Новости раздела

Александр Проханов: «Мы такие балаболы, как и многие русские мыслители»

Как в Казани открывался филиал Изборского клуба, а его руководитель искал русскую и татарскую мечту

Александр Проханов: «Мы такие балаболы, как и многие русские мыслители»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Казани с двухдневным визитом находится руководящая ячейка Изборского клуба во главе с писателем и политическим деятелем Александром Прохановым. Здесь открыли отделение клуба — сообщество экспертов, специализирующихся на поиске русской мечты. По словам Проханова — это некая «магическая технология, которая способна расколдовать российское общество». После круглого стола и экскурсий на Казанский авиазавод и Свияжск Проханов встретился с журналистами. Разговор получился странным — одноклубникам, сидящим рядом, приходилось повторять вопросы Проханову в ухо, потому что он уже плохо слышит, а журналистам гадать — что из его рассуждений всерьез, а что розыгрыш. С предводителем российских охранителей пообщался и корреспондент «Реального времени».

Хотелось бы силовика и технократа

Отделение Изборского клуб в Татарстане стало 20-м в России — для республики, стремящейся быть во всем первой (ну, в крайнем случае — третьей, если говорить о столице) странный результат. С чем связано такое опоздание — вопрос резонный.

— У Господа нет времени. Какая разница когда? Для одних поздно, для других рано. Русская государственность сама выбирает время для событий, и мы ждали, когда Изборский клуб будет востребован, когда созреет для этого и Татарстан, — ответил Проханов.

Руководителем татарстанского отделения Изборского клуба стал Андрей Тузиков — доктор социологических наук, завкафедрой «Государственного и муниципального управления» КНИТУ. «Замечательный председатель, который является и политиком, и интеллектуалом, и общественным деятелем», — так охарактеризовал Тузикова Проханов.

«И, слава Богу, молодой и яркий», — дополнил он и понадеялся, что клуб будет разрастаться. «Хотел бы увидеть в составе какого-нибудь силовика, яркого технократа, ну а остальные приложатся».

Фабрика мыслей под руководством АндреяТузикова

Кто, кроме Тузикова в составе клуба, осталось загадкой. Новоиспеченный руководитель всячески пытался уйти от ответа на этот вопрос, что навело на подозрения, что пока список единомышленников не широк.

— Если отвечать буквально, то я должен заняться перечислением фамилий и должностей. Я могу назвать фамилии. Готовый член клуба — Геннадий Пронин, человек, который возглавляет музей Васильева, и ряд других фамилий. Но не буду злоупотреблять временем, — ушел от ответа Андрей Тузиков.

Зато более ясно, чем Проханов, объяснил миссию клуба — это выработка смыслов.

— Дефицит их в определенный момент послужил детонатором кризиса Советского Союза. В какой-то момент мы прекратили вырабатывать смыслы, как для собственного населения, так и для внешнего потребления. А между тем у нашего партнера (Тузиков сделал в манере Владимира Путина акцент на этом слове ) существовало порядка 147 центров — фабрик мысли, и противопоставить этому было нечего. Идеологические отделы тогдашних органов не справлялись с выработкой этих смыслов. И очень мощный шаг — это подвижничество, которое совершает Проханов и его коллеги, попытаться как-то дать наш ответ Чемберлену, — вкратце объяснил Тузиков, чем будут заниматься изборовцы в Татарстане.

Как алтари, оборонные заводы и магические технологии защитят от могущественных экстрасенсорных сил Запада

Александр Проханов пустился в более пространные рассуждения и порой нельзя было понять он всерьез или, как говорится, прикалывается. Вспомнил, что накануне посетил Казанский авиационный завод и Свяижск и пришел к выводу, что это и есть основные скрепы российского государства, которые защитят от «могущественных экстрасенсорных сил», которые «демонизируют наших лидеров».

— Свияжск — это возрождение той незримой божественной силы, которая сберегает Россию невидимым коконом, покровом Богородицы, не позволяя злу, наветам, могущественным экстрасенсорным силам, которые существуют на Западе, проникать через российскую границу, крушить наши ценности, уничтожать наших людей, демонизировать наших лидеров. А второй процесс — это индустриализация, создание нового оружия, которое способно защищать нашу страну на ее рубежах. Это земная безопасность. Концепция развития государства российского — это алтари и оборонные заводы. Алтари — это невидимое войско, которое отражает духовные напасти, а оборонные заводы — это то, что позволяет нам существовать как независимое государств, — говорит Александр Проханов.

Кроме алтарей и оборонки укрепить российскую государственность должна «русская мечта». Проханов, вспоминая, что находится в национальной республике, периодически дополнял: «татарская, марийская, чувашская». Что из себя представляет мечта изборцы пока не решили, но знают, что это поважнее нефти, ЖКХ и медицины.

— Надо найти технологии, в том числе магические, которые способны расколдовать сегодняшнее российское общество — эту элиту, которая ненасытна в своем стяжательстве. Русская мечта — вещь гораздо более сильная, чем цены на нефть, чем государственные программы, новое жилье или медицина. Для русского человека, для российского элемент мечты, таинственного стремления в бесконечность — очень важно. Когда русская мечта будет сформулирована и станет достоянием не узких групп, а власти, правительства, воссияет в Кремле, то у нас будут хорошие дороги, перестанет молодняк выбегать на Тверскую, мы научимся управлять экономикой и у нас пропадет нищета, — охарактеризовал мечту Проханов.

«Бюджет нашего клуба исчисляется миллиардами…»

Когда-нибудь Изборский клуб настолько окрепнет, мечтал Проханов, что создаст отделения в каждом волжском городе. «Волга — это священная река. И в Казани и в Сталинграде, и в Астрахани», — перечислял Александр Андреевич волжские города, туда же отправив и Йошкар-Олу, хотя она далеко не на Волге…

— И проплывем по Волге на пароходе мечты, где от каждого из городов будут свои философы, мыслители, и каждый расскажет о волжской мечте, из которой складывается сегодня наша русская мечта, — мечтал Проханов.

Одной мечтой сыт не будешь, на чьи деньги гуляем, спросили журналисты?

— Бюджет нашего клуба исчисляется несколькими миллиардами, и он поставляется из бюджетов стран Персидского залива. В основном из Саудовской Аравии часть нефтяных доходов идет на финансирование Изборского клуба. Членские взносы грандиозные, мы не берем деньгами, мы берем баранами, — встрепенулся и отшутился Александр Проханов.

Андрей Тузиков решил поддержать старшего товарища и в таком же стиле ответил на вопрос — кто может стать членом клуба?

— Надо иметь рост 190, атлетическое телосложение, для женщин — голливудские пропорции, возраст от 24 до 104 лет, ну и, наверное, за спиной невероятный авторитет, который выражается в количестве публикаций в центральных медиа, — задрал планку для будущих изборовцев руководитель регионального отделения.

Точно такой же ответ пресса получила на вопрос: какая практическая польза клуба? Делаем выводы — в каждой шутке, есть доля шутки.

— Прийти, выпить, поговорить. А так чтобы котировки, цены на нефть, ЖКХ… Мы такие балаболы в основном, как и многие русские мыслители… Никакой практической пользы не будет. От нас есть другая польза — бессмысленному миру, в котором все подчинено золотому тельцу, мы даем другое направление. Мы стремимся обладать целью, ради которой создано человечество. Кому-то она кажется бессмысленной, а кто-то идет к ней.

«Навальный — стратег. В запасе у него новые стратегии»

Более серьезным получился разговор на тему протестного движения в России. Проханов поддержал и силовые меры борьбы с оппозицией, и поправки в уголовный кодекс.

— Это тревожное опасное явление. В России сегодня не все благополучно, есть трещины куда может вонзиться клин, который расшатывает российское государство. Протестное движение связано в основном с коррупцией, которая устремляет в эти протесты молодых людей. Это движение блестяще сформировано, оно управляемо. Навальный — это стратег, у которого есть представления о нашей стране как о несовершенном государстве, он нашел самое уязвимое место. По этому месту наносится удар. Я не думаю, что эти движения [митинги] в марте, сейчас в том виде, в котором существуют, опасны. Но они наращивают силу, потому что в запасе у Навального существуют другие новые стратеги, — считает Проханов.

Он вспомнил 2011 год, когда на Болотную вышло полмиллиона человек, и сравнил это с оранжевой революцией, которая опять-таки грозит государственности России. Нынешнее протестное движение не надо недооценивать, считает Проханов.

— Это движение может многим кажется смехотворными, но оно таит в себе огромную опасность. Отвечать на эти движения силовыми методами — это законно и правильно. Отвечать на них методами внесения элементов в уголовный кодекс — правильно. Но абсолютно недостаточно. Во-первых власть должна оглянуться на себя и посмотреть в каких местах она черная, дырявая, в каких местах действует воровство, в каких коррупционная система. И она должна не только разгонять эти демонстрации, но и выскабливать эти язвы, — говорит Александр Проханов.

Второе — страна должна включиться в стремительную модернизацию «в ней должны найти себе место все — молодые, старые, русские, татары, евреи и даже либералы. Среди либералов есть много ярких талантливых людей которые уезжают на тот же Запад работаь в Силиконовой долине», — сделал комплимент своим противникам ярый консерватор Проханов.

«Федерализм это важно, но мы им пока не занимаемся»

Не могли у Проханова не спросить про Татарстан. Про Минтимера Шаймиева, которого он назвал «грандиозным политиком» и признался, что не прочь «пожать ему руку, поклониться сказать, что он великий татарин и великий российский государственник, и мы можем гордиться — и русские, и татары, что такие драгоценные люди выстроил наше единство».

Эта тема плавно перетекла в другую — в вопрос федерализма. На что писатель предпочел ответить аллегориями, пустившись в рассуждения про «симфонизм Волги».

— Нам важен вопрос не федерализма — ведь может быть национальное государство построено на федеральной основе, но это не обеспечит мира и гармонии. Мир и гармонию обеспечит этот симфонизм — между татарами и русскими, между Чувашией и Марий Эл, симфонизм, который обеспечивает Волга. Волга — это река-симфония, это священная река, и этот божественный симфонизм является предметом изучения, обожания и транслирования. Какая разница федерализм или не федерализм? А вот симфонизм — татар и русских, Татарстана и Чувашии — в этом загадка и восхитительная тайна. Федерализм — это важная проблема, но мы ею пока не занимаемся, — объяснил Проханов.

Россию, по его словам, следует воспринимать, не как федеральное государство, а как империю. Только не превратно — с господством центра над регионами, а опять же как «симфонию».

— Симфонию, гармонию пространств, культур народов, веры — это сложнейший процесс, которым всегда занимались государственники — русские и татарские в том числе, — уточнил лидер изборовцев.

«Татарин — желудь золотистого цвета»

Как вежливый гость, Проханов не мог не остановиться на роли татар и Татарстана в России.

— Татарстан демонстрирует уникальную и загадочную способность духовной и этнической интеграции с русскими людьми. Растворение татар в русском мире и растворение русских в татарском мире. Желание татар служить государству российскому, которое покорило татар и насильно втянуло в орбиту русской имперской политики… Преодоление вот этого горя и обиды и переход в качество государствообразующей нации — удивительная особенность.

С моей точки зрения татарин — это такой желудь золотистого цвета, наполненный энергией будущего роста. Этот татарско-русский альянс сегодня стал гарантом существования государства российского и нашей экспансии. Мы идем в чудовищный мир, в котором клокочет ненависть, война, американские авианосцы… Мы идет и несем новое слово. Это слово будет произнесено в недрах нашего союза- православно-исламского, русско-тюркского союза. И это слово ждет весь остальной мир — не китайское и не арабское слова, а российское. На членах Изборского клуба лежит огромная задача сформулировать вот это слово — волшебное слово, — снова пустился в философские рассуждения Александр Проханов.

«Удел мусульман в Европе будет печальным»

Вернуть его в реальность попытались вопросом об исламизации мира, не видит ли он как православный в этом угрозы? Исламизацию он сравнил с мхом, который тоже быстро разрастается, но ведь при этом «мы не замшели?».

— Мир сотворен так, что каждый народ и дело необходимо Господу. Мир разнообразен именно потому, что нужен именно таким. Если вдруг мир весь станет исламским, то все айсберги растают, реки высохнут, будет конец света. А потом ведь, если исламский мир добьется огромной силы и экспансии и перейдет границы своего обитания, он начнет подвергаться сложной мутации, в том числе христианизации. В России тоже переходит процесс перехода в ислам, а как же иначе если две культуры находятся в тесном взаимодействии? Смешанные браки, рядом мечети и православные соборы. Мне не кажется, что мир будет исламским — это не страшно. Страшно знаете что? Что западная цивилизация, боясь исламской экспансии, закладывает под исламский мир бомбу, и эти взрывы с одной стоны страшно ослабляют ислам, а с другой — этнические бомбы выплескивают определенное количество мусульман на европейские территории. Но их удел будет печальным — они не смогут адаптироваться в Германии, Швеции, Франции. Они будут вначале балластом, изгоями, а потом каким-то образом растворятся, — подытожил Александр Проханов.

1/25
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Дарья Турцева, фото Максима Платонова

Новости партнеров