«Нижегородец» прописался в «Алабуге», а белорусы начнут собирать стеклобой для дорожной разметки
Экспертный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил инвестпроекты еще на 650 млн рублей
Вслед за якорным резидентом ОЭЗ «Алабуга» Ford Sollers на территорию экономической зоны продолжают стягиваться его давние партнеры. В июне этого года нижегородская компания «СТ-Нижегородец», поставившая за восемь лет 700 автомобилей на базе шасси Ford для госнужд Татарстана, откроет елабужскую площадку для сборки специальной техники. Сегодня экспертный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил «локализацию» компании общей стоимостью 156 млн рублей, а также «подписал» к пуску еще два инвестиционных проекта: в итоге объем инвестиций трех будущих резидентов достигнет 650 млн рублей.
Пожалуй, впервые за последние два года экспертный совет ОЭЗ «Алабуга» заслушивал проекты будущих резидентов в открытом режиме и в присутствии широкого пула прессы. И, как оказалось, в этом был хороший знак: интерес инвесторов к размещению новых производств в льготном налоговом режиме остается устойчиво стойким. Предваряя обсуждение заявленных проектов, глава экспертного совета Шамиль Агеев еще раз напомнил, что ОЭЗ «Алабуга» уже капитализировала 155 млрд рублей частных инвестиций в реализацию свыше 50 проектов различной отраслевой направленности, и новых резидентов становится все больше. Причем, приумножение резидентов отчасти связано с автомобильным холдингом Ford Sollers.
Нижегородцы пристроились в 500 метрах от Ford Sollers
Именно за ним потянулась нижегородская компания «СТ-Нижегородец», являющая одним из крупных дистрибьюторов Ford Sollers по продаже автомобилей со спецнастройками на базе шасси Ford. На своем основном заводе спецтехники «Нижегородец» собирает автобусы, грузовой транспорт на базе фургонов и шасси Ford, Iveco, Fiat, Mercedes-Benz и отечественного ГАЗа. В «Алабуге» же откроется завод по сборке коммерческого и пассажирского транспорта одного бренда — Ford Sollers. Юридически компания-резидент будет называться ООО «СТ Алабуга», а ее инвестором выступает «СТ-Нижегородец». На заседании экспертного совета ОЭЗ «Алабуга» гендиректор обоих предприятий Сергей Лимонников рассказал о том, что материнская компания планирует инвестировать в строительство второго предприятия проектной мощностью 2300 единиц техники 156 млн рублей. Правда, на первом этапе инвестиции составят лишь 45 млн рублей, в объем сборки 2017 года — 880 единиц. «Оставшиеся средства предполагается разместить с 2019 по 2025 годы», — уточнил он.
На первый взгляд может показаться, что компания сильно перестраховывается от возможных перепадов конъюнктуры на автомобильном рынке, но на самом деле, «Нижегородец» просто торопится. К моменту проведения экспертного совета компания уже запустила процесс строительства завода на территории индустриального парка «Синергия». «Мы уже строительно-монтажные работы провели, потому что Ford Sollers поставил жесткие требования к запуску предприятия, — рассказал Сергей Лимонников. — Изначально планировали запустить в мае, то теперь переносим на июнь. Но в итоге все будет зависеть от того, как быстро удастся собрать квалифицированный персонал».
Выбор нижегородцев ОЭЗ «Алабуги» объясняется близостью к основному производству Ford Sollers, что позволит компании сэкономить значительные средства на доставку фургонов и шасси. По словам Сергея Лимонникова, «СТ Алабуга» на площадке индустриального парка «Синергия», что в 500 метрах от основного производства Ford.
По всей видимости, торопливость с открытием второго завода связана с выполнением государственного заказа на поставку специальной техники для госнужд Татарстана. «С 2009 года «СТ-Нижегородец» поставил в Татарстан около 700 автомобилей «Скорой медицинской помощи» на базе шасси Ford, — рассказал глава «СТ-Нижегородец». — Три недели назад вручили 50 автомобилей, а 5—6 июня планируется еще одна партия в 47 единиц. Теперь все проекты (т. е. автомобильная техника. — авт.), которая собиралась в Нижнем Новгороде для Татарстана, будет производиться уже в «Алабуге».
Таким образом, теперь удастся исправить «экономические перекосы» в пользу казны республики. Однако главной причиной локализации нижегородского завода являются не упущенные налоги, а экономичная логистика поставок.
Впрочем, экспертов интересовало, из каких прогнозов взята расчетная мощность завода в 2 300 единиц. Сергей Лимонников пояснил, что к этому показателю завод приблизится не сразу, а через три года. «Но уже в этом году прогнозируется рост спроса на технику Ford на 40%, поэтому мы будем расти вместе с ними», ответил он.
Белорусские стеклошарики для дорожной разметки
Вслед за ним собственный проект защищал генеральный директор ООО «СТиМ-Алабуга» Сергей Черненко. Группа компаний СТиМ из Белоруссии является одним из крупных производителей и поставщиков материалов для дорожной разметки с 1997 года. Перебрав несколько вариантов размещения завода производству световозвращающих стеклошариков для нанесения дорожной разметки и других материалов для их эксплуатационной прочности и износостойкости, его компания остановилась на ОЭЗ «Алабуга». «Стеклошарики необходимы как один из компонентов дорожной разметки, а также как окончательный материал для их нанесения, — рассказал он. — Производительность — 7 900 тонн в год. Объем инвестиций — 220 млн рублей без НДС, из которых 87 млн рублей предполагается потратить на оборудование, а 109 млн рублей на строительно-монтажные работы. Срок ввода — 2017—2018 годы». Инициатор проекта рассчитывает получить 234 млн рублей выручки в 2020 году и создать 44 рабочих места.
Поддерживая идею проекта, Шамиль Агеев заметил, что при строительстве дорог в Германии давно используются стеклошарики, которые положительно сказываются на снижении аварийности. «В России у вас непаханое поле, — взбодрил он. — Но здесь у вас есть конкуренты — нанокомпозитные материалы». Но это нисколько не смутило Сергея Черненко, ответившего, что по показателю цена-качество им трудно найти равных. Другие эксперты увидели трудность для инвестора в сырье. Им служит стеклобой (проще говоря, битое стекло), которое не собирается в России. «Не будет ли дефицит сырья?», — поинтересовались они. «В Белоруссии есть программа по сбору вторсырья, то здесь такого нет, — согласился Сергей Черненко. — Там стекло собирается, ставится куча контейнеров, и у нас нет проблем. А здесь мы собираем сырье с Центрального региона России и вывозим на наши заводы в западную Россию и в Белорусь». На что Шамиль Агеев оптимистично заверил, что пока не было потребности, то и не собирали, а теперь вот-вот начнут. Кто-то из экспертов волновался, что проект не входит в палитру ОЭЗ по своему назначению. «То, что не запрещено, разрешено, — прекратил дискуссии Агеев. «Они смотрели площадку ТОР Набережные Челны, промышленный парк «Тюлячи», но выбрали «Алабугу», — вступился представитель АИР РТ. — У них серьезные намерения — построить завод «под ключ». Мы их полностью поддерживаем.
В завершение получил одобрение проект компании «Агрусхим-Алабуга» по выпуску средств защиты растений. «Союзагрохим» планирует вложить в производство 297,2 млн рублей собственных средств на выпуск 5,7 тыс. тонн в год. Строительство завода планируется начать в 2018 году. К 2020 году выручка от производства, согласно бизнес-плану, составит 1,39 млрд рублей.
Представленные сегодня проекты были единогласно одобрены экспертами и поступят на рассмотрение Наблюдательного совета под председательством Рустама Минниханова в июне этого года. В этом году руководство ОЭЗ «Алабуга» ожидает заявки от трех новых резидентов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.