Новости раздела

«Собственники первое время возмущались, но в основном платят за капремонт»

В среду представители крупнейших казанских управляющих компаний собрались порассуждать на тему ЖКХ. Понятно, что накануне выборов тема жилищно-коммунальных услуг не просто архиважная, а стратегическая — именно ее берут на вооружение оппоненты единороссов на выборах 13 сентября по всей России. В Татарстане решили вновь, как и в вопросе сбора средств с жильцов на капремонт, пойти на опережение — дискуссию инициировали члены «ЕР». На обсуждении побывала и корреспондент «Реального времени».

Капремонт — оружие «партии пролетариата»

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказал РБК, что повышение тарифов ЖКХ и введение сборов за капитальный ремонт будут одними из основных тем агитационной кампании коммунистов на выборах 13 сентября. Среди популистских предложений — заморозить тарифы на услуги ЖКХ и не повышать их с 1 июля.

Эсеры запустили кампанию по сбору подписей за пятилетний мораторий на платежи за капитальный ремонт. «Сложно объяснить жильцу хрущевки, отродясь не видавшей ремонта, почему он должен платить «за того дядю», когда его дом стоит в планах на капремонт только в 2030 году», — цитирует РБК слова лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова из агитационных материалов.


Каусария Матросова о программе капремонта в РТ: «Мы с 2008 года этим занимаемся, и население принимает непосредственное участие — как внедрили «5 рублей с квадратного метра», так и работаем. Все говорят, что это было незаконно, но я считаю, это очень хорошая программа»

Правда, в Татарстане, который и стал пионером и примером для всей России по внедрению «капитального налога», как заверила корреспондента «Реального времени» Каусария Матросова, руководитель ООО «Бриор + К», отношение к программе капремонта иное.

— Мы с 2008 года этим занимаемся, и население принимает непосредственное участие — как внедрили «5 рублей с квадратного метра», так и работаем. Все говорят, что это было незаконно, но я считаю, это очень хорошая программа. Сейчас принят 185-й федеральный закон («О фонде содействия реформированию ЖКХ»), и теперь население участвует в программе капитального ремонта. Это помогло привести большое количество многоквартирных домов в нормальное состояние — население получает комфортные условия проживания, — делится Матросова, член политсовета татарстанского отделения «Единой России». — Собственники сегодня информированы — с ними постоянно проводятся работы и управляющими компаниями, и эксплуатирующими организациями, мы в тесном контакте с населением. Однако беседовать с ними должны компетентные люди: если депутат идет к избирателю, он подготовлен, жилищник тоже должен понимать, о чем говорить. Хоть этим и должна заниматься управляющая компания. Председателям советов домов передано очень много полномочий. Мне кажется, они сегодня с этой работой справляются», — рассказала Каусария Матросова.

Но представительница УК признала, что проблемы есть: при проведении капитального ремонта нет маневренного фонда в нужном объеме для выселения собственников из квартир, чтобы проводить работы в их отсутствие. «Поэтому они безобразничают — своевременно не обеспечивают доступ в квартиру, не можем вовремя приступить к работе», — посетовала она.

Два раза в год уроки ЖКХ

Помимо Матросовой, на посвященном проблеме ЖКХ круглом столе был Дмитрий Романов, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ» и региональный координатор «Школы грамотного потребителя», Марат Нуриев, гендиректор компании «Уютный дом», Александр Поливин, председатель правления ТСЖ «Азино-2» г. Казани, а также Назиф Файтыхов, директор СРО РНП «Содружество организаций, управляющих многоквартирными домами РТ», и Олег Калимов, директор ООО «УК ЖКХ Московского района». Правда, мужчины в большинстве своем старались хранить молчание.

Исключением был Романов и Нуриев. Причем оба переживали за вопросы просвещения. Из их рассказов следовало, что в республике создана «Азбука ЖКХ», которую любой желающий может скачать, начат проект «Школа грамотного потребителя», но тем не менее люди остаются неграмотными в коммунально-жилищных вопросах.

Марат Нуриев предложил этим не ограничиваться и ввести в школах уроки ЖКХ. «Бедные школьники», — вырвалось тут у автора. «Для начала хотя бы два раза в год, и не нужно путать с обществознанием — суть законов объяснять не будут. Начнут с малого — что такое жилье, подъезд. Будем объяснять: если разбил стекло — это возместим из кармана ваших родителей. Грязный подъезд — тоже в карман к вашим родителям», — пояснил Нуриев.

Лишь бы было не до лампочки

Дмитрий Романов поделился своими успехами. Его организация уже обучила 450 человек — от студентов до пенсионеров. Несомненным помощником населению является программа «Открытая Россия», куда могут направить жалобу все желающие.

Однако и у этой системы есть свои изъяны, в первую очередь — для подрядчиков. Программа работает так: жилец отправляет жалобу — не горит лампочка, — заявка появляется на сайте, в управляющей компании, и может дойти вплоть до президента. В итоге одна жалоба висит в трех местах. На выполнение экстренных поручений дается 3-7 часов, на обычные — 3-7 дней, но есть одно но. По закону подрядчик должен собрать подписи от жильцов о том, что лампочку он поменял — многих людей может не быть дома, кто-то просто не захочет открывать, а итоге, пока собираются подписи, лампочку уже кто-то может снова выбить.

На текущий ремонт не остается денег

Среди других тем обсуждения — «сырые» места из решений прошедшего Форума ЖКХ в Челябинске. К примеру, управляющих волновало то, что с 1 апреля 2016 года плата за общедомовые нужды (ОДН) будет стоять в графе «плата за управление жилищным фондом» и ее размер будет ограничен региональным нормативом. Участники совещания не согласны с тем, что плата за ОДН будет фиксированной, так как постоянный пересчет тарифов может привести к тому, что «платить мы будем больше, не понимая, как производится расчет». Одним словом, следовало, что управляющие компании — за прозрачность.

На фоне вышесказанного о поступлении «булыжника капремонта» на вооружении оппозиции жилищники не смогли не «пройтись» еще раз по этой теме. «В России все заговорили про капремонт, а Татарстан этим занимается с 2008 года — республика преобразилась. Какие могут быть проблемы с внедрением оплаты за капитальный ремонт, ведь это твое имущество — кроме тебя его никто не отремонтирует. Собственники первое время возмущались, но в основном же платят — 98% платежей собрано», — с первых минут совещания затронула вопрос руководитель ООО «Бриор + К».

Другая болезненная тема для жилищников (оказывается, она и для них болезненна) — это тарифы. «Жилищные услуги в процентном соотношении к коммунальным из года в год не увеличиваются. Это из-за того, что коммунальщики повышают тарифы. Конечно, 6% мы выдерживаем на все услуги вместе, а в итоге-то что? Недоремонт. Если плановый ремонт — 27 млн в год, а у пусконаладочных работ — 23 млн. И все, на текущий ремонт останется 4 млн, и что делать с этими деньгами и 160 домами?» — негодовала Каусария Матросова.

«Надеюсь, что наши изменения и предложения на самом деле будут услышаны и выполнены. Главное, чтобы это не осталось на уровне разговоров», — резюмировал корреспонденту «Реального времени» итоги встречи Романов.

Елена Догадина, Арслан Минвалеев, фото Романа Хасаева

Новости партнеров