Новости раздела

Тюркские надписи на монетах Дмитрия Донского, «мода на все восточное» и старые счеты

Из книги востоковеда-татарофила о татарском влиянии на жизнь русского народа. Часть 5

Тюркские надписи на монетах Дмитрия Донского, «мода на все восточное» и старые счеты
Фото: wikipedia.org

Три года назад известный российский востоковед-тюрколог, доктор исторических наук, профессор РАН Илья Зайцев подготовил к изданию книгу Сергея Аверкиева (1886—1963) под названием «Влияние татар на жизнь русского народа», которая вышла в Казани тиражом всего 100 экземпляров. Автор книги, историк-энтузиаст и «татарофил», до начала Первой мировой войны работал в Палестине (сначала в Дамаске учителем русской школы, позже в Назарете помощником инспектора начальных школ Императорского Православного Палестинского общества). Затем он был интернирован в Россию, где в итоге осел в Нижнем Новгороде. Аверкиев считал, что почти все русские государственные институты, явления и понятия являются по происхождению татарскими — и в его книге можно найти множество соответствующих примеров. В 50-е годы историк-любитель отправлял свою рукопись в московский Институт истории, но там ее, конечно же, немедленно «сослали» в архив, где она благополучно пролежала до середины 10-х годов XXI века. С разрешения Ильи Зайцева «Реальное время» публикует фрагменты этой монографии. Предыдущие части: 1, 2, 3, 4.

II. Влияние татар на административное управление, финансы и военное устройство русских княжеств

3. Деньги. Печати. Меры веса и длины. Бумага. Счеты

В казне княжеской наряду с «иной всякой рухлядью» хранились также и деньги. Слово деньги (старинное «деньга») филологи производят от татарского слова «тамга». Такое словопроизводство впервые, кажется, было предложено академиком Френом, но казанский профессор Эрдман, вопреки мнению Френа, указал, что слово «деньга» в его современной татарской форме «танка» существовало в Азии уже с древнейших времен и имело то же значение, что и гривна. Тюркское слово «танка», несомненно, происходит от персидского слова «дангь», означающего 1/6 часть диргема, слова, которое в этом значении было заимствовано у персов и арабами (данык, данак, данек). Современная татарская «танка» означает рубль и вообще золотую и серебряную монету.

Чеканка русских монет, существовавшая в Киевском княжестве и прекратившаяся в древней Руси вследствие княжеских усобиц, возобновилась не раньше двух последних десятилетий XIV века в княжение Дмитрия Донского в Москве, а затем стала производиться и в других княжествах. По словам проф. Любавского, татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. И, действительно, мы видим на монетах Дмитрия Донского и последующих московских князей вплоть до Василия Темного наряду с русскими надписями также и татарские, что убедительно говорит о татарском влиянии на русское монетное дело. В княжение Василия Темного (1425—1462) татарские надписи на монетах заменяются лишь подобием восточного шрифта, но при Иоанне III (1462—1505) они снова появляются в неискаженном, правильном виде. Татарские надписи помещались также и на монетах вел. княжества Суздальско-Нижегородского, а в вел. княжестве Рязанском просто использовали золотоордынскую монету, надчеканивая на них тамги и штемпеля с именем великого князя или с одним его титулом. На монетах княжеского периода изображались, кроме фигур князя и сцен охоты, также фигуры фантастических животных, заимствованных с Востока.

Вскоре после начала чеканки серебряных денег под влиянием татар стали чеканить и медные пулы. Слово «пул» или «пуло» восходит к греческому «фоллис», которым у древних греков называлось как медная монета, так и кожаный мешок, в котором пересылалось жалованье войскам. Фоллис у арабов превратился в фильс (множественное: фулюс), а в Золотой Орде он звучал как «пул». От слова «фильс» (фулюс) или «пул» и произошло русское «полушка».

Рубль, как счетная единица, появился в древней Руси при татарах в XIV веке, по словам Карамзина, в первый раз он упоминается в летописях в 1321 году. Карамзин, ссылаясь на иностранцев, говорит, что древние рубли представляли из себя продолговатые куски серебра без надписей и изображений и весили от 22 до 24 золотников. Хотя и существует объяснение, что слово «рубль» произошло от глагола «рубить», так как большие куски серебра якобы разрубались на соответствующие мелкие части, но такое объяснение представляется крайне сомнительным и наивным. Вероятно, слово «рубль» заимствовано с Востока, из Индии, где издавна ходили под именем рупий серебряные монеты. Санскритское слово «рупия» означает «серебро», «серебряная монета». Стоимость рупии в Ост-Индии в конце XIX века равнялась 96 копейкам.

Татары обязали русских князей чеканить серебряные «деньги» с ханским штемпелем и тамгою. Фото libma.ru

Обычно принято считать название монеты «копейка» чисто русским словом, и производят его от «копья», которое якобы можно видеть в руках всадника, изображенного на старинных русских серебряных монетах — «копейках». Однако в 1830 г. уже упомянутый казанский профессор Ф. Эрдман предложил другое объяснение происхождения названия «копейка». Он указал на существование у татар во времена Тимура (1370—1405) монет с изображением собаки. Так как собака по-татарски называется «копек», то монеты с изображением собаки и назывались по-татарски «динари-копеки», т. е. собачьими монетами, или просто «копеки», т. е. «собаками», и при счете денег говорили: сколько-то «собак» («копеки») или столько-то «собачьих монет» («динари-копеки»). Первое упоминание о копейках, по словам Эрдмана, находится в «Истории Тамерлана» под 789 (1387) годом.

К концу XIX столетия объяснение проф. Эрдмана или забылось, или было признано неудовлетворительным, так что среди известных языковедов того времени, проф. Брандта и акад. Соболевского, произошло разногласие относительно правописания этого слова: через букву «ять» от предполагаемого слова «капея» или через букву «е» от «копья», которое держит в руке изображенный на монете всадник. По поводу этого спора один из учеников проф. ориенталиста Мухлинского снова привел объяснение проф. Эрдмана о татарском названии слова копейка. Хотя Эрдман и был близок к истине, указывая на тюркское происхождение названия «копейка», но только оно связано было не с собакой, а с именем хана Кебека (1318—1326), что разъяснил акад. В.В. Бартольд. При этом джагатайском хане была введена серебряная монетная система, которая раньше была у персидских монголов. Прежним названием золотой монеты динар стала называться крупная серебряная монета, весившая 2 золотника; шесть более мелких дирхемов, весивших 1/3 золотника, составили динар. Эти серебряные монеты по имени хана и получили на Востоке название «кебеков».

Современное название 15 копеек — «пятиалтынный» — до сих пор сохраняет в себе татарское слово «алтын», которым обозначалась стоимость шести «денег», равная 3 копейкам. По-татарски «алты» означает шесть, таким образом, слово пятиалтынный указывает, что по своей стоимости эта монета соответствовала шести старинным алтынам. До Петра I алтыны не чеканились, на них только велся счет. Само татарское слово «алтын» сложное образовавшееся из двух слов: «алты тийн» — «шесть белок».

Татарское влияние сказалось не только в области русской нумизматики в XIV и XV столетиях; значительно позже, в XVI и XVII веке, мы можем наблюдать восточное влияние и на русскую сфрагистику. Среди печатей, прилагавшихся к древним грамотам и актам, встречаются печати с восточными надписями. По исследованиям специалистов, все они оказываются копиями или подражаниями татарским или персидским подлинным печатям или монетам. Если к заимствованию монетного дела у татар побуждала русских необходимость, то наличие печатей с восточными надписями у лиц, принадлежавших к правящему классу, говорит нам о моде на все восточное, широко распространенной в верхах русского общества.

От татар русскими были позаимствованы и следующие меры веса и длины: анасырь, безмен, батман, контарь и аршин.

Анасырь в конце XVI в. был мерой веса двух родов: «анасырь бухарский» и «анасырь нынешний». «Анасырь бухарский» древнее «нынешнего»; очевидно, в древней Руси он существовал очень долго. Он восходит к вавилонской мине, которая употреблялась арабами для взвешивания серебра при чеканки серебряных диргемов и от арабов перешла к другим мусульманским народам. «Бухарский анасырь» весил ровно 128 золотников (546 гр.), или, по старинному выражению, «пол три гривенки малыя (48+48+24=120) и 8 золотников». «Нынешний анасырь» был равен 96 золотникам и соответствовал иракскому ратлу, который употребляли арабы при чеканке своей золотой монеты — динаров. Вес иракского ратла и «нынешнего анасыря» соответствовал дореволюционному фунту, т. е. 409,51 грамма.

Монеты Золотой Орды. Фото izhig.ru

Безмен (от тюркского «батман») был не только орудием для взвешивания, но и мерой веса. Как мера веса он равнялся приблизительно 21⁄2 гривенкам, т. е. двум с половиной фунтам или, приблизительно, одному килограмму. Батман упоминается в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина (XV в.). В Московском государстве он был в употреблении преимущественно у финских и турецких народностей, хотя и не входил в состав русского веса. Величина батмана была разная: в обыкновенном батмане считалось 10 фунтов, а в большом — около пуда. В царской России в XIX столетии в Казанской и соседних губерниях батманом называлась мера зернового хлеба в 41⁄2 пуда весом.

Арабская мера веса «кынтар», содержавшая в себе сто иракских ратлов, была позаимствована у арабов персами, а от последних, вероятно, через посредство татар перешла к русским в форме «контарь». Русский контарь заключал в себе 100 фунтов или 2,5 пуда (40,95 кг.), т. е. вполне соответствовал арабскому кынтару. (В современном арабском кынтаре тоже 100 ратлов, но современный ратл почти вдвое легче старинного — иракского: всего 2564 г).

Аршин (от перс. «арш», «араш» — локоть, рука от кисти до локтя), заимствованный у турецких народов, до Алексея Михайловича представлял из себя меру различной длины, что и явилось поводом к созданию пословицы: «каждый купец на свой аршин меряет». Окончательная длина аршина была установлена при Петре I: в подражание английскому ярду, делимому на 16 нейлей, он стал делиться на 16 вершков.

В дореволюционной России бумага продавалась стопами, стопа состояла из 20 дестей по 24 листа в каждой дести. Слово «десть» персидское (даст — «рука», «раз», «прием»), указывающее на то, что русские познакомились с бумагой на Востоке. Бумага была изобретена в Китае еще за 2 столетия до нашей эры. Вырабатывалась она китайцами из шелка и бамбуковых волокон. Настоящей родиной тряпочной бумаги, т. е. бумаги, сделанной из хлопка, Н.П. Лихачев считает Туркестан, откуда она распространилась по Сирии и Египту и перешла в Южную и Западную Европу. Само слово «бумага» производят или от слова «бамбук», или от монгольского «пумбук», что означает хлопок. Интересно отметить, что слово «бумага» имеет в русском языке двоякое значение: материала для письма (писчая бумага) и хлопчатобумажной ткани. По словам И.Т. Малкина, первая бумага была завезена на Русь татарами.

Счеты, употребляемые русскими счетоводами и бухгалтерами для механического воспроизведения четырех арифметических действий при помощи шариков, надетых на проволоку, в странах Западной Европы совершенно неизвестны. До изобретения счетных машин все арифметические действия обычно производились там на бумаге путем умственного подсчета. Поэтому принято было думать, что счеты являются чисто русским изобретением. Однако это, по-видимому, не так.

Голландский географ Витзен в своем капитальном труде Noorden Oost Tartarye, вышедшем в 1692 г. и составленном в части, касающейся Сибири, преимущественно по русским источникам, говорит, что счеты привез с собою из Золотой Орды при Дмитрии Донском татарский князь, принявший христианство, а вместе с ним и русское имя Спиридона. Поступив на службу к московскому князю, Спиридон вынужден был принять участие в сражении с бывшими своими единоплеменниками, был взят ими в плен и изрублен ими на мелкие куски, причем его тело «будто бы строгали». Поэтому его сын, родившийся в России после смерти своего отца, получил прозвище Строгонова. Это фамильное прозвище было усвоено и последующим его потомками, жившими в Великом Новгороде. После взятия Новгорода великим князем Иваном III Васильевичем в конце XV века многие жители Новгорода переселились на р. Двину, в том числе, по-видимому, и Строгоновы, так как эта фамилия перестала встречаться в Новгороде и стала упоминаться в Устюге и Соли Вычегодской, где Строгоновы завели соляные варницы, обратили на себя благосклонное внимание московского правительства, затем сосредоточили в своих руках громадные земли по Каме и на среднем Урале.

Карта из книги Николааса Витсена. «Северная и Восточная Тартария», выпуск 1692—1705 г. (earth-chronicles.ru)

Известие Витзена о счетах, привезенных Строгоновыми от татар при Дмитрии Донском, повторяет и русский историк XVIII века академик Г.Ф. Миллер в «Описании Сибирского царства».

В 1813 г. в «Вестнике Европы» (ч. 71, No 17, с. 75.) была помещена статья митрополита Евгения, подписанная одною буквою Е., «О старинной славяно-русской арифметике», в которой автор отнес введение счетов в России от татар к потомку Спиридона Анике Строгонову, умершему в 1570 году. О позаимствовании русскими уменья считать на счетах от татар, которые сами, в свою очередь, научились этому немудреному искусству у китайцев, говорил и Рихтер в 1825 году в своем «Исследовании о влиянии монголо-татар на Россию». В 1892 году некто Д. Бик обратился к читателям «Библиографических записок» (№3, с. 247.) с вопросом о происхождении счетов, но ответа на свой вопрос ни от читателей, ни от сотрудников этого журнала не получил.

Таким образом, существовавшее в старину мнение о русском происхождении счетов не было никогда никем доказано, а версия о позаимствовании счетов с Востока через посредство татар никем не отрицалась и должна быть признана наиболее вероятной, как основанная на древних свидетельствах.

Продолжение следует

Сергей Аверкиев
Справка

С.С. Аверкиев

ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА

Казань — 2015

СЕРИЯ «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ»

Составитель доктор исторических наук И.В. Зайцев

Ответственный редактор кандидат исторических наук И.М. Миргалеев

© Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015

© Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова, 2015

© Институт российской истории РАН, 2015

© Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, 2015

© Издательство «ЯЗ», 2015

ОбществоИстория

Новости партнеров

комментарии 26

комментарии

  • Анонимно 24 дек
    Весёлые люди эти аульные академики а вмести с ними и остальные мнсы.Как главный их академик с помощью надписей отдалённо напоминающих слово татары расселил татар аж до Японии включительно так и более молодая поросль с помощью этого нехитрого приёма занялась приватизацией всего русского в пользу татар неудосужась при этом включить элементарную логику.И так деньги.На киевской Руси деньги князья печатали.Значит у них для этого и оборудования и навыков было достаточно.А потом монголы поручили побеждённому народу печатать деньги для себя.А почему.Да потому что нет у кочевников для этого на возможностей ни опыта.А каждый скажет у кого в руках печатный станок тот и хозяин положения.Что кстати потом с аукнулось монголам когда Русь как птица феникс возникла из пепла.И какая разница как называть сами деньги.Хотя видя на копейки Георгия Победоносца с копьём трудно назвать его собакой.Так и с бумагой.Видели бумагу монголы у китайцев но почему то не удосужились начать писать на ней.Так какая разница по каковски называется бумага если русские её использовали по своему прямому назначению хотя первые летописи у русских написаны на пергаменте а это наверняка местная технология импортозамещения.Ну и так далее.Меры длины и веса.Да какая разница в чём что то мерить.Хоть в попугаях.И при чём тут опять монголы.Они сами то всё это позаимствовали во время походов.Ну и наконец дарю подсказку. Раз Строгановы это татарская фамилия то и строгать русских конечно научили монголы.Самим то не смешно.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Уважаемый, смешны-то Ваши потуги - в навязывании собственного видения субъективного идеализма.Чем тратить время на комменты, лучше перечитайте
    произведения Чехова, - "найдете много подобных себе персонажей.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Потуги это когда Татарию на Тартарию пытаются натянуть.А моё видение подтверждено логикой и фактами.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    О Вашей субъективной логике - перечитайте мой коммент.
    Насчет фактов, - Вы жили во времена "Tartar"ов? И еще, ознакомьтесь в словаре с транскрипцией слова "Tartar".
    И примите во внимание слова Валерии Пороховой (из интервью РВ, опубликовано 10.12.2018): //Надо очень бережно относиться к татарскому, потому что это ваша история. Была Золотая Орда, когда здесь была грязная немытая Россия, где брат убивал брата за то, чтобы овладеть вот княжеством и т. д. У татар была юриспруденция, у них уже был суд кадиев, у них уже было изучение Корана, у них были медресе, у них уже сложилась система — уже все было....//
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Моя логика подсказывает что все селения на Руси стояли по берегам рек и детишки в воде плескались с самого крещения да и одежду на Руси носили льняную которая подразумевала стирку и даже щёлочь для этого каждая русская женщина делать умела в то время как у монгол одежда была кожаная которая очень не любила воду ну а для воды в юрте монгола был один кунган на все случаи жизни.Насчёт убийства брата вы тут правы.Не убивали монголы братьев потому что просто ломали братьям хребты.Ну и дальше по списку.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Откровенно говоря, уже пошло словоблудие. Аминь.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Не заводитесь...человек просто высказал свое субъективное мнение
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Сначала было влияние монголо-татар, потом арабов и персов, тюрков и греков. Если татары появились официально 1921 году, как они влияли? и где остальные народы и куда делись? Поэтому всякую хрен не надо писать, а писать правду.
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Как некоторым не нравиться что их кто то когда то чему то научил.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Звание учителя надо подкреплять фактами а не сказками.А с фактами напряжёнка.
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Получается кто-то , когда -то кого-то учил чему -то но в итоге каждый суслик агроном.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Вот-вот, большинство терминов как тут написано по происхождению арабские и персидские. Так что тоже заимствованные. А ими возможно заимствованы у более древних цивилизаций.
    Ну а само объяснение всех заимствований на Руси во времена ига очень простое - это самое иго. Ибо странно думать, что до ига не было мер и весов. Были конечно, просто назывались по другому.
    Ну а вообще не очень очевидна ценность данного материала. К примеру, кто-то когда-то додумался разводить огонь, теперь им все пользуются и каждый может сказать, что его народ научил все другие разжигать огонь )
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Кстати, карта Н.Витсена (на иллюстрации выше) называется "Московская Сибирь, Европа и Азия".

    Есть на этой карте и географические области "Московская Тартария", "Китайская Тартария" и т.д. - это всё географические термины 13-18 вв., а не название стран и государств.

    Влияние - самое разнообразное - Монгольской империи и Золотой Орды на русские княжества, а затем и на Русское государство очевидно - 300 лет совместного тесного проживания (вплоть до "обмена" женщинами и мужчинами) тому способствовали.

    Монгольские законы и технологии, которые монголы переняли у китайцев, арабов, персов и других покоренных народов, "прижились" и у русских.

    Так как большинство населения Золотой орды были разнообразные тюркские племена, то ничего удивительного нет и в том, что в русском языке очень много тюркских слов.
    Об этом написано много научных трудов - любой желающий может начать изучать эту тему хотя бы с Википедии, там есть ссылки на научную литературу.

    Только надо помнить, что многочисленные тюркские племена Золотой Орды САМИ СЕБЯ никогда не называли "татарами".

    Все тюркские (и не только) племена Золотой Орды и Монгольской империии их руководителей - монгол - "татарами" называли русские и западно-европейцы.

    Поволжские тюрки взяли САМОназвание "татары" только после 1920 года.
    До 1920 года большинство поволжских тюрок название "татары" считали обидным и даже оскорбительным - они САМИ СЕБЯ называли "мусульмане", "булгары", "казанцы" и др.

    Тюрки, в том числе и поволжские тюрки (будущие казанские татары), совместно с русскими, финно-угорами и ещё 20 этносами на протяжении почти 800 лет СОВМЕСТНО строили огромное государство, которое ныне называется Российская Федерация.

    Это очевидно для каждого здравомыслящего человека.
    На каждом этапе этого грандиозного строительства каждый этнос вносил свою посильную лепту.
    Надо ценить это и уважать.

    Это как в большой, многочисленной семье - каждый делает своё дело и все счастливы и довольны.
    Но как только члены семьи начинают предъявлять друг другу претензии, то семья распадается, а её члены гибнут по одиночке - и мужчины, и женщины, и старики и дети.

    Вот такое наивное сравнение, детская аналогия...



    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Иллюстрации прикольные
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    /Само слово «бумага» производят или от слова «бамбук», или от монгольского «пумбук», что означает хлопок/
    Сейчас до сих пор в Средней Азии есть народные промыслы по производству хлопковой бумаги, которые используют древние методы производства. Очевидно таким образом, что слово /бумага/ ближе к турецкому слову /pamuk/ - хлопок, в кыпчакском диалекте /мамык/, /б/ переходит на /м/ в различных диалектах тюркского языка.(байрам-майрам, например) Это ещё интересно тем, что скорее всего, бумагу изобрели не китайцы.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Из Википедии:

    "Бума́га (предположительно от итал. bombagia
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Можно и Википедии верить, при желании.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Так Вы же не приводите доказательств и аргументов в пользу своей гипотезы, что бумагу изобрели не китайцы.
    Но хотите чтобы Вам верили.

    Извините, но уж лучше верить Векипедии, чем Вам.
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    Из Википедии:

    "Бума́га (предположительно от итал. bombagia
    Ответить
    Анонимно 24 дек
    /Слово деньги (старинное «деньга») филологи производят от татарского слова «тамга». Такое словопроизводство впервые, кажется, было предложено академиком Френом, но казанский профессор Эрдман, вопреки мнению Френа, указал, что слово «деньга» в его современной татарской форме «танка» существовало в Азии уже с древнейших времен и имело то же значение, что и гривна. Тюркское слово «танка», несомненно, происходит от персидского слова «дангь», означающего 1/6 часть диргема,.../
    Известно,например, что гривны, в том числе, имели роль оберега от злых сущностей, которые могли по древним взглядам войти в человека через дыхание и т. д., то же самое было и с монетами, которые тюркские женщины одевали на голову и грудь для защиты от сглаза и прочих воздействий. Здесь налицо связь /тан,кя/ с божественной силой неба /тан,ре/. Можно еще вспомнить, что шаманизм считает душу просыпающейся и обретающей силу после рождения в материальном мире и др.
    Ответить
    Анонимно 29 янв
    Слово бумага - от татарского Пум+агы. Белая масса от хлопка на переводе будет с татарского. Бумагу придумал один татарин, это фиксировано на китайский хрониках. Точнее, бумажную массу из бамбука и других деревьев татары и до этого применяли (не степные татары, а татары, которые жили в лесных бассейнах реки Или). В Китае такие тонкие пластины начали использовать для письма, предварительно обелив на солнце, оттуда второй компонент в слове "агы".
    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    Шлём Московского царя на заставке к статье очень впечатляет.

    Внизу надпись кириллицей на русском языке: "...царя всея Руси и самодержца...:

    Наверху арабицей на арабском языке надпись: "Аллах акбар".

    Вот это настоящий Царь, Хан, Каган - не поддельный, отец родной всем подданным вне зависимости от этнической принадлежности и вероисповедания.

    Ответить
  • Анонимно 24 дек
    "Бедный Нестор при коптящей при лучине
    Глазки портил – летопись писал.
    Он был старенький, по этой по причине
    Всё напутал, перепутал, переврал...
    Но мы-то ушлые потомки:
    Больше знаем, глубже бурим.
    В исторической науке
    Всё иначе запендюрим." (Т.Шаов "Развивая Фоменко")
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Почему все реформы в России - Московии не удаются, т.е. планируются "хотели как лучше", а получаются "как всегда" ? Они имеют подобный исход, поскольку игнорируется главная особенность реформируемого государства: это колониальное государство проводящее политику московского империализма. Русские -неоэтнос, пушечное мясо московского империализма.
    Этот неоэтнос начал образовываться Московией после развала Золотой Орды примерно с 1440 года путем жесточайших репрессий и введения крепостного права, т.е. путем отрицательного отбора, из покоренных славянских, финно-угорских и тюркских племен, проживавших на бывшей территории Золотой Орды. Русские - этнос композит, составленный из тех, кого Москве удалось лишить действительных этнических и исторических корней.
    Соответственно русский язык - новояз, сформировавшийся с определенными звуковыми и смысловыми искажениями оригиналов к концу 18- начале 19 веков из соответствующих говоров.
    Без глубоко понимания подобных обстоятельств деградация неизбежна.
    Народ, незнающий свою историю и живущий в мифах, не имеет будущего.
    Подальше от космизмов, соборностей, духовностей и прочих богоносных идиотизмов, ведущих всех в никуда. Причем в очень скором будущем.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    ВЛИЯНИЕ ТАТАР НА ЖИЗНЬ РУССКОГО НАРОДА - прихватизация в стиле Института истории им. Ш. Марджани АН РТ. Всего того, что у европейских и русских именуется татарским. А кто-то из тюрков до 20 века называл себя татарами? Этот вопрос прихватизаторов совершенно не интересует. И вряд ли влияние казанцев здесь можно будет назвать значительным.
    Ответить
  • Анонимно 04 фев
    Надо добвить еще и такоую меру веса (и денежной единицы) – мискаль. Эта единица от арабов перешла к татарам, а от татар – к русским. Еденица пул – тоже татарская. На сей счет есть материалы в интернете.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии