«Алдаровщина»: как башкирский «святой султан» устроил военный джихад на Кавказе
Батыр Алдар Исекеев и его борьба. Часть 2
Уфимский историк Салават Хамидуллин продолжает рассказывать о предводителе башкирского восстания Алдаре Исекееве. В сегодняшней колонке наш постоянный автор подробнее останавливается на эпизодах жизни батыра, повлиявшего на ход истории России и Казахстана.
«Реконкиста», или Казанский поход
Вопреки угрозе Ибрагим-хана «Уфинский город взять и уездные деревни вырубить», Уфа в течение «алдаровщины» штурмам не подвергалась, хотя была блокирована со всех сторон. Между Алдар-батыром и уфимцами на протяжении всей «алдаровщины» сохранялся нейтралитет, основанный на негласном противостоянии Казани. Дело в том, что готовившаяся Петром I губернская реформа грозила подчинением гигантского Уфимского уезда, объединявшего всю Башкирию от Волги до Тобола, казанскому губернатору. Мечтавший об этой должности воевода Н. Кудрявцев, заранее начал расставлять на самые доходные места близких себе казанских дворян. Например, Лев Аристов по протекции Меншикова был назначен уфимским воеводой.
Уфимские дворяне были возмущены вторжением ненасытных казанцев, забиравших лучшие откупы, вотчины и поместья. Поэтому во время сражения при Юрак-тау группа уфимских дворян и стрельцов — Дмитрий Сюзьмин, Максим Аничков, Осип Лопатин, Василий Гладышев, сотник Петр Шапошников и иноземец Алексей Жуков — перебежали на сторону башкир, чтобы помочь им побить «казанских». Много лет спустя по поводу этой «измены» было даже возбуждено Сенатское расследование. Таким образом, в движении башкир обозначился еще и чисто регионалистский аспект.
Оставив в тылу Уфу, башкирские отряды двинулись к границам Казанского уезда. Стратегический план Алдар-батыра заключался в том, чтобы «возмутить», то есть взбунтовать, все мусульманское население Поволжья, захватить Казань и восстановить на территории Южного Урала, Среднего Поволжья и Западной Сибири чингизидское ханство во главе с представителем династии Шибанидов-Кучумовичей султаном Ибрагимом, который уже был провозглашен ханом Башкирии.
Татарин Булак Акбулатов показывал: «…а откуды он Салтан и какой, того де он не ведает, только де батыри и все башкирцы за святого его почитают и воздают ему честь. Батыри и лутчие башкирцы целуют ево в полу, а иным целовать не дают (…). И положили Салтан-Хозя (ходжа или суфийский шейх, — прим. авт.) з башкирцы, чтоб им ворам башкирцам и Казанского уезду татарам русских людей всех прирубить и всех уездов иноверцов возмутить и к воровству своему соединить, и иттить под Казань всеми людьми. И взяв де Казань тому вору Салтан-Хозе быть в Казани, а как де возьмут Казань всеми их воровскими людьми иттить под Москву и везде русских людей рубить, чтоб нигде христиан не было, а были б все бусурманы, и чтоб завладеть всем».
Русский историк Д.А. Корсаков, пожалуй, единственный из дореволюционных авторов, при довольно поверхностном знакомстве с архивными документами, касающимися башкирского восстания 1704—1711 годов, дал ему правильную оценку: «К половине 1706 года Шереметеву удалось прекратить возмущение в Астрахани (…); но не так скоро прекращено было волнение среди башкир. В течение 1706 и 1707 годах оно разгоралось все сильнее и сильнее, выразившись в попытке основать независимое башкирское ханство». В советской историографии схожую мысль высказал А. Чулошников, писавший, что лозунг башкирского восстания сводился «к образованию на территории Башкирии особого мусульманского ханства в вассальной зависимости от Крыма или Турции».
Основное направление удара башкирских отрядов ожидаемо пришлось на пригороды Закамской засечной линии. В этом районе находились крупные силы войск, которые оказались бессильными перед противником. 1 января 1708 года в Казань пришло известие: «…воры башкирцы пригород Заинск выжгли и людей порубили и идут большим собранием и под Новошешминск». Ожесточенные сражения разгорелись под стенами других пригородов Закамской засечной линии — Билярска, Сергиевска, Мензелинска. Отправленный для деблокирования осажденной Елабуги драгунский полк В. Шереметева возле села Мамадыш столкнулся с башкирами и после произошедшего сражения был разбит. Как показывал пленный татарин Урмет Бимяков, «с Володимером де Петровичем [Шереметевым] в селе Мамадышах был бой у Кусюмовых людей у Куразмана Уразова, а с ним де было башкирцов 1 700 человек».
Н.А. Кудрявцев писал царю: «У господина полковника Шереметева от Казани, как он шол к Елабуге, был бой, и драгуны ево, пишет, не устояли». Если прежде воинственный казанский воевода упрекал фельдмаршала Б.П. Шереметева за мягкое отношение к башкирам, то теперь его настроение резко изменилось: «Всемилостивейший государь! Доношу твоему царскому величеству. Воров башкирцов в Казанском уезде умножилось и татар мало не все пристали. Русские села и деревни и святые церкви пожгли многие, и людей мужеска полу и женска и малых младенцов побили множество. И проливают христианскую кровь яко воду, сущим окрест нас, а иных женска полу берут в полон. И от Казани уже в дальних верстах во 60 и в 40 и в 30 то чинят (…). Помилуй государь не предаждь таким ворам злоязычникам до конца нас погубить».
В начале февраля 1708 года к осажденной Елабуге был отправлен последний резерв — четыре полка пехоты под командованием бригадира А. Дмитриева-Мамонова и стольника Ф. Есипова. Однако они были атакованы башкирами на марше. Понеся значительные потери, они остановились близ села Баландыш, где «укрепясь городьбою и болварками, пяди вон не выходили». Они простояли «в осаде» с 19 по 29 февраля. Захваченные в плен «языки» говорили о 30 тысячах повстанцев, вторгшихся в Казанский уезд. Однако по мере утоления жажды мести и под тяжестью награбленного многие главы башкирских кланов поворачивали обратно. Например, башкир Булярской волости из аула Зилан (ныне с. Зиланово Актанышского р-на РТ) Москов Уразаев разорил окрестности Сарапула, Уржума, сжег с. Вятские Поляны, а затем повернул обратно и «пошел в Уфинской уезд, потому что де животов набрался». Другие командиры поступали аналогично. Алдар не мог воспрепятствовать оттоку сил, поскольку не был властен над главами других кланов. В итоге в его распоряжении осталось лишь около 4,5 тысячи башкир. Вождь восстания на практике столкнулся с проблемой отсутствия сильной власти, способной заставить всех башкир подчиняться единому центру принятия решений. Его проект по восстановлению ханства с центром в Казани рушился на глазах, ибо с несколькими тысячами воинов невозможно было осуществить этот грандиозный план.
Тем временем в Казань прибыл боярин П.И. Хованский и сразу же предложил повстанцам вступить в переговоры. С ним было более 10 тысяч войска, и это обстоятельство заставило башкирских предводителей прислушаться к его предложениям. Стороны договорились о следующем: башкиры выпускают из окружения бригаду А. Дмитриева-Мамонова и очищают Казанский уезд, а П.И. Хованский обязуется донести до царя требование башкир о наказании комиссара А. Сергеева, воевод Н. Кудрявцева, Л. Аристова и других, а также не вступать на территорию Уфимского уезда, оставаясь на правом берегу Камы в Елабуге. Последствия «алдаровщины» были катастрофическими. Русский историк С.М. Соловьев писал: «Апраксин прислал при этом ведомость, чего восточной Украйне стоил Башкирский бунт: всего в Казанском и Уфимском уездах пожжено и разорено было сел и деревень 303; людей погибло и в плен отведено 12 705 человек». «И полон русской, которой брали, слышно, государь, многой продали сибирским каракалпакам да в Хиву», — сообщал Н. Кудрявцев царю.
«Святой султан»
Выше упоминалось, что из Джунгарии были привезены два Кучумовича — Мурат и Ибрагим. Последний был провозглашен ханом Башкирии, и в качестве такового он участвовал в Казанском походе башкир. Что касается султана Мурата, то ему была уготована иная роль: «И они башкирцы, приняв ево Мурата себе в салтаны, советовали, чтоб ему Мурату взяв лутчих людей человек с 50 ехать в Крым, чтоб крымской хан за вышеписанные обиды и разоренье от русских прибыльщиков принял их к себе под владенье». Речь шла о том, чтобы крымский хан принял башкир в свое подданство и оказал военную помощь в готовящемся восстании. В 1705 году Мурат и его спутники отправились на Кубань, где их с почетом встретили предводители едисанских ногайцев Уба-ага и Аллагу-Бату-мурза, узнав, что «он ханов сын, и от них выбран он от башкирцов в салтаны, и едет к крымскому хану». Мало того, ага и мурза сказали, что «будет де хан в том откажет, и они с ним на выручку к башкирцам пойдут». Причиной столь неожиданно быстро возникшей привязанности к Мураду и готовности следовать за ним даже в Башкирию был окружавший султана ореол «святости». По всей видимости, он был суфийским шейхом, так как легенды о «святом султане» Мурате долгое время сохранялись не только среди ногайцев, но и донских казаков.
Дав Мурату рекомендательное письмо и двух провожатых, «кубанцы» отправили их дальше в Крым. По прочтении письма крымский хан Гази-Гирей III (1704—1707) сказал, что «о приеме ево и башкирцов указу учинить не смеет, для того что живет под властию салтана турецкого, потому что у салтана турецкого и у него хана с царским величеством учинен мир». Поэтому, дав Мурату «к салтану турецкому лист и то башкирское письмо» с просьбой о принятии в крымско-турецкое подданство, Гази-Гирей III отправил башкирских послов в Стамбул. «И приехал он Мурат в Царьград, и посыльщик ханов в Царьграде объявил о нем визирю Махмету». Через неделю визирь принял Мурата, но высказался в том же духе, что и крымский хан, что «принять и на выручку войска послать для приему башкирцов невозможно, для того что у салтана турецкого и у крымского хана с царем московским учинен мир». Поэтому визирь предложил башкирам самим переселиться в Крым, и тогда «салтан де хану крымскому принять их велит и место даст». Выдав Мурату жалование в 320 левков, визирь приказал посадить послов «за крепкий караул».
Дальнейшие события походили на приключенческий роман: «И он де Амурат из-за караула написал своею рукою к самому салтану турецкому челобитную, зачем он прислан и что ево визирь отправил не объявя ему, и с тою челобитною послал из-за караулу башкирца своего, велел купя платье турецкое тое челобитную подать самому салтану; и тот де башкирец ту его челобитную самому салтану на пути подал». То есть переодетый башкир сумел вручить челобитную султану во время его выхода в город. Лишь после этого послы Урала сумели пробиться на аудиенцию к султану. Ахмед III (1703—1730), выслушав их, вынес очень противоречивое решение: он велел крымскому хану принять башкир в свое подданство и дать им войско, но при условии, что они не будут чинить «разорения каково и людем обид не будет, потому что де турецкий салтан с царем русским учинил крепкий мир». После этого он дал Мурату халат, 2 000 левков и отправил обратно в Крым.
Интересно, что русский посол в Османской империи П.А. Толстой сразу же заметил появление башкирских представителей. Рассказывая о событиях 1706 года, историк С.М. Соловьев писал: «Толстой дал знать, что приехал от Крымского хана мурза Алей («посыльщик ханов», — прим. авт.); с ним хан писал к Порте, что татары (читай: башкиры, — прим. авт.), живущие в русских областях, прислали к хану одного султанского сына и трех черных татар, и писал, что хотят из царского подданства выйти все и переселиться в Крым, потому что в России обижают их в вере, берут с них много денег, и свадеб своих не могут они отправлять без русских попов; чтоб крымский хан прислал к ним на помощь войско, и они, с женами и детьми, выйти из Российского государства в Крым могут. Хан просил у Порты позволения дать требуемую помощь; визирь созвал совет, на котором муфти говорил, что по их закону надобно принять татар».
Абсурдность решения султана Ахмеда III была очевидной. Как можно было послать крымское войско в Башкирию, не нарушив при этом мира с русским царем? Поэтому крымский хан, продержав у себя Мурата и его спутников около 2 месяцев, дал им подводы и отправил обратно на Кубань. Оттуда Мурат отправил нескольких своих спутников, в том числе лидера будущего башкирского восстания Кильмяка-абыза Нурушева, на родину, вручив им грамоту султана Ахмеда III. Их возвращение в Башкирию породило слухи о прибытии с Кубани некоего хана или султана, тогда как на самом деле Мурат оставался на Кавказе. С Кубани он и его спутники ушли в Чечню, где находились всю зиму 1706—1707 годов. За это время слава о «святом султане» разошлась по всему Восточному Кавказу, многие народности которого признали его своим духовным владыкой.
Поскольку до Башкирии было слишком далеко, «святой султан» решил совершать газават где-нибудь поблизости. Собрав 700 чеченцев и 800 ногайцев, султан Мурат, мурзы и чеченский бей Амирамза решили напасть на Аюку-хана и Чемет-тайшу, которые, по известиям, кочевали близ Терской крепости. Однако, придя на место, калмыков они не обнаружили. Тогда было принято решение напасть на саму Терскую крепость. Здесь к ним присоединились еще кумыки, аксайцы, мичкисы (вайнахское племя), тавлинцы (дагестанцы). Астраханский воевода П.М. Апраксин докладывал Петру I: «В прошлом 1707 году уфинской башкирец, которой назвал себя салтаном, быв в Цареграде и в Крыме о башкирской измене и прибежал с Кубани, явился в горских народах, которые близ Терка, называютца чеченцы, мичкисы, аксайцы; и те народы прельстя, называя себя прямым башкирским салтаном и проклятова их закона босурманского святым, учинился над ними владельцем. К нему ж пришли и кумыки, и воры прежние аграханские осталые и с Кубани казаки раскольщики».
12 февраля 1708 года войско гази во главе с султаном Муратом ворвалось в крепость через пролом в стене, «и вошед закричали бусурманским языком и в том городе стали людей бить и в полон брать, и город и дворы зажгли, и на том приступе взяли они 10 пушек, в том числе 7 медных, 3 чугунных, и того бою было до четвертаго часу дня». Однако остатки гарнизона во главе с воеводой И. Вельяминовым успели укрыться в кремле. На четвертый день осады к Мурату явились «Андреевской деревни владелец Чапан Шавкал» и аксайский владелец Салтамакут-бей, которые привели 400 конников и пехоту. Среди приверженцев Мурад-султана также был брагунский бей Султан-бек.
На следующий день, 16 февраля 1708 года, был предпринят штурм кремля: 600 кумыков, чеченцев, ногайцев, башкир и других бросились в атаку, но «городовые де сидельцы по них из пушек и из мелкого ружья стреляли и побили многих, и больше де того приступов к городу не было». После этого гази стали копать шанцы и «из тех шанцов на город стреляли дней с 10». Тем временем мобилизованные астраханским воеводой П.М. Апраксиным (будущим казанским губернатором) силы в количестве 1 200 солдат, 3 000 калмыков и 650 астраханских юртовских татар подошли к Терской крепости. 26 февраля 1708 года подоспевшая подмога и осажденные одновременно ударили с двух сторон: первые ударили газиям в тыл, а терский гарнизон совершил вылазку, во время которой был убит брагунский бей, а Мурат-султан был ранен и взят в плен. Из Терской крепости его переправили в Астрахань, а затем в Казань, где он после жестоких пыток подвергся мучительной казни — повесили за ребро. Движение башкирского султана Мурата было самым ранним проявлением кавказского мюридизма, вылившегося в форму газавата, то есть военного джихада. Оно стало репетицией более мощных освободительных движений XVIII—XIX веков под предводительством шейха Мансура, имамов Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля.
Набег в Кунгурский уезд и другие места
Казанское направление не было единственным, куда пришелся удар восставших башкир. Драматические события в это самое время разыгрывались в Пермском крае, власти которого в конце 1707 года получили следующие известия: «…Осинской дороги башкирцы, мещеряки и черемиса и вотяки тысяча с три хотели притти в Кунгурский уезд разорять и под Кунгур. Они с башкирцы Сибирской дороги заодно (…). Башкирцы и мещеряки, черемиса и вотяки Сибирской и Осинской дороги будут воевать с двух сторон разными полками, а к бунту де тех башкирцев возмутитель Сибирской дороги башкирец Менлигуза». Менлигуза, то есть Менгли-Ходжа, был агой Айлинской волости. В январе 1708 г. башкиры вторглись в Кунгурский уезд и заняли села Златоуст, Преображенское, Введенское, Никольское, Медянское, Покровское и др., а затем осадили Кунгур. Очевидцы рисуют картину панического бегства русского населения из уезда: «…они, жен и детей своих оставя в Кунгуре, от башкирских татар бегут в Кайгородский уезд к свойственникам, и кругом де Кунгура многие села и церкви и деревни вызжены и люди порублены, да и в тех же местах на Сибирской дороге в Уфимском уезде стоят тех башкирских татар с 8 000 и больше и в панцырях и в кольчугах и в уезде же человек по 100 и по 200 и чинят разорение ж».
В конце марта 1708 года установилось временное затишье, которое уже в начале мая сменилось новым всплеском боевой активности. В центре Башкирии повстанцы атаковали и взяли штурмом Соловарный городок, где тремя месяцами ранее укрылись казанские полки Аристова и Риддера: «…воры к Соловарному городку приступали и, наложа на телеги сухова леса, зажегли, подвезли под городовую стену, и тот город и церковь божию выжгли и людей побили, а оставшиеся отошли и сели в осаде в острожке, и они к тому острожку приступают». В мае 1708 года башкиры осадили Ильинский острожек близ Кунгура. На помощь осажденным прибыл военный отряд во главе с кунгурским воеводой Трусовым.
В бою, состоявшемся 28 мая, отряд был разгромлен, а воевода был смертельно ранен. Основная часть башкир, разорявших Кунгурский уезд, приходила с Сибирской дороги Башкирии. В рапорте приказчика Уктусских заводов С. Павлуцкого тюменскому воеводе в конце марта 1708 года приводятся показания пленного мещеряка Юлдаша Утемышева, служившего в башкирском войске кашеваром: «А башкирская сила стоит в Сысках (башкирская деревня Сызги нынешнего Красноуфимского района Свердловской области, — прим. авт.) 6 000, у всех огненное ружье, пищали и турки есть; а панцырников де человек с 300, а начальный де у них башкиретин с Аю реки Аммает (…). А товарищи де ево с теми башкирцами воевать на Кунгур ездили, и воевали и полон русских людей привозили, и в Казачью Орду отвозили и продавали…»
На восточной границе Башкирии атакам повстанцев подверглись Чумляцкая, Чусовская, Уткинская слободы Тобольского уезда. На крайнем западном направлении отряды башкир продолжали нападать на Закамскую засечную линию в районе Сергиевска и Билярска. В мае 1708 года они разорили 15 русских и чувашских сел, а в начале июня под Самарой «русское село Касимовского царевича (село Царевщина, ныне поселок Волжский близ Самары, — прим. авт.) воры башкирцы вырубили и в полон побрали…»
Перемирие и раскол движения
Отступая перед численно превосходившими войсками боярина П.И. Хованского, часть башкирских отрядов переправилась на левый берег Камы в Уфимский уезд. С ними ушли тысячи казанских татар, которых на родине ожидали расправа и рабство, причем со стороны своей же «братьи». Тысячи служилых татар под руководством мурз И. Яушева, Б. Ишеева, муллы Ишбулата и др. шли позади регулярных частей и вместе с отрядами русской «вольницы» расправлялись с жителями селений, которые оказывали поддержку башкирам. Спустя более 10 лет татары, бежавшие в Уфимский уезд, жаловались: «…казанские же мурзы и татара слобоцкие и уездные во время той башкирской войны многих их братью ясашного чину татар побили, а иных в полон забрали к себе в неволю мужеска, женска полу и меж себя друг другу невольных продают, а иных держат у себя неволю и по се время, а слава лежит на одних башкирцов, будто они Казанский уезд разоряли. А которые их братью татар ясашного чину башкирцы полонили и после Хованского уговору, и те полонные живут в Уфимском уезде и доныне на воле».
17 марта 1708 года П.И. Хованский дошел до Елабуги и разбил там лагерь, демонстративно показав, что на территорию Башкирии вступать не собирается, чем вызвал критику со стороны воинственной «казанской партии», которая еще два месяца назад «слезно» умоляла царя о помощи. Казанский воевода Н.А. Кудрявцев писал своему товарищу А. Сергееву, находившемуся в это время в Москве: «Зело опасаемся, что он (П. Хованский, — прим. авт.) не слепил какова нелепова с ними (башкирами, — прим. авт.) договору». Переговоры затягивались, а их результаты были пока незначительными. К концу апреля на верность царю присягнули лишь башкиры крайних западных волостей, находившихся в непосредственной близости от ставки П.И. Хованского, — Енейской и Булярской. Тем не менее он настойчиво продолжал налаживать контакты с повстанцами, несмотря на обвинения в свой адрес со стороны Н.А. Кудрявцева.
Разногласия между командирами, руководившими защитой Казанского края от башкир не укрылись от английской дипломатии. 5 мая 1708 года посол Чарльз Витворт (Withworth) сообщал статс-секретарю Гарлею (Harley): «Я уже сообщал вам о мятеже башкирских татар, который собственно находится в прежнем положении: немногие мятежники, правда, изъявляют покорность, дают присягу в верности Царю, и главнокомандующий местных войск (Хованский, — прим. авт.) доверяет искренности такой присяги. Но губернатор (Н. Кудрявцев, — прим. авт.) видит в ней только уловку для выигрыша времени…»
Мирная инициатива П.И. Хованского стала приносить существенные плоды. 26 мая он со своим войском выступил из Елабуги и переправился на левый берег Камы у с. Челны, чтобы приводить к присяге башкир. Из Ижорской канцелярии в Разряд сообщалось: «И майя 31-го числа, послыша поход их, башкирцы приехав, лутчие люди и ото всех Уфимского уезда четырех дорог всем войском, в винах своих великому государю добили челом, и пришед к ним боярину и воеводе в полк по своей вере Куран целовали, а другие наибольшие и мирские люди х куранному целованию преведены на той стороне Камы реки (…) И у того куранного шертования били челом великому государю они башкирцы, чтоб с них новоокладные ясаки снять, и чтоб Льву Аристову за многие обиды и налоги на Уфе не быть».
Князь Хованский пошел навстречу башкирам — отменил «новоприбыльные» налоги, снял с должности уфимского воеводу Льва Аристова, назначив вместо него своего подчиненного стольника и бывшего симбирского воеводу Ф. Есипова. Однако башкиры просили прислать им «московского жителя». Тогда новым уфимским воеводой был утвержден Григорий Титов. Новому воеводе было приказано «з башкирцев ясак збирать по старому окладу на нынешний 708 год вновь…»
Восстание подходило к своему логическому завершению: жажда мести башкир была утолена, а правительство пошло им навстречу, удовлетворив их требования. Однако процесс примирения вновь был внезапно прерван действиями казанского воеводы Н.А. Кудрявцева. Всю зиму 1707—1708 годов он переписывался с Аюкой-ханом, призывая его прислать против башкир большое войско. Калмыцкий владелец обещал дать 20-тысячную конницу. Однако в марте 1708 года на его ставку внезапно напали донские казаки во главе с атаманом Игнатом Некрасовым. 14 апреля Н.А. Кудрявцев с сожалением сообщал князю А.Д. Меншикову: «А от Юки (Аюки, — прим. авт.) пишут к нам, что хочет иттить на воров башкирцев многими людьми, только мешают ему донские казаки, многие юрты разорили, и людей побили, и в полон поимали, и ныне тщатся, где б улусы разорить».
Дело в том, что между башкирами и взбунтовавшимся донским атаманом Кондратием Булавиным существовали договоренности относительно совместных действиях против царских войск. Как сообщали источники, «на Яик (к яицким казакам, — прим. авт.) приехали три башкирца и говорили, что их, башкирцев, в собрании много, имеют согласие с каракалпаками, киргизами (казахами, — прим. авт.), донскими казаками и кубанцами: положено у них всех друг друга не выдавать». 2 июня 1708 года английский посол в России сэр Чарльз Витворт докладывал статс-секретарю Гарлею в Лондон: «…с Булавиным 36 000 человек и он, божьей милостью, состоит в союзе с башкирами, которые снова взялись за оружие».
Действия булавинцев отвлекли силы калмыков от башкир, поэтому Аюке пришлось разделить свое 20-тысячное войско на две части: 10 тысяч двинулось под Саратов, осажденный Игнатом Некрасовым, а 10 тысяч были отправлены в Башкирию. Первый калмыцкий отряд вынудил казаков отступить к Царицыну. Второй отряд калмыков под командованием бригадира Бахметева и Чакдорчжаба, старшего сына Аюка-хана, неожиданно для башкир обрушился на волости Казанской дороги по реке Ик. Историк С.М. Соловьев писал: «…Бахметев поспешно пошел вперед, чтобы не допустить башкирцев до воровского соединения; перешел реку Ик, вступил в жилища самих воровских заводчиков, — крепкие и лесистые места, побил их на многих боях и загонах, жилища выжег, много побрал полону, лошадей, скота, захвачен был сын главного заводчика — муллы Измаила».
Произошло несколько кровопролитных боев, не давших перевеса ни одной из сторон. Наконец в дело вмешался П.И. Хованский, и вскоре калмыки и башкиры, отдав друг другу захваченных в плен людей, прекратили сражения. 8 июля боярин докладывал в Разряд: «Июня 30-го дня (…) Уфимского де уезду ото всех четырех дорог начальнейший Кучук батырь (Кучум-батыр, — прим. авт.) и другие набольшие башкирцы с товарыщи, пришед к нему в полк в винах своих великому государю да били челом и в верной своей службе Куран целовали…»
Правительство решило, что башкирское восстание закончилось, поэтому отправило боярина П.И. Хованского в помощь князю В.В. Долгорукому, подавлявшему Булавинское восстание. Перед отъездом он произнес пророческие слова: «И того де он опасен, чтоб (…) ими ворами Львом и Сидором Аристовыми пущева возмущения не учинили». Таким образом, в официальной переписке Разряда, государственного органа военного управления, братья Аристовы открыто были названы «ворами». Но, разумеется, никаких последствий слова Хованского не возымели. Все казанские деятели остались на своих постах, и никто из них не ответил за свои злодеяния. Комиссары А. Сергеев и С. Вараксин также сохранили свои посты. Братья Аристовы были вызваны в Москву для разбирательства по указу Ближней канцелярии, органа административно-финансового контроля. Но Н.А. Кудрявцев обратился к князю А.Д. Меншикову, и тот сумел замять дело.
Так или иначе, благодаря дипломатии князя П.И. Хованского удалось не только вытеснить башкир из Казанского и других поволжских уездов, но и в значительной степени погасить пламя восстания. Самое главное, ему удалось внести раскол в среду башкирских предводителей. Батыры Кучум, Куразман, Исмаил-мулла, Аббас-мулла, Исмаил-мулла и другие вожди предпочли сложить оружие, когда власти удовлетворили их требования — отменили «новоприбыльные» налоги и сместили с должности ненавистного Льва Аристова. Идея независимого башкирского ханства для них была абстракцией, которая потеряла в их глазах всякую значимость, как только правительство пошло на уступки. Однако Алдар-батыр и его сторонники желали продолжать борьбу.
Продолжение следует
Справка
Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.
- Родился в городе Стерлитамак в 1968 году.
- Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
- 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
- 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
- С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
- Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
- Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
- Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.
комментарии
А предводитель, на статуе, весьма худощавый, а лошадь и вовсе как велосипед.
Причём коняга - иномарка, а не местное пони, на которых жранкели сидят.
Группа батырОв, с нуля от фонаря, решила с завтрева сбацать себе государство, находясь в умственном развитии на родоплеменной ступени.
Посидели, выпили, закусили, побалакали о бабах и с утречка начали крупномасштабную войсковую операцию.
Вооружённые деревяшками и железками дураки, которых не то что в армию не брали, а даже в статистике не учитывали, без всякого тылового обеспечения и снабжения легко громили регулярную армию.
Кому это интересно, те могут покопать поглубже.
Наверняка, эта публика, примазалась к какому-то другому восстанию, а уж становые историки всё остальное просто красочно наврали.
Это стандартная практика становых учёных, по которой дикари-кочевники никогда не ковырявшиеся в земле, якобы ещё и становились предводителями всех восстаний русских крестьян.)))
Вообще-то, на самом деле в сказке пребываете вы: ничего не знаете о башкирском народе, форме его самоорганизации и качества взаимоотношения с россией. Романовы создали и столетиями культивировали у вас небылицы о башкирах чтобы утаить свои немыслимые преступления перед башкирами. Это же ваша традиция создавать образ врага из ближних и дальних соседей, чтобы оправдать свои войны.
"Дикари-кочевники" - это лучшая ваша характеристика. Башкиры занимались отгонным коневодством, а не кочевьем.
Не "родоплеменная ступень", а военная демократия.
"... дикари-кочевники никогда не ковырявшиеся в земле" - вы не знаете прописную истину! - когда люди стали ковыряться в земле появилось рабство. Читай про Каина и Авеля: бог презирал Каина за земледелие и любил Авеля на животноводство. И Каин убил Авеля. Все одно и то же, не находите?
Оборонительные войны башкир в русской историографии называют "восстания" и "бунты", но в башкирском обществе это был "kон" - возмездие за преступления перед башкирами.
В вашем обществе не принято называть вещи своими именами, вот вы и блуждаете в когнитивных потемках.
Совершенно верно! Башкиры не были подданными русского престола. Башкирия не была территорией россии - поэтому и не проводилась перепись башкир!
Теперь то вы поняли: почему они себя все поголовно в воины записывают?)))
====================
Приятно общаться с разумным собеседником.
В таком случае, вы легко расскажите и объясните следующую ситуацию.
А когда коммуняки изъяли весь хлеб в регионе у русских крестьян, то все эти коневеды, медоеды, охотники и рыболовы сразу же опухли с голоду
Странно, правда?
Александр II, отменив крепостное право в России 7 (семь) лет думал в какое сословие отнести башкир потому что де-факто романовы считали Башкирию территорией империи, де-юро мы, башкиры, оставались военными союзниками. Так вот через семь лет раздумий александр2 башкирских детей, женщин, стариков и мужчин записал в военное сословие. Учи мат.часть.
Только нелюдь может трагедию и геноцид использовать для куража над пострадавшими.
Это говорит о том, что башкиры не были поданными русского престола, а Башкирия не входила в состав империи.
Только к концу 18 века романовы решили, что они будут считать башкир внутри империи "по умолчанию", предварительно затеряв архив Ивана Грозного с договорами о военном союзе с башкирами и неприкосновенности башкирских земель. Де-факто делали вид, что они цари башкирам, но каждый романов знал, что де-юро они нам никто, только военный союзник.
По этой причине все служилые и дикари учёту не подлежали.
Поскольку админ не пропустил комментарий о переходе башкир в начале ХХ века на оседлость, то сами это ищите.
=============
Это говорит о том, что ваше заявление - брехня.
Ибо в ревизии учитывалось только оседлое население, с которого брали налоги.
Совершенно верно. Налоги брали только с подданных, коими башкиры не являлись.
Про кочевников : это вам лихо мозги засорили за пару последних столетий ...
"Башкирские татары" !
Но ведь татары же !
Просто татары, живущие в регионе, который издавна назывался "Башкирией" (читай Я. Пилипчука об этом)
от башкирских татар бегут в Кайгородский уезд к свойственникам, и кругом де Кунгура многие села и церкви и деревни вызжены и люди порублены, да и в тех же местах на Сибирской дороге в Уфимском уезде стоят тех башкирских татар с 8 000 и больше и в панцырях и в кольчугах и в уезде же человек по 100 и по 200 и чинят разорение ж
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136573-tarhani-batyr-aldar-isekeev-i-ego-aldarovschina
Я уже сообщал вам о мятеже башкирских татар, который собственно находится в прежнем положении
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136573-tarhani-batyr-aldar-isekeev-i-ego-aldarovschina
То есть разные народы без разбору обзывали "татарами".
Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с V века. За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.
Согласно наиболее распространенной версии, старое китайское название 鞑靼, то есть Dada или Dadan, трактуется как первое упоминание этнонима «татары».
В Российской империи этноним «татары» применялся к некоторым тюркоязычным народам, населявшим государство:
горские татары (карачаевцы и балкарцы)
ногайские татары (ногайцы)
закавказские татары (азербайджанцы)
абаканские татары (хакасы)
кузнецкие татары (шорцы)
кундровские татары (карагаши)
волжские татары (казанские татары, татары-мишари, астраханские татары и др.)
крымские татары (крымцы)
черневые татары (тубалары)
чулымские татары (чулымцы)
алтайские татары (алтайцы)
сибирские татары (сибиры)
дагестанские татары (кумыки)
Тартария, синоним — Татария (лат. Tartaria, фр. Tartarie, англ. Tartary, нем. Tartarei) — географический термин, использовавшийся в западноевропейской литературе и картографии в отношении обширных областей от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии.
Использование слова прослеживается с XIII и вплоть до XIX века. Пространство, ранее называвшееся Тартарией, в современной европейской традиции называют Внутренней или Центральной Евразией.
МЫ ВСЕ ТАТАРЫ! ВЫ ТОЖЕ ТАТАРЫ! ТАТАРЫ ВЕЛИКОЕ ИМЯ!
А вот в статье в других цитатах уже конкретно пишут что речь о башкирах.
где написано "казанские татары", там казанские татары. где написано "башкирские татары", там башкирские татары. все они татары.
"обзывали татарами" редиска нехороший человек татарофоб написал. это твоя национальность кличка и обзывательство, у нас гордое имя ТАТАРЫ, известное гораздо-гораздо ранее, чем этнонимы "башкиры" или "русские"
статья интересная, Салават. пиши, читаем
все татары из Алтын Урда вышли. там ханы были татарские, войско было татарское, баскаки были татарские. на картах писали название страны MAGNA TARTARIA
у большинства татар гаплогруппа R1a. она возникла всего лишь 25 тысяч лет назад. Адам и Ева раньше родились.
Адам и Ева жили в Башкортостане и образно вернулись туда, где были созданы 14000 лет тому назад. Они башкиры, потому что Адам (Едем) - человек, баш - голова. Река Белая орашает райские земли, потому что она образовалась из четырех рек: Агидель, Караидель, Дим, Сим.
"Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. " /Бытие, 2.10/
Над этим точно можно посмеяться )))))))))))))))))))))))
Слово "казак" происходит от башкирского слова "һаҙаҡ" - вооруженный человек.
Это же мечта идиотов романовых обозвать башкир татарами. Можно сказать на том и погорели, романовы.
Матфей Меховский, "Трактат о двух Сарматиях". Написано в начале 15 века
"Булгария" после 13 века -- это географический регион, как знаменитый "Туран". Не было не какой страны Булгарии и не каких булгар после Золотая Орда и Батыя.
На карте братьев Пицигани 1367 года, на Каталаунском атласе 1375 г., на карте Батисты Аньезе 1525 года нет не какой "Булгарии", от Венгрии и Московии на восток одна "Татария" везде.
Русские Летописи говорят, что в Казанском Ханстве жили "Казанстии Татары". Этом много написано уже.
======================
А сами татары об себе ни черта не писали по врожденной скромности или абсолютной неграмотности?
После ханства-государства остаётся уйма макулатуры с буквами, которой, от этих, не осталось почему-то ни одной бумажки.
Точно также РУСЫ - скандинавы правили ВОСТОЧНЫМИ СЛАВЯНАМИ и они создали Киевскую РУСЬ
Этнонимом РУС восточные славяне СТАЛИ НАЗЫВАТЬСЯ , КАК ПОДВЛАСТНЫЙ РУСАМ -ГЕРМАНЦАМ -СКАНДИНАВАМ ПЛЕМЕНА
То есть РУССКИЕ свой этноним получили от скандинавов германцев
Скандинавы, жившие всем племенем в одной большой избушке, и не знавшие что такое своя государственность, легко взялись по дурости управлять Россией, которая уже давно была государством.
Затем, набежали неграмотные дикари-кочевники и научили Русь читать и писать, хотя население уже было почти поголовно грамотным задолго до появления этих учителей.
Эти учителя сами только с дерева слезли, а уже стали учить всех грамоте, о которой сами даже и не слышали.
Болгарские князья правили Болгарией ДО прихода Улу-Мухамеда и егот сына это 1445 год
"Царь же и великий князь Иван Васильевич всеа Руси в лето 7061-го [1552 г.], (…) поиде во мнозе силе и град их великий Казань взят, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечистивых БОЛГАР погуби, оставших же от плена всех под свою царскую десницу покори
«Бысть же на Оке реке старыи градъ, имянемъ Бряховъ, оттуду же пріиде царь, имянемъ Саинъ, Болгарскіи, и поискавъпо местомъ проходя, въ лета 6680 го, и обрете место на Волге … Место пренарочито, и красно велми, и скотопажно, ипчелисто, и всяцеми семяны родимо, и овощми преизобилно, и зверисто, и рыбно, и всякого много угодья, яко не обрести можно другаго такова места по всеи Рускои земле нигдеже, подобно такову месту красотою и крепостію и угодьемъчеловеческимъ, и не вемъ же, аще есть въ чужихъ земляхъ. И велми царь за то возлюби Саинъ Болгарскіи.
Царь же возгради наместе томъ Казань градъ, никому же отъ державныхъ Руси смеюще супротивъ что рещи. И есть градъКазань, стоить доныне, всеми Рускими людми видимъ и знаемъ есть, а не знающимъ слышимъ есть.
Наполни такими людми землю ту, еже Черимиса, зовемая Отяки, - тое жъ глаголютъ Ростовскую чернь, забежавши тамо отъкрещенія Русково въ Болгарскихъ жилищахъ, и приложися хъ Казани. И Болгарскія грады обладаютъся царемъ Казанскимъ. То бо бе преже земля Болгарецъ малыхъ за Камою, промежъ великія реки Волги и Белыя Волжки, до Великія Орды Нагаискія. А большіе Болгары на Дунае.
И бысть Казань столныи градъ, вместо Бряхова, и вскоре нова орда, и земля благоплодна, и семенита, именита, и медомъкипяща и млекомъ, и дашася по одержаніе и власть и въ наследіе поганымъ. И отъ сего царя Саина преже сего зачася Казань, исловяще юрть Саиновъ».
Казанский летописец. Полное собрание русских летописей. Т.XIX. СПб., 1903 г .
Устюжский летописный свод. Москва-Ленинград. 1950 г . С. 61
«Царьствующу же тогда Тактамышу третьее лђто на Ордђ и на Сараи послав БОЛГАРЫ во град Казань ко князем. И повелђгостеи изымати и разграбити и побити, а сам царь поид
Холмогорская летопись. Полное собрание русских летописей, т.33 Ленинград, I977 г
"Царь... Иван Васильевичь (Грозный в I552 г.)... пошел в Казань имати за своя... ЦАРСТВО БОЛГАР и Казань... и в те поры пришел... неверный царь крымский... И туто татар многих побили... И тут их царь.., воевод своих, пожаловал, которые ходили против крымского царя. И оттоле царь... пошел имати за собя... юрта БОЛГАР и Казани".
Почему же у казанских татар НЕ было и нет ПЛЕМЕННОГО ДЕЛЕНИЯ , как у всех кочевых Золотордынцев??
Почему Казанские татары не знают названий Ордынских племен?
Почему в писцовых книгах и иных документах Казанлы названы ЧЮВАШОЙ , а не найманами , мангытами , кунгратами ,ширинами и тд.????
А то все галдят про какие-то надгробия с арабскими буквами, а слова почему-то получаются русские. )))
Тамги на могилах точно татарские? Скорее всего могилы башкирские.
======================
Мусульманство с 578 года по 1180 было христианской сектой, ибо «мусульманство – это протестантизм Восточной Церкви».
Император Лев III Исаврянин (717-741) в послании Омару II замечает, что христиане его времени владели уже многими житиями Мухаммада, «написанными христианскими епископами еще при жизни самого Пророка». Византийцы перевели на греческий язык Коран и считали его неотъемлемой частью православия.
Русь еще долго была правоверно-православной, пока в 1666 году не произошло «исправление книг», когда старые писания (собственно, тексты Корана) не были изымаемы, а новое Писание (Библия, переведенная с еврейского и латинского, а не с греческого, к тому же) не начала навязываться силой.
Может быть это случилось потому, что русские произошли не от славян, как нас уверяют, а от правобережных кыпсаков, принявших христианство (манихейство). Кыпсаки писали свои христианские молитвы арабской вязью еще в конце Х1Х века: христианские церкви Золотой Орды, князь Дмитрий Донской точно был не русский, не славян, а скорее всего кыпсак...
Вопросик же был: чего на камнях написано?
А вы всё на себя стали тащить не читая надписи.)))
Вокруг Казани и Заказанье , и на правом берегу Волги , восточнее Чувашии там где сейчас территория Татарстана ,, где еще с болгарских воемен живут татары , обозначен народ Uachines--Асы или суАСЫ ..Это так обозначали предков современных Казанских татар
На карте братьев Пицигани 1367 года, на Каталаунском атласе 1375 г., на карте Батисты Аньезе 1525 года нет не какой "Булгарии", от Венгрии и Московии на восток одна "Татария" везде. И в среднем Поволжье тоже "Татария"
Эти дикари-кочевники, только для себя ни черта сделать так и не смогли, а зато всех других основали и всему тому научили, чего сами никогда не делали.
Эти дикари-кочевники это кто?
Эти дикари-кочевники, после себя ни одной бумажки с буквами не оставили.
Вся техническая документация демидовских заводов на Урале была написана башкирскими металлургами на башкирском языке персидским алфавитом. Учи мат.часть: читай архивные документы, читай Бажова.
=================
Ой, вы врёте сильней радио и даже телевидения.
Выходит, ваш лидер. когда мародёрствовал в тылу восставших Пугачева, сжигая заводя вместе с людьми, уничтожал своих же металлургов? )))
Пугачев был вор, бандит и убийца творил безобразия на земле собственника Юлая Азналина. А наш Герой защищал свою землю, свой дом и свою семью от мародеров. Империя поставила задачу перед Пугачевым и яицкими казаками зачистить землю от собственника. А вы пребываете в заблуждениях о Крестьянской войне. Башкиры не были крестьянами. Башкиры были животноводами, последователями Авена. Учи матчасть.
Заводчик Беклемишев строил заводы, завез 2 деревни своих крепостных крестьян, расселил на земле Юлая Азналина без разрешения на то Собственника. А феодал, сами знаете, на своей земле царь, бог и господит: сам судит, сам наказывает.
Русская пословица: не твое - не трогай!
Уверенно полагаю, что "дикари-кочевники" это подданные престола романовых, которые за пару столетий откочевали от берегов реки Яуза к берегам Тихого океана в поисках куска хлеба и лучшей доли.
-----------------------
Только вот документов, где мусульмане САМИ СЕБЯ называют татарами НЕТ.
Только посторонние люди так их называют .
"Кодекс куманикус", написанный европейскими миссионерами? Может эпос "Идегей", записанный Бурангуловым, и вывезенный в Казань после его ареста НКВД? В челобитной 1551 г., написанной от имени всего Казанского народа, татары ни разу не упоминаются. Нет слова татары и в переписках крымских ханов. Мишаре свои письма царю начинали словами:"Мы, мещерятский народ, колени преклоняем...".
Есть документы, написанные САМИМИ казанцами, со словами -"Мы, татарский народ..."?
=============
Ну, привёл пример.
Админ его стёр.
Продолжаем диалог.
Ещё какие у вас вопросы остались?
На карте братьев Пицигани 1367 года, на Каталаунском атласе 1375 г., на карте Батисты Аньезе 1525 года нет не какой "Булгарии", от Венгрии и Московии на восток одна "Татария" везде. И в среднем Поволжье тоже "Татария"
Ответить
---------------------------------
Название ТАТАРИЯ на этих картах обозначено ВСЕГДА ЮЖНЕЕ СРЕДНЕЙ ..ВОЛГИ ..Название ТАТАРИЯ проходит по линии Юг современной Украины ,далее Нижний Дон , Нижняя Волга , Север Казахстана
Это название ТАТАРИЯ на долготе Средней Волги проходит по линии современных городов Волгоград --Оренбург- Кустанай , Астана Павлодар.Это далекоа от Средней Волги ..То есть Средняя Волга ни когда , до прихода большевиков к власти на картах не обозначалась как ТАТАРИЯ
Средняя Волга на картах до 18 в века обозначена как Страна БОЛГАР
Правда, эти бедолаги, лично для себя, так нигде ни черта сделать и не смогли
==================
бул - булка, гар - гарная, т.е. хорошая. Короче, это плюшка с маком.
А утверждение, что тюрки-булгары, это на самом деле, славяне-волгари, не стыкуется с содержимым баек из станового семитомника.
Вы кроме себя ещё чего на сайте читаете?
Царь Иван Грозный завоёвывал этот Болгар и отдельно Казань..
Об этом, выше, несколько раз уже написано.
А вы, голубчик, балабол.
У слова "булгар" есть перевод: встречается в старых текстах с переводом на тюрки и пояснительным комментарием к нему
Опять другие про татар писали, пока татары слова придумывали?
А чё такого в очередной книге про татар необычного?
Это же обычное дело: "Не умеешь сам - учи другого".
У татар никогда не было своего государства с буквами и городов с ремесленниками.
Поэтому татары САМИ для СЕБЯ так ни черта и ни сделали, но зато научили этому всех соседей.
И ещё, татары обеспечили все народы России словами, фактически, научив Русь трепаться.
Нет. О татарах в этом старом тексте нет ни слова. Есть единожды упоминаемое слово "булгар" с переводом к нему на тюрки.
Мы и на пруф согласны...
Непременно. Однажды так и сделаю. А пока будем поддерживать интерес публики к старому слову "булгар"
---------------
А вы собственно кто будете? Из кандидатов в доктора, или просто из любителей? Извиняюсь за любопытство.
Действительно, Волга называлась таковой только до впадения в реку Иҙел - Кама. Сама река до подножия Уральских гор и до Каспийского моря называлась Иҙел (Этил, Идель, Итиль).
Ныне, Волгой на всем протяжении река называется в нарушении всех законов гидрологии. Но, нам не привыкать, не правда ли?
Волга - гидронимия балтского происхождения, из балтийских языков: ilga «длинный, долгий» → оз. Волго → р. Волга; valka «ручей, небольшая река».
От кого же произошли русские?: от славян, балтов?, фино-угров?, татар? или эта общность людей только-только вступает в процесс этногенеза?
------------
Балановский с вами совершенно не согласен :)))
Анонимно 14:58
Не ври. Была бы возможность в комментарии картинку поставить я бы ее тебе здесь показал. Среднее Поволжье с 13-14 веков называется ТАТАРИЕЙ. Булгар уничтожили в 1236 году татары, а ихних жен и дочерей они взяли себе. Поэтому татары это дети татар Чингисхана и булгарских женщин.
-----------------------------------------------------------------------------------
Не каких Чингисхановских татар не было в природе . Древних татар Восточной Монолии уничтожили монголы по приказу именно ЧИНГИСХАНАза убийство его отца и других знатных монголов , а не кого то другого человека.По этому Чингисхан палач и убийца тех самых татар., которых ваша команда пытается реанимировать .
По карте . А ты выложи ссылку , а мы можем открыть ссылку на других сайтах и посмотреть Среднюю Волгу .Но там мы не найдем слова ТАТАРИЯ
Татария на картах проходит по НИЖНЕЙ ВОЛГЕ и на некоторых картах Нижняя Волга и ЯИК (Приуралье) обозначены NOGAI TATARI
Монголы , кроме ТАТАР , не один народ НЕ УНИЧТОЖИЛИ в том числе и болгар
Генетические исследования , с изучением образцов из золотоордынских монгольских захоронений а также современных монгол показал , что основные их гапллогруппы -это C O D --90%
То есть Монголы Золотой Орды ,Чагатайского и Хулагуидского Улусови современные МОНГОЛЫ --генетически ПРЕДКИ И ПОТОМКИ
У Казанских татар этих монгольских гаплогрупп всего 3 % , у мишар-1%
Если бы монголы уничтожили БЫ булгарских мужчин и женились на булгарках , то этих монгольских гаплогрупп по мужской линии у современных поволжских татар было БЫ 90% . а не 3 % и 1% .
Генетика отвергает твои глупые версии
Если коснуться антропологии, при смешении МОНГОЛ И БУЛГАРОК -- их потомство т.е современные поволжские татары должно были БЫ напоминать казахов ..Но этого близко нет .
Кстати Булгарские князья получали Ярлыки на правление БУЛГАРИЕЙ у Золотордынских ханов до прихода Улу-Мухаммеда .
Болгары многократно упоминаются в источниках до 17 века
Так что у тебя каждое предложение ОШИБОЧНО ..
Финно-угры, и татары Поволжья в разных кластерах
Потомки кочевых Золотоордынцев и поволжские татары генетически ОЧЕНЬ ДАЛЕКИ и конечно находятся в совершенно разных кластерах
Я уже выкладывал генетические карты ,где вышеизложенное мной показано на этих картах
Культура Поволжских татар состоит из элементов иранской и финской культур плюс в последние века - есть влияние русской культуры .
Когда праздник кончился, то мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хад-житархану1. «Тархан» значит у них место, изъятое от податей... Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиль, которая одна из больших рек мира. Султан остается здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает...
Приехали мы, наконец, в город Сарай. Известен он под именем Сарая Берке. Это столица султана Узбека... Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом с одним -из старейшин его, намереваясь объехать кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня, совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его ширину; пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домо-в, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем тринадцать мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей. В нем живут разные народы, как-то: МОНГОЛЫ — это настоящие жители страны и ВЛАДЫКИ ЕЕ , некоторые из них МУСУЛЬМАНЕ ; АСЫ , которые МУСУЛЬМАНЕ ; КИПЧАКИ , черкесы, русские и византийцы, которые ХРИСТИАНЕ . Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их.
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. — СПб., 1884.
-----------------------------------------------------------
Монголы названы ВЛАДЫКАМИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Татары среди народов Золотой Орды не упоминаются так как ТАТАР как отдельного народа в Золотой Орде не было
Чингисхан сам был чёрный татарин. У казанских татар монгольской гаплогруппы всего 3% - это ещё раз доказывает, что Чингисхан и Алтын Урда это татары, а не монголы. А булгар давно уже нет, забудь про них...
Ответить
---------------------------------------------------------------
Ниже тебя уровнем интеллекта -нет ни кого на форуме
Чингисхан на дух не переносил татар , они были личными его врагами и по этому он их почти всех уничтожил выше тележной оси
Подросших из тех кто был ниже тележной оси , Чингисхан ставил впереди всех и их гибло больше других ..В результате войн которых вел Чингис, ВСЕ остатки ТАТАР были уничтожены окончательно. Чингис умер в 1227 году
Рубрук в 1255году посетил Батыя и Мунке.Знать при дворе Батыя рассказала Рубруку что ТАТАРЫ Восточной Монголии как народ уже не СУЩЕСТВУЮТ со времен правления Чингисхана
Чингисхан сам был чёрный татарин. У казанских татар монгольской гаплогруппы всего 3% - это ещё раз доказывает, что Чингисхан и Алтын Урда это татары, а не монголы
-----------------------------------------------------
Если монгольские гаплогрупп у казанлы хоть 3 % , но они есть ..А вот так называемых Золотордынско-- ТАТАРСКИХ гаплогрупп в ПРИРОДЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
В Зол.Орде были монгольские , БУЛГАРСКИЕ, кипчакские и др СУБКЛАДЫ РЯДА ГАПЛЛОГРУПП , НО ТАТАРО-ЗОЛОТОРДЫНСКИХ субкладов --НЕ БЫЛО .
Таког отделльного народа как ТАТАРЫ в Зол Орде не было .
Господствали в Зол Орде МОНГОЛЫ, которых иноземцы называли ТАТАРАМИ
Только их лишь называли .В Реале они - МОНГОЛЫ
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/136573-tarhani-batyr-aldar-isekeev-i-ego-aldarovschina
И все , больше ничего рассказывать не надо..О героизме..о национальном самоопределении и т.д...Все просто и не ново.На деньги шведов и прочих немцев, османов в центре России организовывались сепаратистские движения которые сегодняшние спаратисты называют "освободительными"..
Нельзя писать "в центре России". На момент оборонительных воин башкир в 17-18 веках Башкирия не была территорией России, тем более ее центром. Захватнические войны велись династией, которая была семейкой потомственных уголовников-рецидивистов с дефектом функции высшей нервной деятельности. Мотивация преступлений алчность до безумия и жестокость бесчеловечная. А всего то: не твое - не трогай. И не было бы никакой войны.
Это точно, под статьей Булата также сидят башкирофобы. Сам Булат так и не смог объяснить, куда делись из Казанского ханства ордынские знатные кланы ширин, аргын, мангыт из которых были карачи))))
-------------------------------------------------------------------------------
Нет ни каких доказательств в том что кланы ширин , аргын баргын были и правили . в Казанском ханстве
А вот Мангыты приходили в Казанское ханстве вахтовым методом в качестве воинов на время военных действий или пригоняли скот на Казанские и Арские ярмарки
Но к правлению ханством их не допускали .
Правили ханством до 1521 года до прихода Крымцев , знать , которая пришла в Казань с Улу-Мухаммедом ии Мамутяком .Это были черкасские казаки и их вожди .
Именно они осели в Казанском ханстве и их потомки вместе с булгарскими (суасскими князьями ) составили КАЗАНСКУЮ ПАРТИЮ , которая противостояла Крымско-Ногайской партии..
Ни ногаи , ни Крымцы не осели среди суасов-предков Казанских татар . Крымлы сбежали в 1551 году из Казани , но часть их русские войска поймали и самых ярых противников Руси казнили в Москве
А ногаи в Казанское ханство приходили лишь на время,на заработки в качестве воинов -наемников и торговцев скотом