Новости раздела

Большая любовь казанцев к большим смартфонам

Как планшетофоны «отъедают» рынок у классических планшетов и ноутбуков

Казань третий год подряд удерживает лидерство среди городов-миллионников России по доле купленных смартфонов. Причем почти в три раза увеличилась доля планшетофонов — смартфонов с диагональю экрана больше 5 дюймов. Растущую любовь потребителей к большим экранам не только среди казанцев, но и среди россиян подтвердили эксперты «Реального времени».

Смартфоновые маньяки

С 2013 года столица Татарстана занимает лидирующие позиции по доле смартфонов среди российских городов-миллионников, где количество купленных смартфонов пересекло отметку в 50%. С этого времени число смартфонов в столице Татарстана только росло.

По итогам I квартала 2015 года аналитики компании «Связной» зафиксировали в Казани самую высокую долю смартфонов в России — 72%. «Ключевую роль в достижении этого результата сыграли фаблеты или планшетофоны», — отмечают авторы исследования, предоставленного «Реальному времени». Под такими модными словами, как «фаблет» и «планшетофон», подразумеваются смартфоны с большим экраном.

Эксперты компании отмечают, что за год доля больших смартфонов в Казани выросла в 2,6 раза с 10% до 26%: «В денежном обороте фаблеты сформировали 31% всей выручки от реализации «умных» телефонов в столице Татарстана. Продажи планшетофонов в Казани в I квартале 2015 года выросли на 146% до 16 тыс. устройств. Таким образом, каждый четвертый проданный в городе смартфон имел диагональ более 5 дюймов. В рублях рынок планшетофонов увеличился на 126% до 200 млн рублей».

Продажи упали, а цены подросли

В то же время управляющий Поволжским филиалом компании «Евросеть» Валентин Друзяк констатировал, что в первом квартале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, рынок сотовых телефонов и смартфонов в целом в Поволжье продемонстрировал отрицательную динамику. Продажи упали на 15% в натуральном выражении и на 2% — в денежном. Рынок смартфонов упал на 6% в натуральном, но вырос на 3% в денежном выражении. По словам Валентина Друзяка, рынок планшетов в исследуемом периоде, в свою очередь, снизился на 22% по количеству проданных устройств и на 36% по выручке. Средняя цена смартфона выросла на 9% с 7 800 рублей до 8 500 рублей, в то время как средняя цена планшета уменьшилась на 18% с 9 100 рублей до 7 500 рублей.

В числе главных причин, по которым казанцы предпочитают планшетофоны обычным смартфонам, — доступная цена, удобный форм-фактор, функциональность, а также близкие к небольшим планшетным компьютерам (диагональ дисплея менее 8,9 дюймов) технические характеристики.

Директор филиала «Поволжье» ритейлера «Связной» Александр Воронин назвал еще одну причину популярности — это цена. «Покупка одновременно смартфона и планшета жителю города обойдется в среднем на 6 тыс. рублей дороже, чем покупка одного планшетофона».

С Александром Ворониным согласен и Валентин Друзяк: «Сложившиеся тренды закономерны, поскольку сегмент смартфонов развивается динамичнее сегмента планшетов. Производители чаще обновляют модельный ряд смартфонов и вкладывают в продвижение флагманов большие маркетинговые бюджеты. Существенное влияние на продажи оказал тренд замещения планшетов большими смартфонами, часто называемыми фаблетами».

IT-каннибализм

«Фаблеты начали замещать на рынке не только смартфоны с небольшими экранами (менее 5 дюймов), но и частично «каннибализировать» продажи «маленьких» планшетных компьютеров», — отмечают авторы исследования.

Казанский рынок планшетов в итоге уменьшился на 37% в количественном и на 48% в денежном выражении. По данным «Связного», за 3 месяца реализовано 19 тыс. планшетов на 153 млн рублей.

Согласно итогам всероссийских продаж в розничной сети «МТС», за I квартал 2015 года число проданных планшетов с небольшим экраном и фаблетов почти сравнялось, а во II квартале фаблеты впервые могут обойти небольшие планшеты в натуральном выражении.

Однако кроме общего падения спроса на планшеты свою роль сыграла и любовь казанцев к планшетофонам. Весь рынок планшетных компьютеров в Казани за год уменьшился на 37% в штуках и на 48% в рублях.

Что касается смартфонов, то по итогам I квартала года их продажи впервые в истории сократились: реализовано 63 тыс. «умных» телефонов на сумму 641 млн рублей. Объем рынка уменьшился на 7% в натуральном выражении. Во многом на это повлиял покупательский ажиотаж зимой 2014 года. Тогда из-за резкого изменения курса валют часть товаров спроса января-марта 2015 года продали в октябре-декабре 2014 года.

При этом эксперты отмечают рост денежного оборота на рынке смартфонов на 4%. Это вызвано ростом цен на продукт в конце 2014-го и начале 2015 годов.


Мобильная троица — Samsung, Apple и Lenovo

Проведенное «Евросетью» исследование также показывает, что деление брендов на классы «А» и «B» — устаревшая классификация, не отражающая реального статуса вендоров на рынке.

«На наш взгляд, сегодня правильнее говорить о старых и новых брендах. На поволжском рынке смартфонов сохраняют лидерство old бренды, хотя они и демонстрируют снижение с 55% до 53% по количеству и с 78% до 74% по выручке. Рост доли new брендов можно объяснить тем, что на рынке все чаще появляются смартфоны, технически сопоставимые с флагманами old брендов, но за более разумные деньги. И покупатель делает ставку на функционал устройства, а не на его имиджевые характеристики, — сообщил нашему изданию Валентин Друзяк. — На рынке планшетов в денежном выражении доли между old и new брендами поделены почти поровну: так, доля new брендов в выручке сегмента выросла с 50% до 52%. В количестве проданных устройств их вес значительнее. Доля новых производителей в натуральном выражении выросла в указанный период с 72% до 75%, в то время как доля старых брендов показала снижение с 28% до 25%. Первое место в разрезе по вендорам в денежном выражении по-прежнему сохраняет Samsung с долей 19%, второе место делят Apple и Lenovo, доля которых составляет 15%».

Фото: prosto-radio.com.ua, m24.ru, megamall.ru, lifeguide.com

Юлия Красникова, Анастасия Юрьева

Новости партнеров