Новости раздела

Тагир Ахмеров, «Покровские пекарни»: «Бизнес строится только на изменениях. Там, где изменения, там деньги»

Как за 3 месяца запустить 10 заведений с ежемесячной выручкой в 1 млн рублей

Тагир Ахмеров, «Покровские пекарни»: «Бизнес строится только на изменениях. Там, где изменения, там деньги»
Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru

Свой путь в бизнесе Тагир Ахмеров начинал с открытия магазина с CD-дисками. А опыт строительства небольших торговых центров вложил в большой проект жилого комплекса «Никольская усадьба» на 60 домов. В общепит же его привела любовь к кулинарии. Еще в детстве он с мамой готовил пирожки и продавал их. Сегодня он совладелец сети «Покровские пекарни» с 30 точками по Казани и основатель проекта Patir, с которым он намерен изменить отношения к шаурме. О высокой конкуренции на рынке пекарен, как он будет развиваться в дальнейшем, почему изменится культура потребления за счет роста миграционных потоков в России и как на этом можно заработать и еще о многом другом в интервью интернет-газете «Реальное время» рассказал Тагир Ахмеров.

«За один день поменялась потребительская модель»

— Более 10 лет назад вы вели девелоперский бизнес. Он сошел на нет в период кризиса 2007—2008 годов?

— Мы строили и продавали дома. Этот проект мне удалось закончить полностью, то есть мы все построили и все продали.

— На подступах кризиса что из себя представлял этот бизнес, сколько было выстроено домов в поселке «Никольские усадьбы»?

— Вся инфраструктура была создана и все работало. Всего было 60 домов, примерно 45—50 было продано, по остальным — проданы земельные участки.

— А почему вы решили свернуть проект?

— На том этапе для себя понял, что слишком дорогой чек, слишком высокие требования у покупателя. Несмотря на то что дом стоит, например, 10 млн рублей, требования покупателя неоправданно завышены даже для 10 миллионов. Человек платит 10 млн, а ожиданий, как будто заплатил все 20. Поэтому принял решение не заниматься этим.

— И это совпало с кризисом?

— Да, на тот момент спрос на загородное жилье рухнул вниз, так как фактически это перестало быть потребностью. Продается же то, что на самом деле необходимо человеку, за что он готов платить деньги. А тогда за один день рухнули акции компаний и вообще поменялась потребительская модель поведения. Фактически жизнь загородной недвижимости разбилась на «до» и «после». «До» были предпочтительны большие дома по 400—500 квадратных метров. А потом денег резко не стало и запросы изменились.

Если у человека при наличии квартиры не будет коттеджа, с ним ничего не случится, все будет хорошо. Это роскошь. Люди если и покупали, то дома по 80—120 «квадратов».

И еще не совсем верно сравнивать с текущей ситуацией. Сейчас рынок загородного жилья на подъеме, но люди живут не в организованных поселках и это не второе жилье, а единственное. Фактически это люди, выбравшие между покупкой квартиры и строительством коттеджа. Последнее обходится дешевле, поэтому деньги идут туда.

Сейчас рынок загородного жилья на подъеме, но люди живут не в организованных поселках и это не второе жилье, а единственное. Фактически это люди, выбравшие между покупкой квартиры и строительством коттеджа. Последнее обходится дешевле, поэтому деньги идут туда

«Дома практически я только готовлю»

— Как изначально вы пришли в строительный бизнес?

— Увидел земельный участок и пазл в моей голове сложился. До этого я строил здания, небольшие торговые центры в Казани. И лет пять у меня был свой магазин с CD-дисками. Так что у меня был опыт до «Никольской усадьбы», а после я ушел в общепит.

— До общепита, если не ошибаюсь, вы успели поработать на обувной фабрике «Спартак»?

— Да, я работал директором по продажам. Мне подчинялись все розничные продажи, структура развития компании и строительства новых магазинов.

— Можно сказать, что этот период был некой пересидкой и вы вынашивали идеи новых бизнесов и пришли в пекарню?

— Я так никогда не отношусь к своей жизни. Максимально выкладываюсь на всех своих фронтах работы. Я проработал там года полтора и весьма успешно. Потом там сменилась команда и кому-то стало, видимо, неинтересно, чтоб я там был. Но, в принципе, я благодарен этим людям, что им стало неинтересно (смеется). Иначе я бы не занялся своим бизнесом. Я благодарен тому периоду за опыт построения крупной компании, управления большим штатом сотрудников, организации действий во многих городах России. Тогда, по-моему, «Спартак» присутствовал порядка в 20 городах.

— Как после этого опыта и строительного бизнеса родилась идея с пекарнями?

— Во-первых, сам люблю готовить и дома практически я только готовлю. Я действительно увлечен этим. А вообще, первые предпосылки были уже давно. В детстве мы с мамой вместе пекли пирожки, эчпочмаки, сосиски в тесте и продавали их. Мои руки привыкли к выпечке. И я умею это делать. Так и принял решение работать на себя и заниматься тем, что мне действительно нравится. Поэтому для меня все логично.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
В детстве мы с мамой вместе пекли пирожки, эчпочмаки, сосиски в тесте и продавали их. Мои руки привыкли к выпечке. И я умею это делать. Так и принял решение работать на себя и заниматься тем, что мне действительно нравится

На запуск — 2,5 миллиона рублей

— Сколько потребовалось для запуска первой пекарни?

— Тогда рынок был свободен, деньги были немного другие, дороже стоили. Все обошлось порядка 2,5—3 млн рублей. Это были собственные средства.

— Сейчас что собой представляют «Покровские пекарни»?

— Всего порядка 30 пекарен. И они остались только в Казани.

— А где пришлось закрыть и почему?

— Пекарни — достаточно сложно управляемый бизнес. Поэтому мы сосредоточились на развитии в Казани и решили уйти из других регионов.

Мы закрылись в Челябинске, Йошкар-Оле, Тольятти, Москве. У каждого города своя причина.

— И сколько всего закрыли пекарен?

— Около 20.

— А какую выручку вы зафиксировали за прошлый год?

— Этот бизнес я веду с партнером и не буду озвучивать финансовые показатели, потому что учитываю и его интересы.

— Тогда давайте перейдем к рынку. Пекарни еще остаются мейнстримом?

— Пекарни за счет конкуренции создали рынок. Их не было вообще, а сейчас, по-моему, порядка 350 в Казани. Конкуренция сейчас очень высока в этом бизнесе. А останутся те, кто предлагает качественный продукт в проходимом месте. И те, кто будет меняться под потребительский спрос.

В целом тренд, скорее всего, будет угасать и переходить в другую плоскость — в стритфуд. Будет другой ассортимент, понятный для молодой аудитории, и более быстрый сервис. Сейчас самая главная валюта, чего бы это не касалось, — время и внимание человека. Почему пекарни стали популярны? Потому что не надо готовить дома.

А теперь уже даже нет времени поесть дома. Человек будет потреблять еду на ходу. Поэтому популярны сервисы доставки. За 20 минут по пути на работу заказываете пиццу, у вас нет времени даже сходить за ней. Поэтому и рестораны становятся не очень популярными, никто не готов тратить на обед час — полтора времени. Это только по каким-то определенным датам, праздникам. Рестораны становятся времяпрепровождением, а не просто местом для потребления еды. На первый план будут выходить компании, сети, готовые закрыть эту потребность человека.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
Теперь уже даже нет времени поесть дома. Человек будет потреблять еду на ходу. Поэтому популярны сервисы доставки. За 20 минут по пути на работу заказываете пиццу, у вас нет времени даже сходить за ней

«Мы хотим изменить отношение к шаурме»

— Ваш новый проект — Patir. Почему вы выбрали идею именно восточного фастфуда?

— Предполагаю, что миграционные потоки в Россию будут сильно увеличиваться. Фактически в будущем Россия будет активно принимать тех, которые со временем ассимилируются. И этот процесс уже идет на уровне госрешений. Ну а мигранты в свою очередь принесут свою культуру потребления, и это отразится на вкусах и предпочтениях местных жителей. Мы полюбим восточную еду.

— Что вы предлагаете в Patir?

— Горячие лепешки, шаурму, салаты, выпечку, морсы. Практически все наши пекарни оборудованы тандырами, для которых мы заказываем глину из Узбекистана.

— Здешняя не подходит?

— Там много секретов. Тандыр — это очень серьезная вещь, требует постоянного обслуживания, смазывания специальным маслом, посыпкой специальной солью. Это отдельный труд.

— Вы в Узбекистан ездили осваивать?

— Нет, пока не получалось, хочу туда съездить. Но специалиста мы приглашали сюда. И вообще мы хотим изменить отношение к шаурме. Изначально люди считали, что шаурма — это что-то непонятное, невысокого качества, с непредсказуемым вкусом. Мы делаем ее вкусной, понятной и со стабильным качеством. Мы меняем отношение к шаурме. И оказывается, в этом есть потребность. Ну а бизнес строится только на изменениях. Там, где изменения, там деньги.

Изначально люди считали, что шаурма — это что-то непонятное, невысокого качества, с непредсказуемым вкусом. Мы делаем ее вкусной, понятной и со стабильным качеством. Мы меняем отношение к шаурме

«Выручка одной точки от 1 млн рублей в месяц»

— А где для Patira закупаете продукты?

— У нас с поставщиками нет проблем. Я же 10 лет в этом бизнесе. А вообще, мы зациклены на качестве, проводим дегустации. Всю нашу линейку формируют покупатели. У нас есть специальные группы покупателей, которые постоянно участвуют в этих процессах. Пока они не скажут «да, окей», мы не выводим эти продукты на наши полки. Для того чтобы продукт стал понятным, мы закупаем все у проверенных производителей: мясо покупаем на фабрике «Юбилейной», халяль, соус Heinz, салат «Белая дача», а лаваш бренд Patir.

— Сколько сейчас точек насчитывает ваша сеть?

— В феврале была запущена первая точка, сейчас их 10.

— На 10 точек сколько у вас кухонь-фабрик?

— Две и там делают полуфабрикаты высокой степени готовности. На точках происходит только доготовка.

— Сколько требуется на открытие одной точки?

— От 1,5 млн рублей.

— Сколько зарабатывает одна точка?

— Выручка одной точки от 1 млн рублей в месяц, доход от 130 тыс. рублей в месяц.

— Какую выберете модель масштабирования?

— Мы будем делать франшизу. Мы видим в этом рычаг для развития нашего бизнеса.

— Сколько будет стоить франшиза?

— От 1,5 млн рублей.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
В Берлине в день потребляется 2 млн порций шаурмы. В Казани жителей столько нет!

«Европейский рынок более капиталоемкий»

— Ваши планы с выходом в Европу в силе?

— Конечно, у нас команда летала в Европу, и мы поняли, что этот рынок огромный. В Берлине в день потребляется 2 млн порций шаурмы. В Казани жителей столько нет!

— А вы хотите в Берлине открыть?

— Нет, мы хотим пока открыться в Испании и Италии. И эта работа идет параллельно, а экспансию в другие города России мы хотим начать, когда доведем в Казани количество точек до 30.

— Какие сроки для себя ставите по выходу в Европу?

— Мы в этом году докручиваем бизнес-процессы, подбираем ассортимент. Так что планы на Европу — на конец года. Мы поняли, что рынок позволяет туда зайти. Но пока мы здесь сосредоточены.

— Какие есть отличия по ведению бизнеса в Европе и в России?

Как-то более ценно люди в Европе относятся ко всему. И там соблюдаются правила, для них это не пустой звук. А в России проблема в том, что отношение к правилам, как к чему-то неважному, нужно еще заставить их выполнить. Там достаточно сказать, как надо. У нас же нужно еще потратить год, чтобы это внедрить.

Но, например, я считаю, что если убрать дикие штрафы за несоблюдение дорожного движения, то люди в Европе сразу станут менее культурными.

— В Европе бизнес открывать сложнее?

— Не сложнее. Дороже. Там есть стоимость каждого этапа. Есть понятие стоимости бизнеса в целом. И у нас есть, но оценка бизнеса проходит как-то кулуарно. Независимой и прозрачной оценки бизнеса, в особенности малого, в России практически нет. Там более явный деловой оборот стоимости бизнеса. С этой точки зрения открываться там даже проще. Европейский рынок более капиталоемкий. Но там есть инструменты, которые могут помочь получить дешевые кредиты или недорогие по отношению к нашим. У нас от 15 процентов годовых, а там от 2 процентов.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
Как-то более ценно люди в Европе относятся ко всему. И там соблюдаются правила, для них это не пустой звук. А в России проблема в том, что отношение к правилам как к чему-то не важному, нужно еще заставь их выполнить

«Рынок фастфуда будет только расти»

— С какими рисками вы сталкиваетесь по этому бизнесу?

— Риск в том, что у каждого региона России свои привычки потребления, и мы можем не угадать. Например, когда мы открыли пекарни в Йошкар-Оле, люди про губадию говорили: «О боже, это что?! Как это вообще есть: рис, изюм, какая-то коричневая штука».

Или, допустим, итальянцы не пьют никакое латте, капучино. Они считают это верхом невежества. Они пьют эспрессо. И там высокая культура потребления, даже по определенным часам. Например, вечером они пьют мокко.

Так что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И это важно даже в регионах России. Надо адаптироваться.

— В прошлом году рынок фастфуда в России вдвое замедлил рост. Что вы ощущаете по тенденциям текущего года?

— Я такой информацией не обладаю, но считаю, что рынок фастфуда будет только расти. Вот «Домино'с пицца» в России было 160, тогда как в одной только Турции — 450. Потенциал огромный.

Есть три основных направления: пицца, суши и продукты, связанные с мясом. Пиццу займут все мировые игроки. По суши тоже есть явные лидеры, в том числе и российские. А вот на рынке мяса и шаурмы я хочу стать серьезным игроком.

— У вас большие планы на Patire. Из бизнеса «Покровские пекарни» выходить не планируете?

— Нет, я «Покровские пекарни» развиваю не в меньшей степени. Это просто разные целевые аудитории. У меня в уме есть и третий, и четвертый проект. И это не говорит, что я откажусь от действующих проектов.

— Какой у вас сейчас штат, сколько человек работают в обоих бизнесах?

— Мне кажется, 250 человек в «Покровских пекарнях» и 100 человек в Patire.

Считаю, что рынок фастфуда будет только расти. Вот «Домино'с пицца» в России было 160, тогда как в одной только Турции — 450. Потенциал огромный

«Мы делали супер-дело, строили новую Россию»

— Лет 10 назад вы набирали несколько наборов слушателей Малой академии государственного управления при главном федеральном инспекторе Татарстана. Вас попросили принять участие в этом проекте?

— Я был директором академии порядка 7 или 8 лет. Это был абсолютно общественный проект (выдвижение из молодежной среды потенциальных лидеров и подготовка их через образовательно-практическую деятельность, — прим. ред.). И у меня максимально теплые чувства связанны с этим периодом. Была супер-команда. Ее создала Альбина Раисовна (тогда Альбина Идрисова занимала должность заместителя руководителя Региональной общественной приемной ППП РФ в ПФО по РТ, — прим. ред.). И мы делали супер-дело, строили новую Россию. Есть такая притча. Подходят к одному строителю, спрашивают, что делаешь, он отвечает, что кирпичи кладет, а второй, что храм строит. Вот мы строили храм.

А попал я в этот проект совершенно случайно, и получилось так, что пазлы сошлись. В этот момент учился на факультете международных отношений и там было обязательным пройти практику в госорганах власти. Я просто пошел в первую попавшуюся дверь, и она оказалась для меня открытой. Та команда открыла для меня дверь. У них была идея реализации проекта. Но потом поменялось руководство (главный федеральный инспектор по РТ Марсель Галимарданов покинул свой пост, потому что вошел в список депутатов Госдумы РФ 6-го созыва от Татарстана, — прим. ред.). У нового руководства было свое видение и команды не стало.

— Сейчас в каком виде вы участвуете в общественной жизни?

— Являюсь экспертом в Совете по предпринимательству при президенте РТ. Сейчас запущен проект с 15 районами РТ по повышению предпринимательской активности и улучшению делового климат. Выезжаем в районы, проводим стратегические сессии, формируем дорожные карты. Помогаем предпринимателям в районах добиваться новых высот.

— Зачем вам это?

— Потому что мне не все равно.

Фото: Максим Платонов / realnoevremya.ru
Я не обладаю политическими компетенциями, только предпринимательскими. Мы создаем, улучшаем климат предпринимательства, поднимаем деловую активность

— У вас есть какие-то политические амбиции?

— Я далек от политики. Помогаю строить Россию и готов отдавать свои компетенции, которыми обладаю. Я не обладаю политическими компетенциями, только предпринимательскими. Мы создаем, улучшаем климат предпринимательства, поднимаем деловую активность.

Я открыт для предпринимателей, готов принять их к себе на экскурсию, показать, как работают процессы, поделиться своими фишками, чтобы они могли это взять и применить у себя в районе.

— Ну а чем вы любите заниматься в свободное время?

— Люблю готовить, особенно стейки, и в свободное время я езжу по магазинам и рынкам для того, чтобы выбрать хорошее мясо. Еще активно занимаюсь спортом — в неделю пять раз. Единоборствами, йогой, плаванием, бегом.

Альсина Газизова, фото Максима Платонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Тагир Маратович Ахмеров родился 5 мая 1978 года в Казани. Окончил КГУ в 2000 году. Женат, растит двух дочерей. Совладелец сети «Покровские пекарни», 30 точек по Казани. Основатель проекта Patir, 10 точек в Казани.

БизнесОбщество

Новости партнеров