Новости раздела

Бренд для Татарской слободы: воробей в тюбетейке, мечеть Марджани или подкова

Ни рядовых казанцев, ни профессиональных дизайнеров не вдохновили варианты нового туристического бренда для одной из исторических частей города

Cтаро-Татарская слобода оказалась в центре внимания. Во-первых, на ее территории открылся ее же мультимедийный музей. Во-вторых, параллельно с этим событием в соцсетях стали активно обсуждать будущий туристический бренд этой исторической зоны города. Сейчас на сайте префектуры слободы на всеобщее обозрение представлены девять вариантов логотипа. Пользователи могут проголосовать за понравившийся вариант. Однако конкурсные работы, мягко говоря, не вызвали восторга ни у простых казанцев, ни у экспертов. Шанс на жизнь дают только воробью в тюбетейке и псевдотатарскому орнаменту.

От Марджани до воробья, или что может выразить «туристический потенциал»?

На сайте префектуры Старо-Татарской слободы появилось девять вариантов будущего логотипа, предложенные на выбор. Основные мотивы — мечеть Марджани, псевдотатарские орнаменты, сувениры. Оригинальностью выделяется, пожалуй, только воробей в тюбетейке. Этот вариант пока и лидирует. К моменту публикации за него был отдан 291 голос или 32% от всех.

В пресс-службе «Реальному времени» подтвердили, что это итоговые варианты. Других не будет. Девять представленных работ отобрали из 25 поданных на конкурс.

— Отбирало работы жюри, достаточно представительное, в которое входили помощник президента Олеся Балтусова, вице-президент Союза дизайнеров России Сергей Михайлов, представитель ТРО ВООПИК. Я и сам был в жюри, — рассказывает известный дизайнер Дмитрий Кошкин, председатель Союза дизайнеров РТ.

Согласно положению о конкурсе, оценивали «уникальное, творческое, запоминающееся решение, выражающее туристический потенциал Старо-Татарской слободы», «выразительность и позитивность, соответствие культурным, моральным и эстетическим нормам» и т. д.

«Нет ни одного выдающегося»

Несмотря на достаточно активное голосование казанцев представленные варианты не особенно радуют. «Разрываюсь, не знаю, что выбрать. Все одинаково ужасно безвкусно», — пишет у себя в Facebook пользовательница Алсу Хафиз. И многие с ней соглашаются.

Если пользователи cети традиционно склонны негативно и эмоционально оценивать работы, то профессиональные дизайнеры обычно дают более взвешенные оценки. Однако в этом случае и эксперты непреклонны.

— Ни один из логотипов не показался мне интересным с точки зрения чисто прилагательного. Также логотипы в уменьшенном виде все, кроме шестого варианта, не живут. И тут я согласен с мнением большинства в голосовании, но это компромисс, а не результат. Во всех вариантах — неудачный выбор шрифтов, — говорит Артем Петросян, дизайнер, дизайн-директор и основатель студии «Лаборатория-Экспо».

Сергей Насекин: «Нельзя сказать, что среди работ есть какие-то откровенно провальные, но и нет ни одного выдающегося логотипа. То с чем можно работать, дорабатывать, то что выглядит актуально — это вариант шестой». Фото old-kzn.ru/poll

Схожего мнения придерживается и дизайнер Сергей Насекин: «Нельзя сказать, что среди работ есть какие-то откровенно провальные, но и нет ни одного выдающегося логотипа. То с чем можно работать, дорабатывать, то что выглядит актуально — это вариант шестой. В варианте, которому больше всего голосов отдали (воробей в тюбетейке), сам образ забавный, мне нравится. Не знаю, правда, почему воробей. Там, в слободе, много воробьев? Воробей, в принципе, хороший образ для города. Милая городская птица, которая здесь живет и зимой, и летом. Но само графическое решение меня совершенно не устраивает. С ним надо работать. Я бы взял этот вариант как идею. Остальное — все проходное: домики с крышами».

«Нужно промышленным дизайном для города заниматься, а не картиночки рисовать!»

Представленные логотипы, лишь часть проделанной дизайнерами работы. На суд жюри, конкурсанты представляли фактически разработанную айдентику — фирменный стиль. «Там есть обязательные и татарский, и английский варианты. Также были элементы фирменного стиля, как эти варианты могут использоваться на сувенирной продукции. Но это не стали все выставлять», — продолжает Кошкин. Кроме того, согласно положению конкурса, участники могли представить слоган и текстовое описание концепции.

Зачем Старо-Татарской слободе понадобился логотип — до конца непонятно, тем более, что один у нее уже есть.

— Сейчас официально Старо-Татарская слобода пользуется логотипом официальным, который используется мэрией, — поясняет Дмитрий Кошкин. — А это будет туристический бренд. Он будет использоваться для развития туризма, для различных мероприятий, которые будут проходить в Старо-Татарской слободе, а также для сувениров, продаваемых в слободе.

Дмитрий Кошкин: «Это будет туристический бренд. Он будет использоваться для развития туризма, для различных мероприятий, которые будут проходить в Старо-Татарской слободе, а также для сувениров, продаваемых в слободе». Фото Олега Тихонова

В положении о конкурсе говорится, что новый логотип будет направлен на «формирование положительного, узнаваемого имиджа территории, расширения туристической индустрии территории на внутреннем и международном рынке туристических услуг». Однако эксперты не видят особой необходимости ни в конкурсе, ни в дополнительном лого для Старо-Татарской слободы.

— Слишком много возлагают функций на логотип. Ни один логотип в мире никогда не привлечет туристов в город. Это глупость. Привлекает город. Логотип — это просто интересный значок, который хорошо ли, плохо ли символизирует ту или иную зону. Он может чуть-чуть добавить бонусов, может их убавить, но быть основополагающим фактором привлекательности среды или города он не может ни при каких обстоятельствах. Даже самый выдающийся логотип. Все знают логотип «I love New York». В свое время это было модно, но это не то, что определило интерес к Нью-Йорку. Вообще эта «логотипомания» у меня вызывает смех. Давайте придумывать логотип каждому дому, улице, переулку, каждой лавочке. Лучше бы объявили конкурс на разработку хорошей эргономичной, функциональной, дешевой в изготовлении и монтаже лавочки городской. А то поставили жуткие лавочки в Лядском садике — даже у меня ноги свешиваются. И еще урну. И чтобы ориентировано было на нашего местного производителя, в Татарстане. В таком конкурсе я бы сам принял участие. Это разработать намного сложнее, но полезнее для города. Нужно промышленным дизайном для города заниматься, а не картиночки рисовать! — считает Насекин.

Конфуз с народным голосованием

Еще один спорный вопрос — вынесение вариантов на публичное голосование. «Интернет-голосование — это, конечно, безобразие. Интернет-голосования в таких вещах быть не может», — считает Насекин.

Такой же позиции придерживается и Артем Петросян: «Мне симпатичнее идея формирования экспертного сообщества, если речь идет о государственном дизайне. И, думаю, в целом нужно некое «Министерство дизайна», формируемое из этих экспертов. Потому что вопрос чисто профессиональный, как вопросы транспорта, медицины, образования, под которые существуют министерства и ведомства. Для этих важных вопросов голосований там не проводят. Например, в Англии, насколько я помню, вопросы дизайна изначально контролировались на уровне палаты лордов.

Впрочем, как уверяет Дмитрий Кошкин, окончательное слово все равно останется за экспертами: «Будет еще один этап отбора. Народное голосование обязательно будет учитываться. Его будут рассматривать в первую очередь, но итоговое решение останется за профессиональным жюри. К сожалению, народ не всегда выбирает самые профессиональные варианты. Но прислушиваться к народному мнению нужно».

Однако в полной мере прислушаться к народному мнению у организаторов не удастся. С системой голосования вышел конфуз: один IP-адрес она считает, как один голос. То есть, если ваш коллега на работе проголосовал за воробья в тюбетейке, вы, скорее всего, отдать голос за подкову не сможете. «Голосование на сайте префектуры «Старый город» сделано таким образом, что нельзя проголосовать дважды с одного IP-адреса. Если несколько компьютеров привязаны к одному IP-адресу, то проголосовать можно только один раз с одного компьютера. Проголосовать можно с любого телефона, планшета или домашнего компьютера», — поясняют в пресс-службе мэрии Казани. Почему изначально не сделали привязку к браузеру, по примеру интернет-счетчиков — еще одна загадка.

Как бы то ни было, конкурс должен завершиться в ближайшие дни. Его итоги подведут 20—21 июня. 22 июня состоится награждение победителя конкурса. Благо потратили на него немного. Победитель получит скромные 50 тысяч рублей.

Дмитрий Семягин, Мария Горожанинова, Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров