Новости раздела

Дело о казанской разметке: «чудесное» нанесение перед Кубком конфедерации и всплывшие старые проблемы

Вопрос о нанесении разметки на дорогах столицы РТ становится еще более туманным, а за компаниями, замешанными в истории, тянется шлейф непростых тендеров

Дорожная разметка на улицах Казани этим летом появилась «чудом». Единственный тендер на эти услуги за 193 млн рублей был отменен по предписанию ФАС. Повторная попытка выбрать генподрядчика по конкурсу в электронных базах госзакупок не отражена. А между тем в Казани было возбуждено уголовное дело по другим разметочным тендерам, победители которых остались без контрактов, на субподряде. Подробности — в материале «Реального времени».

Как Казань оставили без разметки перед Кубком конфедераций

Тема нанесения разметки, похоже, остается головной болью для государственных и муниципальных структур. Так, единственный тендер 2017 года на нанесение разметки в Казани был объявлен 24 апреля не муниципальным, а региональным ведомством — ГКУ «Главтатдортранс» (указанный источник финансирования — также бюджет региона). Заявки на участие принимались до 12 мая, аукцион состоялся через три дня. На кону стояли работы за 193 миллиона рублей.

Заявки на участие в конкурсе подали две компании: ООО «Мостовик» предложило выполнить работы за 193 млн рублей, а ООО «ВолгаДорСтрой» — за сумму почти на миллион меньшую. Но 6 июня организатор торгов разместил на сайте сообщение об отмене протоколов рассмотрения заявок и проведения электронного аукциона. Основанием послужило предписание контролирующего органа — УФАС по РТ — от 17 мая. Начальник отдела договоров и конкурсных торгов «Главтатдортранса» Алмаз Хайруллин, как представитель учреждения, сообщил: УФАС посчитало неполной проектную документацию по электронному аукциону.

Судя по ИНН, участвовавший в конкурсе «ВолгаДорСтрой» — это не крупная казанская компания, а ее тезка из села Большие Метески Тюлячинского района. Правда, учредителями обеих фирм выступают Олег Иванов и Айрат Миннулин. В «ВолгаДорСтрое» на запрос «Реального времени» ответили, что информацией о выявленных УФАС нарушениях по тендеру не владеют. В «Мостовике» вопросы оставили без комментариев.

В УФАС отметили: дело, рассмотренное комиссией Татарстанского УФАС России, никак не связано с событиями 2015 года и уголовным делом. Как следует из решения по делу, инициатором антимонопольного разбирательства стало ООО «Истра-Форм» — компания пожаловалась, что в проекте контракта от исполнителя требовался ремонт автодорог, а техзадание было составлено на нанесение горизонтальной разметки. А еще в проектную документацию «забыли» включить показатели для определения соответствия выполняемых работ требованиям заказчика.

Тайный красильщик казанских дорог

Однако сама разметка в Казани действительно появилась — ближе к Кубку конфедераций на всех улицах в центре города и крупных проспектах. С не центральными — похуже. К примеру, улица Клары Цеткин в Адмиралтейской слободе так осталась не раскрашенной и не соответствующей требованиям безопасности дорожного движения.

Мэрия Казани с вопросами о тендере на разметку предложила обращаться опять же к организатору закупки — «Главтатдортрансу». Тендер был проведен повторно, контракт заключен с ООО «ВолгаДорСтрой», заявил «Реальному времени» Хайруллин. Правда, подтверждение его словам в базе данных «Спарк», предназначенной для поиска тендеров на всех российских электронных площадках, найти не удалось. В «ВолгаДорСтрое» на запрос «Реального времени» опять же ответили, что информацией о том, кто же наносил разметку на казанские улицы в 2017 году, не владеют.

С учетом странностей тендера можно предполагать, что деньги и за выполненные работы их реальный исполнитель еще не получил. Впрочем, кто же является этим исполнителем (и действительно ли это — «ВолгаДорСтрой»), никто из опрошенных участников рынка ответить не смог.

Три казанских красильщика

Тем временем в Казани набирает обороты скандальное уголовное дело о муниципальных контрактах на дорожную разметку 2015 года. Напомним, «Реальное время» недавно рассказывало, что в причастности к афере подозреваются семеро, включая главу Советского района Казани Рустема Гафарова и бывшего замглавы администрации Казани, директора ООО «Фирма «Автогаз» Мансура Хафизова. Ущерб по делу оценивается в 50 млн рублей.

Претензии следователей ГСУ МВД по РТ связаны с тем, что контракты на разметку в четырех районах Казани на общую сумму 120 млн рублей в 2015 году получило ООО «Стройтелеком», тогда как победители тендеров — ООО «Фирма «Автогаз» и ООО «Гром» (учредитель и гендиректор компании Вазих Мухамадуллин проходит по делу свидетелем) готовы были выполнить работы за 60 млн рублей. И выполнили, но уже в качестве субподрядчиков «Стройтелекома». Причем, «Автогазу» генподрядчик, наварившийся, по версии следствия, на тендерах, остался должен 2 млн рублей. Но при этом гендиректора «Автогаза» подозревают в сговоре с гендиректором «Стройтелекома».

Директора ООО «Фирма «Автогаз» Мансура Хафизова подозревают в сговоре с гендиректором «Стройтелекома».

Заказы на субподрядные работы между «Стройтелекомом», «Громом» и «Автогазом» через систему госзакупок не проходили. И огласку эта история получила лишь в прошлом году. А ведь именно прошлой весной в Казани назрел «разметочный кризис»: мэрия Казани получила отказ Минфина и президента Татарстана о выделении субсидий на 300 млн рублей, а в результате потребовала от подрядчиков выполнения гарантийных обязательств по разметке. Именно тогда компании-субподрядчики занимались повторным нанесением разметки, но, вероятно, без особой радости.

«Реальное время» решило познакомиться с деятельностью фигурирующих в уголовном деле компаний подробнее. Оказалось, в госзакупках все три компании участвовали довольно давно, но не для всех разметка была профильным занятием.

«Стройтелеком»: никаких госконтрактов после 2015 года

Компания «Стройтелеком», которая, собственно, получила «грязные» госконтракты 2015 года и передала работы «Грому» и «Автогазу», после 2015 года перестала претендовать на госзакупки. Однако в том году сорвала куш — участвовала в 23 торгах на сумму в 305 млн рублей, а получила более половины из них — 13 контрактов на 238 млн рублей. Самый крупный — от Дирекции финансирования программ безопасности дорожного движения на 57 млн рублей. За эти деньги победитель занимался реконструкцией автоматизированной системы управления движением в Казани.

Помимо этого, компания в 2015 году получала крупные заказы от администраций нескольких районов Казани: на нанесение дорожной разметки (в Советском районе на сумму в 43 млн рублей, в Вахитовском и Приволжском районах на 40,5 млн рублей, в Кировском и Московском районах на 37,6 млн рублей). Это и есть те самые контракты, по которым ведется разбирательство. Отметим, ранее никаких контрактов от райадминистраций компания не получала.

Другие заказы 2015 года у «Стройтелекома» были также по линии Дирекции финансирования программ БДД — установка дорожных знаков, оснащение нерегулируемых пешеходных переходов, нанесение дорожной разметки и ремонт кровли здания управления ГИБДД по Татарстану. Предыдущие два года единственным госзаказчиком для «Стройтелекома» была все та же Дирекция. В 2014-м — 11 контрактов на 343 млн рублей, в их числе реконструкция АСУДД, установка светофоров и дорожных знаков, разработка документации на строительство картодрома «Мастер» в Зеленодольске. И маленький тендер на разметку пешеходного перехода в Казани. А вот в 2013 году у компании был всего один госконтракт от той же Дирекции финансирования программ БДД — на установку светофоров за 35 млн рублей.

Фирма «Автогаз»: продолжение работ, несмотря на подозрения

Количество госконтрактов у двух других компаний, которые имеют отношение к уголовному делу,– значительно меньше. Зато они, в отличие от «Стройтелекома», продолжали участвовать в госзакупках и после 2015 года. Например, ООО «Фирма «Автогаз», несмотря на то, что гендиректор и соучредитель стал подозреваемым, в 2017 году участвовало в семи аукционах на общую сумму в 6,7 млн рублей. Правда, не победило ни в одном из них. Среди торгов, в которых «Автогаз» пытается принимать участие, — тендер на промывку и очистку канализационных трудопроводов и колодцев для НПО ГИПО, на разметку парковочных мест около здания УГИБДД республики для ГБУ «Безопасность дорожного движения», на очистку хозяйственно-фекальной и промышленно-ливневой канализации для «Генерирующей компании».

В 2016 году «Фирма Автогаз» также участвовала в двух тендерах, но победить не смогла. Работы по нанесению разметки термопластиком для Комитета по транспорту Казани за 500 тысяч и по прочистке канализации для ДРКБ на 360 тысяч рублей достались другим. Чувствуется, что компания готова браться за сложную работу и не боится замарать руки. В 2015 году «Автогаз» стал победителем двух небольших тендеров от МУП «Казгорсвет» (поставка сжиженного газа за 500 тысяч) и ДРКБ (промывка канализации). За год до этого, «Фирма «Автогаз» поставляла тот же сжиженный газ для Казанского техникума наземного и подземного электротранспорта.

Более крупные контракты компания получала с 2011 по 2013 годы. В год Универсиады наносила разметку по заданию Комитета внешнего благоустройства Казани за 41,5 млн рублей (в 2012 году — за 14,7 млн рублей, в 2011 году — за 26,7 млн рублей) и для «Безопасности дорожного движения» за 15,5 млн рублей, а еще поставляла сжиженный газ для «Метроэлектротранса».

«Гром»: зеленодольские любимчики

Что касается ООО «Гром», то в нынешнем году компания не участвовала в госзаказах. В 2016 году она стала победителем трех не очень больших тендеров: разрабатывала проекты организации дорожного движения для «Главтатдортранса» за 5 млн, наносила разметку для Комитета по транспорту Казани за полмиллиона и проводила ремонт парковки для Главного бюро медико-социальной экспертизы за 130 тысяч рублей.

Годом ранее компания занималась устройством и содержанием системы дорожного регулирования для исполкома Зеленодольска за 1,4 млн рублей и наносила разметку для АО «Марий Эл Дорстрой» на такую же сумму.

В 2014 и 2013 годах «Гром» получал подряды только от исполкома Зеленодольска, примерно на 1,8 млн рублей в год. Задача ставилась та же — содержание систем дорожного регулирования. В 2012 году «Гром» наносил разметку для Комитета внешнего благоустройства Казани за 1,5 млн рублей, а годом ранее наносил разметку на объектах ГИБДД для этого ведомства за миллион рублей.

Максим Матвеев, Ирина Плотникова

Новости партнеров