Новости раздела

«Ситуация с «Открытием» и «Бином» показала, что она может случиться в банке любого уровня»

На бизнес-бранче «Реального времени» представители банков говорили о взаимодействии с бизнесом

«Ситуация с «Открытием» и «Бином» показала, что она может случиться в банке любого уровня»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Спрос малого и среднего бизнеса на кредитование восстановился: в 2017 году на рынке наблюдается рост как числа заявок, так и объема выданных ссуд. Об этом рассказали представители банков на бизнес-бранче «Реального времени». Впрочем, поводов чистого оптимизма пока не так много. Инвестиционная активность предпринимателей остается слабой, при нестабильной экономике бизнес боится заходить в длинные проекты. След на психологии клиентов оставили и громкие потрясения последних месяцев. Теперь для подстраховки предприниматели заводят резервные счета, а размер банков в их понимании больше не гарантирует ничего.

«Все хорошо, все в плане»

На бранче «Реального времени» менеджеры девяти татарстанских, федеральных и международных банков говорили о взаимодействии с малым и средним предпринимательством (МСП). Спектр проблем в этой сфере обширен, по многим из них ощущения и выводы участников встречи совпали. Единодушие проявилось, прежде всего, в оценках состояния ситуации с кредитованием. О ней банкиры сегодня рассуждают с оптимизмом; о провалах, которые еще недавно были на слуху, больше не вспоминают.

С самим кредитованием бизнеса «все хорошо, все в плане», начала директор по массовому бизнесу «Альфа-Банка» Екатерина Миначева. Ее поддержали коллеги. По словам Александра Соловьева, управляющего казанского филиала «Солид Банка», в 2017 году виден рост спроса на кредиты как со стороны действующих, так и новых клиентов. Количество заявок увеличилось на 35—40%.

«Мы не ощущали и не ощущаем падения или недоверия. Спрос со стороны бизнеса стабильно растет. Мы всегда живем в режиме, что у нас заявок больше, чем денег», — рассказал заместитель председателя правления «Банка Казани» Эдуард Зарипов.

Оживление спроса со стороны МСП подтвердил и управляющий казанского филиала «Уральского банка реконструкции и развития» (УБРиР) Марат Хасиятуллин. По его филиалу рост числа заявок составил 13—14%, а объема выданных кредитов — 27,5%. «В этих двух цифрах — две основные тенденции. Рост числа заявок показывает, что условия в экономике улучшаются, малый бизнес адаптируется или уже адаптировался, проявляет активность. А то, что мы выдаем большие суммы, это значит, что банки либерализуют условия кредитов», — говорит Хасиятуллин.

«Заявок намного больше», — согласилась Лилия Дубина, начальник отдела кредитования малого бизнеса «Энергобанка». Объем выдач, по ее словам, тоже увеличился на 50%. Вырос и средний чек.

«Активность есть, но немного»

Однако потом речь зашла о целях обращения за кредитами, и тут мнения разошлись. Начальник управления организации продаж «Ак Барс» Банка Ильнур Мутыков отметил, что рынок «уходит от оборотки». По его словам, в «Ак Барсе» средняя срочность ссуд достигла 37 месяцев: «То есть клиенты готовы смотреть на завтрашний день, готовы работать по приобретению оборудования, недвижимости».

Подтвердить эту тенденцию большинство коллег Мутыкова оказались не готовы. Например, по словам Лилии Дубовой, спрос на инвестиционные займы есть, но он гораздо ниже, чем был до кризиса. «Экономика такая неустойчивая», — объяснила она страх бизнеса заходить в длинные проекты. А Зарипов из «Банка Казани» выразился совсем категорично: «Нет ее на самом деле», — сказал он об инвестиционной активности предпринимателей. Впрочем, сразу добавил: «Есть, но немного».

По словам Зарипова, инвестиционные кредиты сегодня — явление штучное. К тому же за ними бизнес, если и идет, то в госбанки. Во вторую очередь получить длинные деньги стараются со льготами — по различным госпрограммам. И «если уж там ничего не получается», предприниматели приходят в частные финансовые организации.

«Кто-то услышит, что ЦБ ставку снизил — начинает засыпать письмами»

Участники встречи заметно оживились, когда разговор зашел о ключевой ставке. В этом году ЦБ снижал ее четыре раза, что всегда бурно обсуждалось. Но, по словам банкиров, на практике это или повлияло на рынок не так существенно, или повлияло лишь косвенно. По словам Зарипова, на банки, не привлекающие фондирование от ЦБ, снижение ставки не оказывает «вообще никакого прямого влияния».

Однако опускать ставки по кредитам вслед за ключевой все равно приходится, говорят банкиры. И роль тут играет не только конкуренция, но и натиск со стороны заемщиков. «Кто-то только услышит, что ЦБ ставку снизил, — сразу начинает засыпать письмами: теперь нам тоже понизьте. Вчера вышло — сегодня у нас уже пять писем есть, это стандартно, — сетует Зарипов. — ЦБ этот индикатив показывает, а то, что мы от него достаточно слабо зависим, об этом почему-то никто не говорит». Дубова из «Энергобанка» тоже отмечает, что многие действующие заемщики после решений ЦБ просили пересмотреть условия их кредитов. Банки зачастую идут навстречу — «не четыре раза в год, но раз-два».

По словам Марата Хасиятуллина, лаг от момента снижения ставки до реального удешевления фондирования составляет два-три месяца Максим Платонов/realnoevremya.ru

В целом же диапазон ставок остался очень широким. Так, процент по коротким кредитам на «оборотку» и по займам сроком на год и больше отличаются кардинально. «Никто не отказывается и от индивидуального подхода. С клиентом разговаривать в первую очередь», — добавляет Ильнур Мутыков.

«Чем крупнее банк, тем больше дыра»

Банкиры замечают, что со временем меняется не только рынок, но и клиенты. Например, Зарипов констатирует рост сознательности заемщиков: «Безбашенных клиентов, которые приходят и говорят: «Вот у меня есть залог, сколько вы под него дадите?», — все меньше и меньше. Народ понимает, что, приходя в банк, надо рассказывать все-таки о бизнесе, а не о залогах».

Чувствуются, однако, и изменения иной природы. Потрясения, произошедшие за последнее время в банковском секторе, спровоцировали сдвиги в психологии клиентов — особенно вкладчиков и держателей счетов. «Открытие» — раз, «Бин» — два», — вспомнил Зарипов последние шоки для рынка. Миначева из «Альфа-Банка» рассказывает, что на фоне негативных новостей абсолютно всем банкам приходится давать разъяснения клиентам: «Мы стараемся успокоить те всплески, которые возникают после той или иной статьи в СМИ».

Максим Платонов/realnoevremya.ru
Эдуард Зарипов: «Тот кризис, который у нас случился, это не был кризис Татарстана, это было просто отражение общего системного кризиса. И тут уже размер значения не имеет».

«Ситуация с «Открытием» и «Бином» все показала, в общем-то, — продолжил зампредправления «Банка Казани». — Ситуация такая, что эта проблема может случится в банке любого уровня. Она показала, что тот кризис, который у нас случился, это не был кризис Татарстана, это было просто отражение общего системного кризиса. И тут уже размер значения не имеет».

По словам Светланы Кокоулиной из «ДельтаКредитБанка», все это привело к тому, что теперь клиенты выбирают банки так же тщательно, как банки — своих заемщиков. «Приходится показывать рейтинги международные, нормативы, активы», — отмечает она. Об этом же говорит Зарипов: «Нас самих в жестких тисках держит ЦБ. Теперь все клиенты знают, что такое скрытые потери, проблемные дебиторы и прочее».

В результате очередного шока клиенты, как правило, идут за расчетно-кассовым обслуживанием (РКО) в госбанки. «Если говорить про РКО, то когда возникли проблемы у федеральных банков, то стремление было отмечено в более крупные банки: Сбербанк, ВТБ — там действительно скапливаются очереди», — согласились эксперты.

Стоимость обслуживания все еще играет не последнюю роль, но часть клиентов готовы переплачивать за надежность. «Почему выбирают республиканские банки? Они дешевле», — объяснила управляющий казанским кредитно-кассовым офисом «Ишбанка» Регина Саляхова. По ее словам, сейчас клиенты часто сознательно делают выбор в пользу чуть более дорогого обслуживания.

Громкие отзывы лицензий имели и еще одно последствие. Теперь бизнес хочет иметь счета в нескольких банках, хотя для него это связано с дополнительными расходами. «Мы любим свой банк, но на всякий случай мы держим счет в другом банке, мы платим за этот счет», — объясняют эксперты психологию предпринимателей.

«С точки зрения расчетных счетов риски и опасения закрепились подсознательно за последний год», — соглашается Соловьев. Он подтверждает: обслуживание в одном банке постепенно становится явлением вчерашнего дня. Он соглашается и с тем, что в понимании бизнеса размер банка больше не гарантирует ничего: «Клиенты говорят: чем крупнее банк, тем больше у них дыра».

Артем Малютин, фото Максима Платонова, видео Камиля Исмаилова
ЭкономикаБанкиМероприятияБизнес-бранчи

Новости партнеров