Новости раздела

Работа над ошибками: совместный проект Метшина и Муслимы Латыповой корректирует бизнес-модель

В походе на Нижний Новгород с «Бахетле», похоже, злую шутку сыграла излишняя любовь к татарстанским продуктовым брендам

Спустя год после открытия владельцы сети магазинов «Продуктовая лавка» решили сделать работу над ошибками: одни «Продуктовые лавки» и вовсе покинули свои помещения, а другим пришлось сменить название и концепцию. Как известно, открытие сети стало попыткой «Бахетле» освоить новый для себя формат небольших магазинов рядом с домом. Однако по мнению экспертов «Реального времени», первые магазины были открыты в не самых удачных местах, зачастую «Продуктовые лавки» «садились» непосредственно рядом с конкурентами. Вероятно, теперь сеть будет развиваться с учетом предыдущего опыта. Тем временем «Продуктовая лавка» стала участником разбирательства между нижегородским ТК «Фестиваль» и управляющей компанией «Бахетле» — сеть магазинов предъявила иск к обеим сторонам спора, суд стартует сегодня.

Вместо «продуктовой лавки» — мини-«Бахетле»

Осваивать новый для себя формат небольших магазинов шаговой доступности «Бахетле» начал чуть больше года назад: тогда в Казани открылось сразу несколько магазинов с незамысловатым названием «Продуктовая лавка». Как рассказывала газета «Реальное время», учредителями выступили владелица сети магазинов «Бахетле» Муслима Латыпова и сын мэра Казани Ильсура Метшина — Тагир Метшин. Однако практически незамеченным осталось то, что уже спустя год одни «Продуктовые лавки» и вовсе покинули свои помещения, а другим пришлось сменить название и концепцию.

Такая участь постигла «Продуктовую лавку» на ул. Восход, 16 — корреспондент, прибывший по этому адресу обнаружил новую вывеску — мини-маркет «Бахетле». Отметим, что «Продуктовая лавка» на улице Восход была одним из первых магазинов сети, открывшихся в Казани. Как оказалось, в мини-маркете представлена основная продукция — хлебобулочные и молочные изделия, консервированные продукты, соки, воды и т. д. При этом в наличии имелась и фирменная продукция «Бахетле», а также выпечка, правда, ассортимент ее не такой широкий, как в супермаркетах сети. Понятно, что и по размерам мини-маркет «Бахетле» существенно меньше своих собратьев — на момент нашего прибытия магазин обслуживал всего лишь один продавец, который подтвердил, что раннее здесь находилась «Продуктовая лавка». На чеке в качестве юрлица указано ООО «Бахетле 1».

По адресу: ул. Восход, 16 теперь расположен минимаркет «Бахетле». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Переформатируют ли в мини-маркеты «Бахетле» другие «Продуктовые лавки», неизвестно. Можно предположить, что если такую практику и будут распространять, то только на магазины с большей площадью. Так, например, в магазине на ул. Восстания, 89, который располагается неподалеку, вряд ли удастся применить такой формат — он настолько небольшой, что у прилавка одновременно может стоять не больше двух-трех человек. Он скорее напоминает небольшой ларек и делить его на зоны просто невозможно.

«Такое чувство, как будто у них количество в качество не перешло»

Однако уже сейчас понятно, что часть магазинов сети постигла иная участь. Так одна из первых «Продуктовых лавок» уже давно покинула помещение на ул. Фрунзе, 15 — сейчас его место занимает магазин сети «РусАлка», специализирующейся на розничной продаже алкоголя. Мурат Ахмеров, генеральный директор компании A-Development, в свое время участвовавшей в подборе помещения на ул. Фучика для «Продуктовой лавки» сообщает, что в первые полгода арендная плата должна была составлять 800 рублей за кв. м, а затем вырасти до 850 рублей за кв. м. Однако сеть отказалась от аренды, и ее место заняла «РусАлка», которая оказалась в силах платить 1 000 рублей за «квадрат».

— Видимо, в случае с «Продуктовой лавкой» смотрят на доходность — где доходности нет, они закрываются. Возможно, где-то решили просто поменять формат: у них был формат магазина у дома, решили переформатироваться в магазин кулинарии а-ля «Катык». Они экспериментируют, прощупывают рынок, пытаются найти свою нишу, — считает Мурат Ахмеров.

Кроме того, он отмечает, что «Бахетле» начал развивать свою розничную сеть на конкурентном рынке: ниша уже была занята такими игроками, как «Августина», «Мечта», «Элина» и другие.

Одна из первых «Продуктовых лавок» уже давно покинула помещение на ул. Фрунзе, 15. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Другой эксперт — Никита Купцов отмечает, что для магазинов «Продуктовая лавка» не всегда выбирали удачное место.

— Понятно, что «Продуктовая лавка» относится к «Бахетле». Они решили попробовать новый формат с выпечкой и прочим. Такое чувство, как будто у них количество в качество не перешло, потому что у них началось развитие, появилось очень много «Продуктовых лавок» в не самых лучших местах, — говорит Никита Купцов. В качестве примера он приводит магазин, который располагался в ЖК «XXI век» на ул. Курской.

— Сам формат неплохой — почему бы не поесть чего-то домашнего около дома или в каком-нибудь проходном месте. Но это формат какого-нибудь студенческого буфета. «Продуктовая лавка» может открыться где-нибудь недалеко от офисного центра. Там, где полно всего — и магазинов, и закусочных, и «Катыков» и прочего, открываться бессмысленно. И помимо того, чтобы открыть магазин, должен же еще быть какой-то маркетинг, — продолжает эксперт.

Тем не менее, Никита Купцов уверен, что «Продуктовая лавка» останется на рынке: так или иначе для «Бахетле» это шаг вперед. Методом проб и ошибок сеть осваивает новый для себя формат «мини», и в случае если всерьез заняться его раскруткой, он может оказаться вполне успешным и прибыльным. Сейчас на сайте «Продуктовой лавки» можно найти адреса 38-ми казанских магазинов сети.

Появилось очень много «Продуктовых лавок» в не самых лучших местах, отмечают эксперты. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Новые хозяева «Продуктовой лавки»

Первоначально доли в уставном капитале ООО «Продуктовая лавка» поровну принадлежали владелице сети магазинов «Бахетле» Муслиме Латыповой и сыну казанского градоначальника Тагиру Метшину. Однако, по данным системы «Спарк», в конце прошлого года состав учредителей изменился: в основном в него вошли другие сотрудники «Бахетле». Так доля в 2,75% оказалась у первого заместителя гендиректора компании «Бахетле» Римы Мухамедшиной, столько же получил Валерий Узинский. По 1,5% владеют директор по маркетингу «Бахетле» Дмитрий Зуев, операционный директор компании Радиля Шибарова, Фарида Давидова, которая в свое время являлась заместителем генерального директора «Бахетле». К слову, она является дочерью известного кулинарного мастера Юнуса Ахметзянова, автора книги «Татарские национальные блюда».

Но Муслима Латыпова и Тагир Метшин по-прежнему остаются основными владельцами «Продуктовой лавки» — теперь каждый из них владеет долей, равной 45%.

За что «Продуктовая лавка» призывает к ответу «Бахетле»?

Неожиданно «Продуктовая лавка», находящаяся в стратегическом союзе с «Бахетле», выступила еще в одной ипостаси — истцом к по отношению к своему партнеру.

Начнем с начала. Недавно сеть «Бахетле» закрыла свой единственный магазин в Нижнем Новгороде, который в свое время открывался с помпой и располагался в торговом комплексе «Фестиваль». Первым сигналом стало то, что полки в супермаркете опустели, а телефон магазина не отвечал на звонки. Тогда в компании заявили, что вопрос о закрытии нижегородского супермаркета окончательно не решен. Когда супермаркет все же закрылся, представители «Бахетле» объяснили это тем, что здание ТК «Фестиваль» не соответствовало требованиям пожарной безопасности.

Однако на этом история нижегородских похождений «Бахетле» не закончилась. В середине сентября «Продуктовая лавка» подала иск на ООО «Бахетле 1» (управляющая компания сети магазинов «Бахетле») и ТК «Фестиваль». «Продуктовая лавка» требует с ответчиков 1,2 млн рублей за понесенные убытки, а еще обязать ООО «Фестиваль» и ООО «Бахетле-1» исполнить условия договора аренды от 22 июля 2014 года и субаренды от 27 июля 2016 года. Причем, в качестве третьего лица привлечено МЧС России.

Ранее «Бахетле» официально объяснило свой съезд с ТЦ «Фестиваль» тем, что молл, где располагался магазин, не соответствует требованиям пожарной безопасности. «Мы были вынуждены принять решение о приостановке деятельности супермаркета, так как мы несем ответственность за персонал и покупателей. Наши просьбы к владельцам ТК «Фестиваль» о приведении здания в соответствие с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности остались без ответа», — говорилось в ответе распространенном в СМИ. Видимо, в связи с этим и привлечено МЧС.

Несмотря на все отправленные запросы в «Бахетле» по судебным разбирательствам, они остались без ответа. Учитывая, что в судебном определении фигурирует упоминание о договоре субаренды, то можно предположить, что «Продуктовая лавка» пытается взыскать убытки в связи с неисполнением этих обязательств.

В свою очередь нижегородский ТК «Фестиваль» тоже не стал сидеть сложа руки и подал иск на ООО «Бахетле-1»: он просит взыскать 5,2 млн рублей задолженности за период с 1 августа по 30 сентября 2016 года и почти 251 тыс. рублей пени. В ходе последнего заседания, которое прошло Нижнем Новгороде, в качестве третьего лица, не предъявляющего самостоятельных требований, было привлечено ООО «Продуктовая лавка».

«Вы заходите в «Бахетле»: все красиво, но…»

Представители торгового комплекса «Фестиваль» считают, что «Бахетле» ушло из Нижнего Новгорода не из-за нарушений требований пожарной безопасности в здании. Причин было несколько, одна из них — высокая конкуренция. Представитель торгового комплекса Мария Пылина отмечает, что рядом с «Бахетле» расположился ряд других крупных игроков — «Ашан», «Лента», Spar. В качестве основного соперника «Бахетле» в Нижнем Новгороде Пылина называет сеть магазинов «Сладкая жизнь», принадлежащую сети Spar: она ориентирована на тот же покупательский сегмент «средний плюс», что и его казанский конкурент. В результате «Бахетле» не удалось переманить клиентов из «Сладкой жизни» еще и потому, что казанская сеть пришла со своими поставщиками, не известными нижегородцам.

— Вы заходите в «Бахетле». Вы нижегородец — во всех торговых сетях видите одни и те же марки молока, к примеру, «Шахунское», сливочного масла, то есть существуют определенные бренды, которые мы знаем и к которым мы привыкли. И вдруг вы заходите в «Бахетле»: все красиво, но стоят совершенно новые торговые марки по всем продуктам — молоко, вермишель, рис. А вы их не знаете вообще, поэтому выходите, ничего не купив. Вот выпечка, салаты — это все было очень вкусно и красиво. Когда вы выходите на рынок с новым продуктом, к нему нужно долгое время приучать потребителя. Казанцы знают эти бренды, а мы-то с ними незнакомы, — поясняет Мария Пылина.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров