Новости раздела

Диагноз татарстанским госзакупкам от Кудрина: доминирует узкий круг поставщиков, но без «квазиторгов»

Республике удалось сдержать на минимуме доли безальтернативных контрактов и договоров, заключенных по итогам несостоявшихся торгов

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина проанализировал систему госзакупок в России. Основной вывод: системе нужно срочное реформирование, аналитики отметили высокую концентрацию большинства контрактов в руках узкого круга крупных поставщиков, подмену реальных конкурентных торгов «квазиторгами», рост доли безальтернативных контрактов. Впрочем, далеко не во всех регионах ситуация оказалась столь плачевной. Татарстан оказался в числе тех субъектов Федерации, где концентрация заказов в одних руках наиболее высокая, однако доля договоров, заключенных по несостоявшимся торгам, и работа с единственными поставщиками оказались на минимуме. Глава Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер в разговоре с корреспондентом «Реального времени» выводы аналитиков раскритиковал, но с необходимостью реформирования системы согласился.

3% компаний получают 80% объемов госзаказов

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина вплотную взялся за анализ госзакупок в России. Его эксперты на основе данных 2015-го и 2016 года составили Атлас контрактной системы, в котором дали оценку госзакупкам во всех регионах страны.

Выводы, к которым пришли эксперты ЦСР, неутешительны: «российский рынок госзаказа — это рынок зрелого вида, с сильной централизацией, устойчивыми цепочками поставок и повсеместным доминированием узкого круга крупных, системных поставщиков». По данным центра, на рынке госзаказа конкурируют 1,3 млн поставщиков. Однако в 2016 году только 8,8 тысячи компаний получили контракты на основе торгов на 4,4 трлн рублей. Это значит, что 2,98% от всех работавших в госзаказе поставщиков привлекли 80% стоимости всех контрактов. Сходные данные эксперты зафиксировали и в 2015 году.

Доминирование крупных поставщиков, по данным исследования, оказалось свойственно всем субъектам Российской Федерации, в том числе и для Татарстана. Эксперты проанализировали долю (в процентах) поставщиков, привлекающих 80% госзаказа, от их общей численности по региону и разделили субъекты на пять категорий. Татарстан попал в число регионов с наибольшей концентрацией госконтрактов. В республике, по информации ЦСР, 80% стоимости всех контрактов получают менее 2,7% поставщиков. В высокой доле концентрации заказов легко убедиться, просмотрев любой рейтинг крупнейших господрядчиков.

Доля поставщиков, привлекающих 80% совокупной стоимости контрактов (в % к общему количеству работавших в субъекте РФ поставщиков, контракты федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, 2016 г.)

Соседние поволжские и уральские регионы ушли от Татарстана недалеко, хотя показатель там несколько выше. Например, в Башкортостане 80% стоимости контрактов приходится на 3,7% крупнейших поставщиков.

«Торговые режимы типа market-place (торговые площадки) являются для госзаказа малопригодными, поскольку госзаказ перерос их хаотические, спонтанные торговые связи. Контрактные отношения в Российской Федерации носят зрелый, стабильный и достаточно жесткий характер. Жесткость конструкции делает актуальным ее целенаправленное, общественно ориентированное, оптимальное построение. Это и есть одна из задач настоящего этапа развития контрактной системы», — делают выводы эксперты.

Татарстану почти удалось заблокировать «квазиторги»

Еще одна печальная тенденция, которую отмечают в ЦСР, — это высокая доля «квазиторгов», когда торги признаются несостоявшимися, а контракт в итоге заключается с безальтернативным поставщиком. Контракты, заключенные в 2016 году по итогам несостоявшихся торгов, в целом по России составляют 34% от общей суммы контрактов, зарегистрированных за этот период в Единой информационной системе. Их совокупная стоимость превысила 1,8 трлн рублей.

В отдельных регионах эта цифра оказалась еще выше. В 26 субъектах РФ стоимость контрактов по итогам несостоявшихся торгов превышает 50% от общей стоимости заключенных контрактов. Впрочем, отдельным регионам удается бороться с «квазиторгами». Лидером оказался Татарстан. В республике эксперты отметили наименьшую долю несостоявшихся торгов, по результатам которых были заключены госконтракты, — 16,9% стоимости всех контрактов. Также низкий показатель у Белгородской области — 18,5%.

Доля безальтернативных торгов растет год от года

Часть контрактов заключается с безальтернативными поставщиками. По мнению экспертов ЦСР, полностью избежать этого невозможно. Однако в России объем закупок у единственного поставщика растет год от года. В 2016 году совокупная стоимость контрактов, заключенных по итогам прямых закупок, составила 1 трлн 313 млрд рублей, или около 24% от общего объема заключенных и зарегистрированных в ЕИС контрактов, говорится в материалах исследования. Как утверждает мониторинг Минфина России в отношении I полугодия 2017 года, общий объем закупок у единственного поставщика относительно показателя 2016 года увеличился на 35%.

Распределение по территориям субъектов Российской Федерации показателей доли контрактов, заключенных по итогам несостоявшихся торгов (контракты региональных и муниципальных заказчиков, 2016 г.)

Примерно в половине субъектов закупки у единственного поставщика «проходят в фоновом режиме» и составляют от 5,64% (в Калининградской области) до 20% (в Курганской). В эту же категорию попал и Татарстан — 19,7%.

Однако на территории другой группы регионов прямые закупки стали чуть ли не одним из главных способов обеспечения государственных и муниципальных нужд: в Белгородской области — 55,9%, в Приморском крае — 51,9%, в Кабардино-Балкарии — 46,2%.

Как считают аналитики ЦСР, «в российской контрактной системе широкий список и большой объем закупок у единственного поставщика означает, что этот способ применяется «от обратного», т. е. служит альтернативой неуместным торгам». Причины диаметральных различий среди отдельных регионов, по мнению экспертов, субъективны и отражают местные региональные подходы к закупкам.

«То, что малый бизнес не может строить Керченский мост, это общеизвестно»

Яков Геллер, генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ», в беседе с корреспондентом «Реального времени» отнесся к выводам ЦСР скептически: «Есть известное выражение: «Есть ложь, наглая ложь и статистика». Те люди, которые сейчас занимаются у Кудрина этими разработками, они дают чисто субъективные оценки в силу разных известных причин. Поэтому их оценкам я не верю в любом случае. Личностное отношение заставляет их давать отрицательные оценки».

Однако Геллер не исключает, что суммы госконтрактов концентрируются в руках небольшой группы поставщиков, и тому есть логическое обоснование: крупные инфраструктурные проекты, на которые и тратятся основные госсредства, могут реализовывать только крупные компании, которым можно доверять. «То, что малый бизнес не может строить Керченский мост, это общеизвестно. Поэтому, да, возможно, что концентрируются заказы в руках ответственных исполнителей, и в этом нет ничего странного», — поясняет Геллер.

Яков Геллер отнесся к выводам ЦСР скептически. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В одном глава АГЗ РТ оказался согласен с авторами исследования: контрактная система в России, а главное — ее законодательство — нуждаются в реформировании: «Вы знаете мое мнение, что 44-й закон надо отменять полностью и переделывать полностью. Карфаген должен быть разрушен».

Дмитрий Семягин
АналитикаЭкономикаБюджет

Новости партнеров