавался как подавление народных масс, то в современных исследованиях уже СССР рассматривался как эпоха репрессий и застоя. Акценты постоянно меняются, необходим взвешенный взгляд на прошлое нашей страны. Например, на выставке сталинская эпоха представляется не только как репрессии и тоталитарный режим, но показывается и становление советского государства как одного из могущественных мировых держав. Одна из таких целей задать единую линию, взгляд на историю России. Важно пропагандировать знания о России с целью развития гражданской ответственности, сформировать представления о своей Родине, ее важнейших этапах развития.

— На кого в первую очередь рассчитан проект?

– Я думаю, современная и увлекательная форма подачи материала будет интересна широкой аудитории. По словам создателей парка, среди посетителей в Москве очень много молодежи. Безусловно, региональный контент будет интересен для гостей Татарстана, поскольку представляет наиболее интересные события региона. Сам проект, видимо, в будущем должен стать частью федерального школьного стандарта по истории. Уже сейчас Министерством образования РФ подготовлены рекомендации по использованию экспозиций исторического парка «Россия моя история» на уроках истории и во внеурочных занятиях. Возможно, некоторые внеурочные занятия будут проводиться на территории этих парков. Думаю, парк станет большим подспорьем и для школьных педагогов, поскольку позволит расширить представления о важнейших событиях российской истории.

— Сколько человек будет работать в парке?

— Точно не могу сказать. Мне известно, что «Казанская ярмарка» уже набирает персонал. Думаю, будет довольно много: около 40 точно. Парк очень большой. Эти два павильона занимают общую площадь около 6 тысяч квадратных метров. Большие экскурсионные группы должен встречать хорошо подготовленный экскурсовод, прекрасно ориентирующийся в том материале, который представлен в парке. Насколько я знаю, из Москвы уже прислали материалы, и экскурсоводы проходят подготовку. В Москве, например, экскурсоводами работают студенты исторических и филологических факультетов, которые ведут группы по этому парку, причем часто они это делают на добровольной основе. В Дагестане, мне рассказывали, вплоть до кандидатов и докторов наук рассказывают историю. Помимо экскурсоводов, необходим и большая технический персонал, потому что оборудование дорогое и размещено на огромных площадях. В случае поломки оборудования его необходимо оперативно заменить, чтобы работа выставки не останавливалась.

«Парк очень большой. Два павильона занимают общую площадь около 6 тысяч квадратных метров». Фото vdnh.ru

— Вход платный или бесплатный?

— Этот вопрос еще прорабатывается, и каждый регион по-своему решает его. В Москве этот вход платный. С учащихся школ требовать денег никто не может. В Ставрополе придумали такую вещь: если идет большая семья с детьми, бабушками и дедушками, то целой группе предоставляется бесплатное посещение. К тому ж есть различные категории граждан инвалиды, сироты. И билетная политика должна это учитывать. Насколько я понимаю, вопросы с реализацией билетов и цена на них зависят от регионов. После запуска исторического парка его обслуживание и деятельность полностью ложится на плечи республики.

Тимур Рахматуллин
ОбществоОбразование Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров

комментарии 52

комментарии

  • Анонимно 07 окт
    То есть без экспонатов? Все будет только в цифровом виде?
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Интерактивный, прямо написано же ИНТЕРАКТИВНЫЙ. Это и значит что все будет в цифровом
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    А удобно придумали!!! Можно грузить любую историю.
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    "Любой взгляд на историю будет субъективным".
    Источник : https://realnoevremya.ru/society/infrastructure/78402-bahtiyar-izmaylov-ob-istoricheskom-parke-v-kazani

    Это как?
    Раньше уверяли, что 7-митомная "История татар" это и есть объективный взгляд на историю.
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Имеется ввиду субъективное восприятие событий. Будучи русским шовинистом, ты будешь воспринимать по -другому, и кричать на школьных переменах: "Какие мы великие, захватили Казань!". Мы же, имея свою историю, написанную лучшими историками и авторитетными специалистами в области кочевого народа будем оценивать с точки зрения исторической правды. Нас не интересует ваше политическое фэнтези, именуемое историей. АС
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Во как!

    Сразу ярлык вешает таинственный "АС" (может "Александр Сергеевич", или "Арон Самуилович"?) - "русский шовинист" - а может я "татарский империалист"?
    Откуда Вам известно?

    И не стоит домысливать за другого человека - Вы просто приписываете свои мысли другому...

    Ну а мысли Ваши в основном о Вашей исключительности, если не сказать избранности...
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Зря вы так завелись. Татары не могут говорить о своей исключительности и тем более избранности. Мы не относимся к титульной нации, нам бы сохранить свой язык и не ассимилироваться в чужой среде. И имперских замашек, как в Золотой Орде давно уже нет. Это больше к вам относится. Навязать нашему алфавиту кириллицу, поднять шум вокруг изучения татарского языка в РТ, статуса президента РТ и т.д. А главное, разбить татарский народ на группы и дать им другие названия, например, кряшены, нагайбаки, прорабатывается вопрос по мишарам, сибирским татарам. Это как раз из серии "бревно в глазу"....... АС
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Не захватили а взяли. И поделом - скинули иго!!
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Основной "скрепой" России является Уголовный кодекс. Остальное - освоение денежных средств. :)
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    Уголовный кодекс тоже пишется людьми.
    Помните ленинские указания Курскому к УК 1922 года?

    "Суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас. Формулировать надо как можно шире, ибо только революционное правосознание и революционная совесть поставят условия применения на деле, более или менее широкого".

    С коммунистическим приветом Ленин.
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Полковник Шевкунов пишет церковную историю для татар
    Ответить
    Анонимно 19 окт
    +1000!!!!
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Как парень подписался под такое? Сколько он с этого получит?
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Ни сколько не получит. Это же поручение
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    А в других регионах про значение Золотой Орды для Руси рассказывается или, как всегда, умалчивается?
    Ответить
    Анонимно 07 окт
    С карты Тартарии всё начнут рассказывать.
    Её теперь всем становым начальникам дарить станут.
    Тенденция, однако.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Не с Киевской же Руси рассказывать, к которой вы не имеете никакого отношения. Так что возьмешь школьную тетрадку и пойдешь конспектировать, дабы не прослыть неучем! Ничего не имею против русских народных сказок, но история совсем другая дисциплина и основана на первоисточниках, а не на выдумках/сказках.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    Вы, видать, Тартатрию на Татарию натянуть пытаетесь?
    Ничего не выйдет.
    Татарию нарисовали только после 1917 года.
    Ответить
    Анонимно 08 окт
    В очень усеченном виде нарисовали, отобрали много территории, ибо всегда присутствовал страх. Но название и корни Татарии идут из Grande Tartarie. Это даже оспаривать глупо.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    А никто с этим и не спорит.
    В Тартарии русских казаков называли татарами, это был тогдашний обычный род войск кавалерии, а не нац принадлежность.
    Тогда и гусары - тоже национальность, а не воины кавалеристы..
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Не надо ничего выдумывать! Есть документы, доказывающие происхождение казаков.

    Год 1492. “...приходили татарове ординские казаки, в головах приходил Темешем зовут, а с ним 220 казаков...”. При этом казаки названы погаными, то есть они не являлись христианами. Год 1493. “Того же лета приходили татарове, ординские казаки, изгоном на Рязанские места, и взяша три села, и поидоша вскоре назад”. Год 1494. “Октября прииде из Волох Иван Андреевич Субота Плесчеева, а из Крыма Константин Заболоцкий; а шли Полем, и грабили их на Поле татарове, ординские казаки”. Год 1501. Июля в 11 день азовские казаки Угус-Черкас да Корабай пограбили на Поле на Полуозоровском перелеске великаго князя послов князя Федора Ромодановского да Андрея Лапенка, и Андрей тамо и скончался, и гостей многих пограбища”
    =======
    Это уже потом казаки стали в большинстве своем русскими, когда холопы бежали к ним. (с Дона выдачи нет!). Казаки - неотъемлемая часть наследия татаро-монгольской эпохи в истории России. Их военная организация, порядок несения воинской службы имеют много схожего с военной машиной монголов. Военные уставы казаков во многом построены на принципах "Большой Ясы" Чингиз-хана и наконец, казаки селились в местах, где располагалась Золотая Орда.
    АС.



    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Ой, как всё красивА рассказали!!! Пустяшный вопросик и всё.

    Сколько же числом было этих поганцев, что они смогли занять такую огромную территорию, куда они все подевались, и чего от них осталось?

    Эта ваша машина, без баз снабжения и людского пополнения, картонный макет, а точнее - сказка, а ещё точнее - оголтелая брехня.

    Простой пример. Каждое дело можно выразить в человеко часах.
    Чтобы создать Орду нужно много народу, или много времени.
    У татар же ни народу и ни времени в наличии не было.
    Эта публика при всём желании не могла создать что-то значительное, поэтому все потуги ушли на семитомник, в котором описаны мечты и глюки.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Ответить на этот вопрос помогает сохранившийся до нашего времени

    "Статейный список посольства в Англию дворянина Григорья Микулина и подьячего Ивана Зиновьева. 1600 мая 13 - 14 июня 1601 г.

    Посол (шотландский посол - Авт.) спрашивал Григорья:

    "как ныне с Великим Государем вашим Татаровя?"

    И Григорей и Ивашко послу говорили:

    "О которых Татарех спрашиваешь? У Великого Государя нашего у его Царского Величества служат многие бусурманские Цари и Царевичи и Татаровя многие люди, Царств Казанского и Астороханского и Сибирского и КОЗАЦКИЕ и Колматцкие Орды и иных многих Орд, и Нагаи Заволжские, и Казыева улуса в прямом холопстве"
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Конечно, нам могут возразить:

    "Как могут исторические источники называть русских татарами? Ведь татары — это название народа, который существует и сегодня под этим именем.

    Если до XVII века татарами называли русских (казаков), то почему сегодня это — название совсем другой национальности?

    Когда и как слово "татары" изменило свое значение?"

    "... посол (шотландский посол — Авт.) спрашивал Григорья: "как ныне с Великим Государем вашим Татаровя?" И Григорей и Ивашко послу говорили: "О которых Татарех спрашиваешь? У Великого Государя нашего у его Царского Величества служат многие бусурманские Цари и Царевичи и Татаровя многие люди, Царств Казанского и Астороханского и Сибирского и КОЗАЦКИЕ и Колматцкие Орды и иных многих Орд, и Нагаи Заволжские, и Казыева улуса в прямом холопстве"

    Мы видим, что в начале XVII века русский посол даже не смог понять вопроса иностранца об отношениях Москвы с "татарами". Шотландец явно называет татарами какие-то иноплеменные по отношению к Московскому государству народы, т.е. употребляет слово "татары" в его сегодняшнем, привычном для нас смысле.

    Однако русский посол вкладывает в это слово совершенно другой смысл. Из его ответа совершенно ясно, что он называет "татарами" отнюдь не иноплеменников, а лишь подданных русского царя.

    Более того, перечисляя различных "татар" он прямо называет КАЗАКОВ. А казачьи войска названы им ОРДАМИ!

    Сборник князя Оболенского. Часть 1, связки 1—7. Б.м. 1866.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Чувствуется, что ты любитель фэнтези, а не истории. Садись за парту, ныне настали другие времена и ваша брехня по поводу величия титульных никем всерьез не воспринимается. Такие, как ты отвергают даже свои русские летописи и источники. Любой мало мальски известный историк казачества тебе на пальцах разъяснит откуда взялись казаки.
    В 1492 г. хан Менгли Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из-под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских или «азовских» казаках-татарах неоднократно пишут русские летописцы со времен Ивана III.отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды.

    Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним иногда пятую Казацкую.
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    У татар же ни народу и ни времени в наличии не было.
    Эта публика при всём желании не могла создать что-то значительное, поэтому все потуги ушли на семитомник, в котором описаны мечты и глюки.
    ===============
    Зависть берет, что у нас есть 7-ми томная история, а вашим историкам только предстоит её написать, отсюда и нервничаешь! Но успокойся, может когда-нибудь и удастся вашим историкам написать что-нибудь разумное, а главное правдивое. Но для этого нужно привлечь неангажированных историков с мировым именем. А где их взять, если они все писали Историю татар с древнейших времен? Сочувствую. Теперь...по поводу численности татар, откуда мол, их столько взялось.

    Марко Поло сообщает о возвышении Чингизхана следующее: «Случилось, что в 1187 г. татары выбрали себе царя, и звался он по- ихнему Чингис-хан, был человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем»
    =========
    Ключевая фраза здесь......"татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам"
    АС
    Ответить
    Анонимно 09 окт
    Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г. добровольно поступившие в казаки — под условием сохранения веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя»… Основной их службой была разведка — наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами.

    Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Уж сколь разов спрашиваю.

    Куда же подевались эти все полчища татар, кто их кормил, снабжал оружием и людьми, если у них никакого государства не было способного их прокормить и всем обеспечить?
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    в 1687 г. близ Черкасска была основана станица
    --------------
    Так всё и было.
    Когда начались создаваться казачьи станицы, тогда у власти уже были романовы, которые принялись уничтожать всё былое в том числе и казаков.
    До романовых, казакам было запрещёно ковыряться в земле и даже создавать семьи.
    Единственное занятие казаков - было ведение боевых действий и всё с этим связанное.

    "Известно, что в романе «Тихий Дон» хутор Татарский автором вымышлен. "

    "Этот хутор, как уже говорилось, — единственный придуманный автором — в романе не имеет определенных географических координат..."
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    в 1187 г. татары выбрали себе царя, и звался он по- ихнему Чингис-хан
    -----------------------
    В Монголии татары этого хана выбрали. Вы уж всё рассказывайте.
    И только после этого, вторглись на территорию России как завоеватели.

    Таким образом, все нынешние татары, считающие себя чингизидами, это отпрыски иноземцев, оставшиеся на былой, ими когда-то оккупированной территории, видимо, для дальнейшей ассимиляции с местным коренным населением.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Но самое удивительное то, что 80% Золотой, Белой, Синей, Пегой и других орд составляли славяне.

    Таким образом, у татар вся армия состоит фактически из русов, которая в любой момент может направить своё оружие против татар. Но татар это устраивает.

    Чтобы «Золотая орда» была татарской, большинство из её членов должны быть татарами, и не должны быть татарами (должны быть русами), чтобы соответствовать действительности.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Приведение к присяге казака (казачки)

    Принявший присягу крестится и целует Святое Евангелие на аналое. Затем подходит к казачьему знамени, становится на правое колено и целует его край. (Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в Православии).
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Первыми казаками-мусульманами на Дону были этнические ногайцы в количестве около 120 бойцов (с семьями), переселившиеся на Нижний Дон и в 1623 г. добровольно поступившие в казаки — под условием сохранения веры. Донцы называли их «донския татаровя», «наши татаровя»… Основной их службой была разведка — наблюдение за местными тюркоязычными кочевыми племенами.

    Со временем мусульманская община увеличивалась, и в 1687 г. близ Черкасска была основана станица Татарская. В 1802 г. в ней уже насчитывалось 117 домов и 1 мечеть.

    Широко известен и институт служилых татар. Служилый татарин-князь (а таковых было много — Данияр, Джанибек, Касим, Нурдаулет, Якуб и т. д.) должен был являться на русскую войну со всеми своими «уланами, мурзами и всеми казаками». Служилые татары — не столько национально-этническая категория, сколько именно служебная, войсковая категория. АС
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Читать умеешь? Выше всё изложено.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    близ Черкасска была основана станица Татарская.
    -------------------------------
    Нет такой станицы на карте и никогда не было.

    "Известно, что в романе «Тихий Дон» хутор Татарский автором вымышлен. "

    "Этот хутор, как уже говорилось, — единственный придуманный автором — в романе не имеет определенных географических координат..."
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Первыми казаками-мусульманами на Дону были
    ----------------------
    Приведение к присяге казака (казачки)

    Принявший присягу крестится и целует Святое Евангелие на аналое. Затем подходит к казачьему знамени, становится на правое колено и целует его край. (Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в Православии).
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Литовская метрика XVI в. также сохранила имена казаков-мусульман: Чобанъ Акга Яходча, Кгонкгене Акга Менашъ, Кульчанъ Дчекишъ, Мустуфа Акга Бокаичикъ, Дчарликгады Акга Бай Сеит, Сипътеркганъ Акга Тюкгеи, Акгаолла Акга, Карая Акга, Бакгаи Акга Аличелебеи, Дчанышъ Саврибашъ, Босанъ Алии Бишъ, Аллабердыи Мусса, Магметъ Скинъдер Киркъ и т. д.) [8].

    Часто встречающийся в именах элемент «агка» — это известный тюркский термин «ага» (букв. «дядя»), означающий «старший». «уважаемый», «почтенный» и т. п. Легко узнаваемы и другие элементы имен — «сеит» («саид» — потомок пророка), «бай» («богатый») и т. д. Выходцами из польско-литовских татар были активные деятели белого движения генерал Магомет Сулейманович Сулькевич, генерал Якуб Даудович Юзефович (Юсуфович), полковник Мустафа Якубович Соболевский и т. д.

    В XVI в., в период захватов Ермака, уже были известны казачьи подразделения из тоболо-иртышских татар и «прочих магометян» [9]. Надо отметить, что «полиэтничность (и поликонфессиональность. — Р. Н.) была характерной чертой не только яицкой казачьей общины, но и казачьих общин других регионов в период их зарождения и становления»
    =========
    Это первоисточники, а не твой бред!
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    К дополнение к фоменковщине, над которым смеется весь ученый мир в области истории.... Загадка русской самобытности открывается традиционно — происхождением народа, условиями, в которых он возник и развивался продолжительное время.
    В настоящее время российские ученые достаточно активно исследуют и обсуждают в СМИ роль угро-финских народов в формировании русского этноса. Между тем, становление России объясняет, куда исчезли с белого света меря, чудь, водь, ямь, чухна, весь, пермь, мурома, мещера, югра, печора и т.д.? Русский учёный Михаил Покровский считал, что «в жилах великороссов течёт 80% финской крови». С ним солидаризировался и выдающийся филолог Владимир Даль: «Что не говорите, а намного больше половины земляков наших — обруселая чудь». Все основные типичные русские «маркерные» народно-бытовые отличия являются на самом деле финно-угорскими. Типично финно-угорскими по происхождению являются «русские» песни-частушки, русский женский головной убор «кокошник», русская мужская сорочка-косоворотка, русская баня, русские лапти, русские пельмени (последнее слово на языке финно-угорского народа коми означает «хлебное ухо»)...
    Русы видишь ли они))
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    В 1736 году Императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от уплаты ясака в казны, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Приведение к присяге казака (казачки)
    =========
    А ты не перепутал с казашкой? Может ее приводили к присяге?
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    МилАй, несмотря на все старания, ты живешь в самой огромной стране - России, на территории которой, только после 1917 года, комуняками от балды были нарисованы анклавы и им придуманы истории.
    Поэтому гляди на карту РОССИИ и начинай дергать с досады свои волосики.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    «Нынешнее распространение этнонима „татары“, ... связано... со способом именования разных тюркских народов, принятым в Российской империи в XVIII-XIX вв.

    Этот способ таков: всех, кроме турок, якутов и чувашей, называли татарами...

    Это все хорошо известно любому профессиональному тюркологу...».
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    До XVII века на Руси кроме крестных имен у людей были и другие имена Именно они использовались в быту и официальных документах.

    Оказывается, многие из этих имен-прозвищ БЫЛИ ТАТАРСКИМИ. Точнее, для уха современного человека они звучат как татарские в современном понимании этого термина. Однако в Средние века ТАТАРСКИЕ ИМЕНА НОСИЛИ РУССКИЕ ЛЮДИ.

    Открываем известное исследование Е. П. Карновича «Родовые прозвания и титулы в России» [367]. Он пишет: «Крестные имена в Москве очень часто заменялись не только другим христианским, НО И ТАТАРСКИМИ, например, Булат, Мурат, Ахмат, так что и от таких подставных имен производились полуотчества, обращавшиеся потом в родовые прозвания людей, ЧИСТО РУССКИХ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ» [367], с. 51.

    Конечно, среди казаков могли быть, и были, татары. Но „татарские имена“, как мы видим, носили и чисто русские люди. Если так было в Москве, то почему не могло быть и среди донских атаманов? К концу XVI века татарские имена в Москве в основном пропадают. На Дону, как мы видим, происходит то же самое. По-видимому, распространяется обычай использовать не прозвища, а крестные имена.
    Ответить
    Анонимно 10 окт
    Группа ученых во главе с заведующей лабораторией популяционной генетики человека медико-генетического научного центра профессором Еленой Балановской не нашла общего предка у поволжских, сибирских и крымских татар, а также их родства между собой — такой главный вывод делают авторы статьи, опубликованной в журнале «Вестник Московского университета».
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Эти же Балановские после проведения ДНК - анализа русского этноса объявили, что 80% русских это финно-угры, что является абсолютной правдой. Славяне это украинцы, белоруссы, поляки, которые оказались в России после оккупации Польши. Актер Олег Янковский имеет польское дворянское происхождение, маршал Рокоссовский, который впоследствии стал министром обороны ПНР и т.д.
    Ответить
    Анонимно 11 окт
    Не путайся под ногами со своей фоменковщиной. Каждую историческую статью в РВ бежишь комментировать. Наверное ты большой ученый?!)) Меня и калачом не заманишь читать и отписываться на сайте по русской истории....Потому что её нет, а домыслы, без фактов читать и анализировать неинтересно. Что тебя так нервирует, когда пишут про историю татарского народа? По части фэнтези ваши историки переплюнули писателя Джорджа Мартина. АС.
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    На башкирах и дагестанцах обкатали, теперь татар будут учить православному патриотизму
    Ответить
  • Анонимно 07 окт
    Есть очень простой и объективный способ увязать все эти истории.

    На всей этой огромной территории существовали разные центры силы. Москва, в итоге, выиграла, объединив вокруг себя и славянские и неславянские земли. Где мирно, где войной, а где и так и сяк. Примерно как и в случае с Казанью был присоединен силой Новгород. Аналогично шла история и в других местах - и в Европе, и в Азии. Особенность России в том, что много культурно, религиозно и лингвистически разных народов жило ближе друг к другу, вот все и попали в одну страну.
    Ответить
    Manur Bakirov 07 окт
    империи -алтын урда, царская россия , советский союз-история скора и бесстрастна, следующая ...
    Ответить
  • Анонимно 09 окт
    «Ход захвата Казани и последующую войну мы не убираем, а показываем»
    ------------------------
    2 (11) октября 1552 г. татар завоевали... тоже татары и их природный царь.

    Часто звучит обвинение: мол, русские, насладившись победой, устроили натуральный геноцид. Да, спорить с тем, что все взятые с оружием в руках были безжалостно истреблены, никто не будет.

    Но любопытно и взглянуть на войско, которое штурмовало Казань. Русских там была примерно треть. Где-то 7% в составе московского войска занимали наёмники - немцы, итальянцы и поляки. Ещё столько же - союзники Москвы, адыгейцы и кабардинцы, народы Северного Кавказа.
    А вот московских, нижегород­ских, ногайских и (внимание!) казанских татар - примерно 43%.
    При таком раскладе говорить о геноциде как-то глупо.
    Ответить
  • Анонимно 10 окт
    В январском номере журнала The American Journal of Human Genetics была опубликована статья об исследовании русского генофонда, проведенного российскими и эстонскими генетиками.

    Результаты оказались неожиданными: по сути, русский этнос генетически состоит из двух частей - коренное население Южной и Центральной России родственно с другими народами, говорящими на славянских языках, а жители Севера страны - с финно-уграми. И второй довольно удивительный и, можно даже сказать, сенсационный момент - типичного для азиатов (в том числе, пресловутых монголо-татар) набора генов ни в одной из русских популяций (ни в северной, ни в южной) в достаточном количестве не обнаружено.

    Получается, поговорка «поскреби русского - найдешь татарина» не верна.
    Ответить
  • Анонимно 18 окт
    Извините, какая Республика Татарстан во время Петра? Или даже территория Республики Татарстан? Совсем мозги переклинило?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии