Андрей Васильев: «Бадри мне сказал: «Мы были просто очень богатые кооператоры. И мы не врубались»
Андрей Васильев — о джинсе в карьере Ревзина, короткой юбке Трегубовой и похоронном таланте Панюшкина. Часть 2
«Я — еще молодой главный редактор, 2000 год. И умирает Олег Николаевич Ефремов. Умирает очень неудачно — где-то часов в пять вечера. То есть я понимаю, что если бы он умер в девять, то только «Коммерсантъ» бы успел. В пять! Все газеты выйдут. А с чем выйдут все газеты? Эпоха, мухи сдохли… А что я сделаю-то, але? Пять часов! Утром бы умер — у меня бы было время подумать, как чего», — рассказывает Андрей Васильев в интервью ютьюб-проекту «Ещенепознер». «Реальное время» публикует заключительную часть стенограммы этого интервью (первая часть здесь). Не смущаясь, Васильев оживляет в памяти циничные, хлесткие, но оттого не менее интересные и уморительные этюды из жизни самых любопытных фигур мира топовой российской журналистики разных лет.
— Я хотел про людей поспрашивать про коммерсантовских, про самых разных. Просто про отдельных людей. В таком, хронологическом порядке. Соколов и Тимофеевский — что за люди? (Александр Тимофеевский — на тот момент советник владельца издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Яковлева. Максим Соколов — в то время корреспондент еженедельника «Коммерсантъ», — прим. ред.).
— Тимофеевский никакого отношения к «Коммерсанту» не имел.
— В принципе?
— Он, когда уже у Яковлева начались все вот эти вот дела, он пригласил Тимофеевского, чтобы он какую-то там концепцию дал. Он сделал концепцию. Я говорю: «Тимофеевский, ты не боишься, что тебя сейчас убьют? Потому что люди пашут тут ночами (изображает — «копают»), а ты тут ходишь, такой интеллигент. Тебя убьют, я тебе реально говорю». Так что Тимофеевский никакого отношения не имел. Он один раз написал: «У меня есть жена, это газета «Культура», и есть у меня еще любовница, это газета «Коммерсантъ». Тьфу, блин! И Яковлев это прочел: «О! Шура сейчас будет…» Тьфу, блин, ненавижу! Но неважно. Так что Тимофеевский — забыли.
— Соколов.
— Тоже… Там был такой момент: когда вдруг все — бабло же у всех — и все уехали в Сингапур или на Кипр, куда-то. Вот так вот. А кому-то надо выпускать газету. Я в это время уволился из «Коммерсанта». И он [Яковлев] мне говорит: «Васильев, слушай, мы тут уедем в Сингапур или на Кипр», вот я забыл, куда. «Слушай, выпусти газету, я тебе денег заплачу». Я: «Яковлев, слушай, я забыл, я вообще-то здесь никто. Как это я могу выпускать газету, когда я даже у тебя не работаю, у меня даже трудовая книжка не лежит». Тррр! Пффф, и они все улетели. Красота, а я сижу там это (изображает — «копаю»). И у меня было три заметки Соколова в одном номере, это кошмар!
Соколов — он, в принципе, поэт, он же это (пародирует интеллигента). И они длинные очень все. Я их тут тыщ-тыдыщ. А он же еженедельный был тогда. На следующий день я приехал в редакцию не помню зачем, может, забрать что-то — очки или кепку. Ну просто заехал в выходной. И Соколов вдруг. А я говорю: «Ну что, морду будешь бить?». Великого Соколова я в четыре раза [порезал]. Ну мне надо втиснуть. И Соколов мне сказал: «А пойдем унизимся?». Интеллигентный человек. И мы нажрались как две свиньи! И он мне говорит: «Слушай, я ж великий, и ты меня так покромсал вообще. Я читаю — вообще клевые заметки» (Солодников заливается смехом). Но когда я его уволил, я тогда возглавлял журнал.
— А вы его уволили?
— Я. Нет, я не мог уволить его вообще, но были разные редакции, и был, в частности, журнал «Коммерсантъ Weekly», который потом переформатировали во «Власть». Это был год 1996-й. И вдруг антреприза — «Альфа-банк» башляет, в Манеже, играет Михаил Ульянов царя Николая, этого, которого потом убили. А он [Соколов], на самом деле, специалист по Николаю, по России начала XX века, он, правда, защищал диплом какой-то там. Реально, он историк. Я: «Вот это прикольно, мне не нужно, чтобы критик написал про этот спектакль, мне нужно, чтобы написал Соколов как историк». А там какая-то трагедия Николая II, я даже не помню про что, но там Николай II. Я говорю: «Вот это круто, если напишет историк, а еще и Максим Соколов». Я ему сделал [приглашения] в первом ряду или во втором с женой, машина — Saab у меня был, CDE. «Макс, я тебе даю машину, поедешь с женой, красота, бусы оденет там, все дела».
И вдруг он мне говорит: «А че это я, я тебе че, репортеришка? Я тут должен бегать?» Какой бегать, вот тебе все — Saab CDE, мне он не нужен, я в конторе сижу вот так вот, на тебе машину, вот тебе все для жены, вот тебе ложа царская. Все, сходи и напиши мне как историк про этот спектакль. Мне не интересно, как кто сыграл, мне интересно… А там Шатров что-то на последнем издыхании написал. И он отказался. Я говорю: «Yes, up to you, ты уволен». Он остался еще где-то в «Коммерсанте», тогда были разделенные редакции, — пожалуйста, в газете пиши, я к ней не имею отношения, я выпускаю журнал. Недолго он задержался, но я ему говорю: «В моем журнале тебя больше не будет». С тех пор мы не здоровались. Но мы, правда, и не виделись (смеются оба).
Что такое главный редактор? Не понаслышке: главный редактор это голой жопой на еже — вот что такое главный редактор. А Макс был очень честный человек, ему нельзя было работать главным редактором. При этом он работал главным редактором очень долго
— Вы упомянули «Коммерсантъ Власть». Вы очень любили Максима Ковальского, нет? (Максим Ковальский — главред журнала «Коммерсантъ Власть» с 1999 по 2011 год. После ухода несколько лет возглавлял проект OpenSpace.ru, позже — встал у руля проекта Colta.ru, умер 29 марта 2019 года от рака легких, — прим. ред.).
— Нет. Я его не любил. Но то, что я сказал на его этих похоронах — я сказал очень простую вещь: человек, наиболее непригодный к должности главного редактора. Что такое главный редактор? Не понаслышке: главный редактор это голой жопой на еже — вот что такое главный редактор. А Макс был очень честный человек, ему нельзя было работать главным редактором. При этом он работал главным редактором очень долго. И я думал, что в «Коммерсанте» вот это, это, это — пусть будет такой журнал. Но так не бывает: честные люди не могут работать главными редакторами. А он работал.
— А как так получилось, что столько лет он держался?
— Ну, моя заслуга некоторая в этом есть. Мне, кстати, этот журнал никогда не нравился. Я не люблю эмоциональные [посылы], это моя [точка зрения]. Но я считал, что в издательском доме «Коммерсантъ» должен быть такой формат. Тем более были времена очень хорошие коммерчески, и журнал не был убыточным. Может, он и немного зарабатывал, не сильно много, но он все равно есть не просил. И я считал, что в издательском доме «Коммерсантъ» должен быть такой… Ну вот (показывает средний палец). И он и был.
— Вот эта история с фотографией… (Максима Ковальского уволили в 2011 году. Причиной стала публикация статьи «Яблочный пуй», посвященной фальсификациям во время выборов. Материал включал снимок испорченного бюллетеня для голосования, на котором красовалась алая надпись с нецензурной бранью в адрес Владимира Путина, — прим. ред.).
— Так я же ему объяснил. А у них же, когда он уволился с «Коммерсанта», топ-менеджмент «Коммерсанта» их очень смешно называл — час мудрости. И это встретиться с Васильевым — час мудрости. И он говорит: «А, ты в Москве?». А я же уже тут. «Можно я — час мудрости?». «Конечно, Макс». И мы сидим как в пивной, я говорю: «Макс, ну ты же нарывался на то, чтобы тебя уволили». Он говорит: «Да». Но просто он не… Я-то ушел с баблом, а он нет, он не такой. Я говорю, дико просто это делается. Там еще был один факап — был шеф-редактор Азер Буксалеев, он сказал: «Макс, не надо эту фотографию печатать». Макс сказал: «Ну, я подумаю, но, скорее всего, я ее не буду печатать». Азер уехал, а Макс напечатал. Я говорю: «Макс…», а он: «А что бы ты сделал?».
Во-первых, я же артист, я же вижу — Константин Сергеевич Станиславский — не верю. Я бы просто задержался в редакции, когда ты бы уехал, журнал сдан, тут я появляюсь, беру твою фотографию, и ее убираю из «Коммерсанта», вставляю черное пятно и пишу: «Эта фотография была снята лично шеф-редактором издательского дома «Коммерсантъ» Андреем Витальевичем Васильевым, потому что, как известно, Андрей Витальевич Васильев очень не любит слово х* (нецензурная лексика, обозначающая мужской половой орган)». А в интернете она уже есть. То есть ценность этой фотографии повысилась бы в разы, все бы ее распостили, перепостили, никто не виноват, ты не виноват, потому что ты поставил, а я снял. Я и написал, что я снял. И никого бы не уволили! И он мне говорит: «Блин».
Мне, кстати, этот журнал никогда не нравился. Я не люблю эмоциональные [посылы], это моя [точка зрения]. Но я считал, что в издательском доме «Коммерсантъ» должен быть такой формат
— А чего ему так надо было уйти, зачем он рвался?
— Ну как, он очень честный человек. Он уже понимал, что очень уже все. Времена такие наступили, что он уже… Он неуместен. Это правда, я же тоже это почувствовал. Просто я-то умею уходить красиво, с баблом, а он нет. Ну он женат на внучке Пастернака, ну але!. У него жена работает директором музея Пастернака. Ну, такие люди бывают. Для этого и нужен шеф-редактор, понимаешь, чтобы сделал такую феню. Когда он услышал, что я сказал, он: «Да это же было бы еще лучше». Я говорю: «Конечно». И никого бы не уволили. Даже меня.
— Можно я про спецкоров поспрашиваю? Из тех, кто уже не работает, кто продолжает работать. Андрей Колесников (с 1996-го спецкорр ИД «Коммерсантъ», с 2012 года — исполнительный директор «Коммерсантъ-Холдинга», главред журнала «Русский пионер», — прим. ред.).
— С одной стороны, мне его, конечно, очень жалко, потому что…
— (перебивает) Жалко сейчас?
— Сколько он… Я же его назначил путинским корреспондентом. Потому что там была пертурбация, одну какую-то бабу — Трегубову, я уволил, потом была какая-то телочка — ни то, ни се, потом она почему-то ушла на РТР (Елена Трегубова — российский журналист, в разное время писала для «Известий» и «Коммерсанта», с 1997 по 2001 год входила в «кремлевский пул», в 2001-м ей было отказано в аккредитации. В 2003 году вышла ее книга «Байки кремлевского диггера», изобличающая закулисную жизнь политической элиты страны. Спустя 3 года, после взрыва под дверью своей квартиры, эмигрировала из России, — прим. ред.).
— Трегубову вы уволили?
— Я. Вернее, уволилась она сама, я ее просто убрал из пула. Я ее не увольнял, я просто сказал: «Лен, ну все уже, невозможно». Во-первых, она перевирала, и я все время получал по шее, за то, что там наврано, в заметке. И ходила она еще со своей толстой жопой вот в такой вот юбке (показывает жестами — «короткой»), ну але... Я сам не очень так, ну строго говоря, у меня костюма нет ни одного и никогда не было. Но так — ну але. И там жопа торчит, трусы — ну блин! Ну и плюс она врет все время.
— Плюс к этому?
— Ну да. Я же говорю: «Ну ты же в отделе политики, давай попробуем про другого, почему обязательно про Путина?» И потом другая была, Вика Арутюнова, но она вообще-то ушла на телевидение. Я говорю: «Колесников, давай». «Совещание у меня». Я говорю: «А может быть, Колесникова назначить?» А там сидят серьезные люди, кремлевские. А я же шел, я заступался за Трегубову, писал там телеги Волошину: «Местом в пуле спекулируют как фарцовщики билетами в Большой театр» (Александр Волошин — на тот момент руководитель администрации президента РФ, — прим. ред.). Я всегда заступался, я говорил: «Никто мне не скажет, кого я пошлю в пул, это моя тема, а не ваша. Кого пошлю, того и берите».
Я сам, понимаешь, такой панк, вообще, мне Трегубова — это во (показывает на горло)! И мы сидим, значит, Тимакова там сидела — про нее можно, потому что она теперь банкир (Наталья Тимакова, с начала «нулевых» по 2012 год занимала разные посты в пресс-службе президента РФ, сейчас — зампред банка ВЭБ.РФ, — прим. ред.). Серьезные люди там сидят, я говорю: «А может, Колесникова?» А Колесников был одним из авторов книги «Путин. От первого лица». Они: «Давай, это круто, давай». «Подождите, круто — надо еще Колесникова уговорить». Там, конечно, такая фигня — Колесников естественно посылает меня в жопу. Н* (нецензурная лексика, близкое по значению — «зачем») ему это надо? Он спецкор, нафиг ему это? И тут я — я же умею, режиссер. «Колесников, а попробуй возродить жанр пуловской журналистики? Ты же читаешь, видишь, что все, что они пишут — это полное фуфло. Ну сделай это. И я тебе клянусь — через год я тебя оттуда забираю». «Точно, год?» (изображает согласие). Вот он с тех пор там.
Уволилась она сама, я ее просто убрал из пула. Я ее не увольнял, я просто сказал: «Лен, ну все уже, невозможно»
— Пошел 19-й год (смеется)…
— Не, ну он это делал круто.
— А сейчас?
— Ну, я иногда читаю, но это невозможно это уже. Он делает, он даже старается, ну, блин, 19 лет, але! Он не может уже по каким-то там причинам, я не знаю. Он мой товарищ, он, ну правда. Я у него писал в его этот…
— «Пионер»
— На минуточку — много, кстати, пару лет. Но он-таки возродил, и все бежали читать, как Колесников написал про Путина.
— Путину нравится, как пишет Колесников?
— Я думаю, да. Я у Путина не спрашивал как-то, понимаешь. Но, я думаю, нравится. Но там была знаешь какая тема? Колесников ни разу не ошибся в фактуре. И был один момент, очень принципиальный: где-то Путин в каком-то Красноярске, ну где-то. И какая-то очень судьбоносная история, внешнеполитическая, — какие-то переговоры были с кем-то там, с Обамой… Восточный какой-то — конечно, не Обама, но что-то такое.
— Понятно.
— Конечно, журналистов выгнали — они сказали «Здрасте-здрасте, это журналисты». И им говорят: «Идите отсюда». Колесников забежал в рубку, а там забыли отключить трансляцию. И Колесников зафигарил. А там какие-то адские военные тайны начались. И он взял — тогда еще Путин сказал: «Их привезли подглядывать, а они подслушивают». В тот момент это была дикая сенсация. Типа — какие у России отношения с Ираном, например? И вдруг Колесников про это пишет. Но там был очень смешной момент, когда он заранее приехал — и там какие-то собаки проверяют динамит. И вдруг собаки бросили люк, и собаки все туда, орут — вот там бомба-то лежит. Говорят: «Давайте лом сюда», открыли люк, а там полная эта говна.
— Да ладно?
− Да, полный люк говна. Это очень смешная история — собаки вот эти вот, да, они среагировали на говно. И я говорю Колесникову: «Я все-таки главный редактор: это очень смешной момент, но я его вырубаю, потому что этот момент отвлечет читателя от твоей главной темы. Это ж главное — то, что ты ухитрился подслушать. А все среагируют только на говно. Ну это наш маленький читатель, ну че тут. Он за мной ходил, вешался и все дела, увольнялся. Я говорю: «Никто же у тебя не отбирает, где-нибудь у себя в «Пионере» опубликуй это говно, отличный будет комментарий, я же не против. Но в данном случае, то, что ты подслушал, важнее, чем говно. А читатель среагирует-таки на говно. Я убрал. Он ходил за мной, говорил: «Где свобода слова?».
— Какой самый крутой его материал? Такой, который сразу в голову приходит.
— А, самый крутой, вообще, это «Восстание грибов в Воронежской области».
— Что за история? (смеется)
— Это великая история. (Солодников продолжает смеяться). Рассказываю — в Воронежской области люди третье лето подряд собирают грибы, их едят и умирают. Ну ладно, бывает. Да — факап, умерли. Ну не собирай на следующий год грибы! Нет, они собирают и умирают. Я говорю: «Колесников, пойди, разберись». [Он отвечает] «Я — кремлевский, путинский, куда я, я не могу!» Я говорю: «Так, Колесников, короче — хочешь, я приказ напишу? Колесникову ехать в Воронежскую область и разбираться грибами!» (смеется). Он написал великую вещь! Начиналось так — там «какой-то Пупкин Семен Ильич 1965 года рождения поел грибов и отравился, но не умер. Врачи спасли его жизнь. И после двух недель в больнице он вернулся домой, поел тех же грибов и тогда уже умер». Теперь вопрос — а зачем он ел второй раз грибы? Так не пропадать же им! (смеются оба). И там еще у него был персонаж, он нашел — какой-то доктор наук по грибам, они пошли в лес, она ему объясняет, что эти надо, а эти не надо. И выходит старуха с косой: «Не трогай это, дочка». Я ему: «Ну тут ты уже заврался, ну какая старуха с косой?». И он мне показывает фотографию, и там старуха с косой (смеется). Это самое великое его произведение, конечно.
Я у Путина не спрашивал как-то, понимаешь. Но, я думаю, нравится. Но там была знаешь какая тема? Колесников ни разу не ошибся в фактуре
— Очень смешно.
— А тут недавно — позапрошлым летом — он мне вдруг звонит, говорит: «Слушай, напиши, пожалуйста, мне колонку в мой журнал. У нас такая тема — как я провел лето». А я сижу на острове Родос: «Вот сейчас я все брошу, в гробу я видал твой этот… Лето. Ты помнишь, я перестал писать тебе в журнал по цензурным соображениям?». А он Мише Ефремову вырубил оттуда очень важный абзац, там у него был такой.
— Что за абзац?
— Ну (смущается)… Да ладно, неважно. Долго рассказывать просто, непринципиально. И я, значит: «Колесников, оп! Я не буду больше тебе писать за это. Если ты Мишу отредактировал так, так ты и меня начнешь?». Ну короче, и все. И он мне звонит со своим «Как я провел лето». Я говорю: «Я не буду, ты с ума сошел? Нахрен ты мне сдался вообще». А у меня были очень большие проблемы с моей невестой там, все дела. И как раз произошла эта проблема. Я говорю: «Ладно, Колесников, я тебе напишу заметку. Она будет «Как я провел лето» и заодно и про любовь». Он говорит: «Да, круто, давай!». Я говорю: «Только у меня одно условие — штуку баксов за колонку». Он говорит: «Ой, да мы так не платим».
— Да у них только так и платят.
— У них уже мало. Колесников — очень жадный человек (смеются). Он мне говорит: «Ну тогда мне придется платить тебе из своей зарплаты». Я: «Ой, напугал! Мне пофигу, из какой зарплаты — просто штуку баксов, и я тебе пишу заметку». Я ему написал заметку, она была вот такого размера (показывает жестами — «маленькая»). Называлась она «Два гондона». Ну это прям про любовь (смеются).
— Напечатал?
— Да.
— Ладно. Еще один спецкор…
— (перебивает) Панюшкин?
— Панюшкин (Валерий Панюшкин — журналист и литератор, автор книги «Михаил Ходорковский. Узник тишины». Сейчас — главный редактор «Русфонда», — прим. ред.).
— О, вот трагедия.
— Почему трагедия? Землю пашет сейчас, сеет рожь. В Подмосковье.
— (крутит пальцем у виска) Вот, я ему придумал тему — похороны. Он хоронил — я сам рыдал, когда он хоронил. А там как раз началась Чечня, подольский ОМОН какой-то. На все похороны ездил вообще, это было крутяк прямо (с восхищением). Рыдала вся Россия у него. И он мне говорит — а он же заикается. Он сказал гениальную фразу, когда я послал его на какое-то политическое мероприятие, и он написал, первая полоса, все — за первую полосу полагается 50 долларов премии. Я: «Вот, Панюшкин написал про эту тусовку клевую заметку». И там сидит кто-то: «А почему он до конца не досидел?». Я: «Как не досидел?». Так там в конце произошло самое крутое — Чубайс разосрался с Гайдаром. А Панюшкин уже ушел. Нифига себе. Я звоню ему: «Панюшкин, хотел тебя премировать на 50 долларов, а в результате оштрафовал на 150». И Панюшкин сказал гениальную вещь: «Вася, ты г-г-г…». А заик нельзя перебивать, просто надо дождаться, когда он скажет. Он говорит: «Ты г-г-г…». Я сижу, жду. «Ты г-г-г…» и тут его прорвало: «Ты г-г-гаишник!» (смеются оба).
— Это гениальная история.
— И он писал, хоронил всех отлично. И он сказал: «Я уже не могу всех хоронить, я, блин, уже устал». Я говорю: «Хорошо, не хорони. Хрен с тобой». И тут он ходил, канючил — а че мне делать? Я говорю: «Ты спецкор, сам придумай. Ты же спецкор — подчиняешься только мне. А у меня на тебя, Панюшкин, извини, нет времени, и так много геморроя». У меня Березовский тут, вообще, целый ряд. «Ты хоронил — всегда был на полосах. Не хочешь хоронить — не хорони». И в результате он уволился. Зато он мне сказал: «Зато я никогда не пойду в конкурентные издания, я возглавлю какой-то там журнал, «Шкафчик энд диванчик», это будет интеллектуальный гламур.
Вот, я ему придумал тему — похороны. Он хоронил — я сам рыдал, когда он хоронил
— (смеется) «Шкафчик энд диванчик»?
— Ну да. Я говорю — Панюшкин, не бывает интеллектуального гламура, дурак, не бывает, это не продержится никогда. Вышло два номера, и, конечно, их всех уволили и закрыли этот журнал, понятно. Потому что интеллектуальный и гламур — это две вещи несовместные. И таки он ушел в «Ведомости», блин! В конкурирующее издание! Я говорю: «Вот, какая же ты б* (нецензурное выражение, близкое по значению — куртизанка), Панюшкин!». Да. Но он пришел туда очень серьезно, он говорит: «Только единственное, я только не буду писать про похороны». Ему — да-да-да, не надо. А больше то он писать, в общем-то, ни про что и не умеет, в общем-то, и не умел. И поработал он там месяца три, я читаю газету «Ведомости», и Панюшкин хоронит кого-то. Йес! Ну, Панюшкин… Мы с Панюшкиным сделал великую историю!
— Какую?
— Я — еще молодой главный редактор, 2000 год, только-только — ну там, может, 4 месяца. И умирает Олег Николаевич Ефремов. И умирает очень неудачно — он умер где-то часов в 5 вечера. То есть, я понимаю, что если бы он умер в 9, то только «Коммерсант» бы успел. В пять! Все газеты выйдут. А с чем выйдут все газеты? Эпоха, мухи сдохли, в общем. А что я сделаю-то, але? Пять! Утром бы он умер — у меня бы было время подумать там, как, чего. Или вечером — тогда бы мы одни бы успели, никто бы не успел. А тут — ни туда, ни сюда. Мы сидим, значит, на редколлегии, я говорю: «Че?». «Ниче». Я иду к себе в кабинет и понимаю — все, я все придумал.
В общем, короче, заметка вышла такая: «Вчера скончался Олег Николаевич Ефремов. В связи с этим событием эксклюзивную заметку для «Коммерсанта» пишет сын покойного Михаил Ефремов». Хоп! Я звоню Мише, говорю: «Миш, сейчас будем хоронить твоего папу. К тебе приедет Панюшкин, ты его узнаешь — он такой лысоватый, в очках, куртка у него защитного цвета». Он говорит: «Да у меня там в подъезде камер вообще миллион!». Я говорю: «Ничего страшного. Выходишь из лифта, видишь Валеру, кричишь: «Валерка!», прыгаешь ему, значит, на шею (показывает объятия), и вы идете плакать. Ну, во двор, у тебя там песочница есть. Он включает диктофон, все нормально».
А у него абсолютный слух. То есть, когда Панюшкин написал эту заметку, это как будто Миша Ефремов, вот это он умел. Он прямо снимал речь. Ну и все, как я придумал все, он бросается на грудь — они в первый раз виделись — и уходят. И все эти камеры — ну, это, видимо, друг детства (смеется). И они уходят туда в песочницу, Миша ему все говорит. Это очень было стремно, я до последнего момента думал: «Что я делаю вообще-то? Вот что я сейчас сделал?». И там пришел такой Леша Тарханов, он завотделом культуры. Я говорю: «Лех, че мы делаем вообще, а?». Но я знаю, что в таких случаях нельзя сомневаться. То есть, сомневаться то можно, но ты принял решение — и делай. Я думал, меня проклянут все завтра утром, когда выйдет газета. И Леша Тарханов такой сидит и говорит: «Да ладно, не на Тверской стоим» (смеется). А тогда на Тверской стояли проститутки. Так мы-то на Тверской (смеется)!
И дальше еще — я все, номер сдал — там была какая-то тусовка ночная, фонд культуры че-то. Мы с женой едем, а у меня полоса — газета-то еще не вышла, а полоса есть. А у Миши — он жил тогда у мамы — Никитский бульвар. Мы заезжаем по дороге, а я забыл его код, а Миши нет. Мобильных еще не было тогда, не изобрели. То есть, у меня-то был, а у Миши, естественно, откуда. И я на ручку подъезда вешаю эту полосу и пишу записку: «Дорогие соседи! Пожалуйста, не воруйте эту штуку, сын покойного придет, пусть прочтет» (смеется). И дальше — а я не понимаю, меня все проклянут — ну это вообще жесть. «В связи с этим событием сын покойного…». И на утро, конечно, мне позвонило все человечество прогрессивное и сказали... (жест — победа). Но Панюшкин сделал такой [материал]…
— Панюшкину дали премию?
− Ну естественно, первая полоса — 50 долларов. Но неважно, он сделал просто… И когда Панюшкин мне принес заметку, я говорю: «Пффф Панюшкин, мы че делаем-то вообще?» Мы, строго говоря, сплясали на трупе.
— Сколько в «золотые времена» получали спецкоры в «Коммерсанте»?
— Они были золотые еще до меня, когда Яковлев придумал что-то, еще там набрал, и там какие-то адские деньги им платили. Но им эти адские деньги платили один месяц, потом сразу снижали.
Когда Панюшкин мне принес заметку, я говорю: «Пффф Панюшкин, мы че делаем-то вообще?». Мы, строго говоря, сплясали на трупе
— Не, вот когда был этот состав — Панюшкин, Колесников.
— Колесников, наверное, получал больше всех, наверное, тысяч 12.
— Долларов, в месяц?
— Да. А Панюшкин получал, наверное, 9700. Ну вот как-то так.
— Нереальные деньги.
— Один раз вообще круто — звонит мне Березовский: «А можно я сделаю Колесникову лично свою премию? 50 тысяч долларов». Я говорю: «Борь, твой издательский дом. С точки зрения воспитания молодежи, по-моему, не очень. Но, окей». А тем более премия — не он же заплатил, я и заплатил. Ну у нас прибыль была, мы ему должны были отслюнявить какую-то часть прибыли — 70 процентов. И из этих 70 процентов я у него взял 50 тысяч. «Окей, — говорю, — Колесников, в общем, тебе Березовский 50 тысяч на Новый год дарит. Но…». А у нас была такая еще тема новогодняя, когда новогодняя пьянка — было определенное количество премий волюнтаристских. Выходит начальник, Макс Ковальский, и говорит — а я хочу премировать... Тогда премии были приличные — тысячи четыре, я не знаю.
— Долларов?
— Да. И я хочу премировать Пупкина Ивана Кузьмича, потому что я так хочу. Но, конечно, объясняя, да. В том числе, и я — уже не как шеф-редактор, а как главный редактор газеты «Коммерсантъ» я тоже премирую какого-то своего журналиста. Это вообще чистый волюнтаризм. У нас определенные деньги накапливались к концу года, неважно, как это объяснять, причем, кэшем. Ну, там, от взяточных че-то такое — каким-нибудь ментам надо было, в общем. И у меня в сейфе остается определенное количество денег. И мы это распределяем все. И я говорю: «Колесников, ну я объявлю и выдам тебе 50 тысяч кэшем, но, я скажу, что это личная премия Березовского». Он: «А можешь не говорить?». «Я могу не говорить, но тогда я не дам тебе 50 тысяч». «Ну это же стыдно». «Подожди, Колесников. Твой выбор, your choice — либо ты берешь 50 тысяч, а я говорю, что это тебе лично Березовский прислал, либо я не говорю, что прислал, и ты не берешь».
— И че?
— Да ладно (смеются). Да, а главное — проходит год, Колесников мне говорит: «А че там Березовский?». Я звоню Боре, говорю: «Борь, тут Колесников спрашивает (смеются). А я тебе говорил».
— (смеется) Мы в ответе за тех, кого…
— Ну, а але. Я б просто выдал.
— Блин, сейчас сложно себе представить, что за слова можно получать такие бабки получать.
— Так нет, просто у коммерчат было действительно очень много. У нас был самый главный итог 2004 года или 2005-го, я просто не помню, — мы заработали 19 миллионов 600 тысяч долларов прибыли, так, на минуточку. Ну рынок там… Это не потому, что я такой гениальный генеральный директор, а я просто — рынок сам рос, а я не мешал ему расти. Так что але!
— Понятно. Еще несколько человек, про которых хочу спросить — Арина Бородина (журналист, колумнист, порядка 12 лет проработала телевизионным обозревателем и спецкорром ИД «Коммерсантъ», сейчас — обозреватель «Эха Москвы», — прим. ред.).
— Дыщ! Абсолютно е* (нецензурное выражение, близкое по значению — чокнутая) женщина. Но, здесь была такая вещь, когда один раз бескомпромиссный ведущий Владимир Соловьев где-то написал: «Я знаю, кто платит Арине Бородиной, платит ей Костя Эрнст». Я не мог бы ее заставить написать хоть какую-нибудь неправду. Ну никак. И он как-то где-то у себя в передаче что ли: «Арина Бородина, считающая себя порядочным журналистом…». Она мне: «Давай подадим на него в суд». Я иду в свой юридический отдел, мне юристы говорят: «(мотает головой) Только опозоримся: суда не выиграем, денег потратим миллион, а проиграем все равно». Не кейс. «Арина, спокойняк». И я пишу приказ — прям приказ — при упоминании в любой заметке Владимира Соловьева следует писать так: «Владимир Соловьев, считающий себя порядочным телеведущим». И выходит приказ. Проходит редколлегия, меня спрашивают: «А если он будет шесть раз в заметке упомянут?». Я говорю: «В приказе че написано?». А он тогда как раз — Соловьев — судился с каким-то Лужковым, и стал ньюсмейкером на время: какой-то был громкий суд.
Арина Бородина — офигенная тетка, прям офигенная. Я очень ее люблю. До сих пор — сейчас выйдет ваше интервью, она мне обязательно пришлет развернутую рецензию
— Пошло-поехало.
— Пошло. Все ржут, вообще, весь мир. Тут мне звонит Соловьев, говорит: «Что у тебя журналисты сошли с ума?». Я говорю: «В каком смысле?». «Вот — считающий себя порядочным телеведущим!». Я: «А ты себя не считаешь порядочным телеведущим? В чем проблема?». Он: «Твои журналисты…». Я: «Не-не, журналисты ни при чем. Я это я придумал, приказ выпустил — если они не будут так писать, у них штрафы. Они будут так писать. А ты Арине Бородиной решил предъяву такую. Нашел кому! Ты лучше мне скажи, что я взятки беру. И то это будет справедливее, чем ей». Он: «И че?». Я: «Извинись! Так же, как оскорбил, так и извинись». И он извинился. Она мне звонит — ладно, все, он действительно извинился. Я говорю — отменяю, можно не называть его порядочным телеведущим. И тут он мне звонит через какое-то время и говорит: «Слушай, они по-прежнему иногда пишут». Я говорю: «Володь, им понравилось (смеется). Тут уж я ничего сделать не могу. Я отменил приказ, честно! Но, кому-то нравится.
Не, Арина Бородина — офигенная тетка, прям офигенная. Я очень ее люблю. До сих пор — сейчас выйдет ваше интервью, она мне обязательно пришлет развернутую рецензию. И больше того — когда у нас был формат «Господин хороший», когда мы выходили на «Дожде» — раз в неделю у нас был прямой эфир. Арина Бородине — мне: «Вам надо взять режиссера, потому что у тебя ничего не получается». А у меня был такой коммерческий — Кацман Юра, который в «Коммерсанте» был тоже моим заместителем, потом ушел: он как раз работал не в «Снобе», а был гендиректором группы «Живи», ну, и заодно он у меня там работал вот на этом всем. Она — Кацману: «Скажи Васильеву, чтобы взял режиссера». А Кацман говорит: «Арин, как ты представляешь себе режиссера, который будет руководить Васильевым? Просто мне интересно, кто это — Триер, я не знаю, Тарантино?» (смеется). И на каком-то пятом эфире она мне писала — где мы говно... И на пятом, что ли эфире, она мне присылает: «Вообще-то я была говном, а ты — молодец». Ну она такой человек.
— Она крутая
— Да. Абсолютно сумасшедшая — это да. Ну вот такой человек. И говорю — выйдет ваше интервью, я через 10 минут получу рецензию на свое интервью.
— За что спасибо ей огромное, я очень ее люблю.
— Да, она офигенная.
— Так, последний, о ком из коммерсантовских хотел спросить — люди, которые писали про культуру, так или иначе. Не знаю, кто — Наринская, Ревзин, Плахов (Анна Наринская — литературный критик, Григорий Ревзин — искусствовед и архитектурный критик, Андрей Плахов — кинокритик, — прим. ред.)
— Гриша Ревзин — пфф, офигенный. Один раз он написал джинсу.
— Да ладно?
— Да. Его вывез Куснирович в Венецию (Михаил Эрнестович Куснирович, бизнесмен, председатель набсовета группы компаний Bosco di Ciliegi, — прим. ред.). Когда Куснирович за свои деньги поставил там Данте, в воде, че-то там, кораблик.
— В воде — точно-точно, я читал эту заметку (материал Григория Ревзина вышел 5 мая 2007 года с заголовком: «Монументальная пропаганда «Божественной комедии»». Автор повествовал об установке бронзовой скульптуры Данте и Вергилия на борту венецианской лодки в Венеции. Мероприятие проходило в рамках VII фестиваля искусств «Черешневый лес», спонсируемого Bosco di Ciliegi и «Билайном», — прим. ред.).
— И еще потом они ездили — в тот же заезд — в Соренто: там какой-то художник, забыл, у него могилка там. Они украсили могилку, получилась чистая парикмахерская — зеркальца, там (смеется). И Гриша написал — не то, что он деньги взял — его вывезли, ему надо написать что-нибудь хорошее. И когда это вышло, я говорю: «Гриш, ты же не умеешь писать джинсу (смеется). Ты бы меня бы попросил, я бы лучше сделал». Не, ну Гриша крутой, конечно, он молодец. Наринская, надо отдать должное… О, с Наринской то же самое — был концерт «Гражданина Поэта» в Театре эстрады, по-моему, первый. Я звоню в «Коммерсантъ» − ну можно, ну это же все-таки событие, можно кто-нибудь напишет, это реальное событие. Это как бы не джинса, действительно, — «Гражданин Поэт» в Москве, все дела. Послали Наринскую, она написала заметку.
Его вывез Куснирович в Венецию (Михаил Эрнестович Куснирович, бизнесмен, председатель набсовета группы компаний Bosco di Ciliegi, — прим. ред.). Когда Куснирович за свои деньги поставил там Данте, в воде, че-то там, кораблик
А был временный завотделом культуры, Юра Яруцкий, такой. Он еще в свое время ко мне в Хохлы приехал в «Коммерсантъ», за маленькие деньги работал. Я ему сказал: «Яруцкий, почему у тебя ничего не получается?». Что за фамилия — Яруцкий? Ярцкий — вот это фамилия (смеется)! И Яруцкий послал Наринскую, Наринская написала заметку. Я читаю (держится за голову) как главный редактор бывший! Мне как оператору очень понравилось, и денег не надо было платить (смеется). Эта заметка — это рекламная пауза (смеется). Я говорю: «Юра, не говори, пожалуйста, Наринской». Он сказал. Наринская рыдала. Не, мне как оператору, — прекрасно.
Но, с отделом культуры была очень важная вещь. Когда пришел туда в 1999 году, смотрю — какой-то у них симфонический концерт, че-то такое. Я говорю: «Але, выступает Олег Газманов в Кремле, пять тысяч человек. Почему у нас нет заметки?». «Наши читатели не ходят на концерты Газманова». Я: «Да, но, наш читатель иногда — в субботу или в воскресенье — обедает дома. А там теща, там дети, и будут говорить про концерт Газманова. Он не пойдет на этот концерт, но он какое-то мнение… Поддержать разговор за обедом надо. А он в своей газете не видел ничего про концерт Газманова. Что это? Мы лажанули нашего читателя». Вот это был очень принципиальный момент — мы не имеем права выбирать событие. Оно произошло. Я же не прошу написать хорошо, плохо. И я помню: тут как раз вышел фильм «Даун Хаус», где я сыграл великую роль (художественная лента Романа Качанова по роману Достоевского «Идиот» вышла в мае 2001 года, Андрей Васильев исполнил роль сторожа, — прим. ред.). В своей газете я вижу рецензию — Лида Маслова. Отмороженная женщина.
— Почему отмороженная?
— Ну она (крутит пальцем у виска), кинокритик, смерть на взлете. У нее любимый фильм знаешь какой? «Пауки 2». Я безошибочно: она обсирает фильм — я иду. Как только она хвалит — я не иду. И безошибочно. И я читаю свою рецензию в моей газете.
— У меня от смеха голова болит.
— «Особенно удачна работа с актерами, — например, в роли такой-то снялся главный редактор газеты «Коммерсантъ», ну, который запомнился искушенному зрителю в детском триллере «Когда я стану великаном» (в фильме Инны Туманян 1978 года совсем юный Васильев снялся в роли одноклассника главного героя Пети Копейкина — Феди Ласточкина, — прим. ред.). Блин (смеется)! Я говорю — ну за что? Мне-то вообще насрать… Но этот Рома, он такой закомплексованный, у него папа «Чебурашку» снял, он с этим «Чебурашкой» ходит в обнимку до сих пор. Ну зачем обижать (смеется)?!
— Сергей Доренко.
— Ну, так я же уже все, его похоронил отлично, в газете «Ведомости», можно поднять. Когда я сказал, что информационный повод сложный — при жизни я бы про Сережу Доренко ни одного доброго слова бы не сказал. Вышло в «Ведомостях» все.
— Второй, хорошо. Константин Эрнст.
— Очень сложная фигня.
— Почему?
— Костя — вообще-то мой друг. Прям друг.
«Особенно удачна работа с актерами, — например, в роли такой-то снялся главный редактор газеты «Коммерсантъ», ну, который запомнился искушенному зрителю в детском триллере «Когда я стану великаном»
— И сейчас?
— Блин. Он, помню, в каком-то 87-м году — я работал в газете «Московские новости», и он ко мне по пожарной лестнице лазил в кабинет, потому что было режимное — через главный вход не пускали. Понимаете, да? Есть такая тема: я могу себе представить, сколько к нему может быть претензий, но Костя очень любит красивое, он даже снимал всегда инаугурации Путина, и это крутняк. Другое дело — я не уверен, что это правильно, потому что он как бы снимал абсолютное зло. Очень красиво.
У нас были очень разные отношения, мы выяснили их уже, все нормально, но вот, сейчас привожу, например, когда похороны: «Гражданин Поэт», шесть тысяч человек, «Крокус Сити Холл». Я говорю: «Кость, а сними? Я понимаю, что ты в эфир ты не поставишь. Но мало ли, что-то сменится, а у тебя есть». Пять камер там, все дела — красота. И он говорит: «Да мы еще отобьемся, будем продавать пиратские». Не получилось — это чисто техническая вещь: чего-то там не договорились там, а потом время ушло, неважно. Он это сделал. Хоп! Дальше. 100-летие «Коммерсанта», 2009 год. 100 лет, «Коммерсантъ» же с 1909 года — первая газета, которую закрыли большевики, кстати, в 1917 году. Я говорю: «Айда сделаем фильм документальный про «Коммерсантъ?».
— «С твердым знаком» на конце?
— Да. Костя говорит: «Давай сделаем. Но у меня одно условие — чтобы делал фильм Парфенов». Говно вопрос, я звоню Лене, он: «Я готов, я вообще фанат, все дела. Я не буду только режиссером. Я могу помогать вам бесплатно, но не буду». Я: «Почему?». «Потому что мне нужен живой Березовский. В фильме про «Коммерсантъ» должен быть живой Березовский. Не архивный, а живой». А запрет был тотальный на живого Березовского. Я звоню Косте: «Кость, Леня такое условие [поставил]. Может, я схожу в Кремль?». «Не надо, я сам все решу». Леня Парфенов делает фильм, Костя его пускает на Первом канале. С твердым знаком на конце, это тоже смешно.
— Так, а что Березовский в итоге? То есть он в кадре был?
— Да. Леня куда-то туда съездил, че-то с Березой поговорил, я даже не помню. Ну, неважно. А потом мне говорит: «Пойдешь кино смотреть?». Я говорю: «Неа, я не буду смотреть, посмотрю по телевизору». Для меня это слишком важная вещь, я тут же до* (нецензурная лексика, близкое по значению — докопаюсь) до чего-то там — а это не так, а это не так. Зачем? Я говорю — давай в кино, когда уже все, когда поправить ничего нельзя, я и посмотрю. Ну правда, это моя позиция: тут же я включу шеф-редактора — че вы тут не так, нафига? Они говорят: «Ну, придумай заголовок». Я говорю: «Как я могу придумать заголовок, когда я не смотрел кино?». «Ну ладно, че ты выпендриваешься, придумай заголовок». «Ну как, я не могу придумать заголовок к кино, которое я не смотрел».
Потом говорю: «Давайте, хорошо — «С твердым знаком на конце». «Ха-ха-ха, это Первый канал, ты понимаешь?!». «Хорошо, сами придумывайте заголовок». «Ну это же невозможно!». Я: «Ну невозможно — сами придумайте». Выходит: «С твердым знаком на конце» по Первому каналу (смеется). А там у них была какая-то рекламная пауза, все звонят и говорят: «Это что, у нас оттепель что ли?» (смеется). То есть, это такой был крутяк, 2009 год — и там такой крутяк выходит. Леня сделал очень хорошо, на него обиделись половина журналистов «Коммерсанта», он был абсолютно некомплиментарный. Он был знаешь про что? Умирает пресса. Очень грустно было. А что он должен, в попу вас целовать что ли? Леня сделал честное кино, а Костя его поставил в эфир. Я не знаю, как ему это удалось, это было настолько поперек всей линии партии, ну вот вообще. Он это сделал, понимаешь, да? Ну а что я могу про него сказать? Братское сердце.
И тогда Бадри мне сказал, я прямо не поверил своим ушам: «Да ты понимаешь, какое дело, если б сейчас — то да. Тогда вы нас называли олигархами, а мы были просто очень богатые кооператоры. И мы не врубались, мы не мыслили такими категориями»
— Полтора вопроса про олигархов. Один, да полтора… Вы сейчас советник Усманова, кстати?
— Не, уже сто лет.
— Все уже?
— Да вообще — когда меня называли советником, я уже давно не был советником. Это в видео меня откуда-то забыли…
— Вычеркнуть. Вот я сейчас перечислю, я их пять человек, по-моему, написал, а вы скажите, кто из них самый крутой и почему. Гусинский, Березовский, Абрамович, Потанин, Ходорковский.
— Да. Никто из них не крутой, потому что они сдохли все. И мне это очень жалко. И я сейчас скажу, кого ты не называл — Бадри Патаркацишвили, был такой человек. Это прямо был ближайший. И там была история — я как раз был начальником программы «Время». Я говорю: «Вы че, охренели? Какой из меня начальник программы «Время»? Я не знаю, куда бетакам втыкать». «Да ладно, че ты — не Большой театр, не балет, не надо учиться 11 лет, иди и возглавляй программу «Время». Тем более, что сейчас спокойно — выиграл Ельцин, все нормально, олигархи сплотились, снесли коммунистов, ды-ды-ды. Все, спокойное лето. Задача была офигенная — научить журналистов журналистике, потому что они действительно сошли с ума на этих выборах. Мы же их заставляли там против коммунистов. Я пошел. Немедленно они разосрались как раз с Гусинским, Березовский из-за этого…
— «Связьинвест».
— Да. И все.
— Который купил Потанин потом.
— Ну, потом, когда он уже был никому не нужен, неважно. Но там было адское лето. И меня в результате уволили из программы «Время», потому что я — але, вы меня что позвали? Журналистику возрождать. А не играть в ваши игры. И чума на оба ваши дома. Так они ухитрились сразу после выборов разосраться. Все. И тут вдруг — хоп! — 2000 год, выборы президента. А кого? Есть Примаков — Лужков и есть коммунисты. И больше никого нет. Потому что олигархи вместо того, чтобы делать некую страну: «Да — олигархический капитализм, все страны это проходили». Ну было бы 10 лет олигархического капитализма, потом бы все равно наступила демократия, никуда не денешься. Просто там какой-то Франции для этого нужно было 200 лет, а тут 10 хватит. Ну короче — они же не ожидали, что в 2000 году будут выборы. Хоба — а никого нет! И Березовский как раз придумал тогда «Единство», Путин и так далее.
И я тогда с Бадри приехал к нему в Тбилиси. Тогда он вообще сидел только в Грузии, потому что везде бы его арестовали, во всех остальных странах. И мы едем, я говорю: «Слушай, Бадри, а вообще, мне дико интересно — вы вынесли коммунистов. Взяли 11 олигархов, сошлись в единый кулак и вынесли все. Че ж вы дальше то, че ж там не поделено? У вас у всех было дофига. Ну хотел Гусь получить этот «Связьинвест» — ну отдайте ему этот «Связьинвест». Что за зарубы? Все же разосрались просто». И тогда Бадри мне сказал, я прямо не поверил своим ушам: «Да ты понимаешь, какое дело, если б сейчас — то да. Тогда вы нас называли олигархами, а мы были просто очень богатые кооператоры. И мы не врубались, мы не мыслили такими категориями». Я, когда услышал это от Бадри, я чуть не офигел. И сейчас никаких олигархов уже нет. Есть один олигарх — Владимир Владимирович Путин. Все.
комментарии
— Да. Никто из них не крутой, потому что они сдохли все. И мне это очень жалко. И я сейчас скажу, кого ты не называл — Бадри Патаркацишвили, был такой человек. Это прямо был ближайший. И там была история — я как раз был начальником программы «Время». Я говорю: «Вы че, охренели? Какой из меня начальник программы «Время»? Я не знаю, куда бетакам втыкать». «Да ладно, че ты — не Большой театр, не балет, не надо учиться 11 лет, иди и возглавляй программу «Время». Тем более, что сейчас спокойно — выиграл Ельцин, все нормально, олигархи сплотились, снесли коммунистов, ды-ды-ды. Все, спокойное лето. Задача была офигенная — научить журналистов журналистике, потому что они действительно сошли с ума на этих выборах. Мы же их заставляли там против коммунистов. Я пошел. Немедленно они разосрались как раз с Гусинским, Березовский из-за этого, АННЫ ДОРЕНКО
Олег Дерипаска
Михаил Прохоров
Алексей Миллер
Михаил Ходорковский
Михаил Горбачёв
Роман Абрамович
Михаил Фридман
Игорь Сечин
Алишер Усманов
Анатолий Чубайс
Владимир Путин
Юрий Мильнер
Герман Греф
Леонид Михельсон
Юрий Лужков
Алексей Мордашов
Александр Лебедев
Дмитрий Рыболовлев
Алексей Кудрин
Герман Хан
Елена Батурина
Сулейман Керимов
Владимир Жириновский
Михаил Касьянов
Александр Волошин
Борис Березовский
Виктор Вексельберг
Борис Немцов
Билл Гейтс
Виктор Черномырдин
Геннадий Тимченко
Владислав Сурков
Сергей Лавров
Владимир Евтушенков Александр Хлопонин Дмитрий Медведев Егор Гайдар Дмитрий Козак Михаил Гуцериев Андрей Мельниченко Вагит Алекперов Пётр Авен Леонид Федун Владимир Гусинский Владимир Лисин Искандар Махмудов Геннадий Зюганов Борис Ельцин Александр Мамут Виктор Рашников