«Алдаровщина»: как царские чиновники планировали сократить численность башкир
Батыр Алдар Исекеев и его борьба. Часть 4

Уфимский историк, колумнист «Реального времени» Салават Хамидуллин продолжает свой рассказ о предводителе башкирского восстания Алдаре Исекееве. В сегодняшней колонке наш постоянный автор вновь возвращается к эпизодам жизни батыра, повлиявшего на ход истории России и Казахстана (см. ч. 1, 2, 3).
Период независимости
По окончании Прутского похода (1711), едва не стоившего жизни Петру I, П.М. Апраскин писал своему брату адмиралу Ф.М. Апраксину, пытаясь с его помощью обратить внимание правительства на башкир: «…милосердием божиим с салтаном турским у царского величества мир утвержден и о том радуемся (…). Ныне же в такое от босурман успокоение зело способно нам здесь з домашними злодеи, з башкирцы, управитца, которые неотложно в своей измене и бунтах стоят и непрестанные от них имеем опасности и разоренья…». К имеющимся у него войскам, насчитывавшим около 7 тысяч человек, он просил прислать с Украины еще два полка драгун и два полка солдат, чтобы «привесть их в прямое подданство и учинить данниками прямыми», ибо башкиры «пред всеми здешняго краю, пред калмыки и кубанцы, несравнительно богаты и живут много лет без всякого смирения и в местах обетованных, на многих тысячах верстах».
«Места обетованные» не одному ему кружили голову. Феномен мятежной Башкирии, отказывающейся признавать центральную власть, заставлял задумываться над решением башкирского вопроса многие умы тогдашней России. В 1725 году по «инструкции» генерал-майора В.И. Геннина в Башкирии под видом торговца побывал кунгурский бургомистр Юхнев, который должен был выведать примерную численность башкир, «которые могут воевать», их вооружение, материальное положение и т. д. В своем «Секретном уведомлении о башкирском деле» он предлагал следующий вариант: «…чтоб они впредь не бунтовали, надлежит их сколько можно вывесть в Русь и розделить, и от того в Руси людей умножитца и бусурманы примут христианскую веру и потому Башкиры (т. е. Башкирия, — прим. авт.) будут от них пусты и на такой доброй земле можно впредь русских поселить».
Русский дипломат, астраханский и казанский губернатор А.П. Волынский в 1730 году писал, что от башкир следует «осторожность иметь паче всякого внешнего неприятеля». Поэтому он полагал, что было бы «лутче, естьли б каким политическим способом их оттуды убавить хотя до половины...». Среди мер по сокращению численности башкир он предлагал стравить между собой с одной стороны башкир, а с другой, казахов и каракалпаков, наводнить Башкирию войсками и при этом полностью разоружить башкир. Однако, чтобы разоружить башкир или депортировать их, нужно было сначала привести их в состояние полной покорности, а это уже само по себе было довольно сложной задачей для правительства. Поэтому новая война в Башкирии, которая окончательно склонит чашу весов на ту или иную сторону, становилась неизбежной. Алдар-батыр, пожалуй, был единственным из башкирских лидеров, кто прекрасно осознавал эту фатальную неизбежность.
Русско-турецкая война 1710—1713 годов закончилась для Московского царства неудачно. Тем не менее было ясно, что турки уже не в состоянии разгромить русскую армию, а в глобальных геополитических расчетах Стамбула не было места для башкир и других мусульманских народностей, смотревших на Османскую империю как на свою метрополию. Турция была слишком далеко, чтобы Башкирия могла присоединиться к ней территориально или чтобы турецкие войска смогли дойти до Южного Урала. Несбыточность этих надежд наглядно показали неоднократные обращения башкир к османскому султану в ходе «Алдаровщины« и предыдущих восстаний, которые не имели реальных последствий, кроме султанских деклараций как халифа и повелителя правоверных о мусульманском единстве. Именно поэтому Алдар-батыр, оценив сложившуюся ситуацию, решил, что Башкирия сможет уйти в «свободное плавание» только через интеграцию со среднеазиатскими ханствами.
Главную ставку он делал на перспективного казахского султана Абулхаира, являвшегося в известной степени его учеником, прошедшим вместе с Алдар-батыром через огонь башкирского восстания 1704—1711 годов. Известно, что будущий хан Младшего жуза участвовал в сражении под Юрак-тау и был там ранен. Англичанин Джон Кэстль, лично встретившийся с Абулхаир-ханом в 1736 году, писал: «До того, как стать ханом, он был султаном, и все его дети имеют этот титул. Когда во время войны с джунгарскими калмыками им лично был взят в плен их предводитель Контайша и в последнюю войну [русских] против башкирского Алдара он очень отличился, то Малая орда избрала его ханом».
Репутация отважного воина, приобретенная молодым султаном в ходе алдаровщины, сыграла определяющую роль в избрании его ханом Младшего казахского жуза. По нашему мнению, башкирским ханом он был провозглашен в 1712—1714 годы, а казахским ханом он стал только в начале 20-х годов XVIII века. Но даже будучи султаном, Абулхаир обладал значительной военной силой, имея под рукой 20 000 воинов. Поэтому, опираясь на войско Абулхаира, Алдар-батыр решил организовывать нападения на русские форпосты у границ Башкирии и этими антиправительственными акциями вновь поднять башкир на борьбу за отделение от Московии. У Абулхаира он нашел то, чего ему так не хватало, — ханской власти, которую он собирался распространить и на башкир.

В 1715—1717 годах казахи и башкиры, ведомые Абулхаиром и Алдаром, совершили серию нападений на Закамскую засечную линию и даже взяли штурмом крепость Новошешминск. Однако затем были отбиты отрядом полковника Суяза. Русский историк XVIII века П.И. Рычков писал, что в 1717 году «один киргизский владелец, тысячах в 10, под закамский пригород Новошешминск подступал и, взяв оный, многое число людей в полон побрал, но оные добрым поступком полковника Суяза отбиты». Кем был этот «киргизский владелец», объяснил в 1735 году в своем «Рассуждении» начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов: «…известной новоподданной Абулхаир-хан был салтан, а ханом назван и призван бывшим бунтовщиком Алдаром для общего с ним воровства. И как за Камою от полку Суязова разбит, то, возвратившись, титуловал себя ханом, в чем бухарский хан утвердил по их обычаю данною ханскою печатью».
Тем временем в башкирском обществе окончательно возобладали примиренческие настроения. В 1719 году через дворянина Д. Молоствова, бывшего уфимского воеводу, который был командиром башкирского отряда во время Азовского похода 1696 года, башкиры обратились к правительству с предложением о восстановлении подданства. Причиной подобного решения, по мнению Б.А. Азнабаева, был внутренний конфликт в башкирском обществе, который возник на почве разногласий относительно судьбы «сходцев», то есть казанских татар (чувашей), оказавшихся в Башкирии еще в XVII веке и особенно во время «Алдаровщины». Припуская «сходцев» на условиях арендной платы или иных условий, башкиры-вотчинники приобретали в их лице зависимое крестьянское население, эксплуатация которого приносила немалую материальную выгоду. Однако последствия подобного приобретения выразились в сокращении свободных земель и угодий для нужд самих башкир. Если многоземельные башкиры Ногайской дороги были не прочь и в дальнейшем принимать к себе беглецов из Казанского уезда, то малоземельные башкиры Осинской и Казанской дорог требовали от соплеменников прекратить эту практику. Урегулировать внутренний конфликт могло лишь посредничество русских властей.
В то же время желание башкир вновь принять русское подданство могло диктоваться более фундаментальными причинами. Кочевые социумы XVIII веке (калмыки, казахи, каракалпаки, ногайцы, джунгары), окружавшие башкир, в их глазах уже не были столь привлекательными. А ведь именно к этим образцам суверенного существования за неимением иных примеров обращался лидер самостийников Алдар-батыр. В этой ситуации тяжелая и часто несправедливая длань русской монархии, основанная в значительной степени на рационально-легальном господстве, казалась башкирам меньшим злом, чем ханская власть, апеллировавшая к устаревшей традиции кочевого вождества и сакральности «золотого рода» Чингисидов. Кроме того, как замечает Б.А. Азнабаев, гипотетическое ханство могло разрушить структуру башкирского общества: «Любой хан начал бы свое правление с выстраивания иерархии родов, в которой оседлые башкиры-вотчинники неизбежно заняли подчиненное положение». Вероятно, поэтому большинство оседлых северо-западных башкир резко выступало против ханской идеи.
Переход под российский протекторат
В 1720 году в Башкирию приехал командир Рязанского драгунского полка, граф, полковник И.Г. Головкин, сын канцлера Г.И. Головкина, который занялся выводом беглых казанских татар (чувашей-мусульман), мишарей, чувашей-язычников, марийцев и других, а в 1722 году подданство башкир формально было возобновлено принесением шерти (присяги, — прим. ред.) от имени представителей всех четырех дорог. Алдар-батыр, ставший в некотором смысле парией для большей части соплеменников, был даже вынужден уйти из Башкирии. В 1721 году он появился в ставке Абулхаир-хана. Несмотря на нежелательное для него миролюбие, внезапно овладевшее казахским ханом под впечатлением поражений, понесенных от джунгар, а также хивинского похода 1717 года князя А. Бековича-Черкасского, башкирский лидер не оставлял надежд на помощь своего старого боевого товарища в борьбе с Россией. Как сообщали очевидцы, «приезжал к их киргиз-казацкому хану Уфинского уезду, Нагайской дороги, Бузерской (Бурзянской, — прим. авт.) волости башкирец Олдарка батырь с сыном своим и с товарыщи пять человек, назвався послом, и просил де он Алдарка у хана силы, чтоб со оными идти войною на русских людей…».
Алдар-батыр говорил Абулхаир-хану, что «де их братью башкирцов и киргис-казаков воевать будут русские люди, которое войско пришло ныне в Уфу, и чтоб ему Алдару к пребудущей весне он хан дал 7 000 войска и прислал к нему Алдару в Уфинской уезд, на Нагайскую дорогу, в Бурзенскую волость, с чем бы ему Алдару для разорения идти под его императорского величества городы». (Рапорт генерала Кропотова был процитирован в 1722 году, когда Петр уже стал императором). Хан обещал дать Алдару требуемое будущей весной, а также подарил ему «двести лисиц, полтораста волков, двести корсаков, шесть лошадей». После этого Алдар-батыр, по всей вероятности, отправился домой ждать прибытия союзников. Однако союзники так и не пришли. Тому причиной, вероятно, было стремительное наступление джунгар в 1723 году. Казахи были разбиты и массово бежали на север.
В следующем 1724 году Алдар-батыр вновь попытался поднять восстание в Башкирии, воспользовавшись новыми поводами для недовольства, которые исправно поставляла российская власть. В традиционном месте народных собраний на реке Берсувань близ Уфы он созвал съезд. С.М. Соловьев писал: «У башкирцев было собрание в Уфимском уезде, на озере Берсевен; приехал батырь Алдарко с 700 чел., приехал сын изменника Сеитка (имеется в виду казанский татарин Сеит Аднагулов, о котором в документах сообщается: «…Казанского уезду, деревни Челны беглой чювашенин вор Сеитка, который приходя воровски раззоряет украинные городы…», — прим. авт.), бежавший в 1707 году к киргизам, с ним приехало киргиз 500 чел.; собирались башкирцы и татары отовсюду на это озеро, хотели осадить Уфу, потому что на Уфе трое судей, а они требовали, чтоб оставлен был один, а двоих отдать им, прибыльщики им не надобны». Оказалось, что эти «трое судей» — уфимский воевода И. Шаховский, асессоры А. Лихачев и И. Тюменев — установили такой порядок, что любой башкир-челобитчик должен был давать взятку не кому-то одному, а каждому: «дал одному больше, надобно и другому дать то же, и таким образом между ними судьями несогласием дела наши волочили и скоро не решали…».

Однако, к 1728 году обстановка в Башкирии окончательно стабилизировалась. Под влиянием «увещательных грамот» башкиры решили воспользоваться своим древним правом непосредственного обращения к царю, узнав, что в Москве готовятся торжества по случаю коронации нового императора Петра II. В начале марта 1728 года челобитная о защите вотчинных прав и об учинении розыска по поводу притеснений, перенесенных ими от воевод и прочих чиновников, была доставлена башкиром Еланской волости Яркеем Янчуриным «с товарыщи» в Коллегию иностранных дел в Москву. В результате в конце июля 1728 года был подписан именной указ императора Петра II «Об отделении Уфимской провинции от Казанской губернии, о состоянии оной в особенном ведомстве Сената», в котором, в частности, говорилось: «Указали Мы, по челобитью присланных от вас выборных челобитчиков, башкирцов Яркея Янчурина с товарищи, в помянутую [Уфимскую] провинцию послать воеводу, Нашего бригадира Петра Бутурлина, и быть той провинции в особливом ведомстве Нашего Сената, и о всяких делах писать ему и требовать Нашего указа от того Сената, а Казанскому губернатору той провинции не ведать».
Таким образом, Уфимская провинция была выведена из ведомства Казани, а губернская реформа потерпела в Башкирии сокрушительный крах, поскольку она как особая территория была подчинена непосредственно Сенату. Новому воеводе предписывалось «башкирцам и прочим иноверцам никакого озлобления и обид и налог отнюдь никому никаких не чинить» и провозглашался возврат к отношениям между центральным правительством и Башкирией, существовавшим в эпоху Московского царства: «…и во всем поступать по данным вам от Предков Наших Великих Государей жалованным грамотам». Кроме того, башкиры добились традиционной привилегии непосредственного обращения к монарху: «А когда вы пожелаете для челобитья и всяких своих нужд ехать к Москве или в Сенат, тогда для проезду давать ему (воеводе, — прим. авт.) вам проезжия письма за своею рукою, а воспрещения в том вам не чинить». Взамен этого царь требовал следующее: «…того ради надлежит вам, видя Нашу Императорского Величества к себе милость, служить Нам верно, как деды и отцы ваши служили и положенный ясак платили и беглых русских, мордвы, чуваш и черемис и никаких народов людей, подданных Наших, не принимать и не держать».
Алдар-батыр и казахское подданство
В течение 20-х годов XVIII века Российская империя сумела взять под свой контроль все очаги нестабильности, которые сотрясали государство на протяжении многих лет. Некогда свободное Донское казачье войско в 1721 году было подчинено Военной коллегии. После смерти Аюки-хана в 1724 году Калмыцкое ханство стало управляться наместниками из числа его потомков, назначаемыми правительством. Мятежная Башкирия под названием Уфимской или Башкирской провинции к 1728 году полностью умиротворилась и перешла под ведомство Сената. Однако вооруженная борьба башкирского народа — «Алдаровщина» — помешала правительству включить край в систему губернского управления в качестве типовой территории. Башкирия не только восстановила статус-кво, заставив вернуться Российскую империю к модели взаимоотношений XVII века, но и добилась снижения фискального бремени. Поэтому решающая битва за Башкирию еще была впереди.
К 1730 годам мусульманские государства, располагавшиеся по периметру российских границ, уже не представляли серьезной опасности. Напротив, резко усилившаяся Россия сама стала представлять для них прямую и явную угрозу. В 1737 году на территорию Крымского полуострова вступила русская армия и нанесла ханству катастрофический разгром, после чего судьба этого последнего осколка империи Чингисхана была предрешена. Победа фельдмаршала Миниха над казавшейся незыблемой твердыней Гиреев должна была оставить неизгладимое впечатление на все мусульманские народы империи, привыкшие смотреть на Крым как на своего старшего брата и покровителя.
Судьба Казахского ханства определилась еще раньше. В 1723 году джунгарский хунтайджи Цэван-Рабдан заключил мир с маньчжурским (цинским) богдыханом Китая Юнчженом и, сосредоточив основные силы на западном направлении, нанес сокрушительное поражение казахам и каракалпакам. Казахи, отступая на северо-запад, заняли вотчины башкирских кланов Ногайской и Сибирской дорог, располагавшиеся по рекам Иргиз, Уил, Эмба, Илек, Орь, Уй, Тобол, Яик. И хотя затем Абулхаир-хан и другие предводители сумели оттеснить джунгаров обратно, они уже не собирались покидать занятые башкирские земли. Башкиры и яицкие казаки ответили на это серией набегов. И.В. Ерофеева пишет: «В условиях жесткой конфронтации с северными соседями пред казахами Младшего и Среднего жуза встала проблема официального закрепления за ними плодородных пастбищ по нижнему и среднему Яику, где открывался путь к заманчивым пастбищным угодьям по его правобережью и имелись большие возможности расширения связей с русскими рынками».
В этой ситуации у Абулхаир-хана окончательно созрела мысль принять русское подданство и тем самым решить сразу две проблемы — защитить себя от нашествий джунгар и узаконить явочным порядком захваченные башкирские земли. Д.А. Сафонов пришел к мысли, что «причина такого решения более чем понятна — он пытался обеспечить себе район, своеобразный страховочный вариант, куда смог бы отступить, если бы джунгары одержали верх». С высоты сегодняшнего дня можно с уверенностью сказать, что Абулхаир-хан своим дальновидным решением приобрел для будущего Казахстана огромные территорию, ныне входящие в Актюбинскую, Кустанайскую, Западно— и Северо-Казахстанские области.

Однако Абулхаир-хан действовал на свой страх и риск, не спрашивая согласия остальных казахских ханов, султанов и старшин. Для реализации своего плана он привлек своего старого товарища Алдар-батыра. Видя, что его вооруженная борьба с Россией окончательно зашла в тупик, он взялся помогать хану. Летом 1730 года он прибыл в ставку Абулхаира, находившуюся на реке Иргиз (на территории нынешней Актюбинской области), в бурзянских вотчинах, уступленных им хану. Неизвестно, о чем беседовали главные политические деятели и полководцы двух народов, однако 8 сентября 1730 года из-под их пера вышло письмо на имя императрицы Анны Иоанновны следующего содержания: «Наше заявление к Вашему величеству состоит в том, что с подданным Вам башкирским народом, который находится за Уралом, у нас близких отношений не было. Желая быть совершенно подвластным Вашему величеству, я посылаю своего посланника вместе с Вашим подданным Алдарбаем. Этот Алдарбай требовал посланника от нас к Вашему величеству, и поэтому, мы Абулхаир-хан, с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Малого жузов, все преклоняемся перед Вами, являемся Вашими слугами и все вместе с простым народом желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи, чтобы с подданным Вам башкирским народом, находящимся за Уралом, жить в согласии». Письмо было написано так, что вся ответственность за важнейшее решение в жизни казахского народа перекладывалось на Алдар-батыра, который якобы буквально заставил Абулхаир-хана принять русское подданство. Без сомнения, это было лукавством, имевшим целью отвести от Абулхаира ожидаемый гнев казахской знати.
Абулхаир-хан среди всех среднеазиатских правителей был наиболее «вестернизированным». Он много лет жил среди башкир Уфимского уезда, был знаком с административной системой России и не понаслышке знал о силе русской армии, с частями которой неоднократно скрещивал оружие в ходе башкирского восстания 1704—1711 годов. Вероятно, под впечатлением своих наблюдений он решил трансформировать казахское общество и, главное, географически сместить казахские жузы — Младший и Средний — поближе к границам Российской империи.
И.В. Ерофеева пишет: «Многочисленные размышления над этими проблемами постепенно привели хана к безрадостному выводу о значительном отставании казахских жузов в военно-техническом, институциональном, технологическом и прочих отношениях как от могущественного северного соседа, так и от некоторых других, менее крупных центральноазиатских государств». Переходя под протекторат Российской империи, Абулхаир-хан рассчитывал укрепить и централизовать ханскую власть в казахских жузах, причем «особенно благодатную почву для ассоциативных размышлений и разного рода умозаключений предоставил Абулхаиру исторический прецедент феноменального усиления личной власти и возвышения международного престижа калмыцкого Аюки-хана, находившегося под российским протекторатом…». Феномен «приволжского самодержца» убедил его в необходимости ускоренной модернизации властных отношений в казахской степи, чтобы стать «абсолютным монархом».
Взявшись за дело, башкирский батыр доставил казахских послов Сеиткула Куйдагулова и Кутлумбета Коштаева к уфимскому воеводе Бутурлину, а 1 августа 1730 года все они в сопровождении еще двух известных башкир Кара-Табынской волости Таймас-батыра Шаимова и Кидрас-тархана Муллакаева отправились в Москву. Императрица Анна Иоанновна подписала указы о принятии казахов в русское подданство и приказала снарядить ответное посольство к казахам, во главе которого был поставлен «переводчик ориентальных языков» татарский мурза Мамет Мамешевич Тевкелев (после крещения — Алексей Иванович). Русскому посольству, прибывшему 4 июля 1731 года в Уфу, Алдар-батыр сообщил, что Абулхаир-хан ждет их между реками Иргиз и Тургай. Русскую миссию сопровождали 10 солдат, 10 уфимских дворян, 10 казаков и более 100 знатных башкир — тарханов и князей — Ходжамыш Бекхужин, Уразай Абызанов, Кидрас Муллакаев, Шима Калтырчаков, Куджаш Рахмангулов, Ака Камакаев и другие. Таким образом, башкирская знать полностью поддержала предприятие Алдар-батыра.
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамак в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
Но есть вопросы и для дискуссии.
Что делает текст ещё интереснее.
===== Вот пример царской методы по сокращению их численности.
В то же время XIX-век принес резкое увеличение численности башкир: если в 1800-году насчитывалось около 160 тысяч башкир, то в 1897-году их число перевалило за один миллион.
Дело в том, что по закону 1832-года о перераспределении земель башкирам-вочинникам разрешалось иметь по 40 десятин земли на каждого члена семьи мужского пола, прицущенникам из военного сословия-по 30 десятин, людям гражданского сословия из татар, марийцев, чувашей и т. д. -по 15 десятин.
Записавшись в башкиры, можно было рассчитывать получить гораздо больший земельный надел. Поэтому немало представителей других народов края стали именоваться "башкирцами, в числе коих находятся мещеряки, вотяки, мордва, чуваши и черемисы"
(В. Н. Витевский).
======================
АфАнАреть!!!
После 1917 года, придуманный коммуняками с нуля от фонаря и от балды нарисованный стан, задолго до своего появления, а уже на чёта влиял?! )))
=====================
Автор, хотя бы смеха ради, нарисовал бы карту этой своей Башкирии.
Интересно было бы поглядеть.
Тем более, что само название придумали только после 1917 года. )))
Стал быть, на один квадратный километр вами заявленной площади приходилось один процент батырА, но зато с одним целым тапком.
======================
казаки обращались в правительство с просьбой "подтвердить" "владенную грамоту",..., в которой, якобы, были определены права на земли и воды, оспариваемые соседями яицких казаков – башкирами, калмыками, "самарскими жителями". Уральское казачество.
===
Так вот, никаких бумаг про эти, якобы, вотчины не видал никто.
Ибо на пустырь никаких прав ни у кого не было.
Пришёл, живи и отбивайся от халявщиков.
Вот казаки и сделали запрос на счёт вотчинных прав, а то батырА уже тогда норовили хапануть чужое под видом свои коренных прав, как представители местной флоры и фауны.
В чистом поле посади картошку. К сентябрю у тебя соседи её выкопают.)))
Казаки поселились на пустыре "между 1520 и 1550 годами", а соседи начали качать свои права только через 100-200 годов, это халявщики.
Мало кто где в те времена бегал, а казаки - народ оседлый, хозяйственный и мopды могут набить за свое барахлишко.
никаких станов даже в мыслях ни у кого не было, пока комуняки всю Российскую Империю в нац лапшу не порвали.
=============
Вы бы вначале припали к своим источникам.
Ибо у вас сначала был Башкурдистан, а не Башкирия.
Странно, правда, сами батырА называли стан Башкурди, а русским, по-вашему, якобы уже с 18 века, это всё, было известно как Башкирия?!)))
Само название БАШКИРИЯ в документообороте российской империи существовало все время присутствия на престоле династии романовых и в 17 веке, и в 18 веке и так далее.
Слово Башкирия (Башкир-эйа) на русский язык переводится - собственность Башкир.
Учи матчасть. В документе под грифом "секретно" от марта 17 дня 1775 года екатерина2 писала в Оренбург: "... винам его и тамошним в Башкирии обстоятельствам, ибо самое ...". РГАДА, фонд 6, дело 427, стр. 36 об.
Упоминаемый в статье документ от 1730 года, от имени генерал майора волынского имеет раздел под названием: "РеЭстръ Башкирскимъ волостямъ с описаниемъ по которымъ рекамъ оные и в какихъ местах, ..." - это и есть Башкирия по состоянию на 1730 год. Почитайте внимательно документ - будет вам и карта в руки.
Беда в том, что вы не знаете своей истории такой, какая она была на самом деле.
Согласно указам алексей михайловича романова от 21 июня 1672 года и 2 мая 1673 года "...о раздаче церкви и всяких чинов служилым людям для хлебного пополнения земель..." все сводилось к тому, что оккупированные земли делились между оккупантами. Первым эшелоном мародеров были казаки.
За такие разговорчики башкирам следовало бы собраться, да предъявить коллективный иск за нанесенный материальный и моральный ущерб, за упущенные наши возможности. Пусть платят за себя и своих предков.
Пришлые народы не в курсе, что было де-юро, что было де-факто. Вот бы и просветили неучей.
=============
Админ не пропускает ссылки ВАШИХ авторов, которые издали в стане книжки, из коих явствует, что на оседлое житие, эта публика, перешла только в начале 20 века.
А у вас по рассказкам, небось, уже и асфальт всюду в ваших волостях был проложен.
Ну хоть соврите что ли про то : что делали ваши кадры и чего ели, если они сразу же опухли с голоду, когда коммуняки изъяли хлеб у русских крестьян?
================
Ага, раз всё было сИкретно, то даже сами батырА об этом не знали и поэтому вначале назвали с нуля им нарисованный стан Башкурди.
Полистайте собственную история стана, чем сразу негодовать то.)))
=========================
Ясно дело, что транзитные бегуны-кочевники, в пыли степи носящиеся за стадами КРС, на ходу метили своими отложениями все территории, на которое теперь раскатали губёшки как на свои.
Все эти ваши кучки - только ваши и де-юре и де-факто, с этим никто даже и не спорит.
А на эту ничейную территорию, у вас тогда были такие же права как и у всех остальных.
Научись писать грамотно, для начала
Информирую:
1) Башкиры жили в постоянных местах жительства, которые называются kала.
2) Жилища в kала называются торлак.
3) Башкиры выезжали на дачный сезон на 2-3 месяца в самый жаркий период лета, который называется йәйләү.
4) Жилища дачного сезона называется тирмә.
5) После принятия документа генерал майора волынского 1730 года, упоминаемого в обсуждаемой статье, башкиры вели оборонительные войны на протяжение всего 18 века и пребывали не в кочевье, а в состоянии постоянной эвакуации детей из мест боевых действий.
6) Сохранились документы, как вылавливали спасенных детей и пытали для уточнения их национальности - башкиры подлежали истреблению.
7) Сравните Башкирию 1730 года с Башкирией 2019 года - у вас не хватит психического здоровья и мужества представить, что пережил мой народ.
Странно, правда, есть государство, которое называлось то ли Русь, то ли Рось, то ли Московское княжество, то ли Российская Империя, то ли РСФСР, то ли Российская Федерация = это как понимать?!
==========================
Действительно!!!
Никакой фантазии не хватает, чтобы сравнить воспалёно воображаемую вами Башкирию, которая не была ещё придумана, нарисована и в наличии до 1918 года, с нынешним абсурдным образованием уже разграбленным батырАми, которые, наверняка, замучились таскать и продавать ими краденное, а ранее казённое имущество.
Эти бедолаги надорвались физически и психически, сбывая не ими сделанное чужое барахлишко, постоянно кося под дурачков и прикидываясь идиотами.
==================================
Да таких секретов, нынче, уйму можно набрать.
Вот, например, такой же секрет.
Оказывается, когда чингис хан проезжал по территории нынешнего стана, дорогу ему перекрыла визжащая толпа диких-кочевников, которые гнали в пыли степи стада КРС, роняя по пути говно и навоз.
Несчастный чингис хан наглотавшись пыли, вони и оглохнув от визга, придя в себя, тут же передал оптом все эти земли русским казакам, для наведения порядка.
А все документы лежали в Казани, где их и сожгли вместе со всей историей батырОв при штурме города.
Вам про это татары расскажут с бесконечным удовольствием, пока вы их сами не остановите.)))
1) Башкиры жили в постоянных местах жительства,
==================
Админ, ну сам у него тогда спроси: чего делали и что ели в этих местах жительства, если тамошние жители тут же опухли с голоду, когда коммуняки изъяли хлеб у русских крестьян?
ОДИН процент от ОДНОГО батырА, а не от всей толпы.
Никакой фантазии не хватает, ..."
О-о-о-о-о... Я коллекционирую подобного рода комменты.
Будет что предъявить в упрек государству, в котором возможны подобного рода высказывания, чтобы уточнить: нацизм и апартеид только в вашей голове или это официальная политика государства?
Он аккурат всё по-написанному в комментарии и вытворял.)))
Голубчик, да вы не поняли ничего!
Завоеванные народы самостоятельно бежали в Башкирию за волей, свободой, от притеснений, от разорений, от насильственного крещения.
Геноцид/холокост не повод для ехидства
По духу, по стилю, по содержанию вы явно потомок тех кто проводил геноцид башкир.
===============
Может у вас есть карта того стана за независимость которого все и полегли?
Само же название стана, небось, существовало ещё во времена летающих львов?
====================
А вы по которым стенаете, которые воевали с белыми против красных, или которые уже на стороне красных воевали с белыми?
Время только сразу уточните.
Ибо эта публика несколько раз бегала от белых к красным и наоборот.
++++++++++++++
И когда-нибудь вы сможете сказать: я сражался в этот день у Гавгамел!..
За свободу! И во славу Греции! Александр (Alexander)
Для победы в Гражданской войне и Красная россия и Белая россия нуждались в Армии Республики Башкурдистан. Традиционно, во все времена побеждала та сторона за которую выступали башкирские воины. Республика Башкурдистан вела переговоры с обеими воюющими сторонами. Политику и дипломатию не могла отменить даже Октябрьская революция. Выбор был сделан.
А вас, господин хейтер, упрекать за то что ваши предки были за: белых?, красных?, монархистов?, большевиков?, анархистов?, уголовников-рецедивистов? За кого были ваши предки?
Не дождетесь. Башкиры не уйдут со своих исконных земель, завещанных нам нашим перво-предком Уралом.
... чтобы с ... подданным Вам башкирским народом...;просил де он Алдарка у ... хана силы, чтоб со оными идти войною на русских людей…»...
Салаүат мырҙа,
пожалуйста, опубликуйте фотокопии документов, на которые Вы ссылаетесь.
Нельзя делать уверенных выводов о подданстве башкир со ссылкой на сомнительные документы:
-письма представлены на башкирском языке? или это копии с копий в переводе на русский язык (Алдарка?, челобитная о защите? и проч.), которые по сути являются фейками империи, созданные в следующем, 19 веке? Типа письма Кучум-хана, которые хранятся в РГАДА, как сочинение 1801 года?!
Полагаю, следует провести анализ текстов на их подлинность. Например, Программа по истреблению башкир, хранящаяся, как документ 1730 года, можно принять на веру, потому что последующие 200 лет РИ строго соблюдала все пункты документа и пошагово их реализовывала, отбросила мой народ в эпоху палеолита.
Письма и документы якобы написанные от имени башкир можно принять на веру только в том случае, если они подлинные.
Если подлинников нет, а только переводы на русский язык в виде копий с копий - то это фейки.
Мои предки, а это шәжәрә в 31 колено, никогда не называли себя "татарами" или "тюрками". Мои предки называли себя народ Урала, который живет на земле Урала. Мы говорим на башкирском языке с древне-иранским произношением и придерживаемся древне-иранских традиций. А бумага, что же, стерпит все ради корысти одних для заблуждения других.
Расхожий политноним "татар" используется в русском государстве для обозначения завоеванных народов.
Я - Башкурт по крови, по самосознанию, по почитанию моих предков, и мне не нужны доказательства иного.
Я не читаю сочинителей "...(Б.Хамидуллин, Хакимов),...".
Научный подход и хотелки - разные вещи.
Мои предки, а это шәжәрә в 31 колено, никогда не называли себя "татарами" или "тюрками". Мои предки называли себя народ Урала, который живет на земле Урала. Мы говорим на башкирском языке с древне-иранским произношением и придерживаемся древне-иранских традиций. А бумага, что же, стерпит все ради корысти одних для заблуждения других.
.................................................................................................................................................................Понятно, значит всё голословно!Выборки и по ним сочинения?!
Конечно, несмотря , кого, когда и как называли , а там перечисляют практически все народы, которых якобы "обещали" не принимать, там и русские есть, которых правительственные войска уничтожали наравне со всеми непокорными, мрачное время , крепостное право ! Много народа полегло ото всех! Как называют , всеобщий "Холокост". Людей продавали , как скот и действительно , слава героям, которые до конца сопротивлялись неминуемому рабство, приближали свободу всем народам, даже тем, которые их пытались уничтожить!
"... стали называть себя «татарами»" принимаете безо вской критики и не требуете фотокопий? ..."
Мои предки, а это шәжәрә в 31 колено, никогда не называли себя "татарами" или "тюрками". Мои предки называли себя народ Урала, который живет на земле Урала. Мы говорим на башкирском языке с древне-иранским произношением и придерживаемся древне-иранских традиций. А бумага, что же, стерпит все ради корысти одних для заблуждения других.
.................................................................................................................................................................... "Охренеть!" Хамидуллин , перестань издеваться над башкирами!
Это наша общая беда и тяжелое наследие династии романовых: вы знаете сколько было написано указов с фразеологическим оборотом"запретить под страхом смерти..."? Государство, которое строит себя убийствами и грабежами в себя саму закладывает нищету, страх, смерть. Это наша общая беда.
Чепуха то, что написали вы и ваш Волков из Томска.
Мы, башкурты, не монголы и не все из нас тюрки. Язык наш и произношение древне-иранское, и корни моего народа древне-иранские. Империя сочиняла о нас небылицы чтобы не писать правду. Ложь повторенная многократно и с усердием вам кажется правдой, а правда кажется ложью. Но это ваши заблуждения.
Башкиры - объединение народов разных антропологических рас в единый этнос по признаку веры в заветы Урала.
А вы кто?
Ырыу. Башкирский народ делится на ырыу, как шотландцы на кланы, как вайнахи на тейпы. Ырыу.
Башкирия принималась РИ по названиям башкирских ырыу с землями, которыми мы владели. По состоянию 1730 года к документу Волынского прилагался "РеЭстр башкирским землям" с описанием владений 58 башкирских ырыу. Как результат программы по истреблению башкирского народа, состоящим из 18 пунктов записанным от имени Волынского, не все башкирские ырыу выжили в последующие 200 лет. И это не миф, а суровые реалии прошлых столетий.
И ничего тут издавать такую писанину, показывая его каким-то героем.
Если казахские источники говорят что их продали Москве то пусть возвращают обратно башкирам эти земли.
РИ была большая мастерица по созданию провокаций, подлогов, подтасовок и прочей грязи. В документах о продаже Алдар Исекеев только упоминается или эти документы написаны самим Алдаром Исекеевым? Документы в студию, пожалуйста.
Алдар - это кличка (читайте казахские сайты, это они так утверждают и ничего хорошего о нем там не пишут).
Он обманывал всех подряд. Обманом заставил сдаться Малый джуз, обманул Москву, обманул своих соплеменников.
Он до того был обманщиком, что люди даже не помнят, какой у него было настоящее имя. Все называли его просто Алдаром-Обманщиком.
Но, это не означает, что башкиры либо плохие, либо никакие. Это означает, что вам убедительно засорили мозг.
равнинной территории современных Дагестана , Чечни , Юго-востока Ставрополья.. Берсула (по арабски), которое армяне называли басилами , басилАсами , Баслос .Кавказские народы и персы это аланское
племя называли Берсилы (барсилы) . а также их называлим ДахсАС
Сами они себя называли БараджАСы или Барадж .
Барадж - это название дракона . Барадж-дракон являлся тотемом , военным знаком оберегом символом всех алан.Но себя называли Бараджом из всех аланских пленмен лишь барсилы
Бурджан- Борджан производное от Барадж. Барадж-ан (Бордж-ан) -страна
народа Барадж
Племя Берсула в 8,9 веках переселилось на Среднюю Волгу и вошло в Болгарскую конфедерацию.
Символ и тотем Берсулы(барсилов) стал государственным символом всей Волжской Болгарии.
Позднее он был символом Казанского царства , Казанской губерниии .Сейчас Барадж-дракон является символом столиццы Татарстана -Казани
И конечно бурзяне не имеют ни какого отношения к барсилам т.е бараджасам(борджанам )
Не генетически , не антропологически , не по культуре , ни по цивилизационному потенциалу .
Приямые потомки барсилов -- поволжские татары , а также кумыки, аварцы чеченцы
Вы хотите сказать, что волжские татары - вайнахи? Что за бред вы тут написали?
Ни с какими барсилами он не связан. А есть местный башкирский символ змея. Синоним аждаха.
Вот у Рычкова записано у башкир предание о змее (почти такое же как о барадже)
"На месте Уфы, задолго еще до покорения Казани, находился большой город, тянувшийся на 10 верст по правому берегу реки Белой (Ак-идель), до устья реки Уфы.
Последний владетель этого города ногайский хан Тюря-Бабату-Клюсов жил в нем только зимой, а летом кочевал. Но скоро хану житья не стало в городе: повадился в ханский город змей дракон и начал пожирать подданных хана, а после возымел аппетит и на семейство хана. Удалых батырей-витязей дракон побеждал и пожирал за один присест.
В страхе за свою семью и собственную жизнь, хан по добру по здорову перебрался из несчастного города на постоянное жительство на берег реки Демы."
Получается символ змея не связано ни с каким Причерноморьем, а имеет местное происхождение.
Они чистые татары. Язык у них чисто татарский, Шежере - написано на чисто татарском, внешний вид и образ жизни татарские. И жили они недалеко от Казани. Только в начале 15 века переселились на бассейн реки Дёма. Читайцте М.Ахметзянова "Татары которых называли юрматынцами".
Ваш комментарий - сплошное раздражение, неприязнь и дремучее невежество. Впечатление, что вы ничего не читали кроме сочинений красного карателя.
Из нас двоих узколобый националист вы. Вы не знаете своей истории. Вам не приемлема чужая история. Вам засорили мозг идеей величия и святости одних и дикости/отсталости других = вы шовинист.
Жест просвещения:
- фолк по английски и халк по башкирски на русский язык переводится - народ;
- хистори по английски и хистар по башкирски на русский язык переводится - воспоминания.
"... Приямые потомки барсилов -- поволжские татары , а также кумыки, аварцы чеченцы..."
Вы хотите сказать, что волжские татары - вайнахи? Что за бред вы тут написали?
Ответить
------------------------------------------------------------
Вы не понтимаете процесс этногенеза .
У Казанских татар есть аланский компонент в лице восточно-кавказских барсил и аскелов (сувасов ) .
У татар -мишар есть также аланский компонент в лице буртасов (мурдасов) .
У чеченцев есть аланский компоенент в лице скорее барсилов так как именно это аланск4ое племя там жило.
У чеченцев и поволжских татар есть общий редкий субклад R-S23592 который обнаружен у алан..
У чеченцев в основе местный ДоАланскпй генетический компонент и они в основе коренной народ Кавказа.
Но аланский компонент , пусть не такой большой - у них присутствует.
Вайнахи -не аланы , а потомки алан по одной линии
У татар аланского компонента больше ,Это подверждает наличие понтийского типа у Мусульман-казанлы и мишар-(40-45% и 60%)
Но и татары - это не аланы , а потомки алан.
Кроме аланского компонента у татар есть и другие компоненты
По этому волэские татары это волжские татары , не вайнахи.
Вайнах и татары имеют некоторое генетическое родство через алан.
Приведите данные антроплогических исследований башкир ..Понтийский тип у башкир есть лишь у 2-3 племен и то не более 5% .
Также нет упоминаий в средневековых письменных источниках ни одного
Аланского племени , которое жило бы в Башкирии
А вот в составе волжских болгар жили барсилы -аланы и аскелы- аланы (суасы) А это территория Татарстана . Также в Мещере родине мишар-жили буртасы-аланы .
Древнее искусство Татарии - Валеев Ф.Х
Автор: Валеев Ф.Х.
Другие авторы: Валеева-Сулейманова Г.Ф.
Издательство: Казань
Год издания: 1987
Волжская Булгария явилась КРАЙНИМ ВОСТОЧНЫМ рубежом распространения САЛТОВСКОЙ культуры, которая НЕ ИМЕЛА проявлений в культуре печенегов, кипчаков, башкир, чувашей, золотоордынских и других татар(сибирских, касимовских, крымских) имеющих ИНЫЕ этнокультурные истоки 4. Проявления этой культуры прослеживаются у туркмен , что связано, как и у волжских булгар, с Сармато-Аланским компонентом в их этносе. Отсюда и исходит имеющаяся определенная ОБЩНОСТЬ в художественной культуре и искусстве, этнографических чертах Поволжских Татар (особенно Заказанья) и Туркмен (племена иомутов, са-рыков, текинцев). Это проявляется в СХОДСТВЕ и РОДСТВЕННОСТИ многих форм украшений, орнаментальных комплексов5, в одежде, головных уборах и др. Традиции САЛТОВСКОЙ культуры Волжских Булгар
довольно устойчиво сохраняются в культуре Казанских Татар и послужили основой развития высоких достижений в области архитектуры, строительного дела и искусства.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Как утверждает известный искусствовед-археолог по болгарской культуре Валеев Ф.Х., лишь у Поволжских татар в культуре появляются салтовской культуры
Baradj (Барадж) - группа из Казани (Республика Татарстан, Россия), работающая в уникальном жанре. Команда позиционирует себя как Bulgar Folk Metal (Булгар фолк метал - татарский этнический метал), и в дополнение к этому они являются первопроходцами в жанре Post-Folk-Metal. Так сложилось, что на момент создания группы, среди татарских исполнителей не было метал команд и ребята из небольшого городка Елабуга решили исправить это недоразумение. Но назваться группой с приставкой Tatar Folk Metal им было мало. Они решили копнуть в глубь истории и в следствии чего появилась концепция булгар - древнее и очень спорное название татарского народа. Исторические рассказы и мифы булгар в процессе изучения все более и более захватывали умы еще совсем юных гитаристов Джонатана и Рустема, чему еще больше способствовали работы художника Булата Гильванова, благодаря кому собственно и появилось название группы. Группе нужен был сильный символ и уникальное название и им стал дракон с именем Барадж. Это крылатое существо смесь 3 животных - Змей, Барс и Сокол. Кого-то он охранял, а кто-то его боялся, да так сильно что названий Бараджу множество - Зилант, Виверна, Би Бэрэн, Бай Бэрэн, да даже Змей Горыныч вполне подходит по описанию, Барадж красуется на щитах викингов и на гербах европейских семей и народов. Весьма известный дракон как в восточном мире, так в западном. Взяв это название, ребята поняли, что их предназначение - это популяризация татарской культуры и истории, таким вот своеобразным методом. Так и началось творчество группы, идея стала толкать музыкантов вперед. (раннее творчество, 2004-2006) В 2004 году набирается первый состав группы из 6 человек. Это сессионные музыканты из дружественной команды Lunar Strain - Роман Давыденко (бас) и Айдар Галлямов
Г,М.Давлетшин
К домонгольскому периоду истории Волжских Болгар относятся Татарские легенды о борьбе с Драконами, страшными змеями , обитающими на местах , предназначенных ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА крупных и стольных ГОРОДОВ . С подобными легендами связано основание таких БУЛГАРСКИХ городов ДОмонгольской поры , как Казань , Чертово городище близ Елабуги , Джукектау близ Чистополя . Эти легенды достаточно точно скрупулезно и убедительно проанализированы в статье Халикова А. Х. Рассказы о множестве змей на Булгарской земле , также сравнение их их с толстыми стволамми деревьев и т.д.имеются в сочинениях восточных путешественников , особенно у Ибн Фадлана .Истоки подобных легенд уходят в далекие времена . В основе их лежит мысль о том ,что крупные , СТОЛЬНЫЕ ГОРОДА , имевшие важные значения в истории ПРЕДКОВ ТАТАРСКОГО народа ,якобы не могли возникнуть так просто , будучи построенными обычным путем
Г,М.Давлетшин
(продолжение )
В Татарских преданиях подобного рода Биляр и Булгар часто упоминаются рядом . Например в предании об озере Кабан говорится о том , что"на города Булгар и Буляр напали русские князья ", " города Булгар , Буляр , Кашан сожжены ", оставшиеся в живых жители Буляра и Булгара спрятались в лесах и т.д В рассказе об истории села Ямбакты повествуется о том , , что во времена Ямбакты бабай из городов Биляра , Булгара, Сувара пришли ученые шейхи "
О драматических событиях повествуют татарские предания , где говорится о борьбе волжских ,,булгар с иноземными захватчиками и о защите города Биляра . .Как подобает стольным городам , Биляр сражался до конца . А обороне столицы барсил участвовало население и других булгарских городов , таких как Кызылтау , Нукрат и др . Татарское предание "Основание города Иске Казан " гласит : "кровопиец Аксак Тимур (Тамерлан ) торжествовал в стране Булгар. Наряду с городом Булгаром ,он уничтожил население Сувара , Кызлар , Джукетау и др городов . После этого Аксак Тимур со своим войском направился к одному из населенных богатых и славных городов этого времени -Буляру"
В татарских преданиях в качестве защитников города нередко выступают девушки . В частности , в татарском предании " Сорок девушек " говорится: "После разгрома города Булгара Тамерланом девушки во главе с дочерью царя , переодевшись в военную одежду , направились в Биляр и встали на защиту города ..Когда пришел Хромой Тимур , они погибли , сражаясь с врагами . Девичье кладбище недалеко от Биляра -место погребения храбрых девушек . Общеизвестно татарское предание о вдове Билярского царя Джадашбека , которая хитростью и мудростью спасла своих сыновей от зверств Аксак Тимура
Почти во всех татарских преданиях о завоевании Биляра фигурирует Тамерлан . Однако такие предания уходят корнями в период монгольского нашествия , а факт присутствия в них имени Тимура является результатом более позднего изменения и переосмысления .
В татарских преданиях о Биляре ясно прослеживается связь времен и городов . В вышеуказанном предании о роде барадж(барсил ) , продолжение событий следующее :жена Билярского(барсилского ) царя со своими сыновьями Алтынбеком и Галимбеком уходят из Биляра на север и там основывают город Казань
Вы уверены, что Биляр был татарский город?
Почему Алтын бек и Галим бек назвали новый город "Казан"?
Каково происхождение слова Казан?
Спасибо.
Прямые потомки племени Барадж - башкирское племя Юрматы. Почитайте шежере Барадж и Юрматы - они одно и то же. И места проживания и кочевья - тоже одно. И керамика и тамги - это и есть башкиры племени Юрматы.Они ушли с тех мест после нашествия Тимура, который и дал двум племенам вверительныые и охранные грамоты Это башкирские племена Гайна и Юрматы.просто тупо найдите в поискоаике, то что я написал, и вы поймете. что это так и есть.А сказки пересказыть, особенно тем, у кого нет своей истории - это привычная тема...
Ответить
----------------------------------------------------------------------
Барадж это племя Берсула т.е Барсил, которое имело сввою столицу г Биляр (современный Алексеевский район РТ) .Биляар одновременно столица Волж.Болгарии . Город Биляр был огоромным городом и по терриитории и численности превосходил многие европейские города .
Там находилось множесттво ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ для того времени ремесленных производств, которые выпускали высококачественную продукцию как для внутреннего рынка , так и внешнего.
Однис словом барсилы были одновременно продвинутыми градостроителями , ремеслениками , и воинами. У барсил также развивались науки ..
Древнее искусство Татарии
Автор: Валеев Ф.Х.
В письменных источниках нет прямых указаний о характере социально-экономического строя Савир и Берсула, однако из тех же источников выявляется, что у них уже были свои тарханы, вельможи и беднота, т. е. имел место процесс классовой дифференциации, становления классового общества 31. Последнее обстоятельство приводит к раннему переходу на ОСЕДЛОСТЬ , развитию земледелия, РЕМЕСЛ, ТОРГОВЛИ , возникновению ГОРОДОВ (Чунгарс, Тарки, Хамзин, Семен-дер), выросших на базе феодальных замков. Этому процессу во многом способствовало влияние соседних народов, а также то, что через землю савир и берсула проходили основные караванные пути, связывающие юго-восточную Европу с Закавказьем, Ираном, Средней Азией.
Наряду с земледелием население царства, судя по письменным источникам, занималось также садоводством. Из сообщений Истархи и Мукаддаси видно, что, например, Семендер (Северный Дагестан), являвшийся большим городом, утопал в фруктовых садах и окружающих его виноградниках 32. В городе, наряду с войлочными юртами в которых население проводило летнее время), имели место глиноплетневые (турлучные), глиносаманные и, видимо, срубные жилые постройки с плоскими, двускатными, коническими и шатровыми покрытиями, аналогичными жилым строениям соседей. Естественно, что жилая архитектура отражала архитектурно-строительные достижения МЕСТНЫХ (кавказских ) народов. Имели место каменные жилые и оборонные строения, от которых, как уже отмечалось, сохранились следы к северу от г. Дербента. В письменных источниках приводятся интересные, хотя и отрывочные, данные о религии, формах семейных и общественных отношений савир и барсил, на чем мы остановимся позже. При устойчивом сохранении среди них язычества в их среду начинают проникать ислам, христианство и иудейская религия. Примечателен факт, что князь их одновременно исповедовал три религии: в пятницу он молился с мусульманами, в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами'
В 721—722 гг. в страну савир и барсил вторгаются арабы, которые разрушают и сжигают их поселения, города — Беленджер, Тарку
и др., убивают и уводят в плен их население 34. Поход арабов вызвало бегство значительного числа населения вверх по Волге на территорию будущей Волжской Булгарии. Так появляются здесь Берсула (Барсилы) и, видимо, несколько позже, после второго похода арабов (732 г.), ТЕ же Берсула, но уже под именем аль-БАРАДЖар, т. е. выходцев из города Бараджар (алъ — приставка, означающая из). Ко времени появления БАРАДЖар в Среднем Поволжье они уже были Исламистами 35. Однако на этом экспансия арабов не ограничивается. В 732 г. они нападают на проживавших на Северном Кавказе в бассейне верхнего течения р. Терека и Кубани других алан, часть которых — так называемых ясов (асов) — уходит в верховья Северского Донца, Оскола и Среднего Дона 36. Ко времени появления в этих районах аланы уже были народом со сложившимися традициями, обычаями, культурой. Здесь они смешиваются с болгарами, кочевавшими по Подонью и Приазовью.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Барсилы - это БАРАДЖары . Они к приходу в Волжскую Болгарию были Мусульманами . Вели уже оседлый обрах жизни , были градостроителями ремесленниками купцами, учеными .воинами .
Башкирские племена в отличии от барсил-бараджаров не имели городов, крепостей , не было у них серийного ремесленного производства , не было у них и курцов ......
Даже в 19 века башкры вели полукочевой образ жизни . Ислам башкирские племена приняли лишь в Золотой Орде ,хотя часть их могла принять Ислам черех болгар чуть ранее .
Как видим племя барсилы-барадж и башкирские племена не имеют ни какого сходства
Это повторяет заимствование арабами древне-иранских повествований о Синдбад-мореходе.
Волжская Булгария явилась КРАЙНИММ ВОСТОЧНЫМ РУБЕЖОМ распространения САЛТОВСКОЙ КУЛТЬТУРЫ , которая НЕ ИМЕЛА проявлений в культуре печенегов, кипчаков, башкир, чувашей, золотоордынских и других Татар(Крымских , Сибирских ,Касимовских ), имеющих ИНЫЕ этнокультурные ИСТОКИ . Проявления этой культуры прослеживаются у Туркмен , что связано, как и у Волжских Булгар, с Сармато-Аланским компонентом в их этносе. Отсюда и исходит имеющаяся определенная ОБЩНОСТЬ в художественной культуре и искусстве, этнографических чертах Казанских татар (особенно Заказанья) и потомков огузов-туркмен (племена иомутов, са-рыков, текинцев). Это проявляется в СХОДСТВЕ и РОДСТВЕННОСТИ многих форм украшений, орнаментальных комплексов, в одежде, головных уборах и др. Традиции Салтовской культуры Волжских Булгар
довольно устойчиво сохраняются в культуре Казанских Татар и послужили основой развития высоких достижений в области архитектуры, строительного дела и искусства.
Валеев Ф.Х. может и считал так. Но исследования генетиков говорят о близкородственности северных и восточных башкир с мишарями, с населением Востока РТ, туркменами, иранцами. Почитайте того же Владимира Волкова из Томска, упомянутого выше.
Ответить
------------------------------------------------------------------------
Ни какого родства башкир с иранцами и мишарями тем более --нет
Не нужно лгать . Башкиры родичи казахам , киргизам , хакасам ,щорцам , уграм чувашам , ногаям ..
Дайте ссылку на генетические иследования , где подверждается ваша концепция о родстве мишар и иранцев - с восточными башкирами ..Но такого исследования --НЕТ ..так ваша концепция - ЛОЖЬ !
Напиши Владимиру Волкову из Томска, генетику. Это его исследования. Попробуй на него ПООРАТЬ)))
Башкиры, та часть, которые кыпсаки, родичи казахам только в той ее части, которые называют себя кыпшак.
Еще раз:
Башкиры - объединение народов разных антропологических рас в единый этнос по признаку веры в заветы Урала.
Какие из башкирских ырыу вы хотите связать родством с теми или иными народами?
А еще узбекам, туркменам, татарам, азербайджанцам, гагаузам, туркам, карачаевцам, балкарам, кумыкам, якутам, тувинцам и так далее ;)))
Да. Народ Урала, зародившись на земле Урала, разрастаясь числом, раздвигая границы распространялся по земле и принимал участие в формировании других народов.
Анонимно 03 мая
Какие ещё буртасы в Мещере? Мещера это и есть земля мордвы.
Ответить
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
как вы всем надоели , невежды и тугодумы
Читай :
Упоминание термина «буртас» в актовых документах XVII века мещерских уездов
(Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей.
Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что буртасы – это синоним
понятию посопные татары. Вследствие чего, в названии буртасы часто прослеживают
некую преемственность между домонгольским народом буртас1 и представителями
татарского населения, являющимися посопными (ясачными) татарами.
В писцовой книге «татарским и буртасским и мордовским
вотчинам бортным ухожаям» отмечены ещё деревни посопных татар-буртас, например, д.
Сары Бахтина Лашинского беляка4
, д. Янышево5
. Эта книга писалась со слов выборных
людей, примечательно, что выборным от посопных татар д. Ногаевой являлся Бибарс
мурза князь Еналеев сын Шугуров, в Верхалатырском стане выборным представителем
был посопный татарин -буртас Урай Байгишев.
Любопытным выглядят сообщения о наличии среди владельцев вотчин в
Алатырском уезде Буртасов Свияжского уезда: «Свияжского уезду Буртасы , камбянские Татаровя»
Что говорит о более широкой географии применения термина буртас.
Народ, живший в 8-14 вв. в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших территорию Пензенского края. Первое упоминание у арабского энциклопедиста Аль-Калби в конце 8 в. Наиболее полная информация содержится в труде персидского автора 10 в. Ибн-Руста. В совокупности по письменным источникам, буртасы – это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в 8 в. Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их требованию до 10 тыс. всадников, а затем в 11 в. вошли в состав Волжской Булгарии, где и потеряли свое имя. Земля буртасов лежала между хазарами и булгарами и занимала территорию в 15-17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От буртасов до хазар шла степь с благоустроенными дорогами. К буртасам можно было попасть как по суше, так и по рр. Волге и Суре. Между буртасами и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял торговый путь. В 9-10 вв. буртасы постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли буртасами старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди буртасов был распространен обычай кровной мести, а девушки сами выбирали себе женихов. Буртасы занимались скотоводством и земледелием, разводили крупный рогатый скот, а также имели верблюдов и лошадей. Главным богатством у буртасов считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в деревянных домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Обычно буртасов делят на два разряда по погребальному обряду. Одни из них сжигали своих покойников, другие хоронили. По этнокультурному определению буртасов в результате двухсотлетнего изучения сложилось множество точек зрения, которые можно объединить в три основные: тюрская, аланская и мордовская (наименее распространенная). Наиболее распространенной является тюрская. Буртасов относят к предкам чувашей, татар-мишарей, башкир и по-разному представляют процесс превращения буртасов в эти народы.
С 10 в. буртасы расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя оттуда мордву-мокшу, в основном вдоль торгового трансевропейского сухопутного пути из Бургара в Киев. На месте одной из остановок возник г. Буртас, впоследствии, столица Буртасского княжества, в составе Волжской Булгарии. Именно в это время (конец 10 – начало 11 вв.) исчезает имя буртасов и начинаются их активная булгаризация. В то же время буртасы привнесли много своих традиционных черт в общебулгарские технологии.
В начале 12 в. часть буртасов расселяется в Верхнем Примокшанье, где вступает в тесные контакты с Древней Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о мордовских князьях Пуреше и Пургасе, один из которых был сторонником Руси, а другой – Волжской Булгарии. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии (1236) буртасы вновь обрели свое имя, но в 1237 г. она сами были уничтожены войском Батыя.
В русских источниках буртасов называют как один из народов Золотой Орды. Часть буртасов переселилась в Среднее Посурье. В русских летописях отмечается, что буртасы принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая. После развала Золотой Орды буртасы, жившие в Примокшанье, попали в зависимость от России, а буртасы на Суре вошли в состав Казанского ханства. После присоединения Поволжья к России они упоминаются в писцовых книгах и актах начиная с 17 в., но уже как буртасы – посопные татары. Селения их локализуются преимущественно в среднем течении р. Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке, где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отдельные поселения буртасов встречаются по всему Среднему Поволжью, свидетельством чему может служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов сосредоточено в южной половине Мордовии и северной части Пензенской области. Буртасы являются предками татар-мишарей, в том числе и проживающих на территории Пензенского края.
Литература:
Белорыбкин Г.Н. Буртасы / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 75-76.
... сыновьями Алтынбеком и Галимбеком уходят из Биляра на север и там основывают город Казань...
Вы уверены, что Биляр был татарский город?
Почему Алтын бек и Галим бек назвали новый город "Казан"?
Каково происхождение слова Казан?
Спасибо.
Ответить
----------------------------------------------
Биляр был столицей Барсилов .Самый крупный город в Волж Болгарии . Именно выходцы оттуда основали Казань .
В чувашском название Казани - вполне самобытное - Хусан [Хуʒан], в то время как общетюркскому казан соответствует чувашское хуран. Получается, что татарское Казан=казан - позднее переосмысление через перенятый болгарами кипчакский язык местного булгарского *Хазанг (нг сохраняется в финно-угорских названиях города).
Поскольку и на чувашско-булгарской почве это имя НЕ этимологизируется, автор обращается к смежным языкам и толкует его на Буртасско-Аланской почве, сравнивая с осетинским хадзонæг "кривая", "крючок" (ср. перс. kaj "кривой"). Таким образом, по автору название Казани означало "излучина" - место, где Волга и Кама при впадении изгибаются на юг.
Единственная неточность автора - он вместо барсил-алан , которое дали имя Казани , у него фигурируют буртасы-аланы . Дело в том что буртасы жили далеко от Казани и это город не мог быть под контролем .
Правильно будет: У Казани , еще до впадения в нее Камы , Волга резко под 90 градусов поворачивает на юг.
Это и есть Хадзанг-крюк
Казань времени Волжской Волгарии и Казанскгого ханства располагалась НА ХОЛМЕ , а не в ЯМЕ ....
По этому слово КАЗАН в смысле "котел" абсолютно НЕ ПОХОДИТ в качестве названия Казани ..
Правоподобно -ХАДЗАНГ т.к -Волга напрминает у Казани форму крюка
Марийцы и удмурты называют Казань до сих пор -- ХазаНГ.
анализируя комментарии той части Ваших читателей, которые проявляют к моему народу - башкирам - агрессивную злобу, нарочитую неприязнь, раздражение и глубочайшее невежество к собственной и нашей истории, следует, видимо, рассказать о башкирских промышленниках, профессорах которые в 18 веке обеспечили развитие российской промышленности на Урале. И о том, как большевики, сразу после голодомора 1920-1922 годов сочиняя башкирский литературный язык специальным постановлением изъяли древние исконные башкирские слова и заменили их на руссизмы: "промышленность", "производство", "технологии" и т.д., список длинный - это была политика понижения социального статуса моего народа, потому что нет подобных слов, значит не было и этих социальных явлений в башкирском обществе.
Впрочем, в одном из указов первой половины 18 века значилось, что пришлые народы в Башкирии привечать, во всем потакать, всегда помогать, а башкир называть ворами и бандитами, всегда притеснять, во всем понукать и все нужды пришлых решать за счет башкир не дезавуирован по сей день и доказательство тому - неприязненные отзывы о моем народе.
Хоҙай Вам в помощь.