Новости раздела

Звонки о заложенных бомбах по всей России: «осеннее обострение» или спланированная провокация?

В Татарстане свой «сентябрьский звонарь» объявился раньше, чем в других регионах

В правоохранительные органы крупных городов России продолжают поступать анонимные сообщения о заложенных бомбах, влекущие за собой эвакуацию граждан из торговых центров, школ, аэропортов и административных зданий. Министерство обороны РФ отрицает версию об учениях, а правоохранители говорят о спланированной провокации. Как выяснило «Реальное время», в Татарстане нехороший «флешмоб» стартовал даже раньше, чем по стране.

Не учения, а провокация

Напомним, первые сообщения о заложенных бомбах стали поступать 11 сентября — тогда в правоохранительных сводках засветились Ставрополь и Уфа. 12 сентября эта волна захватила Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Брянск и другие города. В некоторых из них были получены телефонные сообщения о минировании до десяти объектов. В среду же были эвакуированы аэропорты в Якутске и Благовещенске, а в Петропавловске-Камчатском эвакуировали мэрию и несколько школ.

Наконец, сегодня во второй половине дня стало известно, что экстренные службы и правоохранительные органы Москвы проверяют информацию о минировании нескольких вокзалов и торговых центров столицы, а также Первого Московского государственного медицинского университета имени Сеченова.

Во всех случаях угроза не подтвердилась. СМИ связывали происходящее с проведением военных учений, однако в Министерстве обороны РФ опровергли эту версию. Сообщалось, что правоохранительные органы проверяют версию спланированной провокации, совершенной согласованной группой лиц с применением средств IP-телефонии.

Во всех регионах полиция возбудила уголовные дела по ст. 207 УК — «Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий».

«Иногда звонят не совсем здоровые люди»

На фоне этих событий пресс-служба МВД по РТ сообщила вчера, что полиция Нижнекамска задержала подозреваемого в телефонном терроризме, который в нетрезвом состоянии позвонил на единый номер экстренных служб и предупредил о намерении заминировать торговый комплекс в Зеленодольске. Личность звонившего была установлена в течение короткого периода, и спустя «некоторое время» он был задержан. Свой поступок 37-летний мужчина мотивировал обидой на сотрудников полиции, и в его отношении было возбуждено уголовное дело по ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти». Однако, как говорится в том же сообщении, органами дознания управления МВД России по Нижнекамскому району в отношении нижнекамца было возбуждено (уже, по всей видимости, позже) уголовное дело по той самой ст. 207 УК РФ («Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»).

Как выяснило «Реальное время», свой пьяный звонок мужчина совершил еще 1 сентября, а зеленодольским «торговым центром», выбранным им в качестве жертвы, был магазин бытовой техники «Чайка», расположенный на ул. Гоголя. В «Чайке» корреспонденту «Реального времени» сообщили, что сотрудники правоохранительных органов к ним не приезжали.

«Реальное время» связалось также с республиканскими силовыми структурами, чтобы узнать, не наблюдается ли в регионе повышенная активность телефонных террористов в эти дни и не проводятся ли в республике учения, связанные с эвакуацией людей с гражданских объектов.

— Нет, у нас все хорошо. Стабильно и спокойно, — сообщила начальник пресс-службы МВД по РТ Ирина Нижельская (хотя, как мы видим, некоторый повод для беспокойства все же обнаружился). На вопросы, были ли звонки о заложенной бомбе и выезды оперативных служб для проверки таких сообщений, Нижельская также ответила отрицательно.

— Всего за день к нам поступает по 2—3 тысячи сообщений, — рассказал начальник пресс-службы УМВД России по Казани Рашид Хамидуллин. — Конечно, бывает, что звонят и нетрезвые граждане, и не совсем здоровые люди. Прямо сейчас точную статистику привести не могу, это все надо подсчитывать и профильтровать. Что касается учений, то это компетенция ФСБ.

Пресс-секретарь УФСБ по РТ Фаиль Гумеров заявил «Реальному времени», что информации о звонках о заложенной бомбе или эвакуациях в Татарстане за последнее время не было, а значит, ничего не происходило:

— У каждого подразделения есть план — в соответствии с теми объектами, безопасность которых они в силу своих обязанностей обеспечивают. Поэтому обычно заранее предупреждается руководство, администрация объектов, и осуществляется само мероприятие. В основном мы проводим их без эвакуации. Эвакуация проводится, если есть заинтересованность администрации объекта. Но чтобы что-то обнаружили, эвакуировали и, соответственно, все силы съехались — такое редко бывает. Это большое отвлечение сил и средств, ведь где-нибудь может случиться реальная ситуация, — отметил Гумеров.

«Раз они меня игнорируют, передайте, что у них заложена бомба»

В Татарстане за последний год было зафиксировано несколько резонансных случаев телефонного терроризма. В апреле в Набережных Челнах задержали 32-летнего местного жителя, который в состоянии алкогольного опьянения передал ложное сообщение о бомбе в здании ГИБДД. Сделал он это тоже от обиды — по его словам, в дежурной части отдела ГИБДД не хотели с ним разговаривать. «Раз они меня игнорируют, передайте, что у них заложена бомба», — заявил гражданин оператору «02» и повесил трубку.

А в январе этого года по телефону «112» позвонила ученица 8-го класса одной из школ Альметьевска и сообщила (как она рассказала потом, ради шутки), что в ее учебном заведении заложена бомба. На место незамедлительно выехали все экстренные службы города, была проведена эвакуация учащихся и персонала учебного заведения. Личность девушки тогда установили в течение 20 минут.

В ноябре 2016 года завершился суд над Ильнаром Аглетдиновым и Артемом Гибадуллиным, буквально затерроризировавшими челнинский торгово-развлекательный центр «Торговый квартал» (так называемое «дело звонарей»). Первого приговорили к 6 годам лишения свободы, второго — к 4 годам. В августе 2015 года молодые люди на протяжении шести дней оставляли руководству ТРЦ ложные сообщения о заложенной бомбе, вымогая при этом 70 тысяч долларов США, а потом изготовили и действительно заложили в нескольких десятках метров от здания центра самодельную бомбу, чтобы придать серьезность своим угрозам. Террористы были подкованы технически — о бомбе сообщалось через компьютерную программу, зачитывающую телефонные сообщения женским голосом, а для изготовления взрывного устройства были использованы, помимо селитры и алюминиевой пудры, два мобильника «Самсунг» (взрыва не случилось из-за разрядки одного из них).

Александр Шакиров, Рустем Шакиров
Происшествия

Новости партнеров