Муслима Латыпова и Метшин-младший прикрыли «Продуктовую лавку»
Дружественная «Бахетле» торговая сеть свернулась так же быстро, как и развернулась
Не прошло и двух лет, как «Продуктовая лавка» владелицы сети магазинов «Бахетле» Муслимы Латыповой и сына мэра Казани Тагира Метшина была свернута. Сеть магазинов, у которой, пожалуй, были все возможности для успешного развития, все-таки закрылась. Теперь в магазинах сети можно увидеть только объявления об окончании их работы. О том, чего не хватило компании и может ли быть связано решение о закрытии сети с конфликтом двух партнеров — в материале «Реального времени».
Вместо «Продуктовой лавки» лавка «Хмельная» и мини-маркет «Бахетле»
Клиенты сети магазинов шаговой доступности «Продуктовая лавка» в последние недели наблюдают, как по всему городу «лавки» закрываются буквально на глазах. На данный момент в сервисе 2GIS числятся 36 открытых магазинов ретейлера. Однако при этом, например, по адресу: Восход, 16, на самом деле находится уже мини-маркет «Бахетле». На улице Парижской Коммуны, 25, тем временем появилось объявление, где сообщается, что магазин «Продуктовая лавка» не работает в связи с закрытием всей сети.
На Космонавтов, 10, нас также встретили пыльные закрытые двери, с внутренней стороны которых был прикреплен листок, где большими буквами было написано: «Магазин больше не работает». Никакой таблички, обозначающей, что этот магазин относится к сети «Продуктовая лавка», не было, но на двери можно найти информацию, что да, действительно, продукты здесь продавались под этой вывеской. Не в рабочем состоянии оказался и магазин на Гвардейской, 2/22, где на мятом листке бумаги, прикрепленном с внутренней стороны двери, значилось два слова: «Магазин закрыт!!!».
Перестал функционировать и сайт сети, где говорилось о том, что он находится на техническом обслуживании. Позвонив по телефону горячей линии «Продуктовой лавки», указанной в «Яндексе» и 2GIS, выяснили, что этот номер относится к сети магазинов «Бахетле». Оператор пояснить ситуацию «Реальному времени» не смогла и предложила дать для уточнения телефон конкретного магазина. Мы выбрали «Продуктовую лавку» по адресу: ул. Космонавтов, 10. Однако связаться по этому номеру так и не удалось — он оказался недоступным.
Позвонив в центральный офис «Бахетле», где, согласно системе «Спарк-Интерфакс», также располагается и офис «Продуктовой лавки», корреспондент «Реального времени» комментарий не получил. По одному номеру нам предлагали позвонить на другой, где, в свою очередь, давали третий телефон. И так до того момента, пока вместо номера директора по маркетингу «Продуктовой лавки» не дали телефон бухгалтерии ресторана китайской и японской кухни «Канпай», который также принадлежит госпоже Латыповой.
В итоге закрытие лавок «Реальному времени» подтвердила сама Муслима Латыпова: «Да, мы их закрыли, не хотели распыляться».
Проблема «ваминовских площадей» или плохой финрез?
Напомним, «Продуктовая лавка» — это сеть небольших продовольственных магазинов в формате «у дома», родственная «Бахетле». Агрессивно захватывать Казань она начала около полутора лет назад. Первоначально доли в уставном капитале ООО «Продуктовая лавка» поровну принадлежали владелице сети магазинов «Бахетле» Муслиме Латыповой и сыну казанского градоначальника Тагиру Метшину, однако, по данным системы «Спарк», в конце 2015 года состав учредителей изменился и в него вошли другие сотрудники «Бахетле». Но Муслима Латыпова и Тагир Метшин, который закончил среднюю школу в 2013 году, по-прежнему остаются основными владельцами «Продуктовой лавки» — каждый из них получил доли, равные 45%.
Интересно, что закрытию сети предшествовал достаточно странный конфликт «Продуктовой лавки» и родственной сети «Бахетле» из-за торговых площадей. Напомним, что в середине сентября 2016 года «Продуктовая лавка» подала иск на ООО «Бахетле 1» (управляющая компания сети магазинов «Бахетле») и ТК «Фестиваль» в Нижнем Новгороде. «Продуктовая лавка» требовала с ответчиков 1,2 млн рублей за понесенные убытки, а также пыталась обязать ООО «Фестиваль» и ООО «Бахетле-1» исполнить условия договора аренды от 22 июля 2014 года и субаренды от 27 июля 2016 года. Как и почему поссорились две сети, и была ли реальная ссора, до сих пор неизвестно. Хотя, по словам экспертов, менеджмент сетей был един. Муслима Латыпова рассказала «Реальному времени», что стороны пришли к мирному соглашению по этому вопросу.
Однако, комментируя закрытие сети, Латыпова уточнила «Реальному времени», что сеть действительно испытывала проблемы с площадями, но не из-за «Бахетле». По ее словам, часть площадей «были ваминовские». В чем конкретно была проблема площадей, владелица сети уточнять не стала. Кстати, на этом фоне логичным становится переформатирование, к примеру, «Продуктовой лавки» на Восходе, 16, в мини-маркет «Бахетле», где площади могли принадлежать самой компании.
Финансовый результат сети также нельзя назвать успешным. Однако объективно говорить о нем пока нельзя, так как на сегодняшний день доступны лишь данные за 2015 год. Тогда ретейлер массово открывал торговые точки, а значит, об окупаемости или даже о безубыточности на этом этапе речи идти не могло. Согласно данным «Росстата», выручка ООО «Продуктовая лавка» составила 16,5 млн рублей, а убытки перевалили за 9 млн рублей.
«Никто не вложил в сеть душу, никто не нанял профессионалов»
О том, почему же, несмотря на столь влиятельных учредителей и близость к «Бахетле», «Продуктовую лавку» не смогли сделать успешной сетью, уже говорилось немало. С самого начала, многие эксперты рынка считали проект малоперспективным. Как отмечал тогда Иван Федяков, директор ИА «Инфолайн», кризисный период для старта был выбран неудачно. По его мнению, запуск такой сети был бы рискованным даже при обычной, нормальной ситуации в стране, когда рынок стабилен, а конъюнктура благоприятна для развития компании. Были риски, которые компания могла недооценивать ввиду того, что не работала в таком формате.
Эксперт рынка недвижимости Никита Купцов считает, что менеджмент «Бахетле», который полностью развивал сеть, так и не смог создать узнаваемый бренд магазина шаговой доступности. Алкоголь в «Продуктовой марке» не продавали, в результате чего она не составляла конкуренцию другим сетям, например, «Арыш Мае» и магазинам с 24-часовым графиком работы. Упор в сети делался на собственное производство, однако этого оказалось недостаточно.
— Там не было никакой работы над брендом: ни фишки, ни акций, ни рекламы на ТВ, да и вообще никакой рекламы, — говорит Купцов. — Никто не вложил в сеть душу, никто не нанял профессионалов, просто потратили деньги и сейчас будут заниматься чем-нибудь другим.
По мнению генерального директора сети мини-пекарен «Жар-Свежар» Ирека Галиева, ахиллесовой пятой торговой сети является неудачное расположение магазинов, но и были и другие проблемы.
— Я считаю, что у этих точек не самые лучшие места… Есть куча других, дополнительных вещей, насколько я знаю, но о них я бы не стал говорить. Это же совершенно новый для них формат, поэтому, наверное, не смогли его освоить. Они серьезны в своей области, а тут, наверное, не хватало компетенций — это сложный формат, в котором от раскладки до выбора продуктов, от ценовой политики до локаций, персонала и контроля есть уйма вопросов, — резюмировал собеседник.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.