Опрос предпринимателей: как зарабатывать на сезонном бизнесе круглый год?
Под сезонностью продаж в маркетинге понимается изменение спроса, связанное со сменой времен года, колебаниями температуры, праздничными датами, привычками покупателей. С этим термином сталкиваются до 90% представителей бизнеса. Для одних сезонность — возможность воспользоваться кратковременными подъемами покупательской активности, для других — проблемы, чреватые падением объема продаж и, как следствие, прибыли предприятия. Руководители компаний рассказали «Реальному времени», как они зарабатывают в «несезон».
У компании N — сезонный бизнес. Руководитель не хочет по окончании сезона складывать руки и жить на полученную выручку оставшиеся месяцы. Что нужно сделать, чтобы сезонный бизнес приносил выручку круглый год?
-
-
Ильдар Ситдиков директор компании «Ягодная долина»
-
Нужно в параллель со своим видом деятельности развивать продажи сопутствующих товаров. Мы, например, в межсезонье продаем саженцы, системы капельного полива, дополнительно оказываем услуги по составлению различных бизнес-планов. Сотрудников также перекидываем на другой фронт работы.
-
-
-
Лилия Сабирова директор гостиницы «Особняк на Театральной»
-
В этом вопросе важна аналитика. Например, в своей отрасли мы заранее знаем, в какие месяцы сезон будет высоким, а когда — низким. Соответственно, к низкому сезону нужно готовиться, что-то предпринимать. Отличный вариант — рекламные кампании. В течение всего года мы участвуем в специализированных выставках, которые проходят не только в нашем регионе, но и в других странах. Обязательно рассылаем коммерческие предложения, делаем акции, скидки, сбавляем цены. Я против сокращения штата. Наши сотрудники прекрасно понимают, что мы единая команда. В высокий сезон будет много работы, значит, и получим хорошо. Также все понимают, что в низкий сезон получим меньше. Нужно просто вместе пережить это время.
-
-
-
Газинур Галеев директор компании «Руян-Т»
-
Общие рекомендации очень простые. Во-первых, найти другой бизнес в период, когда сезон заканчивается. Во-вторых, необходимо повышать качество логистики, чтобы выходить с минимальными остатками товара по окончании сезона. И в-третьих, нужно найти такой бизнес, чтобы потом не пришлось сокращать персонал.
-
-
-
Елена Юсупова директор лагеря «Территория МЫ»
-
У меня есть лагерь и тренинговый центр. Основная нагрузка на лагерь приходится во время летних каникул, в это время как раз не очень хорошо идут тренинги, потому что люди находятся в отпусках и не особенно планируют заниматься саморазвитием. Поэтому я делаю перерыв и переключаюсь. Одно направление плавно перетекает в другое. По своему опыту могу сказать, что тренинги даже более сезонная работа, чем лагерь. Сегодня лагерь может работать круглый год. Помимо всех школьных каникул, дети приезжают к нам на выходные дни, есть пространство, где ребята общаются, кроме смен. Поэтому у персонала лагеря есть работа и в течение года.
-
-
-
Альбина Ибрагимова генеральный директор компании «Аист Тур»
-
Этим вопросом я стала задаваться сразу же после открытия туристической компании. Тогда был февраль, а уже с марта начинается раннее бронирование, практически сразу попали в сезон. Но волновало, что делать дальше. Поэтому мы решили параллельно запустить новое направление — обслуживание юридических лиц. В течение года мы помогаем другим компаниям отправлять сотрудников в командировки. Летом, когда обычно большинство сотрудников в отпусках, пик работы приходится как раз на физические лица, а с осени популярность приобретает второе направление. Чтобы сезонный бизнес постоянно приносил прибыль, нужно искать другие виды деятельности, но сопутствующие вашему бизнесу.
-
-
-
Наиля Фахретдинова директор школы языка English Lab
-
Мы распределяем разные виды деятельности, которые относятся к нашей сфере. Если летом низкий сезон, значит, просто работаем в другом ключе. Есть лингвистические лагеря, есть образовательные программы. Просто делаем акцент на другом виде деятельности. Спасает то, что у нас достаточно широкая специализация. Если промежуток с сентября по май — высокий сезон для детей и подростков, то лето — это возможность для бизнес-английского или корпоративного английского.
-
-
-
Габдельахмат Котдусов директор туристического комплекса «Татарский страус»
-
Думаю, что нужно выстроить качественный сервис. Хотя в России рискованно полагаться только на один вид бизнеса. За границей всегда есть какие-то гарантии, у нас такого нет. Поэтому всегда должны быть запасные варианты. Помимо туристического комплекса, я занимаюсь сельским хозяйством. Погода хорошая — туристов много, идет дождь — практически никого. Пик заявок приходится на май и сентябрь.
-
-
-
Алена Белоглазова учредитель КФХ «Белоглазова»
-
Мы этот процесс явно на себе испытываем. Зимой спрос на продукцию большой, но молоко дорогое, и его мало, летом молока много, но спрос очень низкий. Этот перепад нам бы помогли сгладить поставки в бюджетные учреждения (детские сады, лагеря, санатории), поскольку молоко и молочную продукцию детям необходимо потреблять каждый день. Но, к сожалению, эту нишу прочно оккупировали либо крупные производители, либо поставщики суррогата. Вне сезона мы сильно проседаем, обороты снижаются в пять раз. Есть вариант делать сыр или сгущенку, но для этого необходимы инвестиции, привлечение которых нецелесообразно в сложившейся ситуации высоких системных рисков. Если говорить о производстве, то непонятно, как это — переориентироваться на время. Это представляется простым лишь для сферы услуг и сборки.
-
-
-
Андрей Коган директор компании Warmer World
-
Мы производим одежду с обогревом, и, казалось бы, это работа лишь на сезон. На самом деле, все совсем не так. Весной, когда заканчивается сезон активных продаж нашего продукта, сразу же стартует сезон активных продаж комплектующих для одежды с обогревом. Другие производители заказывают у нас комплектующие, чтобы летом и осенью вшивать их в свою одежду для обогрева.
Но такую схему работы мы выстроили не сразу. В первое лето было затишье, и мы, как все сезонные бизнесы, ломали голову над тем, чем заняться и на что жить. То лето мы потратили в основном на разработку новых технологий. Только потом пришло понимание, что на продаже комплектующих можно заработать больше. Зимой решили начать работу с производителями. А следующим летом сотрудничество принесло свои плоды, и мы уже были обеспечены заказами на сезон вперед.
-
-
-
Павел Исупов директор компании «Альпсоюз»
-
Сезонный бизнес потому так и называется, что зависит от сезона. Поэтому зимой будет одна работа, летом — другая. Думаю, у всех компаний так. У нас, например, летом — спил деревьев, зимой — уборка снега. А в межсезонье всегда остается что-то одно.
-
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.