Новости

10:38 МСК
Все новости

«Даже если ты занимаешься персидской поэзией, тебя все равно спросят, как бороться с исламскими радикалами»

Ислам между религиозной политикой и наукой

«Даже если ты занимаешься персидской поэзией, тебя все равно спросят, как бороться с исламскими радикалами» Фото: eu.spb.ru

Колумнист «Реального времени» Альфрид Бустанов, продолжает цикл статьей о татарской рукописной книге и особенностях ее жизни в обществе, терминологии. Сегодня историк-востоковед проводит черту между «исламистами» и исламоведами.

Разница между муллой и специалистом по исламу

В нашей стране можно наблюдать довольно интересный феномен близкого соседства гуманитарной науки и экспертов, находящихся в поле влияния религиозных организаций и отражающих их интересы. Из-за такого слияния иногда создается ложное впечатление о взаимозаменяемости этих сфер: будто бы исламоведение это то же самое, что апологетика ислама, и наоборот. И особой разницы между муллой и специалистом по исламу вроде как и нет. Это проблема, потому что исследователь все-таки должен стремиться к тому, чтобы стоять «над схваткой» и не ассоциировать себя ни с апологетами разных течений ислама, ни с его рьяными критиками, ни с властями предержащими.

С одной стороны, это наше достижение: только в России фактически сложилась прослойка исламской интеллигенции — высокообразованных мусульман с научными степенями, которые воспринимают ислам не только как объект научного интереса, но и как часть личной и общественной жизни. В Нидерландах, например, мусульман в университетах очень мало, поэтому нам можно похвастаться большей открытостью в этом отношении.

С другой стороны, очевидно размываются рамки научной дисциплины, призванной критически рассматривать историю и современность исламского мира. А поскольку в нашей стране именно с критической наукой и экспертизой не все гладко, то стоило бы беречь исламоведение именно как академическую дисциплину, полезную обществу в целом.

«Сегодня с похожей инициативой мы имеем дело в виде Болгарской исламской академии, перед которой стоит задача вырастить «исламских богословов» в России и не отпускать молодежь за границу». Фото Олега Тихонова

Как миссионеры породили классическое исламоведение

Да, собственно академическое исламоведение имеет свои корни в миссионерской и полемической христианской литературе. Исламские тексты в средневековье изучались в первую очередь для того, чтобы их опровергнуть и доказать лживость «религии Магомета». В то же время в основе изучения ислама изначально были филологические приемы, знание языка и контекстов его употребления. Хотя в нашей стране, особенно в советские годы, какого-то самостоятельного исламоведения со своим предметом и инструментарием, по сути, не было, потому что строго академические филологические приемы были общими для востоковедов-классиков: можно открыть сборники статей китаистов, буддологов и арабистов 70-х годов и там не будет большого разнообразия в подаче материала.

Мне кажется полезным разделение, которое существует в современной Германии на академическое исламоведение (Islamwissenschaft) и исламскую теологию (islamische Studien). Правда, ситуация у нас намного сложнее. Если в Германии изучение ислама сегодня неизбежно связано с присутствием мигрантов в Европе, то в России ислам — это прежде всего органичная часть российской культуры. Кроме того, в послевоенное время в Советском Союзе была предпринята попытка создания государственной школы для исламских религиозных деятелей — медресе Мир-Араб в Бухаре и Исламский институт в Ташкенте. Сегодня с похожей инициативой мы имеем дело в виде Болгарской исламской академии, перед которой стоит задача вырастить «исламских богословов» в России и не отпускать молодежь за границу. Несмотря на то, что никому и в голову не приходило отправлять советских востоковедов преподавать в Бухаре, тем не менее достижения советской науки напрямую отразились на судьбе ислама в России. Чего только стоит пара из арабского словаря Баранова и перевода Корана на русский язык «от Крачковского». Кажется, эта парочка есть во всех мечетях и медресе нашей страны.

В то же время престиж академического исламоведения и его символический капитал привлекает некоторых мусульман. Интересно, что корни этого интереса лежат в позднесоветском времени, когда учеба на Восточном факультете была фактически единственной легальной возможностью выучить хорошо арабский язык и научиться читать исламские тексты. В наше время исламоведение является ресурсом легитимации религиозных деятелей в секулярном пространстве, где по старой советской привычке хорошо бы иметь научную степень и ассоциацию с научной исламской темой. Тем не менее чем дальше, тем больше благодаря доступности собственно религиозных знаний «культ» исламоведения сменился его критикой и обличением. Нередко можно услышать, что исламоведы виноваты в демонизации ислама или что они служат государству для обеспечения надзора и насилия над мусульманами. Это большая тема, о ней я предлагаю поговорить в следующий раз, но здесь и сейчас важно зафиксировать: исламоведение является для мусульман одновременно красной тряпкой и желанным статусом.

«Исламоведение как наука — очень абстрактное понятие. Несмотря на попытки коллег заключить эту область знания в башню из слоновой кости и обвинить в ереси тех, кто «не по праву» претендует на высокое звание исламоведа, эта наука включает в себя практически бесконечный набор дисциплин и тем, не ограниченный профильным образованием». Фото Олега Тихонова

Почему самые мракобесные персонажи вдруг оказываются «известными исламоведами»

Исламоведение как наука — очень абстрактное понятие. Несмотря на попытки коллег заключить эту область знания в башню из слоновой кости и обвинить в ереси тех, кто «не по праву» претендует на высокое звание исламоведа, эта наука включает в себя практически бесконечный набор дисциплин и тем, не ограниченный профильным образованием, изучаемым регионом и жанром публикаций. Сегодня исламоведом может оказаться любой, кто что-то публично говорит об исламе. И, увы, в публичном пространстве самые мракобесные персонажи вдруг оказываются «известными исламоведами». Такие сложности связаны как раз с резкой политизацией ислама в мире вообще, и на постсоветском пространстве в частности. Даже если ты тихонько занимаешься персидской поэзией в Мавераннахре, тебе все равно позвонят и спросят, как бороться с исламскими радикалами.

И наконец о политике. Религиозная политика использует в своих целях как собственно теологическое изучение ислама, так и светское исламоведение. Причем когда дело доходит до политических игр, то обывателя легко ввести в заблуждение: опытный в этом деле политик может считать себя в праве говорить о пользе и вреде исламоведения, определять его предметное поле и то вставать на его защиту, то безжалостно критиковать, при этом не имея никакого отношения ни к религии, ни к науке. «Правда» и «ложь» здесь не имеют значения, главное — достижение политической цели.

Такие политические игры, конечно, не на руку ни мусульманам, ни ученым, потому что дискредитируют как одних, так и других. Единственное средство для противодействия таким поползновениям — критический взгляд и деконструкция. На то ведь и ученые, чтобы изучать и называть все своими именами.

​Альфрид Бустанов
Справка

Альфрид Бустанов

Ph.D. (Amsterdam University, 2013)

Профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в составе России, Европейский университет в Санкт-Петербурге

Автор книг Soviet Orientalism and the Creation of Central Asian Nations (Routledge, 2015) и Книжная культура сибирских мусульман (Москва, 2012). Колумнист «Реального времени».

комментарии 42

комментарии

  • Анонимно 10 сент
    Что такое вообще исламоведение? Каждый трактует по своему ведь. Что такое вообще религия? Зачем она нужна?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Хроший вопрос для чего нужна религия? Боюсь не многие смогут на него ответить. Тем более мы все видим что происходит внутри каждой религии.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Поправка. Бустанов не преподаёт в Европейском университете. Этот вуз закрыт, как закрыта и профессура ТАИФ на средства которого он и преподавал. Появилось время для размышлений и рассуждений. Так и становятся блогерами - когда основной работы больше нет и масса свободного времени.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    К сожалению это так! Открытый Европейский университет в С-Петербурге закрыт. Видимо в противовес этому действию открыли Академию в Болгарах. Но я сомневаюсь, что в рамках этого заведения удастся сочетать классическое богословие и научные исследования в области истории ислама. Скорее всего, победит первое направление и первым признаком этой победы будет уход с поста ректора Рафика Мухаметшина.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Считать Мухаметшина представителем академического исламоведения нет никаких оснований. Он не исламовед в силу своего образования и знаний, но и не богослов. Что-то посередине. Не рыба и не мясо. Но такие люди посередине удобны в качестве компромиссных фигур.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Это Вы на счёт Батрова тоже намекаете который стал блогером?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Вот она типичная казанская желчь: злорадство и сплетни. не врите не закрыт, ЕУ прекрасно работает и проекты все реализуются. Единственное, с задержкой выдают новую лицензию, поэтому им быстро не удалось набрать новых студентов. Но есть остальные. И профессуры все там также в порядке. Приструните собственное злорадство :)
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Ну зачем же вводить читателей в заблуждение. Откройте сайт Европейского университета и внимательно ознакомьтесь с речью нового-старого ректора Николая Вахтина от 4 сентября: " Мы открываем этот год без лицензии на образовательную деятельность. Завтра мы будем подавать документы на новую лицензию в третий раз: первые два раза документы были признаны оформленными неправильно" и далее - "Отсутствие лицензии на образовательную деятельность не означает, что в ближайшее время профессора ЕУ не будут ничего делать. Конечно, университет без студентов – это мечта каждого профессора, но мы должны использовать эту вынужденную паузу, чтобы двинуть вперед другие аспекты нашей работы. Прежде всего – научную работу: я надеюсь, что к концу 2017 года наши профессора смогут опубликовать еще больше статей и книг, чем это обычно бывает".
    Ну нет там сейчас возможности преподавать, просто нет
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    а) вы написали, что ЕУ закрыт. это ложь, он не закрыт, пока ЕУ просто ждет переоформления лицензии и работает как научно-исследовательский институт (у него есть на то юридическое право), б) сходил на сайт ЕУ и обнаружил, что профессура по истории исламских народов не только не закрыта, а вполне себе существует, в) преподавать можно в рамках открытых лекций, школ и семинаров, которые там, как я понял, не планируют прекращать. а новая лицензия, которую ждут, касается только магистратуры/аспирантуры. работать же с теми аспирантами, которых взяли уже, никто не запретит.
    Итог: Вы либо плохо знаете вопрос, либо сознательно врете. Если второе, то вопрос: что Вами движет? зависть, злость, невежество или желание самоутвердиться ?
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Ваша реакция странная и неадекватная. Прочтите еще и еще раз. Закрыт прием на бакалавриат и магистратуры. Отсутствие лицензии запрещает обучение студентов. Можно сколько угодно заниматься наукой, но студентам прподавать запрещено. Конечно можно советовать Бустанову получать зарплату как футболисту (только за присутствие), но это не выход. Кроме того, таиф закончил этот проект, это точно.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    вы написали, что вуз закрыт. это вранье. вы написали, что проект по исламводению в ЕУ закрыт - это тоже ложь. Не важно, кто его финансировать будет дальше (ТАИФ или нет), но профессура продолжается. это все факты. а у вас неправда.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Ну и чудак вы, на самом деле. в последний раз отвечаю. Европейский университет в качестве "Высшего Учебного Заведения" перестал существовать, он закрыт как вуз. Он не осуществляет образовательную функцию - свою миссию и главное условие для любого университета. Поэтому ректор и говорит, что педагогов распускать не будем, - пусть они занимаются наукой. Это факты, это правда, а вот вы по вашей же терминологии точно "врете"
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Альфрид Бустанов востребованный у татарского народа, он всегда при работе и на работе!
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Статье, как и другим статьям автора, не хватает конкретики. Автор как бы намекает на всем известные обстоятельства, но не указывает конкретных примеров, боясь кого-то обидеть или вступить в конфликт с упоминаемыми персонажами. Это делает текст бесцветным, непонятным для широкой аудитории без конкретных примеров и контекста (причем современного). А специалисты и так все это знают.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Альфрид, возвращайтесь в Казань. Если радеете о развитии научного исламоведения, то стоит вернуться в университет в котором Вы до избрания профессором в Европейский университет работали. Рукописный фонд ждёт своих исследователей, а Вы, в первую очередь, хороший археограф, специалист по восточным рукописям. Есть работа в КФУ, ИЯЛИ и РИИ. Даже в БИА будут рады, несмотря на несостоявшееся назначение ректором. Можно продолжать мыкаться по Амстердамам, но лучше помочь коллегам в возрождении казанского востоковедения. Обрастать учениками, реализовывать востоковедные проекты. Причём никто не помешает сотрудничеству с ИСАА МГУ, Институтом востоковедения РАН или Восточным факультетом СПбГУ. О Вас хорошо отзываются коллеги в Казани, сам слышал от Мухаметшина и Хайрутдинова оценку Ваших трудов и намерениях вернуть Вас в Казань, есть профильные кафедры, возможность заниматься серьезной наукой, да и перспективы продолжить начатую Вами в Питере работу с молодыми исламоведами в Казани значительно выше. Тем более, что профессора ТАИФ "на дороге не валяются". У меня нет полномочий приглашать Вас на работу в БИА или КФУ, но может упомянутые руководители прочтя этот материал наберут Ваш номер и продолжат разговор?? Коллеги
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Если человека хвалит Хайрутдинов - это лучшая антиреклама.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Зависть не знает выходных.
    Ф. Бэкон
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Завистники на что ни взглянут,
    Поднимут вечно лай;
    А ты себе своей дорогою ступай:
    Полают да отстанут.
    Иван Крылов
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    откуда у директора Института столько свободного времени комменты в интернете строчить?
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Мне вот интересно: за вот эти статьи Бустанов получает гонорар? Или бесплатно пишет?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Бесплатно
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    "Коллеги", которые зовут Бустанова в Казань, могут назвать центры исламоведения в городе?
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Ни одного нет
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Интересно тогда поинтересоваться. что тогда Вы подразумеваете под "центрами исламоведения"? Где то там в Ташкенте или Бухаре? Или может считаете, что все мало-мальски серьезные исследователи сосредоточились лишь в столицах? По-видимому, пытаетесь воткнуть свои пять копеек в серьезный разговор, да вот знаний нет вовсе
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    а вы можете назвать хотя один исламоведческий центр в Казани, где работало бы больше одного исламоведения? кафедру исламоведения слили с другими кафедрами и исламоведов, в чистом виде там уже нет - востоковеды, специалисты по истории татар, но не исламоведы. риу не исламоведческий центр, так называемый, никому в научном мире неизвестный, центр исламоведения при академии наук вообще непонятно чем занимается. ну назовите хотя бы один более или менее сложившийся центр исламоведения в Казани?? Ну вот хотя бы один
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    О том и речь. Поэтому смешно читать о призывах Бустанова в КФУ, где Хайрутдинов с Гафуровым уничтожили исламоведение
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Если вы ничего и никого в Казани не знаете, то смысл вам все разжевывать. Никто не обязан здесь заниматься образованием невежд.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Автор боится упомянуть чьи-то имена всуе: вдруг те обидятся и потом это повредит карьере
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Не выдавайте желаемое за действительное. Наоборот, наконец-то открыт профиль "Академическое исламоведение" и есть нагрузка реальная на кафедре. Отсутствие Беккина только пошло на пользу
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Боже мой, какой бред...
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    Кому на пользу? Хайрутдинову стало проще делать свои делишки?
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Словосочетания "научная степень" в русском академическом языке не существует. Так говорят и пишут только малообразованные люди, хотя и с учеными степенями. Они же пишут в в анкетах, что ЗАКОНЧИЛИ такое-то учебное заведение.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    ну все, разоблачили ))
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Бустанов везде будет востребован!
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    имена бы лучше приводил этих "исламоведов". одно дело, если он себя к ним причисляет. или рафика мухаметшина, айдара хабутдинова и резеду сафиуллину. другое дело - рустама батрова, раиса сулейманова и романа силантьева.
    Ответить
    Анонимно 10 сент
    а в чем разница между например хабутдиновым и силантьевым? они заняты одним и тем же делом.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Силантьев честнее. Он открыто говорит, что думает о мусульмане и что его задача бороться с исламом. А Хабутдинов надел маску защитника ислама и татар. Такие опаснее во много раз.
    Ответить
  • Анонимно 10 сент
    Прочитал комменты,и слезы текли из сердца. О Казань! Что с тобой случился???
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    В Казани некоторые исламоведы стали кадимистами и хотят теперь возродить кадимизм, т.е. исламское мракобесие
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Жизнь по правилам Корана неизбежное в Казани. Мракобесие ваше начало! Ислам и его законы, как родниковая чистая и прозрачная вода!
    Ответить
  • Анонимно 11 сент
    То, что он перестал существовать как высшее учебное заведение это и есть ложь. Где документ об его упразднении? Нет такого документы. Просто этот Вуз ждет новую лицензию. И все. И пока работает по другим направлениям, но юридически вузом остается. Такой же неправдой было, что исламский проект они закрыли. И такой же неправдой является,что профессора ЕУ вдруг перестали быть профессорами. Должности официально все так и называются. Чудак это вы. У вас либо с логикой что-то не так, либо вы просто врете.
    Ответить
    Анонимно 11 сент
    Дождитесь лицензии, продолжайте обучать. Кто против то? Но именно сейчас этого не происходит. Студенты не ходят на занятия, формалист вы упертый. Это суть проблемы. И не писал я про закрытие исламского направления или проекта, а то что таиф закрыл финансирование своей профессуры в лице программы и конкретного человека Смиритесь, наберитесь терпения дожидаясь лицензии)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии