Новости

12:07 МСК
Все новости

Энгель Фаттахов: «Нам учителя-троечники не нужны!»

Как глава Минобрнауки РТ отбивал атаку на учительский ЕГЭ, качество подготовки в вузах и преподавание татарского языка

Энгель Фаттахов: «Нам учителя-троечники не нужны!» Фото: Максим Платонов

Министр образования и науки РТ впервые встретился с будущими учителями как основной заказчик. То, что это произошло только сейчас, назвал своим личным упущением и обещал исправиться. В кулуарах встречу назвали продолжением нашумевшего диспута о качестве высшего образования. Напомним, на последнем заседании Совета при президенте РТ по образованию и науке ректор КФУ разразился критикой в адрес татарстанских вузов. Мол, подготовка специалистов ориентирована на запросы даже не сегодняшнего, а вчерашнего дня. Энгель Фаттахов согласен, что образование определяет будущее, «а без соответствующих кадров мы не сможем конкурировать». Но он считает, что в Татарстане не все так уж плохо с высшим образованием. На мероприятии был и корреспондент «Реального времени».

Нам троечники не нужны!

Магистрантам КФУ, будущим учителям, глава Минобрнауки рассказал, что на образование в Татарстане привыкли не скупиться. Ни в одном регионе нет столько программ: ежегодно строятся и капитально ремонтируются сотни детсадов и школ, создаются ресурсные центры. Вот, дескать, какую поддержку нам оказывают. «С нашей же стороны задача обеспечить качественное образование!» — обратился Энгель Фаттахов к потенциальным коллегам.

По его словам, раньше в этом вопросе не было рычагов воздействия, сейчас появились. Вот уже два года Минобрнауки совместно с главами районов назначает в Татарстане начальников РОО и директоров базовых школ. В этом году взялись и за завучей.

В ответ на жалобы, что в школу сегодня не идут работать молодые и почти нет учителей-мужчин, запустили проект «Целевой прием». Набрали до 200 первокурсников. С каждым провели беседу: почему он выбрал профессию учителя.


«Главный критерий для нас — это результаты ЕГЭ, чтобы не ниже 70 баллов», — предупредил студентов Энгель Фаттахов.

— Мы также пообщались с их родителями, школьными педагогами. Но все равно главный критерий для нас — это результаты ЕГЭ, чтобы не ниже 70 баллов. Зимой они успешно сдали экзамены. Есть, конечно, среди них троечники. Но троечники нам не нужны. Будем смотреть итоги летней сессии, — предупредил студентов Энгель Фаттахов.

Западающим звеном в школах министр назвал профориентационную работу с учениками. К 9-му классу ребята все еще не могут определиться с выбором пути. С учетом предстоящего чемпионата мира по рабочим профессиям в Казани дела обстоят плохо. Хотя в ресурсные центры закачивают большие вложения, должного эффекта пока нет. Недаром Рустам Минниханов устроил выволочку за работу в данном направлении другому профильному ведомству — Минсвязи РТ.

ЕГЭ для учителей: предмет должны знать на отлично!

Речь зашла о сертификации выпускников педвузов. Пока это идет на добровольной основе, но в будущем станет нормой. Оценивают молодых учителей работодатели. Для обладателей сертификатов учредили специальный грант, таким педагогам ежемесячно платят прибавку к зарплате в 10 тысяч рублей. В целом на грантовую поддержку учителей уходит около 300 млн рублей в год.

Важно, чтобы деньги шли по адресу, а для этого необходимо объективно оценить уровень знаний педагога. Но в последнее время с аттестацией были перекосы, признал министр. Например, есть районы, где учителей первой высшей категории около 85 процентов, а по качеству образования и рейтингу они на самом последнем месте: «Ну это же неправильно, необъективно!» — отметил он. По этой же причине республика третий год проводит ЕГЭ учителей.

«Мы все-таки считаем, что учитель должен знать свой предмет на отлично», — убежден глава Минобрнауки

— Чтобы что-то планировать, мы должны знать, чем мы владеем. Это как бы инвентаризация… Аттестация учителей как предметников. Мы все-таки считаем, что учитель должен знать свой предмет на отлично, — убежден глава Минобрнауки.

Хромает в последнее время и дошкольное образование. Из 100 заявившихся будущих воспитателей детсадов сертификаты смогла получить только четвертая часть.

«С каждым годом мы теряем свой татарский язык»

На этом вопросе министр остановился отдельно: «Да, конечно, языками должны заниматься и в семье. С каждым годом мы теряем свой татарский язык, есть проблема». Поэтому Энгель Фаттахов напомнил, что в республике два государственных языка, и идеальный вариант для выпускника педвуза знать минимум три: русский, татарский и английский. «А если еще и китайский, испанский будет знать, тогда вообще — это наше богатство будет».

Еще одна задача — освоить новые федеральные стандарты, до сих не все школы к ним готовы. Не забывают в Минобрнауки и пресловутую сингапурскую методику. Утверждают, что в последние годы изучили опыт всех передовых стран Европы и Азии в системе образования. Шаблонно их копировать не стоит, у нас должны быть свое видение и адаптация этих методик. Но знать международные исследования нужно. Кстати, в этой области на следующий год мы хотим заявиться отдельно как республика, а не от всей России, сообщил министр. Другое важное направление, по его словам, — система оценки качества.

«По всей территории нашей республики будут мощные образовательные центры, чтобы наши выпускники школ могли получить высшее образование, не уезжая за пределы Татарстана», — подытожил Фаттахов

— Мы должны уйти от ажиотажа вокруг ЕГЭ. И для учеников, и для учителей — это должно стать обычным явлением. ЕГЭ — это как бы подтверждение результатов обучения. Поэтому мы постепенно внедряем эту систему и на уровне начальной школы. Есть пилотные школы и районы, — отметил Энгель Фаттахов.

К качеству высшего образования в Татарстане в последнее время также высказывают множество претензий. Достаточно вспомнить недавнюю жаркую дискуссию на заседании Совета при президенте РТ по образованию и науке, где ректор КФУ Ильшат Гафуров разразился критикой в адрес вузов. Мол, наши заведения чуть ли не на полвека отстают от ведущих мировых университетов и готовят специалистов скорее для вчерашнего дня, нежели востребованных сегодня.

Энгель Фаттахов продолжил непростой разговор. В республике за четыре года оптимизировали 25 вузов и процесс еще продолжается. Впрочем, по его словам, сегодня создаются новые мощные образовательные центры. Например, крупный центр машиностроения по проекту «Иннокама» в Набережных Челнах, центр по нефтехимии на базе филиала КНИТУ в Нижнекамске, Альметьевская нефтяная академия, которая недавно вошла в структуру КФУ.

— По всей территории нашей республики будут мощные образовательные центры, чтобы наши выпускники школ могли получить высшее образование, не уезжая за пределы Татарстана, — подытожил Фаттахов.

1/24
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Василя Ширшова
комментарии 19

комментарии

  • Анонимно 16 июня
    А зачем нам испанский язык? Где мне испанца искать то?))
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    Третий по распространенности язык в мире, вообще-то
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    По всей территории нашей республики будут мощные образовательные центры, чтобы наши выпускники школ могли получить высшее образование, не уезжая за пределы Татарстана
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/68269-glava-minobrnauki-rt-otvetil-na-kritiku-vysshego-obrazovaniya
    лишь бы потом выпускники не уезжали за лучшей зарплатой, а то смысл теряется от образования.
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Так не теряйте свой татарский язык, обучайте детей в семьях своей культуре и традициям через языковое общение.
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    из 100 только 25 получила сертификаты. а что вы хотели. как то так.
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Откажитесь от ЕГЭ, перейдите к советской системе образования, и тогда сразу много системных вопросов получится решить в лучшую сторону.
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Вопрос - а почему наши заведения отстали на пол века от зарубежных? Еще 20 лет назад наше образование было сильнейшим в мире!
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    20 лет назад выускники "самого лучшего в мире" образования заряжали банки возле телевизора...
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Татарский язык действительно теряется, дети не хотят изучать родной язык, им русский уже ближе стал. Это ведь проблема.
    Ответить
    Анонимно 16 июня
    Согласен, скоро и русский не захотят изучать. Останутся два мировых языка - английский и китайский.
    Ответить
    Анонимно 18 июня
    "скоро и русский не захотят изучать"

    поскорее бы.
    Ответить
  • Анонимно 16 июня
    Троечники не нужны? За такую зарплату в школе остается только идейный отличник и троечник, которому некуда идти. Пока вижу, что первых больше. Но на сколько их хватит?
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    нам троечники чиновники не нужны.... на пересдачу всех.. половины точно не будет
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    по поводу ЕГЭ для учителей - демагогия все это полнейшая. одна только фраза от чиновников минобра о том, что мол пусть учителя прочувствуют все то, что испытывает учащийся на экзамене, говорит о полном незнании того, как живет школа и чем вообще занимаются учителя. я еще понимаю когда несведущие люди высказываются, но когда сами профильные "специалисты" такое выдают.. это просто нелепица какая-то. во-вторых, в прошлом году, в частности, все учителя сдавали ЕГЭ и почему-то время сдачи для них было сокращено на 30 или 60 минут от положенного. спрашивается -- зачем? ну раз заявили о равных условиях, то пусть и будут таковыми. а потом давайте не забывать, что этот же экзамен сдают и учителя весьма преклонного возраста. от них требуется знание всех заданий экзамена, а не умение выполнить их на скорость с секундомером в руках. в-третьих, ЕГЭ, вообще-то представляет собой не просто выпускной школьный, а конкурсный вступительный экзамен, по результатам которого выпускник может поступить в ведущие столичные вузы страны. но никогда такого не было, чтобы любая школа могла бы, работая по любой программе, подготовить любого ученика для поступления в любой вуз страны.. этот нонсенс. в-четвертых, есть такой нюанс: по идее учитель должен сдать ЕГЭ на все 100 баллов. т.е. не на 90, 95 или даже 98.. ведь иначе учителю всегда можно предъявить, что он мол сам призывает к внимательности, а сам же допускает оплошности на экзамене и не может набрать 100 баллов. поэтому наверное следует сохранить всю содержательную часть экзамена, но скорректировать форму?! ну смешно же получается, ей-богу. или просто цель изначально постебаться и унизить учителя? и, наконец, последнее: если учитель набрал очень высокий балл, то зачем, скажите, ему пересдавать этот экзамен вновь и вновь каждый год? вы реально думаете, что за год он теряет половину своей квалификации? ))
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    вообще смешно слышать рассуждения чиновников о проблемах в образовании. и еще смешнее от тех способов, которыми они пытаются эти проблемы лечить. я так понимаю, вопрос о том, что сами же чиновники и выстраивают нежизнеспособную, мертворожденную систему, не стоит в принципе. ну как же, они же лучше всех остальных знают как надо и априори не могут ошибаться. тут, по их железной логике, скорее наоборот -- учитель во всем виноват, потому что это именно он не может, не умеет, не знает как воплотить в жизнь "продукты" всей их больной фантазии. а раз дело не идет, то заставим силовыми методами, не так ли? ))
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    сегодня к учителю поистине все больше и больше предъявляются требования как к космонавту. это, конечно, все замечательно, но при этом все время без должного (а не лукавого) внимания остается один маленький вопрос -- а что взамен? или чинуши и дальше будут идти по пути, как в одной известной поговорке: чтобы корова меньше ела и давала больше молока, нужно ее меньше кормить и чаще доить? или опять рассуждать о том, что "учитель - это не профессия, а призвание"? "нельзя быть такими меркантильными", "не все в этом мире измеряется деньгами", "ведь речь идет о детях" и прочее бла-бла?..
    Ответить
  • Анонимно 17 июня
    ну зачем вы так? правительство постоянно старается что-то изменить в лучшую сторону. разве учителя не купаются теперь в золоте? надо бы и поработать немного на всеобщее благо. всем сейчас трудно, но что поделать?
    Ответить
  • Анонимно 18 июня
    Беркем

    Энгель абый! Уважаю Вашу позицию в деле спасения татарского языка! Бик зур рэхмхэт сезгэ!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии