Новости раздела

Виталик Бутерин, Ethereum: «Встреча с Владимиром Путиным, думаю, сильно помогла»

Минниханов в Иннополисе обещал не отказываться от нефти, а основатель криптовалюты рекламировал Татарстан и помогал гостю из Казахстана вернуть сбережения

Виталик Бутерин, Ethereum: «Встреча с Владимиром Путиным, думаю, сильно помогла»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне в Иннополисе открылась Всероссийская конференция «Блокчейн: новая нефть России», собравшая на своей площадке 1,2 тыс. участников. На прошедшем мероприятии спикеры рассказывали о том, какие проблемы в регулировании блокчейна и криптовалют предстоит решить государству в ближайшее время, предлагали «хайпануть по-взрослому», хвалились кошечками на своих часах и, конечно же, пытались дать ответ на ключевой вопрос: «Станет ли блокчейн новой нефтью России?» Главным гостем конференции стал канадский программист российского происхождения, основатель проекта Ethereum Виталик Бутерин, рассказавший о том, действительно ли именно он пробудил во Владимире Путине интерес к блокчейну и криптовалютам, почему произошел раскол биткоина и когда новые технологии окончательно проникнут в нашу жизнь. Подробности — в репортаже «Реального времени».

«Многие вещи, которые вы говорите, нам еще не совсем понятны, но мы чувствуем, что это что-то полезное»

Центральным событием сегодняшнего дня стало пленарное заседание с участием президента РТ Рустама Минниханова, создателя Ethereum Виталика Бутерина, а также представителей ВЭБ, Сбербанка и юристов, специализирующихся на криптовалюте. Всем им предстояло дать ответ на вопрос о том, станет ли технология блокчейна новой нефтью России. Первым держать ответ перед аудиторией пришлось ключевому гостю мероприятия — Виталику Бутерину, вышедшему на сцену в футболке с надписью «Invest Tatarstan». Этот забавный жест не остался без внимания президента, но об этом позже.

— Привет, слышите меня? Я сказал, что думаю, что да — может, — ответил на вопрос о «новой нефти» Бутерин. — В этом году я был в России уже три раза и увидел, что намного больше людей понимают, что сейчас, чтобы дойти до следующего этапа развития страны, нужно пойти в направлении цифровой экономики. Сегодняшняя нефть — ее цена опять идет вниз, люди думают о новых видах энергии, но в этом нет большого будущего. Если это не будущее, то что будет будущим? Я думаю, что экономика ХXI века в основном будет цифровой, где нефтью будет информация. И одна из самых интересных технологий цифровой экономики — это блокчейн.

Рустам Минниханов: «Конечно же, от нефти мы не отказываемся, то, что есть, — это наше, но без цифровой экономики и блокчейна быть конкурентными сложно»

Затем к ответу подключился Рустам Минниханов, который не стал использовать витиеватые формулировки, высказавшись честно и с юмором: «Многие вещи, которые вы говорите, нам еще не совсем понятны, но мы чувствуем, что это что-то полезное. Когда человеку знаний не хватает, у него должно быть обостренное чувство интуиции». Аудитория прервала речь президента аплодисментами и громким смехом. Кто-то даже выкрикнул: «Браво!»

— Конечно же, от нефти мы не отказываемся, то, что есть, — это наше, но без цифровой экономики и блокчейна быть конкурентными сложно. Мы понимаем, что эта система есть, она работает, но ее надо воплотить, и Татарстан много таких проектов реализует. С нашей стороны полная поддержка, а вы должны свои идеи предлагать, и мы вместе будем их воплощать. Татарстан открыт для вас: можете переехать, можете приезжать — любая форма приемлема. И… Носите наши футболки! — закончил президент.

Предправления Внешэкономбанка Сергей Горьков озвучил несколько иной взгляд на то, чем можно назвать блокчейн в современной России, а также вспомнил про сумасшедший рост биткоина, произошедший этой весной, — по его мнению, это событие спровоцировало цифровую революцию: «Если нефть была трендом последних 50 лет (и, наверное, еще будет трендом определенное время), то блокчейн становится хайпом. Если про блокчейн в прошлом году говорили единицы, то за последние полгода, мне кажется, произошла революция. Конечно, с этой революцией нам помог курс биткоина — он просто взлетел за эти полгода, и это, конечно, добавило ветра в наши паруса. Важно, что Россия в послании президента и в программе правительства зафиксировала этот хайп, и этот хайп очень важен. Поэтому я предлагаю хайпануть по-взрослому и продвинуть блокчейн».

Ключевые принципы криптовалют vs госрегулирование

На пути к цифровизации экономики возникает масса юридических вопросов, и в первую очередь — это легализация криптовалют. Напомним, еще три года назад Центробанк и Росфинмониторинг в один голос заявляли, что все операции с криптовалютой априори считаются сомнительными сделками, однако сейчас вопрос легализации поддерживается на высоком уровне — достаточно вспомнить недавнее заявление первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова про крипторубль. Схожей позиции придерживается и руководитель специально созданной межведомственной группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Госдумы РФ Элина Сидоренко.

— Чтобы продвигать эту технологию, чтобы действительно быть первыми, надо делать одно — перестать бояться. Мы находимся перед ситуацией, схожей с той, что была в 2014 году, когда появились письма ЦБ и Росфинмониторинга. Этот «флер» до сих пор преследует наших разработчиков. Эта хайповость и высокая востребованность блокчейна нас сейчас немного пугают и ставят перед нами новые риски, но от них не спрятаться — мы должны повернуться к ним и найти оптимальное решение. Это оптимальное решение сейчас видится в легализации, — высказалась Сидоренко.

Программа минимум для государства выглядит следующим образом: необходимо ввести правовой статус криптовалюты и дать ей название, так как сейчас участники рынка абсолютно не защищены. Если инвестор вкладывается в нечто, что не имеет правовой природы, то его деньги уходят в никуда — к сожалению, такая формула сейчас преобладает. Помимо этого, создание электронного кошелька и загрузка туда валюты тоже не могут защитить человека — если у него украдут деньги из такого кошелька, то ему попросту некуда будет обращаться со своей бедой. Еще один непростой момент — это совмещение ключевых принципов криптовалюты (децентрализации и анонимности) с необходимостью выполнения государством своих функций.

— Технология базируется на децентрализации, и в этом ее основная сущность. В данной ситуации мы не должны ставить под сомнение децентрализацию технологии. Но когда мы говорим о праве, мы понимаем, что это всегда регулятор публичной власти, и он априори не может быть децентрализован. Когда мы сможем выстроить между этими двумя вещами мостик, мы сможем решить проблему. Также хотелось бы обратить ваше внимание на то, что блокчейн создал для нас новую правовую реальность. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда не право моделирует отношения, а наоборот, — выступила Элина Сидоренко

К обсуждению подключился предправления ВЭБ Сергей Горьков, прямо указавший на то, что существующее право сильно отстало: «Наступает эра новой экономики, а право у нас все в основном построено по старой формации. Праву придется меняться, но вопрос в том, с какой скоростью и как оно будет адаптироваться. То, что оно отстало, — очевидно. Такие сломы были в истории человечества несколько раз, и базироваться на кодексе Наполеона, когда наступает индустрия 4.0… Большой вопрос: что такое право будущего времени?»

Сейчас вопросы регулирования блокчейна и рынка криптовалют, а также использования первой технологии в рамках госструктур стоят не только перед нашей страной. Согласно данным, озвученным юристом Blockchain Law Group Катриной Арден, в этом деле заметно преуспели Швейцария и Сингапур, где есть определенное регулирование токенов. Не самая простая ситуация складывается в США, где был решен вопрос налогообложения сделок с криптовалютой, но в то же время до сих пор не было определено, что это собственно такое.

«За биткоином стоит какая-то непонятная для госорганов и банков группа людей — сложно понять, с кем работать»

После пленарного заседания журналистам и рядовым участникам конференции представилась возможность задать вопросы молодому гению Виталику Бутерину. Кто-то спрашивал основателя «эфира» про интересные часы на его запястье, на что он смущенно отвечал: «Часы? У них есть кошка, кошка красивая. Виталик любит кошек. Еще и сумка есть». Гость из Казахстана рассказал Виталику свою печальную историю о том, как он забыл пароль от своего кошелька, и поинтересовался, не сможет ли спикер ему помочь. Бутерин устроил участнику быстрый допрос, выяснил, что тот все же помнит пароль частично, и посоветовал ему какого-то таинственного специалиста с другого конца света.

Также основатель Ethereum обозначил причины недавнего форка биткоина, породившего Bitcoin Cash: «Там [в сообществе биткоин] были две группы с разными мнениями о том, что такое биткоин, для чего он существует и какие его свойства самые важные. Если говорить о последствиях, то, на мой взгляд, теперь внутри каждого проекта будет больше гармонии, и из-за этого будет больше прогресса».

Помимо этого, Бутерин ответил на вопрос «Реального времени» о том, действительно ли он лично повлиял на появление у президента России Владимира Путина интереса к теме блокчейна и криптовалют: «Как все здесь видели этим утром, это не один человек, а много людей на разных уровнях российского правительства открыты и к идее блокчейна, и к идее криптовалюты. Конечно, тот факт, что у нас была встреча с Путиным, думаю, этому сильно помогла, но до этого были встречи со многими другими людьми, и будут еще встречи».

Его коллега, член наблюдательного совета Ethereum Владислав Мартынов также добавил, что надо отдать должное Герману Грефу, который еще два года назад увлекся этой технологией и много рассказывал об «эфире» и о Виталике в российских СМИ, а также публично рассказал Владимиру Путину об Ethereum еще до первого приезда основателей криптовалюты в Россию.

— Все началось с этого. После этого мы приехали в Россию в первый и во второй раз, поговорили с большим количеством людей. А пика мы достигли в этом году на ПМЭФ, когда Владимир Владимирович встретился с Виталиком. Мне кажется, что «эфир» так популярен в России, потому что здесь есть явный лидер — Виталик Бутерин, который стоит за всем этим. А в биткоине какая-то непонятная для госорганов и для банков группа людей — сложно понять, с кем работать и разговаривать на эту тему, — высказался Мартынов.

Также из сессии вопросов и ответов стали известны прогнозы Бутерина относительно окончательного внедрения блокчейна в нашу повседневную жизнь и опасения по поводу того, что криптовалюта «съест» фиатные деньги.

— Статистика говорит о том, что у биткоина и эфириума капитализация больше, чем минимум у четырех мировых фиатных валют. А вообще, все зависит от того, что вы подразумеваете под словом «съест». На мой взгляд, фиатные деньги в ближайшие 20 лет не пропадут, — высказался спикер. — Что касается блокчейна, то, я думаю, что потребуется 5—10 лет. Пять лет нужно, чтобы до конца довести технологию. Сама технология, масштабируемость, безопасность — одна из главных задач, которые нужно решать.

1/49
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Лина Саримова, фото Олега Тихонова

Новости партнеров