10 локаций от Камаловского театра: от царских цензоров и застенков НКВД до хитростей Марселя Салимжанова
Камаловцы приглашают в театральное путешествие
Камаловский театр презентовал новый проект — пройдя десять локаций в его здании, зритель сможет стать свидетелем ожившей истории татарского театра. Где есть все — комизм ситуаций, юмористическое переосмысление прошлого и до боли в висках, до кома в горле трагедия людей, созидавших культуру народа.
Ничего, кроме правды
Проект называется «Будить сердца людей…» и в некотором смысле приурочен к 110-летию театра. Впрочем, если бы юбилея в этом сезоне не было, отказываться от этой идеи не стоило бы. Назвать проект модным ныне словом «бродилка» как-то не хочется, это именно театральное путешествие, где каждая остановка — новая локация, новая новелла о прекрасной и трагической истории театра.
Авторами идеи стали главный режиссер театра Фарид Бикчантаев и заведующий литературной частью Нияз Игламов, текст написал Рузаль Мухаметшин, а поставил театральное путешествие Ильгиз Зайниев, которому ассистировал Бикчантаев-младший.
Итак, памятуя о словах Станиславского, предыстория татарского театра начинается с вешалки — сюда приводят двадцать зрителей, больше в один раз нельзя, есть локации совсем небольшие. В темноте высвечиваются два лица — это цензоры, на дворе 1906 год, но татарам запрещено играть спектакли на родном языке, равно как запреты касаются издания газет и журналов. Народ словно помещен в интеллектуальное гетто. Шокирует, не правда ли? Ведь мало кто об этом помнит, да и вспоминать как-то не принято…
Шокирующей правды в этом нетрадиционном по форме спектакле много. Вот история гибели Карима Тинчурина (Фанис Зиганшин), на допрос которого мы смотрим сквозь решетки подземных помещений театра, находясь где-то глубоко под сценой. Так решена камера на Черном озере. Следователь-садист на наших глазах измывается над писателем, и переходя на другую локацию, мы слышим звук выстрела — точка в деле «врага народа» поставлена.
А вот реальная, невымышленная, хотя в нее трудно поверить, история ведущей актрисы театра Фатимы Ильской (Лейсан Рахимова), когда в 1943 году во время премьерного спектакля «Гроза», где она играла роль Катерины, ей принесли похоронку на сына. Нет, не завыла, срывая парик, не грохнулась в обморок, попросила не вызывать дублершу и вышла на сцену. Можно дофантазировать, как она читала монолог о том, почему люди не летают…
Трагикомическая ситуация, когда председатель ТатЦИКа Шайгардан Шаймарданов учит, запинаясь, речь, которую надо произнести на юбилее, — это 1926 год, двадцатилетие татарского театра, ему на этом вечере присвоят знание «академический». Банальные слова и штампы плохо запоминаются, а тут еще актриса, выбегая то ли на сцену, то ли со сцены, бросает чиновнику театральный шлем. Который в результате он надевает на голову.
В муках рожденное
Наверняка можно долго и правильно говорить об удачных сценических решениях локаций (художник Сергей Скоморохов), о фантастической порой органичности существования актеров, которые работают практически среди зрителей, все это верно, но это будет далеко не весь рассказ о новом проекте камаловцев. Наверное, кто-то найдет в действе небольшую схематичность, хотя она — черта этого жанра, не претендующего на полный охват истории, а задуманного как эмоциональное «вливание».
«Будить сердца людей…» — название хотя отчасти и пафосное, но верное. Если смотреть такой спектакль из зала, он, безусловно, затронет душу, но здесь, в реальных интерьерах театра, в этом полумраке закулисных помещений, эмоции словно укрупняются и ощущение причастности не покидает.
Да, отцы-основатели татарского театра были далеко не ангелы! Как эмоционально, до кулачного боя спорили Габдулла Кариев (Алмаз Сабирзянов) и Кудашев-Ашказарский (Эмиль Талипов). Это вам не мирные сорокавосьмичасовые посиделки Станиславского и Немировича-Данченко в «Славянском базаре»! Театр рождался буквально в кровопролитном бою.
Иногда спектакли создавались хитростью — ну не признавала труппа дипломника ГИТИСа Марселя Салимжанова, ставившего с корифеями Камаловского дипломный спектакль «Бешеные деньги». И тогда помог уважаемый артист Халил Абжалилов (Айдар Хафизов). Сымитировал опоздание на репетицию, и Салимжанов (Ленар Юлдашев) по уговору с Абжалиловым устроил актеру разнос! «Ну, если народного артиста так строят, что же будет с нами?» — явно подумали актеры, и авторитет Салимжанова неизмеримо вырос. Что подтверждает его многолетнее управление Камаловским театром.
Мы проходим все десять локаций, видим, как в муках рождается музыка Салиха Сайдашева (Йусуф Бикчантаев) к спектаклю, как начинает творить юная Сара Садыкова (Гузель Гюльвердиева), как дает интервью, рассказывая о корифеях камаловской сцены, Азгар Шакиров, играющий самого себя.
И последняя локация — большая сцена театра. Горят прожектора, двигаются конструкции, раздвигается занавес, и мы видим зал с того ракурса, как лицезреют его актеры во время спектакля. Мы на той самой сцене, где жил и уходил в вечность старик из деревни Альдермыш, где страдал Дон Жуан, хитрил герой спектакля «Банкрот», зрители, плача, прощались с персонажами «Черной бурки». Театр, которого так боялись цензоры из первого эпизода, сегодня — это почти тридцать спектаклей в репертуаре, это ежедневные аншлаги и та самая, по Гоголю, кафедра, с которой «можно много сказать людям добра».
«Будить сердца людей…» войдет в репертуар, побывать на спектакле-путешествии смогут все желающие. Если вы не владеете татарским языком, пусть вас не смущает отсутствие перевода, который технически нельзя выполнить во время спектакля-путешествия. Вам в начале дадут листочек с либретто, расписанным по каждой локации, а работа актеров так точна, что трудности понимания текста просто отсутствуют. Этот час, вместивший целый век театра, стоит прожить, не боясь своих эмоций и той шокирующей правды, которую рано или поздно надо было услышать.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.