Новости раздела

Мусульмане России: между «расулианами» и «обновленцами»

Коллективное обращение имамов против «коранитов»: причины противостояния с «кадимистами» и истоки «прогрессивного духовенства». Колонка исламоведа Рената Беккина

Мусульмане России: между «расулианами» и «обновленцами»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Группа мусульманских деятелей на днях обратилась к главе Совета муфтиев России и ДУМ РФ Равилю Гайнутдину с требованием ограничить влияние «секты коранитов», к которой они отнесли таких людей, как Тауфик Ибрагим, Арслан Садриев и Рустам Батров. Под коллективным воззванием подписались десятки муфтиев и имамов России, представляющие различные духовные управления. К ним присоединились известные журналисты, ученые, общественники. В авторской колонке, написанной для «Реального времени», российский исламовед Ренат Беккин, рассматривая ситуацию, находит корни противостояния «традиционалистов» и «коранитов». Колумнист приводит любопытные параллели с «обновленцами» от РПЦ и называет причины возникновения «прогрессивного духовенства» в стране.

«Кадимисты» наносят ответный удар

В уходящем году не утихала дискуссия между так называемыми «коранитами» и некоторыми представителями официального мусульманского духовенства, которых их противники именуют «кадимистами» или «традиционалистами». Оговорюсь сразу, что все эти термины условны, поэтому употреблять их в дальнейшем буду в кавычках. Ни одна из сторон не обозначила четко, кого следует понимать под «коранитами», а кого — под «кадимистами» наших дней. Впрочем, дискуссией назвать происходящее можно лишь с определенной долей условности. Скорее можно говорить о бесконечном, как песня заблудившегося в степи цыгана, монологе глашатая «коранитов» — Рустама Батрова. Монологе, потому что оппоненты этого не в меру активного имама то ли не успевали, то ли не желали выступить с развернутым обоснованным ответом на его многочисленные публицистические статьи. Короткие заметки и комментарии на новостных сайтах и в социальных сетях не в счет.

Казалось, те, кого Батров именовал «кадимистами», выбрали путь молчания. Были, правда, разговоры, что готовится какой-то мощный ответный удар и вот, наконец, появилось письмо-обращение к председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Р. Гайнутдину и председателю Совета улемов той же организации Шамилю Аляутдинову. Лица, поставившие свои подписи под этим документом (74 человека, большинство региональные муфтии и имамы) просили вынести богословское заключение о деятельности Тауфика Ибрагима, Рустама Батрова, Арслана Садриева, а также «и других, солидаризирующихся с ними деятелей, чьи имена при необходимости также можно озвучить». То, что под последними собственно понимался всего один человек — заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, было секретом Полишинеля. Почему авторы письма не упомянули его имя прямо, без кокетливых намеков, — не вполне ясно.

Письмо озабоченных муфтиев и реакция на него Батрова в очередной раз продемонстрировали, что дискуссия между «коранитами» и «кадимистами» имеет совсем не богословско-правовой характер. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

В обращении, в частности, говорилось: «Просим дать оценку сомнительной с точки зрения ислама их пропаганде и принять меры по ограничению деятельности этих групп в рамках программ и инициатив Духовного управления. А, именно: не привлекать их к преподаванию на курсах повышения квалификации имамов, организуемых Духовным управлением, не содействовать изданию их литературы, не оказывать какой-либо материальной и моральной поддержки в их вредоносной деятельности, наносящей урон сохранению чистых источников ислама в нашей стране, оставленного нам богатого наследия великими учеными прошлых веков».

Это письмо стало подлинным подарком для Батрова, который уже начал повторяться в своих статьях, перекормивших читателей мухами из супа. Задорный имам вдоволь поглумился над самим обращением и над некоторыми лицами, его подписавшими.

Письмо озабоченных муфтиев и реакция на него Батрова в очередной раз продемонстрировали, что дискуссия между «коранитами» и «кадимистами» имеет совсем не богословско-правовой характер, как может показаться на первый взгляд. «Кадимисты» пытаются оперировать в традиционалистском поле, обращаясь к муфтию за фетвой. Но на этом исламский дискурс заканчивается. Фактически это обращение бюрократов среднего и низшего звена к своему начальнику с требованием принять меры против зарвавшихся коллег из соседнего отдела. Однако и у противников «кадимистов» вполне секуляристская подкладка. Батров цитирует Коран и Сунну, а также мусульманских богословов, но это не более чем обертка, форма для светской по сути повестки.

Секуляристский характер взглядов «коранитов» проявляется прежде всего в выборе ими авторитетов. В качестве Полярной звезды у «коранитов» выступает профессор–исламовед Тауфик Ибрагим. Ибрагим действительно пользуется заслуженным авторитетом, но как светский ученый, принадлежащий к иной, чем большинство мусульман, проживающих в России, религиозной традиции. Обращаться к нему как к авторитету в религиозных науках — значит находиться в принципиально иной системе координат, чем участник теологической дискуссии в среде суннитов. С таким же успехом можно было выставить в качестве идейной основы сочинения Игнаца Гольдциера или его российского ученика А.Э. Шмидта, который развивал теорию венгерского исламоведа о подложности хадисов. Но собственно к внутримусульманской полемике все это не будет иметь никакого отношения.

Сам Батров считает, что его критиками руководят исключительно прагматические интересы: «под благородным предлогом борьбы с сектантством» они стремятся сохранить свое влияние в Совете муфтиев России. Противники «коранитов» обвиняют их в том же грехе: стремлении взять под контроль ДУМ РФ региональные муфтияты, входящие в СМР. Таким образом, если поверить Батрову, то перед нами чистый спор двух хозяйствующих субъектов, где с одной стороны выступает группа «стариков» («кадимисты») во главе с Мукаддасом Бибарсовым, а с другой — «молодые» («кораниты»), руководимые Дамиром Мухетдиновым. Впрочем, сам Мухетдинов предпочитает называть себя и своих единомышленников обновленцами. То есть не муджаддидами, а именно обновленцами, термином хорошо известным из истории русского православия XX столетия. Случайно ли это? Если даже Мухетдинов ничего не слышал об обновленческом движении, использование этого термина симптоматично и наводит на интересные ассоциации.

Обновленцы православные и мусульманские

Напомним читателю, кто такие обновленцы. Ровно сто лет назад в истории Российской православной церкви (одно из наиболее употребительных наименований православной церкви в России Синодального периода) состоялось важное событие — в Москве прошел Поместный собор, на котором был избран патриарх. Собор начался еще до Октябрьской революции и закончился при большевиках.

Понимая, что запросто расправиться с РПЦ не удастся, советское правительство решило сделать ставку на разложение церкви изнутри с помощью внутренней оппозиции. В качестве инструмента были выбраны представители обновленческого движения, которые со времен революции 1905—1907 годов выступали с идеями пересмотра ряда положений в области догматики и богослужения. Было их, правда, побольше, чем наших исламских обновленцев: аж 32. Покровительствовал им епископ Антонин (Грановский). В своих выступлениях представители «прогрессивного духовенства», как они сами тогда себя именовали, стремились заручиться симпатиями интеллигенции Петербурга и Москвы. Во время Поместного собора 1917—1918 годов обновленцы оказались в меньшинстве и вынуждены были смириться с избранием патриарха Тихона.

Звездный час для реформаторов в рясах наступил в 1922 году. Тогда по замыслу Л.Д. Троцкого обновленцы, составившие так называемую Живую церковь, должны были стать той силой, которая разложит православную церковь в России изнутри. А затем, после выполнения указанной задачи, предполагалось распустить по домам и самих исполнителей.

Первоначально обновленцы заводили с представителями бывшей Российской православной церкви богословские диспуты. Но со временем маски были сброшены, и религиозная риторика была заменена вполне прагматичными дискуссиями о борьбе за приходы и доступ к ресурсам.

Однако ожидания большевиков в отношении обновленцев не оправдались. Пик популярности реформаторов православия пришелся на 1922 год. Максимальное количество приходов, контролируемых обновленческими церквами, достигало в этот год около двух третей от общего числа приходов бывшей Российской православной церкви. Во второй половине 1920-х обновленческое движение начало утрачивать свои позиции.

Тогда большевики решили изменить тактику. В 1927 году был принят документ, получивший известность как Декларация митрополита Сергия (официальное название: Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви, — прим. авт.). Те представители духовенства и мирян, которые не принимали Декларацию митрополита Сергия 1927 года, основным тезисом которой была полная лояльность церкви советской власти, подвергались репрессиям. Позднее в литературе укрепился термин «сергианство», под которым понимается «готовность к безграничным компромиссам с безбожной властью ради сохранения церковных структур».

Но было бы ошибкой считать, что явления, подобного «сергианству», не существовало в мусульманской среде. У советских мусульман тоже был свой «патриарх Сергий».

В те же годы, когда развивался проект Троцкого «Живая церковь», не очень осведомленные в тонкостях исламского вероучения сотрудники ОГПУ в своих докладных записках предлагали создать аналог обновленцев в среде мусульманского духовенства. Предполагалось, что основу обновленческого движения в исламе составят так называемые «прогрессисты», под которыми понимались не столько джадиды, сколько все те, кто готов был к компромиссу с большевиками, вынужденному или добровольному. Затея с мусульманскими обновленцами тогда, к счастью, не удалась.

Переломным моментом в истории муфтиятов стал 1936 год. В этом году скончался муфтий Ризаэтдин Фахретдин. В последние годы жизни этот религиозный деятель склонялся к идее расформировать муфтият, так как в созданных советской властью условиях он не мог функционировать и соответственно «служить интересам мусульман». В этом вопросе Фахретдина поддерживал Кашшаф Тарджемани — его ближайший помощник и наиболее вероятный преемник на должности муфтия. Если бы эта стратегия была реализована, то система управления мусульманскими религиозными делами вновь стала бы горизонтальной — какой она была до 1789 года, до открытия муфтията в Уфе. Это было тем более актуально, что муфтий в условиях сталинского режима не имел никакой возможности и никаких полномочий влиять на формирование политики в отношении ислама и мусульман — даже по сравнению с дореволюционным периодом российской истории. Однако хорошо зная позицию Тарджемани, большевики сделали ставку на лояльного по отношению к ним Габдрахмана Расулева. В результате муфтият не только не был расформирован, но превратился в полностью подконтрольное Москве учреждение, призванное обслуживать интересы советского государства.

Фахретдин и Тарджемани также вступали в диалог с советской властью ради интересов мусульман. Они готовы были пойти на упразднение муфтията и соответственно поступиться своими корпоративными интересами ради сохранения возможности исповедовать религию без вмешательства со стороны государства. В то же время целью безоговорочной поддержки советской власти и лично Сталина со стороны Расулева было сохранение муфтията как такового. Себя же Расулев видел в роли бессменного руководителя данного духовного управления. Более того, как показала дальнейшая история, Расулев стремился стать главой всесоюзного муфтията, проект которого обсуждался во второй половине 1940-х годов в Кремле.

Преимущества «прогрессивного духовенства»

Современное так называемое официальное мусульманское духовенство, независимо от того, относятся они к поколению «бухарских муфтиев» или сформировались в «лихие» 1990-е, являются носителями идей расулианства, подобно тому, как нынешние иерархи РПЦ — это сергиане, духовные наследники митрополита, а затем сталинского патриарха Сергия (Страгородского).

Те, кто рассуждает о том, что есть муфтии хорошие (читай: прогрессивные) и плохие (читай: консервативные), не понимают главного. Проблема не в отдельных личностях, а в институте духовных управлений как таковом. Не претерпевший глубоких изменений с конца XVIII столетия, институт муфтията в наши дни выглядит по меньшей мере архаизмом и уж точно не в состоянии «служить интересам мусульман». Да и интересам властей предержащих тоже. Политтехнологи из администрации президента убедились в этом, когда дали зеленый свет альтернативным муфтиятам, призванным прийти на смену имитирующим многолетнее противостояние Т. Таджуддину и Р. Гайнутдину. Известна недолгая история Всероссийского муфтията «Российская ассоциация исламского согласия» (РАИС). Едва ли оправдает возложенные на него надежды и Духовное собрание мусульман России (ДМСР), созданное в прошлом году. Руководители духовных управлений не пользуются авторитетом у верующих, появление же новых муфтиятов еще больше подорвало авторитет как старых, так и новых муфтиев.

Не удивительно, что чуткие политтехнологи сделали ставку на так называемое «прогрессивное духовенство». Назову лишь некоторые, наиболее очевидные преимущества использования в интересах государства «мусульманского обновленчества»:

  1. Экономия. Создание очередного всероссийского муфтията — дело хлопотное и затратное. Нужно заниматься «раскруткой» новой структуры, работать над имиджем муфтиев и т.д. А здесь уже готовый продукт в лице нескольких активных деятелей, которые сами рады разрекламировать себя на весь мир по принципу «главное — не быть, главное — казаться».
  2. Гибкость. С помощью «прогрессивных подходов» при толковании Священной Книги можно обосновать любые удобные властям решения.
  3. Возобновляемость кадров. Обновленческое духовенство легко воспроизводимо. Для подготовки кадров не требуется много времени и усилий. Для того чтобы стать «кораническим гуманистом», не нужно быть глубоким знатоком шариата. Даже если завтра «золотое перо» обновленцев и один из наиболее образованных имамов России Батров свернет свою активную публицистическую деятельность, ему легко будет подобрать замену. Ведь аудитория, к которой обращаются обновленцы, русскоязычная. В крайнем случае можно апеллировать к авторитету профессора-исламоведа или нанять пару-тройку голодных беспринципных ориенталистов, которые напишут за небольшое вознаграждение текст любой сложности с витиеватыми цитатами на латыни.

Выходит, что поторопились авторы обращения к Гайнутдину обвинять ненавистных им «коранитов» в создании «благоприятной почвы для возникновения экстремистских идей и настроений». Обновленцы от ислама, как никто другой, лояльны по отношению к действующей власти (как светской, так и духовной) и прекрасно осознают, что делают.

Означает ли это, что все действия имамов-кадимистов против «коранитов» не имеют никакого смысла? Имеют, но для того, чтобы достойно противостоять обновленцам, нужно для начала перестать быть расулианами. Врач, исцели себя сам!

Ренат Беккин
Справка

Ренат Ирикович Беккин — российский ученый-исламовед, писатель и общественный деятель. Доктор экономических наук.

  • Родился в 1979 году в Ленинграде.
  • Окончил МГИМО (У) МИД РФ в 2000 году по специальности юрист-международник со знанием иностранных языков.
  • В 2009 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему: «Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития».
  • В 2010—2015 гг. — заведующий кафедрой востоковедения и исламоведения Казанского федерального университета.

Общество

Новости партнеров