Новости раздела

Рустам Минниханов: «Сегодня самые лучшие возможности развивать бизнесы в сфере продуктов питания»

Почему «КАМАЗ-мастер» не игрушка, куда вхожи Когогин и Чемезов и какой он — «автомобиль будущего»

Рустам Минниханов в ходе второго в серии интервью федеральным «Вестям» рассказал о том, какая судьба ждет КАМАЗ, зачем Казани Универсиада, и посетовал на плохое качество импортных продуктов питания. Глава Республики Татарстан принял критику челнинцев с улыбкой и пообещал впредь быть более внимательным к их городу. «Реальное время» предлагает читателям полную стенограмму интервью.

«Я очень хорошо помню приезд на КАМАЗ в зиму 2009 года»

На канале «Россия 24» на минувшей неделе вышло второе по счету за последнее время интервью Рустама Минниханова для федеральной программы «Вести в субботу». Беседу вел известный ведущий Сергей Брилев в рамках проекта «5 вечеров с Рустамом Миннихановым». Передача снималась на КАМАЗе.

Сергей Брилев: Я очень хорошо помню приезд на КАМАЗ в зиму 2009 года. Тогда конвейер стоял. Это было очень тревожное и неприятное зрелище. Но тогда ситуацию спасли общественные работы, заказы линии федерального министерства обороны, МЧС. Но кто знал, что пройдет еще несколько лет и наступит нынешний, качественно другой кризис и конвейер будет работать опять, скажем так, неровно. В этой связи мы очень благодарны президенту Минниханову, который в ходе нашего первого интервью нынешней серии с готовностью согласился на то, чтобы следующую беседу мы записали именно в Челнах и именно на КАМАЗе, потому что сейчас это критически важная точка. Ну а разговаривать сегодня с президентом мы будем с моей коллегой Лилией Ахметовой.

Исэнмесез, Рустам Нургалиевич!

Лилия Ахметова: Здравствуйте!

Рустам Минниханов: Херле кон! Исэнмесез. Здравствуйте.

Брилев: Рустам Нургалиевич, уже мы зрителям показали конвейер и, безусловно, к нему вернемся. Тем более что у Лилии, как у представителя Набережных Челнов, в этой связи много вопросов. Но я все-таки хотел бы спросить, где мы сейчас оказались. То есть где мы оказались, понятно — научно-технический центр. А вот эти новые модели (указывает на автомобили КАМАЗ — прим. ред.), они про что?

Минниханов: Это будущие КАМАЗы. КАМАЗ за последние годы практически полностью обновил модельный ряд. Это совершенно новые автомобили с совершенно новыми потребительскими свойствами мирового уровня. И компонентная база, и кабина, и все остальное соответствует самым последним требованиям времени.

Брилев: Кабина раз та, которую вы мне в 2009 году отказались показывать. С тех она была разработана, да?

Минниханов: Да. Она очень комфортная, соответствует самым последним требованиям.

Брилев: А электробус просто на электричестве, или это гибрид?

Минниханов: Электробус на электричестве. У нас есть разные решения. Есть у нас гибридные автомобили, которые имеют свою особенность по сравнению с другими производителями. Здесь оно решается за счет того, что электромоторы установлены на переднюю ось, и эти тягачи с гибридом кроме того, что экономику улучшают, имеют свойства, которые нужны на российских дорогах. То есть в нужный момент подключается передняя ось, и автомобиль становится более конкурентным в сложных дорожных условиях, зимой, на влажных дорожных покрытия. Эти решения очень выигрышны. КАМАЗ пошел своим путем. А электробус — это автомобиль будущего.

Брилев: Ну вот он как раз (указывает рукой — прим. ред.).

Минниханов: Мы его испытывали. И Дмитрий Анатольевич Медведев проехал на нем, и Чемезов Сергей Викторович. Я считаю, что в городах будущее за такими автобусами.

Брилев: С будущим понятно. Давайте к настоящему вернемся.

Минниханов: Это не будущее, это уже сегодняшний день.

«КАМАЗ ни в чем не виноват»

Ахметова: На сегодняшний день КАМАЗ опять перешел на сокращенную рабочую неделю. И ощущают это не только заводчане, но и весь город, смежное производство, грузоперевозки, торговля, даже парикмахерские. Как в этот кризисный период вы поддерживаете наше градообразующее предприятие?

Минниханов: Ну знаете, все сложилось так, что первыми серьезно пострадали автомобилестроители. Автомобильная отрасль — это некий индикатор состояния экономики. Если взять в целом по республике, у нас нефтяная промышленность, нефтепереработка, нефтехимия, работают очень успешно. Но вот машиностроительная отрасль, особенно автомобильная… Хотя те наши предприятия машиностроения, которые работают на оборонный комплекс, работают очень хорошо. Они обеспечены заказами. Конечно же, такие целевые заказы оборонного комплекса серьезно поддерживают. Автомобильная отрасль, конечно, нацелена на рынок. Рынок сегодня не способен привлекать кредиты, стоимость денег высокая. Я считаю, что это временный фактор. Автомобильная отрасль, как правило, первой падает и потом первой поднимается.

Но мы считаем, что проделали достойную работу. Огромная поддержка федерального правительства, беспрецедентная для этого года. В такой сложный момент федеральное правительство выделило значительную сумму для поддержания рынка труда. Мы настоятельно просили, и нас услышали. Сегодня есть ряд программ по поддержке автомобильной отрасли: это программа утилизации. Хотя ее надо дальше расширять, потому что это тоже такой серьезный момент для поддержки автомобильных заводов. Второе направление — это газомоторное топливо. Государство поддерживает, стимулирует покупку таких автомобилей. КАМАЗ готов к этому тоже. Но и КАМАЗ очень серьезно работает над расширением экспорта. С одной стороны, это все внутри страны плохо. Но это дает некоторые конкурентные преимущества за пределами. Но для того, чтобы увеличить экспорт, нужно некоторое время. Я уверен, что в ближайшее время и экономическая ситуация внутри нашей страны стабилизируется, ставка падает, инфляция падает, поэтому и работа на внешних рынках позволит улучшить нашу ситуацию. Но все эти меры связаны с санкциями, то есть некоторые производители компонентов — это риски. Мы должны быть готовы к этим рискам. Мы должны создавать предприятия, компонентные базы на территории Российской Федерации. Эта работа комплексно идет. Ощущение тревоги есть, но благодаря решениям федерального правительства, правительства республики, самой дирекции КАМАЗа ситуация улучшается. Сергей Анатольевич Когогин очень скрупулезно отрабатывает все возможности и варианты. Когда зуб болит, его надо лечить. Это не проблема КАМАЗа, здесь КАМАЗ ни в чем не виноват. Это и стечение обстоятельств, факторов, которые влияют на текущие моменты. Я уверен, что даже в этом падении КАМАЗ сегодня наиболее конкурентен среди аналогичных предприятий. Он за счет оптимизации, эффективной работы, новых предложений, гибкости решает эти задачи.

Я уверен, что в ближайшее время и экономическая ситуация внутри нашей страны стабилизируется, ставка падает, инфляция падает, поэтому и работа на внешних рынках позволит улучшить нашу ситуацию

Брилев: Рустам Нургалиевич, цифры, действительно, очень разные. В прошлом месяце, в июне 8 дней работал конвейер. В июле вроде бы 11 запланировали, как мне сегодня было сказано. Не знаю, успокоением это является для челнинцев или нет, но ваш коллега — калужский губернатор Артамонов — первым столкнулся с тем, что завод грузовиков Volvo остановился. Понятно, что это прямое следствие того, как скукоживается пока еще внутренний рынок. Дай бог нам всем удачи в вопросе того, чтобы он расширился. Но на упомянутом вами внешнем рынке он, конечно, принципиальное значение имеет. Вы в прошлый раз, когда мы говорили в Казанском кремле, упоминали поездку в Перу. Что еще возникло на горизонте в качестве новых импортеров?

Минниханов: Наши рынки — это Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Вьетнам, Перу. Там тоже шанс есть у нас серьезный заказ получить.

Брилев: А Перу уже подтвердилось, да?

Минниханов: Работа идет. Есть заказ на военно-транспортные автомобили. И мы там имеем возможность. Ситуация непростая, но сегодня ведь мы не сложили руки. Мы работаем над новым модельным рядом, над обучением персонала к новым ситуациям, к новым работам, которые необходимы для КАМАЗа. Поэтому этот временной отрезок нам надо достойно пройти.

Брилев: Я видел, на днях у вас появилась улица Нурсултана Назарбаева в Казани, и приехала большая казахстанская делегация. Там со стороны Казахстана какие-то конкретные заказы есть?

Минниханов: У нас есть там автосборочное производство. Казахстан — один их наших стратегических партнеров не только для КАМАЗа, не только для республики. Это стратегический партнер для нашего российского государства. И Нурсултан Абишевич очень много делает в целом для изменения жизни России и Казахстана. И мы тоже ощущаем полную поддержку в наших проектах. Кроме того, как вам уже известно, огромное количество татар проживает там. 220 тысяч татар и много еще смешанных, в каждой семье есть. Надо отметить, что в Казахстане в вопросах, связанных с сохранением своей самобытности, языка, очень много делается, и мы очень благодарны руководству Казахстана и лично президенту Казахстана.

«Что мы, свинину и мясо птицы не можем произвести?»

Брилев: Рустам Нургалиевич, я, конечно, никакой не федеральный чиновник. Но работаю в Москве, естественно, слежу за федеральной повесткой. Хотел отметить ваши уникальные лоббистские возможности. Сейчас вы внесли Набережные Челны в моногорода высшей категории, что позволяет получить больше федеральной помощи, о чем вы говорили. Но все-таки. Да, мы на КАМАЗе, да, мы в Челнах. Получится или не получится, может быть, даже благодаря кризису в какой-то степени преобразовать Набережные Челны из моногорода в просто большой и разноплановый город?

«Ситуация непростая, но сегодня ведь мы не сложили руки. Мы работаем над новым модельным рядом, над обучением персонала к новым ситуациям, к новым работам, которые необходимы для КАМАЗа. Поэтому этот временной отрезок нам надо достойно пройти».

Минниханов: Набережные Челны — второй по размерам город. 500 тысяч человек проживает в этом городе. Нельзя КАМАЗ сравнивать с каким-то там заводом, предприятием Volvo или каким-то другим. Это крупнейшее машиностроительное, автомобилестроительное предприятие в России. По своей глубине, локализации оно очень серьезное, стратегически важное предприятие. И, конечно же, этот фактор, с одной стороны, — наша конкурентность, с другой стороны, — наши риски. Поэтому принята комплексная программа до 2018 года, шаги, чтобы мы могли снизить эти риски. КАМАЗ становится крепче за счет того, что у него новый модельный ряд, за счет того, что он убирает все издержки и становится более эффективным. И появляется КИП «Мастер». 640 тысяч квадратных метров. Огромное количество — 240-250 — резидентов. КИП «Мастер» в наших планах расширить в два раза: 500 тысяч еще. Это будет крупнейший индустриальный парк уже в мире, если мы сегодня в Европе. Или новый индустриальный парк развития, индустриальный парк «Челны». То есть мы создаем площадки, где быстро появятся бизнесы в этом городе. Или проект по производству птицеводческой продукции. Проект «Сапфир» — это, во-первых, проект и по импортозамещению. Или проект, связанный с организацией сталелитейного производства, то есть металлический лом, который мы сегодня собираем и отправляем, мы будем здесь перерабатывать и при этом создадим около 1,5 тысяч рабочих мест. Наша задача — создать новые бизнесы, новые предприятия. Вот эта программа на диверсификацию влияет где на 22-23%. То есть эта программа уже принята. Мы, конечно, нуждаемся в поддержке федерального центра. Идет конструктивная работа. И я убежден, что мы снизим эти риски, когда будут какие-то потрясения, чтобы Челны переживали эти потрясения с наименьшими потерями.

Ахметова: Вот вы опять говорите о промышленном производстве. Но у нас в городе и хлеб вкусный. Это, кстати, отмечают и столичные гости. Например, развитие пищевой промышленности какую роль может сыграть в развитии разноплановой экономики?

Минниханов: Если вы зайдете в магазин, обратите внимание, сколько на полках продуктов питания, изделий иностранного производства. А ведь по большому счету они не конкурентны с нами. Мы можем эти продукты производить у себя. И такой опыт у вас в Челнах есть. Не только для Челнов, но в целом для республики, и выходить на новые рынки. Мы ищем пути, как продвигать через федеральные торговые сети те изделия, продукты, которые мы производим. Поэтому это тоже системная большая работа. Или мясо птицы, свинина — это же не только рынок республики, рынок России. Российская Федерация — крупный импортер мяса, молочных продуктов. Разве мы не можем эти рынки взять на себя? С одной стороны, санкции, конечно, для нас серьезная проблема. Но, с другой стороны, это некий сигнал: давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то. Наоборот эту продукцию предлагать нашим партнерам, которые обеспечивали нас. Что мы, свинину, мясо птицы не можем произвести? Молоко не можем произвести?

С одной стороны, санкции, конечно, для нас серьезная проблема. Но, с другой стороны, это некий сигнал: давайте, ребята, научимся сами работать и не будем зависеть от кого-то

Брилев: Хлеб тот же самый. Действительно, вкусный хлеб в Набережных Челнах.

Минниханов: Да. Кондитерские изделия, изделия переработки мяса, молока — у нас все самое свежее, все самое лучшее. Надо на это обратить внимание. Это же качество жизни. В принципе те продукты, которые мы покупаем, иногда вообще сомнительного качества. И это влияет на здоровье. Качество питания — это качество жизни. Это здоровье нации. Качество воды, качество питания — это вопрос очень стратегически важный. Сегодня, я считаю, самые лучшие возможности развивать эти бизнесы.

Почему челнинцы в обиде на президента?

Ахметова: Рустам Нургалиевич, среди челнинцев бытует такое мнение, что в связи с тысячелетием Казани, подготовкой к Универсиаде Набережные Челны были обделены вниманием со стороны руководства республики. Вы что думаете по этому поводу?

Минниханов: Каждый думает по-своему. Они правильно думают (улыбается). Конечно, и тысячелетие Казани, и Универсиада — это же не только руководство республики, это огромная федеральная поддержка. Мы получили огромные финансовые ресурсы для строительства спортивных объектов. Мы получили целевые бюджетные кредиты для того, чтобы подготовить инфраструктуру. Но этого бы не было, если бы этих событий не было, это не только за счет республики. Основная часть этой поддержки была федеральной. Вы можете сравнить Челны с другими городами. Посмотрите — Ульяновск, Киров. Я считаю, что Челны выглядят не самым худшим образом. Я могу сказать, что за два года практически под 10 млрд инвестиций из бюджета республики на ремонтные, строительные, дорожные работы направлено, — я считаю, что это неплохая цифра.

Ахметова: Социальные объекты, детские сады, больницы.

Минниханов: 6 детских садов в этом году. Мы сегодня завершили работу по медицинскому центру. Я дал поручение начать реконструкцию городской больницы № 2. Мы начали строить новую школу в новом микрорайоне. Наверное, нам надо больше, но для этого нужна экономика. Мы должны наращивать экономику республики, потому что федеральные возможности тоже ограничены. Я могу сказать, что они правильно критикуют нас и мы будем больше внимания на это обращать. Но у меня есть один аргумент: возможность проведения вот таких крупных мероприятий — это возможность привлечения федеральных ресурсов. Но разве не помощь для Челнов — почти миллиард рублей для поддержки рынка труда? Для КАМАЗа миллиард рублей, для рынка труда, чтобы мы людей не увольняли. Это поддержка федерального правительства, лично президента, премьер-министра. Никто в России такую поддержку не получил. Или 35 млрд гарантий КАМАЗу, чтобы КАМАЗ модернизировался.

Брилев: Честно говоря, это астрономическая сумма.

Минниханов: Это большие цифры. Я считаю, что и генеральный директор Сергей Анатольевич вхож, и представитель совета директоров господин Чемезов Сергей Викторович. То, что возможно, делается и с их стороны, и с моей стороны. Но, наверное, этого недостаточно — будем лучше работать. Критику челнинцев принимаем.

«КАМАЗ-мастер» не какая-то игрушка»

Брилев: Рустам Нургалиевич, чтобы завершить нашу беседу, хотел вернуться к образу КАМАЗа, тем более что в «Фейсбуке» решил набрать «Где я». Первым делом он выдал даже не НТЦ, а «КАМАЗ-мастер», спортивная команда. Я посмотрел — действительно через стенку. Вот успехи «КАМАЗ-мастера». Мне даже повезло: недавно они весь пьедестал заняли — это было в субботу, как раз в мой эфирный день. Мы с этого и начинали. Но это приятно, естественно, самолюбию льстит. А коммерческому успеху КАМАЗ как-то способствует эта спортивная команда?

Минниханов: Знаете, имидж иногда дороже денег. «КАМАЗ-мастер», их победа привнесли очень серьезный вклад в положительный имидж нашей страны. Это говорит о технических возможностях, способности российского государства, нашей науки и промышленности. И это факт. Второе: «КАМАЗ-мастер» — это полигон, когда какие-то новшества, самые крутые, отрабатываются на спортивных машинах. А потом они реализуются на наших стандартных автомобилях или спецавтомобилях для решения спецзадач. И третье — это серьезная команда. Ведь надо не только создать автомобиль, нужны люди, очень талантливые, очень успешные. Вот это команда подтверждает, опять-таки это гордость республики, КАМАЗа, это гордость нашей страны. Я считаю, что это не какая-то игрушка, а очень серьезная структура, которая работает и на имидж, и на пользу, и на все остальное.

Брилев: Спасибо, Рустам Нургалиевич.

Ахметова: Спасибо.

«Вести. 24»

Расшифровала Гуландам Зарипова

Новости партнеров