Новости раздела

«Челны-Бройлер» показал, как цыплята Ильшата Фардиева пережили побег бывшего директора

Крупный производитель курятины запускает сеть фирменных магазинов — к концу года их будет уже 50

Накануне компания «Челны-Бройлер» впервые за многие годы решилась пустить на свое современное производство группу журналистов, проведя большой пресс-тур для республиканских СМИ. Официально и формально связан он был с запуском строительства на птицефабрике в Набережных Челнах нового производственного комплекса по переработке мяса птицы производительностью 144 тонны в сутки или 9,5 тыс. тонн в год (это «один из самых высоких показателей в отрасли», сообщает предприятие). Но, вероятнее всего, пресс-тур был вызван необходимостью, так сказать, восстановить «пиар-баланс» в компании после ряда скандалов, в которые оказался вовлечен комплекс и его инвесторы в связи с исчезновением бывшего директора.

Восстановить «пиар-баланс»

Птицеводческий комплекс «Челны-Бройлер» накануне провел большой пресс-тур для республиканских журналистов. Официальный повод для встречи — строительство очередной очереди производства, в которое будет инвестировано более 2 млрд рублей. Из них четверть — собственные средства предприятия. Срок окупаемости проекта оценивается в 5 лет. Максимальной загрузки производственных мощностей планируется достичь к 2017 году.

Но, вероятнее всего, пресс-тур был вызван необходимостью, так сказать, восстановить «пиар-баланс» в компании после ряда скандалов, в которые оказался вовлечен комплекс и его инвесторы. Напомним, во-первых, в прошлом году к компании предъявил претензии «Нижнекамскнефтехим», потребовавший в арбитражном суде взыскать с птицефабрики более 105 млн рублей — «убыток, который был нанесен за последние три года». Скандал разразился по факту «самовольного присоединения ООО «Челны-Бройлер» (его нижнекамского подразделения) и сброса стоков в канализационные сети «Нижнекамскнефтехима». Само нижнекамское производство «Челны-Бройлера» в ряде СМИ называли «нарушителем экологической безопасности Нижнекамска», в первую очередь в связи с «неприятным запахом».

Во-вторых, уже в этом году разразилась гроза в ходе финансового конфликта между «Челны-Бройлером» и подрядчиком, который занимался восстановлением производства после августовского урагана. Так, исчез, покинув пределы родины, теперь уже бывший гендиректор птицефабрики Арслан Хамидуллин — и не просто уволился, а уехал за границу, после чего и начались проблемы с оплатой выполненных работ. Чтобы истребовать свои 127 млн рублей, казанский субподрядчик ООО «КровТорг», починивший 27 объектов птицефабрики, в конце декабря прошлого года направил письма президенту РТ и в МВД. В центре скандала оказался и глава «Сетевой компании» Ильшат Фардиев, семья которого фактически владеет большей частью «Челны-Бройлера». Так, 66% птицефабрики принадлежит управляющей компании «МЭКТ», одна из владелиц которой — супруга Ильшата Фардиева Диляра Гизатуллина.

По-видимому, уже новый гендиректор Дильшат Ситдиков решил поправить положение, дав понять и властям, и общественности, и бизнес-партнерам, что в компании, несмотря на бегство бывшего гендиректора, все в порядке. И она даже развивается. Справедливости ради добавим, что по итогам 2014 года выручка «Челны-Бройлера» превысила 8 млрд рублей, а чистая прибыль составила 1,1 млрд рублей, и компания считается успешной на рынке. И открытие нового большого производства — действительно знаковое событие не только для Татарстана. Однако обыкновенно пресс-туры организовываются по факту открытия нового производства или же закладки камня в его строительстве. Никакой стройки за все время пресс-тура нам обнаружить не удалось, хотя, как заверили прессу в компании, «сваи уже поставлены, а открыться оно должно уже летом 2016 года».

«Кризис на объемах продаж не сказался»

Площадь комплекса на сегодняшний день огромная: между отдельными производствами километры лугов (таковы санитарные требования, предъявляемые к производству куриного мяса, разведению племенных кур и т. д.). По данным самой компании, производственные площади составляют 288,9 тыс. кв. м (расположенные примерно на 614 гектарах). Поголовье птиц превышает 4 миллиона. Структурные производственные подразделения ООО «Челны-Бройлер» образуют единый вертикально интегрированный комплекс, объединяющий производственные мощности всей технологической цепочки бройлерного птицеводства: от производства инкубационных яиц до переработки и реализации готовой продукции. Производственники компании в рамках пресс-тура называли эту цепочку «законченным циклом». Птичники по выращиванию бройлеров расположены в 15 км от Набережных Челнов, а также в Актанышском и Нижнекамском районах. Ассортимент продукции насчитывает более 250 наименований готовой продукции. Структура ООО «Челны-Бройлер» включает в себя 11 участков и цехов по выращиванию бройлеров только в автограде. Сам «Челны-Бройлер», как известно, основан в 2003 году на базе двух больших птицефабрик — Челнинской и Тукаевской.

Позднее, в 2005 в орбиту компании вошла и Нижнекамская птицефабрика.

Гендиректор управляющей компании ООО «Челны-Бройлер» ЗАО «МЭКТ», также прибывшая в автоград для восстановления «пиар-баланса» компании, Светлана Барсукова на вопрос корреспондента «Реального времени», почему компания решила открывать крупные производства в момент экономического спада, заверила, что никакого спада сам «Челны-Бройлер» не почувствовал: спрос не упал, кризис никак не сказался ни на производстве, ни на реализации продукции.

— Нет, что вы, нет, — заверила нас Барсукова. — Учитывая, что спрос на нашу продукцию повысился.

— А он повысился даже? За год, вы имеете в виду? — уточнили мы.

— Да, в том числе и за предыдущий год спрос повысился. Мы продаем все, что производим. Поэтому, учитывая потребность рынка и учитывая наши возможности, мы и решили открыть новое производство, — уверенно заявила глава управляющей компании.

«Челны-Бройлер», завязанный на европейских поставщиков, не пострадал от санкций, сообщили «Реальному времени»

Собственно, сами инвестиции в новое производство были вызваны тем, сообщили нам в компании, что спрос на продукцию «Челны-Бройлера» по сию пору пока превышает предложение — в тех же примерно словах эту информацию подтвердил и коммерческий директор позднее. При этом сотрудники фабрики также заверили нас, что не сказались на данный момент на предприятии и другие экономические неприятности, в частности санкции. Дело в том, что «Челны-Бройлер» для поддержания качества продукции на должном уровне сотрудничает с рядом европейских компаний (как в части приобретения племенных цыплят, так и в части поставки современного оборудования). На сайте компании можно оценить масштабы сотрудничества. Для наглядности перечислим только ряд из них: голландская компания «Сторк», германская «Хартманн», немцы из холдингового центра EMF, австрийцы из Schaller Lebensmitteltechnik, исландская компания Marel. Согласитесь, при такой глубокой зависимости от европейских компаний в теории после известных событий фабрику могли ждать неприятные последствия отказа от партнерства из-за ввода санкций в отношении России.

Однако замдиректора ООО «Тукаевский племрепродуктор» (входит в группу компаний «Челны-Бройлер», его цеха расположены на многокилометровых участках и связаны с производственными и другими цехами сетью дорог) Рамиль Сайфутдинов заверил корреспондента «Реального времени», что компания никаких санкций не заметила. Впрочем, добавил он, вследствие запроса со стороны государства на более глубокое сотрудничество именно с российскими партнерами, компания уже организовывает первое партнерство, например, с московской компанией «Бройлер будущего» (московский племенной продуктор открыт три-четыре года назад), которая выращивает высококачественную птицу кросса «Кобб». Надо отметить, справедливости ради, что московская компания является опять же официальным представителем «Кобб» в России — сама международная компания «Кобб» занимается исследованиями в области птицеводства, разработкой, разведением и продажей племенного поголовья бройлеров: ее делегация, кстати, приезжала в 2013 году на «Челны-Бройлер», куда родительские стада кросса «Кобб-500» стали завозить еще раньше, в 2011 году. Тогда в компании заявляли, что «после создания ООО «Челны-Бройлер» на основе трех птицефабрик — Челнинской, Тукаевской и Нижнекамской — здесь пробовали выращивать птицу разных кроссов, но когда в 2010 г. был построен «Тукаевский племрепродуктор» второго порядка, туда сразу завезли кросс «Кобб-500» — именно он дает лучшие производственные показатели».

С другой стороны, с логистической точки зрения поставки из Москвы тех же стад должны быть на порядок дешевле. На наш вопрос, какова уже доля импортозамещения, Сайфутдинов честно ответил, что компания в этом смысле еще в начале пути: «Мы только переходим еще на поставки из московской компании. Первую партию вот буквально сегодня будем получать. С ними мы и будем работать в рамках импортозамещения», — пообещал Сайфутдинов.


Какой «стресс» от пресс-тура испытали цыплята, работники цехов и журналисты

На собственном племрепродукторе «Челны-Бройлер» выращивает бройлеров из поставляемых сюда каждые 160 дней цыплят. Как отмечают в компании, «технологии позволяют «Челны-Бройлеру» не зависеть от европейских поставщиков инкубационных яиц». В нескольких километрах от репродуктора располагается инкубатор компании, «крупнейший в Поволжье» — здесь ежегодно предприятие получает 65 млн яиц. Замдиректора «дочки» «Челны-Бройлера» ООО «Набережночелнинский инкубатор» Инсаф Шайхразиев рассказал о том, что здесь яйца проходят 100-процентную вакцинацию, чем вызвал наше любопытство: не попадают ли с вакциной какие-нибудь пищевые добавки, чтобы бройлеры вырастали быстрее и толще?

— У нас никаких добавок нет, — мгновенно ответил Шайхразиев, и от гордости за «чистоту» собственного инкубатора он, кажется, даже еще больше выпрямил спину. — Только вакцины. И антибиотики.

На наше вопросительное молчание по поводу антибиотиков Шайхразиев заявил, что тем самым улучшается качество цыплят и снимаются их стрессы. Именно для того, чтобы избавить их от стресса, вызванного наплывом журналистов (читай — от ужаса), нас в инкубатор не пустили: «Цыплята могут от стресса и помереть», — сострадая своим маленьким подопечным, заметил Шайхразиев. Запаха, что удивительно (а в свете событий с нижнекамской «дочкой» птицефабрики тем более), не чувствовалось ни у одного из цехов компании. На недоуменную нашу ремарку работники пожимали плечами: «У нас вентиляция хорошая». По запаху невозможно было определить даже производственный блок фабрики — опять же находящийся в километрах от инкубатора («санитарные нормы»), — где расположены бройлерные цеха, но и там фотокорреспондентам и операторам позволили лишь заглянуть в «святая святых» — птичники. В них одновременно содержится более 5 миллионов цыплят, которые выращиваются за 38 дней. Цыплята, взрослея и набирая вес, по-видимому, от потенциальной возможности испытать стресс не избавляются (хотя исчезновения гендиректора птицефабрики, например, они совершенно не заметили). Как пошутили работники, сами наверняка испытавшие немалый стресс от наплыва журналистов, внезапное появление людей в птичниках может вызвать падеж кур. Миллионы обреченных на заклание цыплят в цехах, залитым жутким зеленоватым свечением, поразили отдельных корреспондентов, по-видимому, испытавших не меньший стресс, чем поголовье «Челны-Бройлера» до глубины души: «Они мне сегодня сниться будут», — пробормотала одна девушка. Ни один цыпленок, впрочем, за время нашего присутствия в птичнике не пострадал.

Зачем «Челны-Бройлеру» новые производственные мощности?

Наконец, в финале пресс-тура после того, как самых стрессоустойчивых журналистов провели по цеху забоя цыплят, Светлана Барсукова на брифинге по поводу открытия новых мощностей, удовлетворенно заключила:

— Коллеги, я надеюсь, вы действительно смогли убедиться, что «Челны-Бройлер» — это инновационное предприятие? Сегодня наша компания производит 100 тыс. тонн продукции в живом весе (в год — прим. ред.) и 75 тыс. тонн готовой продукции. И нами было принято решение об инвестировании дополнительных денежных средств в строительство новых производственных мощностей. Мы хотим построить новый производственный комплекс, который будет производить продукцию глубокой переработки. Это 144 тонны в день или 49,5 тыс. тонн продукции в год. Колбасы, копчености и т. д. Дальнейший план — войти в тройку лидеров России по производству куриного мяса (сейчас компания в топ-10). Поэтому мы предполагаем дальнейшее инвестирование в строительство новых мощностей как по выращиванию, так и по переработке мяса птицы.

— А какая сейчас доля рынка? — поинтересовался корреспондент «Реального времени» у Барсуковой.

Вместо нее оперативно ответил (точнее будет сказать — дипломатично от ответа ушел) коммерческий директор Роман Устенников:

— В зависимости от разных источников и по регионам по-разному эта доля считается, есть только усредненные цифры, — объяснил он, но цифр этих усредненных не назвал.

Барсукова также заявила, что сегодняшняя доля компании в реализации куриного мяса на рынке РТ составляет 50% (остальное компания продает за пределами республики).

— Учитывая что мы готовимся поставлять продукцию во все регионы РФ, мы думаем снижать постепенно долю присутствия в РТ, увеличивая при этом объемы продукции. Регионы присутствия нашей компании зависят от многих факторов. Мы будем продавать мясо и в северных, и в южных регионах РФ, — добавила она.

«Челны-Бройлер» запускает свою фирменную сеть — к концу года в РТ будет 50 магазинов

Коммерческий директор «Челны-Бройлера» Роман Устенников сообщил, что в настоящее время компания реализует продукцию в 17-20 субъектах РФ. И хочет при этом увеличить присутствие по всей стране. А для этого необходимо сбалансировать и оптимизировать ассортимент.

— Спрос есть везде. Обусловлено строительство комплекса как раз нехваткой мощностей. За последнее время мы провели ряд мероприятий, позволяющих войти в новые регионы. Мы зашли через сетевой сегмент. И сегодня присутствуем в Приволжском федеральном округе почти везде, в федеральных, региональных, локальных сетях. Очень плотно зашли в Башкортостан, это для нас и близко, и выгодно, и потребление республик наших почти одинаково. Очень большой спрос со стороны ОАЭ, Северной Африки, в мусульманских странах — на халяльную продукцию. Отсюда необходимость в увеличении производства глубокой переработки и в наращивании мяса, — рассказал Устенников.

Он также объявил масштабные планы по развитию компанией собственной торговой сети.

— Чтобы поддержать наш рынок, а здесь (в РТ — прим. ред.) сохранить свои объемы, мы пошли следующим путем. Мы развиваем свою фирменную сеть. К концу года будет уже порядка 50 магазинов по Татарстану. Во всех городах, районах республики. Для потребителя это более низкая цена и более качественная продукция, а для нас — снижение издержек. Если уйдем в этот сегмент, тоже будет неплохо.

Устенников позднее рассказал корреспонденту «Реального времени» о побудительных причинах выхода компании на ритейл. О подробностях этой инициативы, а также мнения потенциальных участников и экспертов рынка по этому поводу читайте в ближайших материалах «Реального времени».

Сергей Афанасьев, фото и видео автора

Новости партнеров