Новости раздела

«Приезжающему бизнесмену кого-то надо с собой везти. Узбеков, китайцев… Турок сейчас уже нельзя!»

«Приезжающему бизнесмену кого-то надо с собой везти. Узбеков, китайцев… Турок сейчас уже нельзя!»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Автоград, похоже, отныне будет делать ставку на привлечение российских инвесторов — тем более, что сегодня, по словам начальника отдела поддержки предпринимательства мэрии Челнов Радмира Беляева, существует «высокая активность по российским инвестициям». При этом, несмотря на «турецкий вопрос», пока ни у кого из иностранных инвесторов, ранее заявивших о желании запустить тот или иной проект в автограде, сомнений не возникло. Об этом Радмир Беляев рассказал, отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени». Тем не менее челнинские власти пока отказались отвечать на наш вопрос о будущем уже существующих турецких проектов автограда, зато Беляев перечислил нам те компании, что находятся, судя по всему, в зоне риска.

«Вы ощущаете, что за воротами этого прекрасного ресторана, мягко выражаясь, кризис?»

На традиционном деловом обеде, который прошел накануне в ресторане «Ройял Стрит», предприниматели, наконец, встретились с главным куратором мэрии по вопросам поддержки бизнеса автограда — Радмиром Беляевым (встреча планировалась еще на прошлой неделе). По традиции же начали встречу-обед с «положительных моментов», прежде всего говоря о поддержке молодых предпринимателей — вплоть до предложения как-то обучать их предпринимательскому делу.

В итоге 20 минут чиновники обсуждали, стоит ли поддерживать молодых предпринимателей со школьной скамьи или не стоит, и если стоит, то как (гранты, программы поддержки, программы обучения). Пока, наконец, слово не взял директор челнинского «Стройинжиниринга» Станислав Петрик, задавшийся гораздо более земным и проблемным вопросом: где сегодня бизнесу брать деньги? Тот же вопрос, но уже банкирам Петрик задавал на деловом обеде на прошлой неделе, ответа фактически не получив. Попытка не пытка, решил он и адресовал финансовый вопрос уже Радмиру Беляеву.

— Здорово, что говорим о хорошем. Великолепно, что говорим о молодых предпринимателях. Правильно, система должна выстраиваться. Но очень много предпринимателей, которые нуждаются в помощи уже сейчас! Вы ощущаете, что за воротами этого прекрасного ресторана, мягко выражаясь, кризис? — поинтересовался Петрик у Беляева. — Я, например, как предприниматель, ощущаю. По моим ощущениям, рынок с 2008 года в моем секторе (машиностроение и строительные материалы) упал в 5 раз! Мы потому и производим станки для собственного производства бетонных изделий, что предпринимателю купить современное оборудование невозможно. Не хватит денег… А банк не даст.

Почему на 120 заявок приходится лишь 14 бизнесменов, получивших помощь от государства?

По мнению Петрика, говорить надо «не о хорошем, а о том, что не сделано». «Клубы по интересам, обучение, другие ритуальные танцы с бубном — это хорошо, но главное — это первый пункт: где взять деньги?» — ядовито прокомментировал первые 20 минут дискуссии машиностроитель.

По словам бизнесмена, 90% компаний, занимающихся «производством добавочной стоимости», сегодня перекредитоваться не в состоянии. Не говоря уже о срочности выдачи кредита. Так, вспоминая прошлый деловой обед, где взять миллион рублей под 10% ему предложил Данил Петров, представитель фонда поддержки предпринимательства в городе Набережные Челны, Петрик дал понять, что только на оформление различных документов ушла уже неделя (и денег пока он не увидел).

Радмир Беляев, выслушав исповедь бизнесмена, с сожалением вздохнул и с укоризной заметил предпринимательскому сообществу, что о программе 1 млн рублей под 10% говорили открыто с начала 2015 года, во всех СМИ. А итог? Неутешительный: «Всего 14 человек получили поддержку! Я честно скажу, приходят много, а доходит до кредита, собирая весь пакет документов, очень маленький процент, — признался чиновник. — Всего же было подано порядка 120 заявок по всем программам в 2015 году».

Тут, конечно, возникает справедливый вопрос: разве не прав в таком случае тот же Петрик, раз быстро деньги под невысокий процент получить невозможно даже в Фонде поддержки предпринимательства?

Беляев попытался объяснить тот факт, что большая часть претендентов «отвалилась» еще на взлете, тем, что он лично звонил этим бизнесменам, и выяснялось, что «у всех у них поменялись планы». Так или иначе, программу по итогам года пока сложно назвать эффективной. Тем не менее Беляев и сегодня вновь перечислил финансовые программы поддержки как регионального, так и федерального уровня, заявив также, что город может помочь и с госзаказами: «Когда Наиль Гамбарович пришел в мэрию, было принято решение о том, чтобы именно местные товаропроизводители поставляли продукцию в бюджетные учреждения».

Наконец, чтобы утешить Петрика окончательно, Беляев пригласил его на заседание Антикризисного штаба (в ТПП) защитить там свой новый проект (если тот у него есть). Чиновник заверил, что мэрия постарается помочь и «в части дополнительных заказов».

— Что касается того, чувствуем ли мы кризис… Мы плотно работаем сейчас по многим программам, в том числе по моногороду, по ТОРу, говорим о налоговых льготах. Даже грех говорить, что муниципалитет не занимается диверсификацией и привлечением инвестиций, — сообщил Беляев, довольно обтекаемо комментируя тезис бизнесмена о невозможности перекредитоваться 90% компаний, производящих добавленную стоимость.

— Бизнес-то умирает сегодня. Пока мы с вами кушали, кто-то уже умер из бизнеса, — мрачно подытожил глава «Стройинжиниринга».

— Но кто-то же родился. Это жизнь! — философски заметил Беляев.

— Мне понятен ваш здоровый цинизм. Я тоже к этому так же отношусь: ну сдохли, так сдохли, — саркастично ответил Петрик.

«И вот я построю промпарк — а народ-то наберу?» — «Нет, не наберете!»

Павел Евдокимов в свою очередь подверг критике навязчивое желание челнинских властей строить промпарки. По его словам, попытка заманить инвестора промпарками — замечательная идея, но возникает вопрос: если власти города собираются создать производственный кластер, кто будет в нем работать?

— Вот промпарк стоит, новый, хороший, и станки в нем новые, и даже инвестиции дешевые. Но работать некому! Приезжающему (в промпарки автограда, — прим. ред.) бизнесмену кого-то надо с собой везти. Узбеков, китайцев… Турок сейчас уже нельзя! — вздохнул Евдокимов. — Неделю назад был в автомеханическом техникуме, встречался со студентами 4-го курса. Задавал вопрос, кто определился из них с будущем местом работы. Два человека из 35 человек руку подняли. Престижа рабочей профессии нет. И вот я построю промпарк — а народ-то наберу?

— Нет, не наберете! — отрезал Станислав Петрик.

— О чем и речь! Это серьезная забота для действующих предпринимателей.

— В идеале надо с первых курсов учебы в вузах и ссузах определять студентов, в какой компании после выпуска они будут работать. И студент заранее будет знать свою среднюю зарплату. Я три года пытаюсь это как-то решить, — признался Беляев. — Вот в следующем году у нас будут распределены 38 человек из группы мебельщиков на базе колледжа №114 по мебельным фабрикам: «Идея комфорта», «Компас» и т.д. Давайте такие группы делать! А то как-то проводили кадровую конференцию, приглашали студентов. Тоже задавал им вопросы, где они хотят работать. Ответ: «Не знаю». А кто-то из города собирается уезжать, мол, работать негде. Мы говорим: «Нам кадров не хватает», — а он говорит: «Где тут работать?!»

Несчастливая турецкая пятерка автограда

Корреспондент «Реального времени», услышав мнение Павла Евдокимова о том, что бизнесу сегодня турок везти для работы в автограде нельзя, решил поинтересоваться у Радмира Беляева, что станется с турками, которые уже в автограде работают:

— Что будет сейчас с совместными татарстано-турецкими предприятиями в Челнах? Будете ли вы держаться за инвестпроекты турецких компаний обеими руками? И что будет с инвестиционным климатом в итоге? Как вы будете привлекать иностранных инвесторов в следующем году, если, допустим, чехи или вьетнамцы какие-нибудь могут, сославшись на отношение к турецкому бизнесу в конце этого года, вообще отказаться ехать к нам?

— У нас есть портал chelny-invest.ru, там есть вся информация (любопытно, что на этом сайте Агентства по привлечению инвестиций города Набережные Челны в разделе «Международное сотрудничество» есть единственная информация о том, как… автоград и турецкий город Казан стали городами-побратимами, — прим. ред.). Мы работаем с очень широкой сеткой, не только с турками, — рассказал, отвечая на наш вопрос, Радмир Беляев. — Привлекаем и российских инвесторов — сейчас есть высокая активность по российским инвестициям. И ТОР, кстати, дает серьезный новый потенциал. И вы знаете, я с такими проблемами пока не сталкивался: мы продолжаем, например, вести переговоры с компанией Fischer (австрийская компания — крупнейший в мире производитель лыжного инвентаря и экипировки: австрийцы рассматривают вариант открытия в городе СП на 60 рабочих мест, — прим. ред.). Что сегодня у кого-то из иностранных инвесторов сомнения возникли? У меня такой информации нет!

По мнению Беляева, по поддержке инвестклимата и привлечению инвесторов в городе налажена системная работа, включая предложение этим инвесторам участков на промплощадках: «Любой инвестор, приезжая сюда, чувствует с нашей стороны максимальное внимание!» В последнем сомневаться не приходится — с этим наверняка согласятся и турецкие инвесторы и бизнесмены. Другое дело, что от сегодняшнего внимания туркам может быть явно не по себе… Увы, на прямой наш вопрос, что будет с уже существующими производственными проектами с турецкими инвестициями, включая СП, — будут ли власти города останавливать производство и разрывать сотрудничество с ними или нет, — Беляев так и не ответил. Зато перечислил крупнейшие из них:

— Что с ними (татарстано-турецкими проектами и производствами с турецкими инвестициями, — прим. ред.) делать, я не могу сказать, это не в моей компетенции. Но я могу назвать их, — предложил нам Беляев и перечислил проекты, которые фактически находятся сегодня в «красной зоне» риска. — Это «Тирсан Кардан», поставщик карданных валов, который находится на КИП «Мастер». Это «Колуман Рус», который недавно открылся, занимается производством комплектующих для автопрома. Это «Санрайз Кэпитал», девелоперский проект, который вы прекрасно знаете. Это Агаоглу Шефкет, у него кафе «Стамбул» и производство обуви. Это татаро-турецкий промпарк на базе «Полимера», для которого мы уже разработали документацию. Вот основные проекты, которые мы знаем, знаем их руководителей.

Сумма турецких инвестиций в экономику автограда в 2015 году — минимум 2 млн долларов

Напомним, турецкая компания «Тирсан Кардан» открыла производство в автограде в 2011 году. Как особо отмечают на сайте компании, «размещение производства и развитие Tirsan Kardan в России проходит в рамках соглашений о развитии татарстано-турецких отношений и находится в поле постоянного внимания со стороны правительства РТ». В конце 2014 года ООО «Тирсан» увеличило производственную мощность более чем в 2 раза, до 100 тыс. карданных валов в год. Учредителем ООО «Тирсан» является турецкий Tirsan Kardan Sanayi ve Ticaret A.Ş, которому принадлежит 100-процентная доля ООО «Тирсан». Именно эту компанию в первую очередь вспомнил мэр Наиль Магдеев на июньском турецко-татарстанском деловом форуме («Реальное время» писало о нем), рекламируя автоград и его инвестклимат, приглашая турецкий бизнес активнее вкладываться в челнинскую промзону.

Еще один проект, названный сегодня Беляевым, который был упомянут Магдеевым на встрече с турецкими чиновниками и бизнесменами — во вторую очередь. Строительный турецкий проект «Санрайз Сити» — это крупный жилищный и офисный центр с объемом инвестиций в 1,6 млрд рублей (по словам мэра, в результате город должен был получить 30 тыс. кв. м офисов и порядка 110 тыс. кв. м жилья). Наконец, в сентябре стартовал проект турецкой компании «Колуман Рус» (навесное оборудование для автопрома — не совсем диверсификационный проект, но тем не менее) на 1,5 млн долларов инвестиций. «Колуман Рус» — «дочка» турецкого холдинга «Колуман» (Koluman Holding A.S.) –«одной из 100 самых больших корпораций по товарообороту в Турции».

Тогда же, в июне, Хакан Казартиджи, замдиректора управления по экспорту минэкономики Турции, рассказал о главных турецких проектах в ОЭЗ «Алабуга»: 1-я очередь деревообрабатывающего проекта «Кастамону Энтегре» на 300 млн долл.; завод «Шишеджам» (Sisecam) по выпуску листового и автомобильного стекла на 320 млн долл.; проект холдинга Hayat по производству гигиенической бумаги на 150 млн долл; плюс экскаваторный проект Cukurova на ЕлАЗе. Общая сумма инвестиций турецких компаний в Татарстане, по оценке Казартиджи, на тот момент составляла более 2 млрд долларов. Заметим для сравнения, что в 2014 году в РТ было зарегистрировано 278 совместных предприятий с турецким участием, объем заявленных инвестиций составил порядка 1,5 млрд долларов.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров