Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Уйгуры стали решающей политической силой в делах Центральной Азии»

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 21-я

Рафаэль Хакимов: «Уйгуры стали решающей политической силой в делах Центральной Азии» Фото: facebook.com

«Реальное время» продолжает публиковать отрывки из книги директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из главы «Наследники кочевых империй».

Уйгурский каганат (VIII—IX века)

Дунайская и Волжско-Камская Булгарии пришли на смену Западно-тюркскому каганату. В это же время появляются новые тюркские государства на месте Восточно-тюркского каганата. Одним из ключевых игроков в политических процессах Евразии был Уйгурский каганат. Ибн Хордадбех упоминает о землях токуз-огузов (уйгуров): «Их область — самая большая из тюркских стран, они граничат с Китаем, Тибетом и карлуками». Уйгурский каганат прошел ряд этапов: первое государство было учреждено в Хангае в 323 году и просуществовало около 200 лет; второй каганат появился в 523 году и просуществовал чуть более 80 лет, он был покорен Тюркским каганатом в 603 году. Через 140 лет на территории бывшего Восточно-тюркского каганата появился третий Уйгурский каганат. После 763 года и почти до конца столетия уйгуры стали решающей политической силой в делах Центральной Азии. Их соперниками были только тибетцы и карлуки.

В Уйгурском каганате были развиты скотоводство, земледелие, ремесла и промыслы, развивалось строительство городов и крепостей. Столичные функции выполняли города Хара-Балгас и Бешбалык из долины Орхона. Уйгуры первыми среди тюрков перешли к оседлости. Значимость Уйгурского каганата во многом определялась местом на Великом Шелковом пути.

Уйгуры под влиянием согдийских проповедников приняли новую религию — манихейство. В 80-х годах VIII века отношения между уйгурской династией и населением городов Тарима резко ухудшились. Недовольство и опасения там вызвал антиманихейский переворот в Ордубалыке, жертвой которого пал Бёгю-каган. Его убийца провозгласил себя Алп Кутлуг Бильге-каганом и санкционировал избиение согдийцев и манихейских вероучителей. И в Семиречье, и в таримских оазисах манихейство было тогда господствующей религией. Именно согдийские и тюркские манихейские конгрегации были главными координаторами торговых операций на трассе от Семиречья до столичных центров Танской империи. Важным отрезком этой трассы был путь через Ордубалык, блокированный самозваным каганом сразу же после захвата власти в столице.

Развалины города-крепости Хара-Балгас. Фото wikimapia.org

Самозванец нарушил прежние договоренности и начал грабить согдийские и тюркские общины. В ответ города Притяньшанья восстали, а соседи — карлуки и тибетцы, заключив между собой союз, поддержали восставших и нанесли несколько серьезных поражений уйгурской армии. В 790 году тибетцы и тюрки взяли Бешбалык, последний оплот уйгуров. Новая уйгурская армия в 50—60 тысяч воинов попыталась изменить положение, но потерпела неудачу. Вслед за поражениями начались внутренние мятежи. К власти пришла новая династия, «принявшая прозвание Яглакар» и тем самым отождествившая себя с легитимным каганским родом (795 год). После пятнадцатилетнего перерыва были возобновлены союзные отношения с манихейскими общинами Притяньшанья, а Шелковый путь по «уйгурской дороге», через Ордубалык, вновь открыт для караванов.

На протяжении истории уйгуры сменили несколько письменностей. В VI веке они создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурская руника получила широкое распространение среди восточных народов и была официальным письмом Монгольской империи, включая Золотую Орду и державу Тимуридов. Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров даже после принятия ислама.

В начале IX века главным врагом уйгуров стали енисейские кыргызы. Война шла двадцать лет. В 840 году кыргызы, объединив усилия с мятежными уйгурами, взяли Ордубалык. Уйгурский каганат пал. Под натиском кыргызов уйгуры откочевали на юг, в Восточный Туркестан. Очаги их государственности продолжали существовать на западе Ганьсу и в Турфанском оазисе.

Карта fai.org.ru

Кянсуйское (Ганьчжоуское) идикутство (870—1035 годы)

Уйгуры после разгрома каганата в 840 году бежали на юго-запад, где создали Уйгурское Кянсуйское идикутство (княжество) на территории современной китайской провинции Ганьсу. В 1028 году это государство было уничтожено тангутами.

Кучарское идикутство (княжество) (847—866 годы)

После разгрома Уйгурского каганата часть уйгуров и других телесских племен в Дуньхуане создает свое государство. В 866 году Кучарское княжество было уничтожено Баку Чином, основавшим собственное государство в Турфанской котловине.

Уйгурское Турфанское идикутство (Кочо) (861—1368 годы)

После распада Уйгурского каганата в северной части Восточного Туркестана появляется Уйгурское княжество (идикутство). Баку Чин отнял у слабеющего Тибета Турфан, Бэйтин, Карашар, Бугур и основал идикутство. Затем он уничтожил Кучарское княжество.

В 1207 году Уйгурское идикутство становится вассалом Монгольской империи, а позже — Чагатайского улуса. После ликвидации улуса в 1346 году и образования Могулистана княжество ненадолго приобретает самостоятельность, но в 1368 году Могулистан его уничтожает.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория
комментарии 86

комментарии

  • Анонимно 26 янв
    Тюрки есть, а "татары" даже не упоминаются - вроде их как бы и нет вообще.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Действительно, где было и чем занималось в описываемый период могучее племя "татар"?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Как где? Пасли баранов в долине р. Керулен и в Забайкальской тайге разводили оленей.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    И у Вас есть ссылки на документы, где могучее племя "татар" пасёт баранов в Уйгурском каганате?
    Даже на приведенной карте нет никаких "татар".
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Ну там где их встретил Чингизхан в 12 в., там и обитали в 9-11 вв.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Извините, а почему уйгуры смогли создать "Уйгурский каганат", а "татары" так и не смогли создать "Татарский каганат"?
    Ни в 9, ни в 10, ни в 11, ни 12 веке.

    Почему все же описывая историю Уйгурского каганата ни разу не были даже упомянуты "татары"?
    Они в этом каганате не играли никакой роли?
    Даже самой маленькой?
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    У татар многие десятки государств и империй. Скифская империя - татарская, гунская империя - татарская, империя Чмнгизхана - татарская, империя мамлюков в Египте - татарская и т.д. Многие татарские племена создавали свои государства. В том числе и уйгурские татары. Они создали уйгурский каганат.
    Что касается наименования "татарская". Такими назвались особо крупные татарские империи, которые охватыали всех или почти всех татар. Например империя Чингизхана (Татарский народ был до того велик и многочисленен, только Чингизхану удалось всех их объединить в одно государство" - Г.Исхаки), татарская империя Юань в Китае. Золотая орда, Другие ханства после его распада.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Не надо путать "тюркские государства", созданные уйгурами, киргизами и др. тюркскими племенами и где уйгуры, киргизы и др. являлись правящей элитой, и "татарские государства", созданные племенем "татар", где правящей элитой являлись "татары".

    "Татары" это тюрки, но очень далеко не все тюрки "татары".
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Вы забыли указать что адам и ева тоже татарские.
    Ну и конечно все тюркские народы и монгольские тоже татары!
    Только они пока еще это не осознали.
    Но скоро, очень скоро, эту «правду» все осознают!
    Без булдырабыз!
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    "Татары" это тюрки, но очень далеко не все тюрки "татары".//
    Наоборот. Тюрки - часть татар. Это сейчас татар включили в тюрки, а в довоенное время была наука татароведение, которая включала в себя и тюркологию. Раньше кого татарами называли, они и есть татары. А тогда так называли не только тюрков.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Вы это туркам расскажите, которые по вашим словам тоже татры.
    Вот смеху то будет.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    А если Вас базарная баба как-нибудь назовёт?
    Вы согласитесь?
    Судя по-всему, судя по Вашему комментарию, согласитесь...
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Вы это туркам расскажите, которые по вашим словам тоже татары \\
    "Турки гордо именовали себя османцами, а обращение турок они воспринимали как личное оскорбление и за которое можно было получить в морду". В.Пикуль "Фаворит". Этноним турок им навязал только Ататюрк и по подсказке Ю.Акчуры. Турков все время называли татарами, читай например Челеби. Он называет себя турецким татарином. А кумыклв, азербайджанцев, балкар и прочих - единым словом "кавказские татары". Тот язык, в котором он говорил и писал - татарским языком.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Ты опять попал в петлю заблуждений.
    То что возможно кто-то и называл турок какими-то татарами не означает того, что так турки себя именовали.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Турки никогда себя так не именовали.
    После того, как Ататюрк название страны поменял на Турцию, и османцев, великих османцев переименовал на каких-то турков, сколько было протестных движений. Особенно среди турецкой элиты. Этноним турок прижился только в конце 30-х годов.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Странная логика у вас,скифская и сразу татарская,гунская и опять татарская и так везде,даже мамлюки-татары,тогда зачем во всем мире не приняли без этих отклонений,если татарские,так бы татарскими безоговорочно называли,зачем огород городить,нести путаницу,какими-то гуннами,скифами,уйгурами.А может наоборот веками сложившая история на основе зафиксированных фактов с различных источников против попытки придумать новую псевдоисторию с подачи новоявленных творцов в последнии десятилетия.Поэтому много нестыковок в терминах?Смущает также такое обстоятельство,если всё было,как вы предлагаете,тогда в исторических документах было бы огромное множество свидетельств на татарское начало всех вами перечисленных империй,ничего похожего мы пока не наблюдаем.Но если не считать труды уважаемого Г.Исхаки и его последователей.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Уйгуры - те же татары. Миркасым ага Усманов в своих воспоминаниях писал, что было время, когда то этот регион назывался официально Татарией. Несколько месяцев вроде. Раньше уйгур называли или илинскими татарами, или уйгурскими. Ответить. Анонимно 26 янв. ... Китайцы уйгур издревле татарами называли. Легендарный адмирал Чжэн Хэ, который задолго до Колумба открыл Америку, тоже наверно из уйгурских татар. А в китайских хрониках он назван просто татарином.
    Уйгурский, киргизский, карлукский, кимакский и все остальные прочие тюркские каганаты - татарские государства. Их население - татары. (ВК)
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Да! Китайцы нанимали для несения пограничной службы уйгур, они их называли , белыми" татарами! Насчитывалось их ко времени вознесения Чингиз хана около полутора сотен тысяч сабель, как раз количество соответствующее его изначальному войску(130 тыс. воинов).
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Статья вообще-то про уйгуров.Башкиры удивляют сами с собой спорят,приводят нелепые доводы якобы от лица татар и сами с великим воодушевлением их опровергают.Это новая ступень башкирской исторической мысли.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Удивительная, во многом трагическая история нашей тюркязычной цивилизации. Кстати, недавно видел фотографии уйгуров, проживающих в Китае. Внешне, на лица, очень похожи на поволжских татар. Даже больше, чем, допустим, на казахов или узбеков. С китайцами и современными монголами вообще "небо и земля". А ведь рядом с ними прожили ни одно тысячелетие. Удивительно.
    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Т.е. ты хочешь сказать, что уйгуры похожи на представителей восточнославянской расы и среди них полно рыжих? Не смеши людей.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Ну вот теперь сибирские киргизы объявились.А куда они потом подевались.А потом их назвали сибирскими татарами.Поэтому они и разговаривают по другому.Короче бегали по огромному континенту племена кочевников постоянно меняя названия по вкусу вождя.Поэтому современные названия не имеют никакой связи с теми людьми которые жили тысячу лет назад.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    С киргизами как раз все понятно. В межплеменных войнах получили по брылям и откочевали с Енисея к иссык - кулю. Только татар там уже не было
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Что то какая то не выразительная у них история. Скучная и непродуктивная. Государства по 80 лет существовали. Абхазии вон современной тридцать почти
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    А СССР хотя бы 80 лет просуществовал?
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    когда-то уйгуры в страхе держали половину мира. а теперь их китайцы замучили
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Уйгуры - те же татары. Миркасым ага Усманов в своих воспоминаниях писал, что было время, когда то этот регион назывался официально Татарией. Несколько месяцев вроде. Раньше уйгур называли или илинскими татарами, или уйгурскими.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Это ни о чем не говорит. Татар туда большевики засыпали смуту наводить. Но китайцы имели на регион другие виды
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Если уйгуры татары, то почему себя татарами никак не нарекут?
    Выйдите к ним с предложением обозвать себя татарами, но думаю вы на такую глупость не способны, так как боитесь что вас слегка покалечат уйгуры.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Если уйгуры татары, то почему себя татарами никак не нарекут // это старались советские и китайские товарищи. Они боялись татарского величия и сделали все для того, чтоб слово татар предать забвению.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Ты из психушки пишешь, малай?
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Наоборот, похоже вы оттуда.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    А тогда значит просто ты перепил перебродившего козлиного кумыса.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    В китайских хрониках написано, что бумагу придумал какой-то татарин.
    Точнее, Илинский татарин какой то. Даже слово Бумага (иероглиф) идет от татарского белая хлопковая масса (бум+агы). Китайцы уйгур издревле татарами называли.
    Легендарный адмирал Чжэн Хэ, который задолго до Колумба открыл Америку, тоже наверно из уйгурских татар. А в китайских хрониках он назван просто татарином.
    Ответить
  • Анонимно 26 янв
    Уйгурский, киргизский, карлукский, кимакский и все остальные прочие тюркские каганаты - татарские государства. Их население - татары.
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Извините, а Вы не боитесь, что, например, киргизы Вас побьют, если Вы их назовёте "татарами"?
    Ответить
    Анонимно 26 янв
    Не побьют, они такого слова не знают.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Родоплеменное разделение современных киргизов как раз и доказывает, что они - самые настоящие татары и есть. Чуть ли не половина их родов и племен - татарские, татаро-монгольские. И вообще, современные киргизы не имеют никакого отношения к Кыргызскому каганату. Последнее прдложение - цитата из Гумилева, из его труда "Древние тюрки".
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    А как родопеменное деление может доказывать что они татары??? У казанских татар нет ни родового деления, ни шежере, даже капельки Степной культуры :)))
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Казанские татары - не точный термин. Таких татар нету. Есть татары Волго-Уральские, сибирские, касыймовские и проч. И не надо делить татар на Волго-уральских, сибирских и т.д. Среди татар есть представители и земледельчесой культуры, и степной культуры. Например астраханские татары - степняки, часть крымских татар (северная степная часть) - тоже степняки.
    Что касается следов родо-племенных разделений. Они частично сохранились. Например население Арского, Атнинского районов - мангыты, население Благоварского района - минцы, население Туймазинского района 0 канглинцы, и т.д. Причем все эти племена, которых я назвал - татаро-монгольские. Мангыты - элитное татаро-монгольское пламя, канглинцы - присоединились к войскам Бату хана после присоединения Хорезма и т.д.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Уйгуры сами признают, что они татары и есть. Ихние историки пишут, что Чингизхан был уйгурский татарин, а империя Юань в Китае - уйгурская империя. Где высшая власть говорила на уйгурском языке и писала на уйгурском. А Хубилайская империя Юань - называлась Татарией. Марко Поло везде это госмударство назвает Татарией, и его население - татарами.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    «Уйгуры сами признают, что они татары и есть. Ихние историки пишут, что Чингизхан был уйгурский татарин...»

    Мы конечно вам готовы поверить на слово, но хотелось бы подтверждения.

    Приведите ссылки на публикации, когда и где уйгуры признавали себя татарами и что «ихние» историки утверждают, что Чингисхан был уйгурским татарином.

    Давайте конкретику или вы наглый лгун.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Уйгуры сами признают, что они татары и есть или вы лгун// Читайте в интернете материалы о Чингизхане. В смысле кто претендует на народ Чингизхана. Там перечисляются многие народы, которые причисляют этого человека тысячелетия к своим. А список таких претендентов очень широк: там не только монголы, буряты, тувинцы, но и китайцы, и японцы, и корейцы, и уйгуры и даже украинцы. Уйгуры считают своим не только самого Чингизхана, но и всю его империю. Китайскую династию Юань они называют уйгурской династией.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Еще раз тебе повторяю дай ссылку на информацию о том, что уйгуры считают Чингисхана татаром и что сами уйгуры считают себя татарами.
    Не будет ссылки значит ты лжец.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Погугли "какие народы считают себя потомками Чингизхана". Найдешь сотни статей, в которых уйгуры пишут, что именно они и есть самые настоящие потомки этого полководца.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Гугли сам, что хочешь. Все твои гугления приводят тебя к там же балаболам как ты.
    Еще раз тебе повторяю, приведи конкретную ссылку на текст, где уйгуры сами себя называют татарами и говорят, что Чингисхан был татарином.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    По киргизам.В своё время этот народ отделился и нашёл свою нишу, проживания в том регионе, где и нахадится.Потому у них арийская гаплогруппа высокая, что стали оседлыми!
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    уйгуры были родственны монголам Чингисхана. Согласно [17] за свою поддержку монголам уйгурский правитель потребовал себе в жены дочь Чингисхана. И желаемое тут же и сразу получил. Кстати, все официальное делопроизводство в своей империи монголы вели с использованием уйгурской письменности.Некоторые народы, например, уйгуры, бесспорно, являются продуктом смешения двух рас, европеоидной и монголоидной. Уйгуры – это коренной народ Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе
    алтайской языковой семьи. На рисунке 4 представлена фреска из древнего города Кочо с изображением уйгурского идыкута (правителя). Он имеет ярко выраженные европейские черты лица, а на голове правителя корона, похожая на корону Тимура.Создателем Монгольской империи был Чингисхан. Согласно [6] легендарной прародительницей Темучжина (Чингисхан – это императорский титул Темучжина) была Алан-Гоа. Она родила пятерых сыновей, трех из них – после смерти мужа. Как ей это удалось, вдова честно объяснила:

    «Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри [погасло], входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час, когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, то выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения».

    Алан-Гоа была, по-видимому, женщиной авторитетной, поэтому все ее сыновья и родственники были вынуждены согласиться с предложенной ей версией. Кстати, имя вдовы означало Прекрасная (или Рыжая) Аланка [7, 8].

    В разное время различные авторы называли аланами скифов и славян [9]. Выводы Е.И. Классена при их сопоставлении со сведениями о происхождении монголов, изложенном в [17], заставляют задуматься о том, что среди предков Чингисхана и его соплеменников были аланы. Народ с таким этнонимом существует и в наше время. Аланы – самоназвание современных осетин.

    Родовое имя Чингисхана, потомка одного из чудесно рожденных сыновей Прекрасной Аланки, было Бурджигин.

    Рашид-ад-дин (1247 – 1318 года) – иранский государственный деятель, врач и ученый-энциклопедист так объяснил значение родового имени Чингисхана [10]:

    «Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи».

    Есугэй-бахадур – это отец Чингисхана. Чингисхан, согласно описания его внешности различными авторами, обобщенными в работе [13], был высоким, крепким рыжебородым мужчиной с зелеными «кошачьими» глазами.

    В соответствии с [11]:

    «Расы человека (франц., единственное число race), исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определённых пределах».

    Современными учеными выделяются три основные группы человеческих рас – негроидная, европеоидная и монголоидная. Но только среди представителей европеоидной расы встречаются особи с голубыми глазами и рыжими волосами.

    Рашид-ад-дин сообщает [12]:

    «Кубилай-каан – четвертый сын Тулуй-хана … Когда взор Чингиз-хана на него пал, то он сказал: «Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый, очевидно он похож на [своих] дядей, пусть скажут Соркуктани-беги, чтобы она отдала его кормить хорошей кормилице».

    Хубилай (1215 – 1294 года) и Батый (1209 – 1255/1256 года) – внуки Чингисхана. Тогда, следуя элементарной логике, Батый был рыжим.

    Есть такой русский святой – преподобный Петр, царевич Ордынский. Иконы с его образом представлены согласно рисунку 2.

    Он был правнуком Чингисхана и племянником хана Берке, брата Батыя [13] (у Батыя и Берке были разные матери).

    Православная иконопись всегда придерживалась строгого канона. Но самобытные национальные черты святых на иконах сохранялись. Преподобный Петр явно не представитель монголоидной расы. Его потомком был Дионисий (около 1440 – 1502 год) – ведущий московский иконописец конца XV века.Итак, согласно логике следует – монголы, которых Н.М. Карамзин именует также татарами, были родственны половцам. Поэтому их обычаи и способы ведения войны должны были быть вполне понятны русским. Идем дальше.

    В битве на Калке в рядах монгольского корпуса сражались бродники [4].

    Византийский историк Никита Хониат (Акоминат) утверждал [5]:

    «И те бродники, презирающие смерть, ветвь Русских».

    Значит и с бродниками монголы смогли договориться, причем явно не на монгольском языке. А вот на одном из тюркских языков договориться могли. Бродники в одном строю с «ужасными иноплеменниками» громили и убивали своих единокровных единоверцев.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Т.е. согласно твоей логики татары это собирательное название народов,ту которых нет ничего общего? Ну вообще-то это и так уже известно и доказано.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    "население Благоварского района - минцы, население Туймазинского района 0 канглинцы, и т.д."

    В Благоверному р-не минцы это башкиры. Хотя и большинство населения там татары, которые к минцам не имеют отношения. Минги также живут в Чишминском, Иглинском, Нуримановском, Давлекановском, Миякинском, Альшеевском, Бижбулякском, Стерлитамакском, Аургзинском р-нах Башкирии. Все они башкиры. Тоже самое и про Туймазинский р-н.
    А татары там переселенцы из Казанской губернии. См. Уфаген. Истории сел и деревень.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    В Америке следы "татар" ищите. В ВМС США на вооружении состояли корабельные ракеты "Tartar", звучащие на английском почти как татарин. Да и сами татары так же означаются на английском. В Москве же переиначили, ракеты обозначили как "Тар-Тар", а название географического пространства на средневековых европейских картах восточнее Волги "Tartaria", обозвали Тар-Тарией. Вот и весь каламбур, как с индейцами Америки, которых поначалу приняли за жителей Индии.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Искать не надо. Америка она целиком татарская. Точнее, башкирская. Его открыли и заселили первыми башкирские татары. Как пишет «великий» башкирский «историк» З.Султанов, все индейцы – башкиры. Цивилизации инков, майя, ацтеков – башкирские цивилизации. Названия индейских племен, их слова, их обычаи – все говорит о том, что они башкиры. Даже узоры на коврах у них оказывается башкирские. Древние башкиры 20 тыс лет тому назад заселили Америку. Тогда еще был ледниковый период, и Берингового пролива не было. Уже тогда башкиры были высокоцивилизированным народом, они организовали экспедиции для открытия и изучения новых земел. Какой-то башкирский эмир пошел на восток, чтоб исследовать эти зеили. Башкиры ему обращались Эмир-эке (Әмир-әкә), где эке (әкә) – обращательное слово старшему уважаемому башкиру). Башкирская экспедиция во главе этого Эмир-эке первым попал на этот континент и от них погшли первые индейцы. И от этого вождя башкир этот континет получил свое название – Эмир-эке, т.е. Америка.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Что за бред несешь, уважаемый. Дайка ссылку чтоб я мог прочитать эти россказни. Какой-такой ученый посмел вообще сказать такую бредятину.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Логично.
    Очень логично.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Такое же пишут и про татар, типа индейцы произошли от татар)))
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Заходи на сайт З.Султанова.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    О, прямо как татарские историки. Только есть одно но: З. Султанов не яв-ся членом АН РБ и пишет свои творения как частное лицо (и его опусы не входят ни в одну образовательную программу) в отличие от некоторых деятелей марджанистов.
    Ответить
    Анонимно 27 янв
    Как не входят?
    Именно он первым писал в начале 90-х, что многомиллионных башкир "истребили" татары, башкиры воевали против татаро-монгол 14 лет (нет нигде таких источников именно о 14 летней войне), от него и пошла сказка о геноциде башкир и сказка о великом четырнадцатилетнем сражении башкир против войск Бату хана.
    Сейчас это в каждом учебнике средней школы.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Покажи мне это в каком учебнике написано.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Вообще-то об этом Гумилев начал писать, а не Султанов.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Уважаемый, я к Вам обращаюсь. В каких школьных учебниках про это написано?
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Древние авары - аварцы-дагестанцы
    Древие македонцы-греки - современные македонцы-славяне
    Индийцы - индейцы
    Древние русы-скандинавы --русские славяне
    Хазары-гунны - хазары- монголы с иранским языком
    Черкасы -адыги ---черкасы -украинцы-славяне --черкасы -тюрки
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    они все татары. Только украинцы смесь татар и прикарпатских славян.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Забыли хазарейцев, подленький народец в центре современного Афганистана. Их там "за речкой" все презирают и ненавидят, особенно пуштуны. Хазарейцы потомки нукеров Чингисхана. перенявшие язык дари и ислам, но в расовом облике остались прежними монголами. К Хазарскому каганату хазарейцы не причастны, как и ненцы Заполярья к немцам Германии.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Похоже одна Австралия пока не заселена татарами.Но местные академики и это упущение исправят.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    По-любому в Австралии есть диаспора казанских татар. Остается только сочинить историю, что они в 13 веке приплыли из Монголии)))
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Анонимно 15:48
    Казанские татары - не точный термин. Таких татар нету. Есть татары Волго-Уральские, сибирские, касыймовские и проч. И не надо делить татар на Волго-уральских, сибирских и т.д. Среди татар есть представители и земледельчесой культуры, и степной культуры. Например астраханские татары - степняки, часть крымских татар (северная степная часть) - тоже степняки.
    Что касается следов родо-племенных разделений. Они частично сохранились. Например население Арского, Атнинского районов - мангыты, население Благоварского района - минцы, население Туймазинского района 0 канглинцы, и т.д. Причем все эти племена, которых я назвал - татаро-монгольские. Мангыты - элитное татаро-монгольское пламя, канглинцы - присоединились к войскам Бату хана после присоединения Хорезма и т.д.
    Ответить
    ------------------------------------------------------------------------------------------
    Не нужно лгать
    Нет среди татар Арского и Атнинского районов племени Мангыт . Все села Арской Даруги в Казанском ханстве были ЧЮВАШСКИМИ (СУАССКИМИ)
    1551 год
    Оказавшись в сложной ситуации, левобережные чуваши, "чюваша Арская"(предки казанских татар) , предприняла отчаянную попытку переворота в Казани. Любой ценой надо было согласиться "формально", как и раньше бывало ,на ставленника Москвы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чюваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? (Шиг-Али)» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чювашу». Близ ханского дворца произошел бой: крымцы одолели, а потерпевшие поражение казанские князья и мурзы выехали из Казани в Свияжск. "Крымская партия" потерявшая доверие чуваш (казанских татар) и чувствуя нарастающее недоверие горожан решила бежать.

    Видя весь народ волнуем на себя, и яко хотели его убить, — писал казанский летописец XVI века, — Кучук испросившись у казанцев якобы собрания ради воинства… собравшись со своими татары(крымцами) , взяв с собою брата своего, и жену, и два сына, побежал в Крым». 16 августа 1551 года Шиг-Али уже в третий раз занял ханский престол,но ненадолго. Шиг-Али проявил свой нрав, за который уже дважды изгонялся казанцами, « их убивает, и грабит, и жен их и дочерей емлет сильно». За два дня резни в городе было убито семьдесят видных горожан. 6 марта хан обманом, собираясь будто бы на рыбную ловлю, выехал из города со множеством знати и вывел из Казани всех стрельцов, составлявших его охрану и бежал в Свияжск.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Когда вышла замуж и перехала в Казань, Сююмбике пришла сюда не одна. Ее отец Юсуф, чтоб обеспечить ее безопасность в чужой земле отправил вместе с ней несколько ногайских полков. Они осели на землях современного Арского и Атнинского районов. И до нее эти земли были заселены ногайцами-мангытами. Когда ногайцы на Казанский престол посадили своего человека, они для его защиты направили чуть ли не целый тумен. И они осели на землях этих районов. Вы читайте М.Ахметзянова об истории сел Мингер и других населенных пунктов этих районов.
    Ответить
    Анонимно 31 янв
    Вы поменьше читайте сказок от филологов.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    ЧЮВАША АРСКОЙ ДАРУГИ Казанского уезда
    д.Шалым (Нижний Пшалым) Арская дорога Казанский уезд


    РГАДА фонд 1209 опись 1 кн.153 (лл.48-52) /л.48/ Лета ЗРКЕ (7125-1617год) сентября в день .По Государеву Цареву Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси указу и по приказу боярина и воеводы князя Володимира Тимофеевича Долгоруково , князя Семена Микитича Гагарина да государевых дьяков Ондрея Подлесова да Офонасья Истомина Степан Бурьев ездил в Казанской уезд по Арской дороге чювашскую деревню Шалым для того в дозорных книгах Юрья Змеева да подьячего Микиты Суетина прошлого РКГ (123-1615 г.) году написано по Арской дороге деревня Шалым .А в ней старых ясачных три дворы, да в той ж деревне живет своим двором ЧЮВАШЕНИН Кармыш Кильдеяров .А велено /л.48об./ ему жити на новоприбыльном на целом ясаке, да тое ж деревни ЧЮВАШЕ да на пустошь березник по Культе речке по вершине по обе стороны на новоприбылой на целой ясак . А Кармышко бил челом Государю, а сказал что де он пашню пашет и сено косит га той пустоши на березнике по Культе речке и ясак платить с той пустоши .А в Шалым деревне пашню де он не пашет.А по дозорным книгам Юрья Змеева с товарищи в той деревне и з березником пашни на пять ясаков дватцеть чети в поле а в дву по тому ж по четыре чети на ясак , а сена под деревнею на лугех и меж поль и по заполью и по дубровам пятьсот копен, по сту копен/л.49/ на ясак . И Степан приехав в деревню в Шалым собрал около тое деревни окольных людей ЧЮВАШУ сколько человек пригоже деревни Кармышевы Девлекея Мамагозина да Янгильдоя Токкозина да Курманалея Уразгильдеева, деревни Турнали Тойгозю Толонгозина, деревни Малых Метесков Байчюру Шачюрина , деревни Больших Метесков Мамая Шамаева, деревни Турнали Ахпая да Тансару Сабуровых. Да с теми людьми мерил в деревне Шалым пашню и сенные покосы и всякие угодия . И в деревне Шалым пашенные земли (….)цеть чети в поле а в дву по тому ж , сена под деревнею на лугех меж поль и по заполью по дубровам триста пять /л.49об./десят копен, лесу черново дубров круг деревни в длину на пять верст а поперег на три версты .
    Да в той деревне ДВОРЫ ЧЮВАШСКИЕ :
    (Д) старосты Попаша Яншеикова , живет на целом ясаке, да с ним живет на одном дворе собе избою брат ево Кельдыбек Кильдеяров.
    (Д) Бизюреша Искинешева , живет на целом ясаке ,к собе припустил на полясака Сюнчалея Кармышева, а живет Сюнчалей собе избою.
    (Д) Фомы Баишева , живет на полуясаке.
    (Д) Индырчея Ахманова, живет на полуясаке.
    (Д) Кармыша Кильдеярова, живет на целом ясаке в Шалым деревне и пашню пашет и сена косит в той же /л.50/ деревне. А на березнике что по Культе речке пашни не пашет. И Степан Гурьев тое пустоши по Культе речке в вершинах дозирал и сыскивал подлинно старожильцов деревни Шалым чювашенин Кармышко на березнике по Культе речке на целом ясаке живет ли пашню пашет ли и на колько четь пашню пашет и на колько копен сена косит . И окольние люди деревни Кармышевы Девлей Мамагозин с товарыши сказали по своей вере по шерсти , как де взяли ЧЮВАША деревни Шалым пустошь березник по Культе речке на новоприбылой ясак в вершинах, Кармышко де на /л.50об./ той пустоши на березнике по Культе речке на вершинах не живет и пашни не пашет , а живет в Шалым деревне и пашню де пашет в той деревне. Лишо де на той пустоши на березнике по Культе речке в вершинах сено косят чюваши всею Шалым деревнею.А как де взяли чюваша деревни Шалым тое пустошь березник по Культе речке в вершинах и они владеют тою пустошью третей год по левую сторону Культи речки .А по правую сторону тое речки Культи сенной покос на березнике новокрещена Дмитрея Денисова сына Кол /л.51/чурина. А по дозору и сыску на той пустоши по левой стороне Культи речки пашни перелогом шесть десятин во всех трех полях, сена сто пятьдесят копен . Да новокрещен Дмитрей Колчурин придал из своих сенных покосов ЧЮВАШЕ деревни Шалым к их ясачной земле что по Культе речке в вершине от речки от Культи сенных покосов на сто копен. А межа от речки Культи елховой куст да прямо по сухому врагу , во враге береза виловата , на ней грань , з березы на ивовой куст , с куста на дуб, на дубу грань , с ду /л.51об./ба на вязь , на ней грань , с вязу на ель , на ней грань , а сели до черново лесу. С правую сторону сенной покос Дмиртеев .А с левую сторону земля и сенной покос ЧЮВАШИ деревни Шалым .
    А книги писал Митя Кривочюров , толмач Иван Фролов.
    Знамена сторонних людей:
    Знамя (Тамга) Девлекеево
    Зна(тамга)мя Бурнаево
    Знамя (тамга) Тойгозино
    /л.52/Знамя (тамга) Мамаево
    Знамя (тамга) Байчюрино
    Зна(тамга)мя Ахпаево
    Знамя (тамга) Тансарино.
    По всем листам идет прочетная запись
    «К сем книгам Иван Левонов вместо Степана Гурьева руку приложил (подпись)»
    -----------------------------------------------------------------------------------------
    История этого татарского села
    История деревни Нижний Пшалым (Тубэн Пошалым)
    Деревня в Арском районе, на р. Пшалымка, в 17 км к северу-востоку от пгт Арск.
    На 2002 г. - 281 жителей (ТАТАРЫ ).
    Полеводство, молочное скотоводство.
    Начальная школа.
    Известна с 1615–17 гг. как д. Шалым. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, плотничным промыслом. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, водяная мельница, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 982,2 дес.
    До 1920 г. деревня входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
    Число жителей: в 1782 г. - 60 душ мужского пола, в 1859 г. - 288, в 1897 г. - 388, в 1908 г. - 461, в 1920 г. - 500, в 1926 г. - 468, в 1938 г. - 471, в 1949 г. - 400, в 1958 г. - 412, в 1970 г. - 401, в 1979 г. - 295, в 1989 г. - 271 чел.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Вы тут приводите данные ревизий царских времен. Тогда в ревизские сказки людей записывали не по национальности, а по сословиям. Т.н. по тому, какой налог должен был платить учитумый. Тогда много татарских деревень фиксировали как чюваша, ясачеая чюваша и т.д.
    Кстати, те материалы, которых вы приводите как раз и доказывают, что население этих деревень было из мангытов. Родовые тамги использовались в основном в Ногайской орде.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Скорее чуваша была ещё и этническим термином обозначающее население Казанского уезда. Это потомки булгар, их ещё называли бесермяне. В составе Казанского ханства была Чувашская дорога (она же Зюрейская) в западном Закамье, где жили в основном чуваши. Да и предки казанских татар приняли этноним "татары" только в конце 19-начале 20 века.
    Ответить
    Анонимно 28 янв
    Никаких булгар после Бату хана у нас не осталось.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Почему тогда на карте Ремезова есть и чуваши и булгары. Причем чуваши помещены между башкирами и булгарами)))
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    А татары на любых картах от Приднпровья (Казацкая Татария) до Китая (Великая Татария).
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    И что самое смешное к современным татарам все это не имеет никакого отношения.
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Ко времени взятия КАЗАНИ ВСЕ 100% предков татар -назыались СУАСАМИ (по русски ЧЮВАША) ВО ВСЕХ УЕЗДАХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.Даже были чюваша Ногайской Даруги (ногайской она называлась из за того что через нее шла дорога в Ногайскую Орду)
    Но часть этих суасов (чюваш) почти сразу после завоевания поверстали в сословие СЛУЖИЛЫХ ТАТАР .. И их уже в этом СТАТУСЕ русские чювашой НЕ НАЗЫВАЛИ , а уже ТАТАРАМИ . Это ключевой момент для понимания перехода предков Казанских татар из СУАСОВ (чюваш ) В ТАТАРЫ .
    В писцовых книгах описаны случаи , когда отец чюваш , а сые служилый татарин или один брат чюваш, другой служилый татарин .
    Тут русские чиновники в одну кучу сваливали названия сословий и этнонимы .
    Даруга -- монгольское название региона
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    И Степан приехав в деревню в Шалым(Пшалым) СОБРАЛ около тое деревни окольных людей ЧЮВАШУ сколько человек пригоже деревни КАРМЫШЕВО Девлекея Мамагозина да Янгильдоя Токкозина да Курманалея Уразгильдеева, деревни ТУРНАЛИ Тойгозю Толонгозина, деревни МАЛЫХ МЕТЕСКОВ Байчюру Шачюрина , деревни БОЛЬШИХ МЕТЕСКОВ Мамая Шамаева, деревни Турнали Ахпая да Тансару Сабуровых.
    -------------------------------------------------------------------------------
    Здесь ЧЮВАШИ других деревень Арской дороги . Прочтите внимательно названия деревень
    Эти деревни и сейчас существуют . Арский район Татарстан

    История деревни Нижние Метески (Тубэн Мэтэскэ)
    Село в Арском районе, на автомобильной дороге Казань–Пермь, в 6 км к северу-востоку от пгт Арск.
    На 2002 г. - 428 жителей (ТАТАРЫ ).
    Полеводство, мясное скотоводство, комбикормовый завод.
    Средняя школа, клуб, библиотека. Мечеть.
    Основана в период Казанского ханства. В дореволюционных источниках упоминается также как Малые Метески. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, конно-почтовая станция, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 829,9 дес.
    До 1920 г. село входило в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
    Число жителей: в 1782 г. - 99 душ мужского пола, в 1859 г. - 339, в 1897 г. - 397, в 1908 г. - 517, в 1920 г. - 461, в 1926 г. - 503, в 1938 г. - 539, в 1949 г. - 490, в 1958 г. - 522, в 1970 г. - 442, в 1979 г. - 409, в 1989 г. - 419 чел.

    История деревни Верхние Метески (Югары Мэтэскэ)
    Деревня в Арском районе, на р. Ия, в 6 км к северо-востоку от пгт Арск.
    На 2000 г. - 289 жителей (ТАТАРЫ ).
    Полеводство, мясо-молочное скотоводство.
    Начальная школа. Мечеть.
    Известна с периода Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным промыслом, изготовлением решёт из лыка, содержали ямских лошадей. В начале 20 в. в деревне функционировали мечеть и мектеб. В этот период земельный надел сельской общины составлял 817,5 дес.
    До 1920 г. деревня входила в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
    Число жителей: в 1782 г. - 90 душ мужского пола, в 1859 г. - 366, в 1897 г. - 405, в 1908 г. - 452, в 1920 г. - 460, в 1926 г. - 480, в 1938 г. - 507, в 1949 г. - 332, в 1958 г. - 300, в 1970 г. - 312, в 1979 г. - 278, в 1989 г. - 270 чел.

    История села Старые Турнали
    Село в Арском районе, на р. Казанка, в 15 км к северо-востоку от г. Арск.
    На 2008 г. - 182 жителя (татары).
    Полеводство, молочное скотоводство.
    Неполная средняя школа, клуб, библиотека. Мечеть.
    Известно с 1617 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Малые Турнали. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением бёрд (деталь ткацкого станка в виде гребня). В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 551,5 десятин.
    До 1920 г. село входило в Кармышскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
    Число жителей: в 1782 г. - 20 душ мужского пола, в 1859 г. - 242, в 1897 г. - 345, в 1908 г. - 404, в 1920 г. - 439, в 1926 г. - 442, в 1938 г. - 434, в 1958 г. - 316, в 1970 г. - 223, в 1979 г. - 215, в 1989 г. - 185, в 2002 г. - 196 чел.

    История села Казанбаш
    Село в Арском районе, на р. Казанка, в 8 км к северо-востоку от пгт Арск.
    На 2002 г. - 549 жителей (татары).
    Средняя школа, дом культуры, библиотека.
    Полеводство, молочное скотоводство.
    Известно с 1617 г. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Кармыш Казанбаш. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, кожевенным и плотничным промыслами. По сведениям 1866, в селе была мечеть, в начале 20 в. здесь располагалось волостное правление, функционировали 2 мечети, кредитное товарищество, мельница, кузница, 6 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1869,8 дес.
    До 1920 г. село являлось центром Кармышской волости Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
    Число жителей: в 1782 г. - 161 душа мужского пола, в 1859 г. - 877, в 1897 г. - 1074, в 1908 г. - 1178, в 1920 г. - 1256, в 1926 г. - 1183, в 1938 г. - 948, в 1949 г. - 793, в 1958 г. - 697, в 1970 г. - 695, в 1979 г. - 628, в 1989 г. - 596 чел.

    Родились в селе Казанбаш:
    Валеев Диас Назихович — татарский писатель, драматург.
    Хастиев Мирбат Бадриевич - председатель колхоза «Известия» Арского района, Герой Социалистического Труда.

    Известно с 1617 г. В дореволюционных источниках упоминается также под названием КАРМЫШ Казанбаш.
    До 1920 г. село являлось центром Кармышской волости

    собрал около тое деревни окольных людей ЧЮВАШУ сколько человек пригоже деревни КАРМЫШЕВО Девлекея Мамагозина да Янгильдоя Токкозина да Курманалея Уразгильдеева,
    --------------------------------------------------------------
    Деревня Кармышево - это деревня Казанбаш
    Ответить
  • Анонимно 28 янв
    Историки могут по разному оценивать события тех времен,но из летописей "слов не выкинешь". В них ясно сказано- чтобы "воевати их не велел". Вот она- правда. Горная сторона полностью была занята войсками и сорок тысяч "гораздых к луку стрельцов" чуваш (предков казанских татар) и черемис (предков современных чуваш и мари ) не в состоянии были выстоять против 150 тысячного войска,вооруженного огнестрельным оружием,пушками и пищалями.

    Оказавшись в сложной ситуации, левобережные чуваши (суасы-мусульмане) , "Чюваша Арская", предприняла отчаянную попытку переворота в Казани. Любой ценой надо было согласиться "формально", как и раньше бывало ,на ставленника Москвы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? (Шиг-Али)» Пришли на царев двор, и Крымцы Кощак-улан с товарищи с ними билися и побили Чавашу». Близ ханского дворца произошел бой: крымцы одолели, а потерпевшие поражение чувашские князья и мурзы выехали из Казани в Свияжск. "Крымская партия" потерявшая доверие чуваш(мусульман-суасов) чувствуя нарастающее недоверие горожан решила бежать.

    Видя весь народ волнуем на себя, и яко хотели его убить, — писал казанский летописец XVI века, — Кучук испросившись у казанцев якобы собрания ради воинства… собравшись со своими татары(крымцы), взяв с собою брата своего, и жену, и два сына, побежал в Крым». 16 августа 1551 года Шиг-Али уже в третий раз занял ханский престол,но ненадолго. Шиг-Али проявил свой нрав, за который уже дважды изгонялся казанцами, « их убивает, и грабит, и жен их и дочерей емлет сильно». За два дня резни в городе было убито семьдесят видных горожан. 6 марта хан обманом, собираясь будто бы на рыбную ловлю, выехал из города со множеством знати и вывел из Казани всех стрельцов, составлявших его охрану и бежал в Свияжск.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Башкиры уже и русские летописи переписали на свой лад "гораздых к луку стрельцов чуваш(предков казанских татар) и черемис" там нет вставки в оригинале после чуваш(предков казанских татар).Башкирская выдумка,зачем лгать?
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Полная интерпритация летописи на башкирский лад с исключением смысла ,уберите свои вставки с кавычками и смысл станет нормальным.С таким же успехом мог бы туда и ( бацкорт) вставить.
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Ни в одном из Казано-татарских преданий НЕ встречается термин МАНГЫТ .
    А вот этноним БОЛГАР встречается часто.
    Я сам с Арского района и знаю что наши деды говорили - "БЕЗ БОЛГАР ТОКМЫННАР !"И знать не знали МАНГЫТОВ
    Марийцы нас и сейчас называют СУАС в качестве имеено НАРОДА ., "СУАС ЭЛ" с марийского языка -- Республика ТАТАРСТАН
    Этноним татары на Средней Волге появилися лишь с ПРИХОДОМ РУССКИХ . в виде СОСЛОВИЯ - служилые ТАТАРЫ . А вот податные сословия в начале называли с ПО НАЗВАНИЮ ЭТНОСОВ : Ясачные Черемисы( предки современных чуваш и мари) , Ясачные вотяки(предки удмуртов) , Ясачные чюваши-(суасы) -предки казанских татар . То есть здесь использовали этнонимы , хотя лишь у казанских татар в данном случае этноним ЧЮВАШ (СУАС) --САМОНАЗВАНИЕ Вотяки,Чермисы -- не были самоназванием предков удмуртов и мари ..Они были ВНЕШНИМИ ЭТНОНИМАМИ
    С 18 века повилось название ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ . Но не сразу ушло название ясачная чюваша --они какое то время функционировали паралелльно
    Кстати на европейскихъ картах 16,17 вв , обозначены СУАСЫ - у г.КАЗАНИ широкой полосой вдоль реки Казанки
    На одной из карт этноним "СУАСЫ" обозначен на правом берегу Волги , там где сейчас ПРАВОБЕРЕЖНЫЕ райны Татарстана ( Камско-Устьинский , Кайбицкий , Верхне-Услонский , Апастовский , Тетюшский Буинский а также севрные районы Ульяновской области , там где с булгарских времен жили и живут предки татар.
    Территория современной Чувашии на этих картах обозначена -Nagornia seremica
    Ответить
  • Анонимно 30 янв
    Тем кто ни как не поймет или не хочет понять что чюваша - это русский вариант этнонима Казанских татар-СУАС. СУАСЫ -это паралельное название асского племени АСКЕЛЫ в составе Волжских Болгар .
    Даю вам потверждение , что речь идет не о сословии , а об ЭТНОСЕ

    Интересно, что служилая ТАТАРСКАЯ ЗНАТЬ также именовалась ЧУВАШАМИ . В Уфимском уезде с XVII в. были известны темниковские МУРЗЫ Ураковы, большинство из которых приняло крещение. Однако, один из них вернулся в ислам, за что ИЗ КНЯЗЕЙ был НИЗВЕДЕН (ПОНИЖЕН а статусе ) В ЯСАЧНЫЕ ТАТАРЫ 21. Это — переводчик Уфимской провинциальной канцелярии Кильмухаммед Ураков. Его поступок весьма порицался уфимскими дворянами, говорившими, что ОН (князь ) «беззаконной ЧЮВАШЕНИН и принял обрезание»22. Вот еще один весьма симптоматичный пример. Один из вождей башкирского восстания 1735—1740 гг. батыр, БАШКИР Тамьянской волости Кусяп Султангулов, приехавший в Оренбург под гарантии личной неприкосновенности, данные оренбургским ахуном , казанским татарином Мансуром Абдрахмановым, а затем вероломно арестованный, говорил последнему: «ты де, ЧУВАШЕНИН , меня обманул, да и МУРЗА де ЧУВАШЕНИН также обманул»23. В том, что мулла Мансур и касимовский мурза Кутлу-Мухаммед Тевкелев НЕ были предками современных чувашей , нет никакого сомнения.
    --------------------------------------------------------------
    И так
    Мурза Ураков и мурза Тевкелов названы чювашами . Ахун Абрахманов -духовное лицо назван также чювашом .
    То есть представители РАЗНЫХ СОСЛОВИЙ татар названы чювашами .А это означает что ЧЮВАШ -СУАС - этническое обозначеение в то время ТАТАР,
    Но если писали ЯСАЧНЫЙ ЧУВАШ - то это означает что ЭТНИЧЕСКИЙ ЧЮВАШ - -НА ЯСАКЕ
    Были ясачный вотяк, ясачный черемис-но в то же время термины вотяк и черемис означали ЭТНОСЫ , как и чюваша
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    В Арском районе есть деревня Субаш.
    Ответить
  • Анонимно 31 янв
    В Казанском царстве правом берегу Волги ,между Волгой и Свиягой -жили предки казанских татар , которых русские называли ЧЮВАШОЙ .
    Их также называли Горные чюваша .
    Это сейчас -Тетюшский , Апастовский Буинский , Кайбицкий , Верхне-Услонский Правобережная часть Зеленодольского района Республики Татарстан

    Именно по Свияге в Болгарское время проходила линия обороны булгар с крепостями , рвами валами от противников недших с войной на них с западной стороны ..
    Западнее этой обронительной линии- территория Чувашии. И земли , на которых сейчас расположена Чувашии , не были защищены линиями обороны КРЕПОСТЯМИ ВАЛАМИ , РВАМИ НИ С ЮГА НИ С ЗАПАДА И СЕВЕРА .
    Здесь можно сделать лишь один вывод : Булгары защищали линиями обороны с крепостями лишь СВОИХ .
    В данном случае для булгар свои- восточнее Свияги


    Ответить
  • Анонимно 06 фев
    Информация к размышлению: Почему на крестах православных храмов есть полумесяцыНикакого отношения к Византии этот крест не имеет!Он, древнеассирийский и был символом христиан-несторианцев, "манихеев".Последователей этого вероучения было множество у татар Чингиз хана, это их Крест, ими привнесён.Русские князья-"рюриковичи" принимали православное христианство по византийскому обряду, крестились тремя перстами, несторианцы двумя, также,как и большинство русского населения. называемого в настоящее время староверами! Какое то недоумение напрашивается, кто же они , русский народ, не татары ли Чингиз хана?! В 1667 году перешли в России на византийский обряд, а до того, значит?!... История , очень странная!?
    988 год....В конечном счете князь решил крестить Русь по византийскому обряду. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самый подходящий момент. Шел 987 гВизантийский обряд:

    Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных(принимаемых в веру!), писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются... как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго». То есть исполняли византийский обряд, не всё русское общество, большинство народа были староверами, проще говоря придерживались фактически ,несторианства!? Так какое же ,это было население?! Татары Чингиз хана, которых переназвали русскими?!...
    До патриарха Никона русское общество было единым с единым пастырем, двуперстное знамение, образ написания имени Иисус и двоение при возгласе – аллилуйя.С концом династии Рюриковичей власть в России переходит к семнадцатилетнему царю Михаилу (1613-1645 гг.), основателю царской фамилии Романовых.

    Создается московское государство, развивающее свою политическую мощь, попутно освобождаясь от смутного прошлого. Первые цари Михаил и Алексей Романовы способствуют сотрудничеству с западной цивилизацией и подготавливают почву для реформаторской деятельности своего наследника Петра Великого.В мае 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церквий,РАЗНИЦА В ОБРЯДАХ — ПРИЗНАК ИНОСЛАВИЯ?

    9-1. Проблему «старообрядческого» раскола кратко можно сформулировать следующим образом: раскол произошел из-за разницы в обрядах или из-за ересей, внешним признаком которых были те или иные обряды и обычаи? Иными словами, могли ли возникнуть сами собой разные чины и обряды в единой по вере Православной стране или они появились из разных источников? Современники раскола, как сторонники троеперстия, так и защитники двоеперстия, на эти вопросы отвечали вполне определенно: раскол произошел из-за веры, потому что тот или иной способ перстосложения отражал разные веры. Какие? Участники Соборов, бывших при патриархе Никоне и после него, зная, что двумя перстами крестное знамение совершают монофизиты-армяне и несториане, что двоеперстие стало символом этих ересей, видели в упорстве, с которым отстаивали двоеперстие первые расколоучители внешний признак внутренне исповедываемых ими ересей. 9-2. Совокупность трех обрядов. Говорить следует не о каждом обряде по отдельности, а о совокупности этих трех обрядов, потому что именно в совокупности они и употребляются по-разному у православных и у инославных, то есть еретиков. Во всех Поместных Православных Церквах (греки, грузины, сербы, болгары, румыны и русские) верующие употребляют троеперстие, круговые хождения совершают противосолонь и трижды поют «аллилуйя». Еретики (несториане, армяне-монофизиты, сиро-яковиты-монофизиты) и русские старообрядцы употребляют двоеперстие, посолонь и сугубую аллилуйю. Двоеперстие и хождение посолонь отмечается также у некоторых католиков. Таким образом, раскольники отвергают и называют «новыми» те обряды, которых придерживаются ВСЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров