Новости раздела

Казань заманит республиканских «дорожных монстров» на городские магистрали?

Тариф на уборку снега в Казани рассчитан исходя из норматива, что в городе 150 дней в году выпадает снег

Как стало известно «Реальному времени», городские власти хотели бы привлечь новых игроков к уборке и содержанию дорог Казани. «Нынешние тарифы на уборку и содержание дорог Казани не интересны бизнесу, а мы хотели бы пригласить новых игроков», — признался в кулуарах Казгордумы Тимур Алибаев после того, как он выступил с лоббистской инициативой по 30-процентному увеличению бюджетных расходов на дорожное благоустройство Казани. Эксперты ЦЭСИ впали в шок от непомерных аппетитов города: «150 дней в году длится зима в Казани — вот так им рассчитали тарифы на зимнюю уборку — 2016». Почти как в Якутии. Эксперты считают, что республиканские дорожные компании вряд ли выйдут расчищать дороги Казани, и под вопросом остается их участие в летнем ремонте дорог.

От Универсиады-2013 до Кубка конфедераций — 2017

В преддверии подготовки к очередным летним тендерам на содержание городских магистралей Казань вновь подталкивает республиканские власти к реформе «дорожных тарифов» на обслуживание муниципальных дорог в Татарстане. Предупредительный сигнал прозвучал еще на отчетной сессии Казгордумы, проходившей в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Как уже писало «Реальное время», выступая от имени глав четырех администраций Казани, глава Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Тимур Алибаев забил тревогу, заявив, что «основные расходные статьи — горючее топливо, коммунальные расходы, заработная плата выросли на 30%, а существующие тарифы не позволяют обновлять парк коммунальной техники и выдерживать все регламенты по содержанию улично-дорожной сети Казани».

Напомнив vip-аудитории о том, что тарифы в последний раз повышались в 2011 году, когда и была закуплена основная часть действующей сегодня техники, он заметил, что их эксплуатационный ресурс исчерпан. «В этом году мы смогли приобрести только четыре новых «КАМАЗа» вместо двенадцати, подлежащих списанию (речь идет о коммунальной модификации среднетоннажного грузовика, — прим. ред.)», — посетовал он. Теперь Казань пробует получить помощь к Кубку конфедераций — 2017.

Действительно, накануне Универсиады-2013 Казань в 2011 году получила щедрый подарок от республиканской казны, за счет которой была оплачена поставка 60 снегоуборочных специальных машин на базе «КАМАЗа» стоимостью 580,7 млн рублей, подтвердила пресс-служба Минстроя РТ (ГУП РТ «Татлизинг» заключило договор поставки с ООО «Бошунг-Кама»). «Указанное имущество находится в собственности муниципального образования г.Казань, — отмечается в ответе пресс-службы МСЖХК РТ. — Программ для приобретения и поставки коммунальной техники для муниципальных районов республики нет».

«А хотелось бы, чтобы был такой тариф, который позволял бы дорожным предприятиям, не дожидаясь отдельных решений, в постоянном режиме обновлять технику», — объяснил Тимур Алибаев суть публичного выступления на сессии. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Ошибка» в дорожной методике Кудрявцевой

«А хотелось бы, чтобы был такой тариф, который позволял бы дорожным предприятиям, не дожидаясь отдельных решений, в постоянном режиме обновлять технику», — объяснил Тимур Алибаев суть публичного выступления на сессии. И добавил, что рассчитывает на увеличение основных тарифов на 30%, хотя с радостью будет воспринято любое президентское решение. «Даже если на 15—20%», — сказал он. Оказалось, что в «методике Кудрявцевой» «выпал» тариф для обновления коммунальной техники дорожных организаций (речь идет о постановлении кабмина №117, которым утверждены единые тарифы на уборку дорог в РТ. А сам документ разработан под руководством главы ЦЭСИ Алевтины Кудрявцевой). «Голыми руками убирать дороги не будешь, — рассуждает Алибаев. — Чтобы банки могли дать кредит на покупку техники, экономическое положение наших дорожных предприятий должно быть другим, а пока мы зависим от дотаций». Безвыходность положения, по его мнению, заключается в том, что «четверка» дорожных подрядчиков Казани работает в форме МУП, «поэтому их возможности по взятию техники в кредит ограничены».

Подогреть аппетиты республиканских дорожников

В идеале ставится задача приблизить тарифы на муниципальные дороги к общефедеральным, чтобы сделать бизнес привлекательным, рассуждает Алибаев. Так что за кулисами «дорожной инициативы» скрывается намерение властей пригласить новых игроков к летним тендерам, прежде всего крупнейшего дорожного подрядчика — «Татавтодор», и к летнему ремонту — остальных «дорожных монстров». Правда, пока они не торопятся откликаться. Глава «Алексеевскдорстроя» Фоат Валиев сказал, что думает, выходить ли им на летний тендер Казани, а замгендиректора по содержанию дорог «Татавтодора» Ильнур Сабиров также не проявил интереса, заметив, что компания обслуживает 2/3 федеральных и республиканских дорог на 2 млрд рублей в год.

Как ввели 150-дневную «зимовку» для казанских дорожников

«Повышение тарифов на дороги Казани? Мы же пересматривали их в прошлом году! — воскликнули в недоумении эксперты ЦЭСИ. — По запросу исполкома Казани мы специально провели мониторинг «снежных дней» за последние 5 лет и выяснили, что снег в Казани выпадает за зиму в течение 45 дней, а мы им заложили 150 дней! Государственными нормами установлено, что дороги должны убираться 60 раз за зиму. А для Казани этот показатель был увеличен в 1,5 раза, т.е. 98 раз. Получается, что снег у нас должен чиститься на дорогах едва ли не каждый день на протяжении трех месяцев кряду!»

«Дорожные тарифы» рассчитываются на основании государственных сметных норм, где утверждено, сколько часов должен работать трактор, какие операции должен проводить, и базовая цена заложена. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Оказывается, что «дорожные тарифы» рассчитываются на основании государственных сметных норм, где утверждено, сколько часов должен работать трактор, какие операции должен проводить, и базовая цена заложена. Основываясь на ней, республиканские власти регулируют тарифы за счет коэффициентов кратности проведения операций. По словам экспертов ЦЭСИ, в прошлом году были увеличены объемы убираемого мусора и вывоз снега, увеличили количество подметаний в летний сезон — примерно в 2 раза. Кроме того, для Казани были введены показатели содержания пешеходных переходов, включая подземные. В результате стоимость содержания дорог в Казани увеличилась чуть ли не в два раза. «Я даже не знаю: все, что могли, мы им увеличили. Т.е. они уже и так получают предельно максимальную сумму — больше этого мы им начислить не можем».

О какой сумме идет речь, осталось неясным. Точный размер дотаций из республиканской казны пресс-служба Минфина РТ на запрос «Реального времени» не предоставила. Однако в январе 2016 года глава Комитета по внешнему благоустройству Казани Игорь Куляжев рассказывал, что годовой бюджет — порядка 2,4 млрд рублей. «Основная доля этих средств (1,2 миллиарда) идет на текущее содержание дорожной сети — на уборку дорог, мостов, пешеходных переходов, то есть всех объектов транспортной и пешеходной схемы. Если считать вместе с реагентами, то это 1,3 миллиарда рублей».

ЦЭСИ: предъявите техпаспорт на новые дороги

Впрочем, Казань может добиться нового транша из республиканской казны, и основанием к этому является увеличение площади дорог на 1,8 млн кв. км (или 10% от общей площади улично-дорожной сети Казани). «Если площадь увеличилась, тогда пусть подают заявку», — соглашается гендиректор ЦЭСИ Алевтина Кудрявцева.

При этом эксперты ЦЭСИ недовольны и тем, что у муниципальных властей нет точных сведений обо всех дорогах на балансе города: «часто не совпадает количество дорог: либо у нас больше, чем они говорят, либо у них больше», и вновь попросили предоставлять подтверждающие документы на каждую новую дорожную ветку.

«Татавтодор» не поедет по внутриквартальным проездам

Ставка Казани на республиканских дорожников может не сыграть, предупреждает глава общественного совета Миндортранса Павел Чернов. «Попытки привлечения республиканских операторов на казанские дороги уже предпринимались, — вспоминает он. — Однажды притащили мощный ротор с федеральной трассы, но где он может почистить? Разве что на Ленинской дамбе — в городе его не заведешь».

Он убежден, что республиканские дорожные операторы точно не пойдут расчищать внутриквартальные проезды, до которых не доходят руки казанских подрядчиков, а вот летние тендеры на ремонт дорог — другое дело. «Бюджетная недостаточность ощущается на всех уровнях — хоть на федеральном, хоть на республиканском. Если кто-то и согласится, то в ущерб республиканским дорогам», — полагает он.

Луиза Игнатьева
Центр экономических и социальных исследований РТ при Кабмине РТКудрявцева Алевтина Николаевна

Новости партнеров