Новости раздела

Муслима Латыпова примерит мини

«Бахетле» рискнет в кризис с новым проектом сети мини-маркетов шаговой доступности

Как стало известно «Реальному времени», в ближайшее время в Кировском районе может открыться первый мини-маркет шаговой доступности «Бахетле». По данным участников рынка, сеть планирует в течение полугода открыть не менее 20 магазинов площадью до 200 кв. метров. Формат будет совмещать кулинарию и зону с товарами FMCG. Эксперты «Реального времени» считают, что это рискованный шаг для премиальной сети гипермаркетов и супермаркетов.

20 магазинов за полгода

Как стало известно «Реальному времени», татарстанский ритейлер «Бахетле» запускает новый формат магазинов шаговой доступности. По словам одного из участников рынка, сеть хочет обзавестись магазинами, которые по формату будут представлять собой что-то среднее между кулинариями «Катык» и продуктовыми магазинами «Августина».

«На площади от 150 до 200 кв. метров будет располагаться кулинария и зона с товарами FMCG. Такой магазин в ближайшее время появится в Кировском районе Казани», — говорит собеседник. Всего, по словам источника «Реального времени», сеть гипермаркетов домашней еды планирует открыть не менее 20 таких мини-маркетов в ближайшее полугодие.

Располагаться мини-маркеты будут в жилых массивах, близ остановок, там, где наблюдается высокая проходимость. Сеть «Бахетле» рассматривает площади с арендной ставкой от 600 до 800 рублей за кв. метр. На момент подготовки материала ответа на официальный запрос от сети «Бахетле» получить не удалось.

Потренировались на киосках, на АЗС не получилось

Отметим, что сеть «Бахетле» предпочитает работать в формате супермаркетов и гипермаркетов, но в 2011 году она все-таки решилась на «малые формы», открыв на станциях казанского метро фирменные киоски. Они есть на станциях «Кремлевская», «Проспект Победы», «Яшьлек». Основной их ассортимент — выпечка, сладости и напитки.

А еще ранее в 2007 году компания «Бахетле» планировала создать розничную сеть на автозаправочных станциях «Татнефти» и даже заключила с нефтяниками соглашение. Тогда озвучивалось, что до конца 2007 года сеть откроет первый мини-маркет на АЗС в Москве площадью 200 кв. м, с ассортиментом из 5 тыс. наименований, а в перспективе — точки на заправках и кафе. Всего ритейлер планировал открыть 410 мини-маркетов и точек питания. Однако проект так и остался на бумаге. Но теперь «Бахетле», похоже, решило его реанимировать.

Киоски «Бахетле» есть на станциях «Кремлевская», «Проспект Победы», «Яшьлек». realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Бахетле» будет очень сложно работать на площади 200 кв. метров»

Ирек Галиев, генеральный директор и владелец татарстанской сети пекарен «Жар-Свежар», считает, что «Бахетле» будет очень сложно работать на площади 200 кв. метров с зоной кулинарии. «Магазины подобного формата мы реализовываем совместно с «Пятерочкой» X5 Retail Group, но там площадь побольше. Подобный формат магазинов позволяет быть ближе к потребителю. Магазины «Бахетле» формата «у дома» будут конкурировать со многими подобными сетями, в том числе и с нами, — считает Галиев. — Для того, чтобы новая сеть работала эффективно, необходимо пересмотреть ценовую политику. Потому что сейчас у «Бахетле» ценовой сегмент «премиум». А в формате «у дома» сложно будет продавать «премиум». Если в новой сети будет пересмотрена ценовая политика в сторону сегмента «эконом», то это будет успешное время для реализации подобного проекта. К тому же сейчас много интересных предложений по недвижимости».

Напомним, недавно «Реальное время» писало о решении продать или передать в аренду две трети помещений магазинов принадлежащих «Ак Барс Холдингу» ритейлеров «Чак-Чак» и «Наша марка». Основным претендентом на них считается бывший партнер «Пятерочка».

Директор по развитию бизнеса торговой сети «Пятерочка» Дмитрий Бергельсон подтвердил, что сеть запустила в Казани формат shop-in-shop с сетью «Жар-Свежар». «Сотрудничество «Пятерочки» и «Жар-Свежар» началось с конца 2014 года с открытия двух пекарен в Казани, на проспекте Победы, 33 и Камая, 1. Пекарня на проспекте Победы работает в формате shop-in-shop — «магазин в магазине» — новом формате, развиваемом «Пятерочкой» совместно с партнерами. Помимо сети «Жар-Свежар», «Пятерочка» сотрудничает и с другими казанскими пекарнями — «Пекарни от Деда Покрова», «Золотая печка», сетью мини-пекарен «Выпечка от пекарни». Только в этом году в магазинах «Пятерочка» разместилось 11 новых пекарен. Почти три четверти новых открытий приходится на формат shop-in-shop», — говорит представитель Х5.

«Запускать новые проекты нужно как раз в такие времена, когда сложная экономическая ситуация»

Тут можно вспомнить эксперименты с подобным форматом еще одного местного игрока— «Катыка» Сайдаша Тухватуллина. Напомним, что в сентябре 2013 года один из магазинов сети кулинарии «Катык» на улице Достоевского превратился в одноименный ресторанный бутик. В отличие от других заведений кулинарной сети, он соединял в себе одновременно и кафе, и мини-ресторан с отдельным банкетным залом, и привычный магазин с продукцией. Вместе с концепцией был полностью изменен и дизайн помещения. Как рассказал «Реальному времени» владелец сети Сайдаш Тухватуллин, начавшийся в 2013 году ребрендинг ресторанов «Катык» планируется завершить через два-три года. По его словам, на сегодня в новом формате начали работать рестораны на улице Авангардной и Горьковском шоссе. Один из ресторанных бутиков расположился в здании Городской клинической больнице № 7 на улице Чуйкова.

Тухватуллин прокомментировал и шаг «Бахетле», увидев свою логику в этом решении. «Форматы мини-маркетов ушли 10-15 лет назад, с появлением супермаркетов. Мы в свою очередь отказались от формата супермаркетов, выбрали направление «кулинарные магазины» и стали развивать свою сеть. Почему сеть «Бахетле» решила развивать новое направление в формате «магазинов у дома»? Думаю, это связано с пониманием экономической ситуации. В этом определенно есть экономическая целесообразность. Запускать новые проекты нужно как раз в такие времена, когда сложная экономическая ситуация в стране. Но успех проекта будет зависеть от того, насколько там будет качественная продукция, — говорит ресторатор. Что касается ценовой политики, я думаю, что у магазинов такого формата цена должна быть ниже, чем в гипермаркетах, потому что у них поменяется контингент покупателей».

«Я им сочувствую»

Эдуард Прохоренко, учредитель сети магазинов «Августина», активно развивающий сеть магазинов у дома считает, что желание «Бахетле» запустить новый проект мини-маркетов объясняется тем, что лишь маленькая часть населения может посещать их супермаркеты и гипермаркеты.

«Но для того чтобы быть востребованными, они должны представить свою продукцию в массовом ценовом сегменте, к которому относятся жители с доходом ниже среднего. Также все зависит от месторасположения — будет это магазин в спальном районе или же в районах, где преобладает социальная ипотека. Возможно, они будут делать разные ценовые группы, — считает ритейлер. — На мой взгляд, у нового формата сети нет конкурентов. Конкуренты — это ближайший магазин, который расположен в 100 метрах, но мало кто пройдет это расстояние в целях незначительной экономии. Что касается инвестиций, то это дело фантазии. Я думаю, не имеет смысла делать эти магазины дорого и презентабельно, если магазин будет экономкласса, смысл класть дорогую плитку? Но на той площади, о которой идет речь, очень сложно сделать формат самообслуживания. Я им сочувствую. Поэтому у нас есть магазины формата самообслуживания и через прилавок».

С Прохоренко согласен и Иван Федяков, директор ИА «Инфолайн», который считает, что «Бахетле» сильно рискует, идя в формат «магазина у дома»:

— С одной стороны, развитие мультиформатности у сетей — это нормальная практика в ритейле, и многие компании такой формой развития занимаются. В качестве примера можно назвать сеть «О'кей», которая объявила, что в сентябре запускает сеть дискаунтеров, состоящую из 15-20 магазинов в Москве. Недавно торговая сеть «Лента», которая работала исключительно в формате гипермаркета, запустила сеть супермаркетов в московском регионе. В ритейле есть такое понятие, как матрица Ансоффа (матрица «товар-рынок») — аналитический инструмент стратегического менеджмента, когда развитие компании возможно принципиально по двум направлениям: либо развитие продукта, либо развитие рынка. В данном случае можно экстраполировать эту матрицу на деятельность торговых сетей. Формально у торговой сети «Бахетле» есть несколько вариантов развития — развиваться в регионы, уходить на новые рынки, развивать рынок. То есть, сохраняя вполне успешный формат, тиражировать его за счет географической экспансии. Это будет в первую очередь система развития по рынку. Можно также развиваться в направлении продукта, сохраняя позиции на рынке и не расширяя географию сбыта и сегмента, сфокусироваться тем самым на развитии качества действующего продукта, думать об ассортименте продукции, которая представлена в сети, за счет развития собственных торговых марок и так далее.

По мнению Ивана Федякова, такой кризисный момент — не лучшее время для запуска новых проектов. Это весьма рискованно. Более того, это рискованно даже при обычной, нормальной ситуации в стране, когда рынок стабилен, а конъюнктура благоприятна для развития компании. Есть риски, которые компания может недооценивать ввиду того, что не работала в таком формате. Это может заставить компанию не повысить прибыль за счет нового канала сбыта, а существенно уменьшить ее, потому что новый канал продаж потребует создания принципиально новой системы управления и логистики.

— Мы видим пример того же X5 Retail Group: много лет назад они объединились с «Каруселями», но до сих пор не могут объединить логистику между собой, — приводит пример Федяков.

«Сосредоточиться на развитии в домашнем регионе в условиях кризиса — неплохая идея»

Федяков считает, что это может быть защитная модель. Федеральные игроки, которые активно развиваются на территории Татарстана как раз через открытие магазинов шаговой доступности, могут потеснить позиции «Бахетле». Возможно, именно этот факт заставил сеть задуматься о вынужденном шаге защитной модели.

— Возможно, это системная проблема, если компания понимает, что идти сейчас на новые рынки не оправдано, а в рамках региона, где у компании представлена развитая сеть гипермаркетов, размещение новых магазинов уже бессмысленно, — считает Иван Федяков. — Если можно говорить о том, что спрос полностью удовлетворяется таким количеством магазинов, а дальнейшее открытие новых объектов приведет к каннибализму трафика из ранее имеющихся магазинов, тогда сеть может рассматривать это как развитие продукта в новом сегменте, в новом формате. Сосредоточиться на развитии в домашнем регионе в условиях кризиса — не самая плохая идея, так как именно здесь можно «откатать» новые технологии, которые в дальнейшем удастся тиражировать в другие регионы страны.

По мнению Федякова, на развитых рынках два этих формата могут неплохо дополнять друг друга, потому что формат гипермаркетов — это в большей степени формат выходного дня, когда потребитель покупает товары долгосрочные, на неделю вперед. А в магазины шаговой доступности с кулинарией, пекарней ходят чаще и в большей степени за свежей продукцией.

— Если «Бахетле» все сделает правильно и эти два формата будут дополнять друг друга, то потребителю это будет удобно, — говорит Федяков. — Синергетический эффект между двумя этими форматами может быть хорошим, и вряд ли сеть потеряет потребителей, которые привыкли посещать гипермаркет и не будут менять свои привычки. В этом проекте есть как большие возможности, так и большие риски. Ведь в текущий момент пока совсем еще непонятно, как ситуация будет развиваться дальше, и кризис далеко не прошел, есть вероятность ухудшения в ближайшее время по всем макроэкономическим показателям. Татарстан сильно зависит от нефтегазового комплекса и может столкнуться с серьезной просадкой покупательской активности.

Фото на постере prav.tatar.ru

Гузель Шамилова, Арслан Минвалеев

Новости партнеров