Новости

09:34 МСК
Все новости

Ханская мечеть Касимова: как в мусульманском храме ужились верующие и музейные работники

Ханская мечеть Касимова: как в мусульманском храме ужились верующие и музейные работники

В Санкт-Петербурге не прекращаются дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ. Однако у российских мусульман есть хороший пример того, как культовое здание, принадлежащее верующим, благополучно используется и местным музеем, и никто никому не мешает. Таким местом является Ханская мечеть в городе Касимове Рязанской области. Руководитель информационно-аналитического отдела ДУМ РФ Диляра Ахметова в колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказывает, на каких условиях верующие получили этот храм, какие задачи ставят перед собой касимовские татары и в каком состоянии находятся другие памятники города.

Ханская мечеть: совместное пользование

Ханская земля. Пока одни памятники древнего Касимова возрождаются, другие — в ожидании внимания государства и общества.

Город Касимов — некогда столица средневекового государственного образования Касимовское ханство, обладает историческими памятниками, которым позавидовала бы любая туристическая столица. Это Ханская мечеть, минарет которой разные ученые датируют XIV, XV или XVI веками (к единому мнению историки не пришли), усыпальницы (по-татарски — текие) хана Шах Али и хорезмского царевича из династии шибанидов Афган-Мухаммед султана XVI и XVII веков соответственно. Старейшие сохранившиеся могилы на старопосадском кладбище Касимова также относятся к раннему средневековью, в них покоится прах представителей монархической фамилии Золотой Орды — чингизидов. Скорее всего, именно здесь был погребен и сам хан Касим — основатель ханства и сын казанского хана Улу Мухаммеда.

Наиболее известным татарским памятником Касимова является, конечно, Ханская мечеть. В течение 75 лет, с 1938 по 2013 год, она находилась на балансе Касимовского краеведческого музея (ныне — Касимовский историко-культурный музей-заповедник), а в самый канун 2014 года здание мечети и два мавзолея были в торжественной обстановке переданы верующим. Согласно подписанному акту, здания перешли на баланс Духовного управления мусульман Европейской части России (ныне — Духовное управление мусульман Российской Федерации). Документ был подписан руководителем Территориального управления Росимущества в Рязанской области Николаем Таскиным и первым заместителем председателя ДУМЕР Дамиром Гизатуллиным в присутствии имам-мухтасиба Рязанской области Рашида Бултачеева, который впоследствии и провел в Ханской мечети первые богослужения после 75 лет отчуждения.

Молельный зал Ханской мечети

Основанием для передачи стал Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (от 30 ноября 2010 года) — тот самый, во исполнение которого в настоящее время Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге должен перейти в пользование верующих и церкви, а администрации Северной столицы предстоит решить непростую задачу по сохранению того массива музейной и научной деятельности, которая велась в одноименном музее десятилетиями.

Перед таким же непростым выбором — использованием дома Аллаха по его прямому назначению в ущерб интересам музея и его научной работы — оказалось и мусульманское сообщество. К счастью, Духовному управлению мусульман, Татарской национально-культурной автономии и МУК «Касимовский историко-культурный музей-заповедник» удалось найти выход из ситуации.

«Мы сочли неконструктивным и неправильным отношение к Касимовскому музею-заповеднику как к некоему узурпатору собственности мусульман. Напротив, российские мусульмане, касимовские татары благодарны музею и его дирекции, так как именно это учреждение стало в советский период едва ли не основным научным учреждением, изучающим историю, культуру и этнографию касимовских татар. Это наследие, знание доводилось до общества путем организации соответствующих выставок. Уважение и признательность музейным работникам выразил и наш духовный лидер муфтий шейх Равиль Гайнутдин, отметивший вклад музея в изучение культуры касимовских татар специальной благодарственной грамотой на имя директора Елены Сергеевны Балакиной», — говорит руководитель аппарата ДУМ Российской Федерации Ильдар Нуриманов.

Десятилетиями здание мечети служило сундуком для сокровищницы касимовских татар

С момента передачи музею здания мечети в 1930-е годы там располагались экспозиции музея по истории Касимовского края. После передачи в 1998 году музею второго здания — дома Алянчиковых, основная экспозиция была переведена туда. А в здании мечети с 2002 по 2014 годы действовала экспозиция «Этнография касимовских татар», которая пользовалась большой популярностью у туристов и жителей города. Кроме того, толстенные стены храма стали хранилищем для богатейшей коллекции музея, которая, в числе прочего, включает в себя предметы быта простого люда и аристократии, уникальные образцы одежды касимовских татар, предметы быта, монеты, рукописное книжное наследие. Образно говоря, десятилетиями здание мечети служило сундуком для сокровищницы касимовских татар.

«В собрании нашего музея можно выделить порядка 10—14 отдельных коллекций, относящихся к татарской мусульманской тематике. Это коллекции женской и мужской национальной одежды, обуви, тюбетаев, калфаков, полотенец, вышивки, узорного ткачества, ювелирных украшений, есть несколько мемориальных коллекций», — перечисляет директор музея-заповедника Елена Балакина.

И хотя по закону государство должно было предоставить музею иные помещения для хранения собрания, местные мусульмане, которые управляют и пользуются зданием по доверенности от Духовного управления, нашли мудрое решение в этой ситуации. Был заключен договор аренды, согласно которому коллекция продолжает храниться в мечети, при этом музей берет на себя оплату коммунальных расходов. Для местной мусульманской общины, не располагающей крупными финансовыми ресурсами на эксплуатацию здания, этот договор также является выходом из ситуации.

Татарская национально-культурная автономия Касимова твердо намерена сохранить уникальные памятники архитектуры для следующих поколений и сделать их очагами татарской мусульманской культуры, религиозного и духовного возрождения.

В числе важнейших мусульманских памятников не только Ханская мечеть, два мавзолея и кладбище. Есть еще и здание Кастровского медресе 1808 года постройки и Новая мечеть 1906 года постройки (на фото)

Ради сохранения памятников архитектуры

«Срок договора аренды с музеем истекает в апреле 2017 года. Мы хотим продлить его с расширением формата нашего сотрудничества. Сохранив главный молельный зал для его прямого назначения, один из свободных залов нам хотелось бы отдать под постоянную экспозицию по истории и культуре касимовских татар», — рассказывает Ильдар Бикуев, председатель автономии.

В дальнейшем, говорит он, сотрудничество должно еще больше расшириться. К примеру, требуется научная опись и каталогизация предметов собрания музея, относящихся к истории касимовских татар. Этот колоссальный научный труд будет осуществляться под эгидой ДУМ Российской Федерации. Его итогом должно стать издание цветного каталога. Кроме того, Духовное управление хотело бы видеть в будущем предметы из коллекции Касимовского музея-заповедника и в экспозиции музея Московской Соборной мечети. Главная российская мечеть, как известно, была возведена на средства купцов и меценатов — выходцев из Касимова.

Сохранение и развитие духовного, культурного наследия касимовских татар, которые до революции кроме самого города Касимова компактно проживали в 18 селах Касимовского района, сохраняли свою религию, язык и культуру — то, ради чего существует татарская автономия в Касимове. В числе важнейших мусульманских памятников не только Ханская мечеть, два мавзолея и кладбище. Есть еще и здание Кастровского медресе 1808 года постройки, и Новая мечеть 1906 года постройки (а это, в числе прочего, напоминает, что несмотря на исчезновение собственно Касимовского ханства к концу XVII века, татарская мусульманская жизнь в этих краях кипела и процветала вплоть до советского периода). В 2015 году Кастровское медресе и Новая мечеть также были возвращены в пользование местной общине, которая отреставрировала здание медресе собственными силами и поддерживает в хорошем состоянии Новую мечеть. Кстати, именно она сегодня и служит соборной мечетью в Касимове, а еще несколько мечетей действуют в близлежащих татарских селах.

Сегодня основное внимание сосредоточено на Ханской мечети и текие (гробницах), которые нуждаются в срочной реставрации. На фото текие Шах-Али

Сегодня основное внимание председателя автономии Ильдара Бикуева сосредоточено на Ханской мечети и текие (гробницах), которые нуждаются в срочной реставрации, и это также основная причина, по которой возобновить религиозную деятельность в мечети не удается. Пакет документов на реставрацию памятников архитектуры (мечети и двух мавзолеев) на днях был подан в региональное Министерство культуры, а оттуда заявка должна поступить и в федеральное Министерство культуры.

Еще в октябре 2015 года представители ДУМ РФ приняли участие в заседании Экспертной комиссии по формированию плана первоочередных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в аварийном состоянии, с участием представителей централизованных религиозных организаций и экспертов в сфере сохранения объектов культурного наследия. Тогда первый заместитель муфтия Гайнутдина Дамир Мухетдинов заявил об аварийном состоянии двух мечетей, являющихся памятниками архитектуры федерального значения — Ханской мечети Касимова и Владикавказской суннитской мечети. В правительстве Российской Федерации и Министерстве культуры отнеслись к обращению духовенства со всей серьезностью, и к настоящему моменту реставрация Владикавказской мечети уже идет полным ходом. На такое же ответственное отношение чиновников теперь надеются и в Касимове.

Заботы казанских археологов

Летом 2016 года на территории татарской слободы Касимова группа археологов из Казани во главе с директором Археологического музея Казанского федерального университета Фаридом Ахметгалиным провела археологические исследования. Изыскания были организованы в рамках государственной программы Республики Татарстан «Сохранение идентичности татарского народа на 2014—2016 годы». Археологи также пришли к выводу, что памятники нуждаются в реставрации и постоянном наблюдении археологов и архитекторов. В частности, летние археологические исследования показали, что минарет был построен без фундамента и камни поставлены на выровненную поверхность. Как рассказал Ф. Ахметгалин, наибольшую озабоченность вызывает мавзолей (текие) Афган-Мухаммед султана и Старопосадское мусульманское татарское кладбище.

Как рассказал Ф. Ахметгалин, наибольшую озабоченность вызывает мавзолей (текие) Афган-Мухаммед султана

«Сам мавзолей уже потерял свою облицовку — первоначально он был покрыт желтыми и зелеными изразцами, но это произошло еще в XIX в. В настоящее время он сильно страдает от современных варваров и из за недостатка ухода. Внутрь постоянно пробираются непонятные личности, мусорят, проводят непонятные обряды. Железная дверь не спасает, ее каждый раз выламывают все более варварским способом. Крыша мавзолея уже дала течь, из-за этого возможно разрушение здания. Кладбище находится в еще более плачевном состоянии, там не осталось ни одного внешне видимого надгробия и не обозначены границы, нет таблички, указывающей на то, что здесь находится кладбище и мавзолей, который входит в число памятников архитектуры и охраняется государством», — сетует ученый.

Среди всех мусульманских памятников Касимова как наиболее древнее Ф. Ахметгалин выделяет Старопосадское кладбище. Кладбище является куруком — местом захоронения потомков Чингисхана. Вероятно, здесь же захоронен и хан Касим, и остальные ханы и царевичи, правившие Касимовским ханством, считает он. Как подчеркивает казанский археолог, необходимо выявить границы Старопосадского мусульманского кладбища, оградить его территорию и придать некрополю статус памятника регионального значения, а гробницу Афган-Мухаммед султана перевести в число памятников федерального значения.

Фарид Ахметгалин согласен с утверждением, что нахождение на балансе музея положительно сказалось на сохранности здания Ханской мечети, однако это не отменяет необходимости реставрационных работ.

«Использование мечети в качестве здания для религиозных целей не противоречит использованию его в качестве музея или памятника архитектуры. Яркие примеры — это мечеть «Кул Шариф», мечеть Рашида в Нижегородской области. Хотя со временем фонды музея обязательно должны переехать в новое, более приспособленное для этого помещения, совсем прерывать связи с музеем нельзя, в мечети должна находится небольшая, лучше сменная экспозиция, в которой показывались бы некоторые моменты из истории касимовских татар и татар Рязанской области, а также о мусульманской общине», — резюмирует ученый.

Интерьер Ханской мечети Мемориальная доска в стене Ханской мечети Михраб мечети Молельный зал Ханской мечети Новая мечеть Касимова Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Собрание музея Ханская мечеть Касимова Текие Афган-Мухаммеда Текие Афган-Мухаммеда Текие Шах-Али Текие Шах-Али
1/22
  • Интерьер Ханской мечети
  • Мемориальная доска в стене Ханской мечети
  • Михраб мечети
  • Молельный зал Ханской мечети
  • Новая мечеть Касимова
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Собрание музея
  • Ханская мечеть Касимова
  • Текие Афган-Мухаммеда
  • Текие Афган-Мухаммеда
  • Текие Шах-Али
  • Текие Шах-Али

Фото предоставлены Татарской национально-культурной автономией города Касимова, Касимовским историко-культурным музеем-заповедником, археологом Фаридом Ахметгалиным.

Диляра Ахметова
комментарии 21

комментарии

  • Анонимно 28 февр
    Так красиво внутри!
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Снаружи тоже, только реставрация нужна
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Мишари отвоевали
    Ответить
    Irek Bikkinin 28 февр
    Мишари тут каким боком? Это касимовские татары, говорящие фактически на одном из говоров казанско-татарского диалекта.
    А цокающие мишари были вынуждены покинуть свои исконные земли под давлением касимовских татар.
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    я тоже о ней думала, проводя параллель с Исаакием.. спасибо вам, что написали об этой вопиющей ситуации
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    что тут вопиющего? все под контролем, в отличие от СПб
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Вот он хороший пример. Диляре Ахметовой спасибо за хорошую информацию и иллюстрации.
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    странно, что у общины нет денег. неужели не найти спонсоров среди своих прихожан?
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Вот-вот, где благоустроители, благотворители?
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Супер, Молодцы!
    Татары
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Пусть будет и молельня, и музей, в чем беда? Главное, чтобы реставрировали
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Кул-шариф - и мечеть, и музей. Только после 18.00 не работает.
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    молиться можно везде,главное чтоб коврик был с собой
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    да, вот пример. меньше разговоров, больше дел и терпения
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    оригинальный ковер в молельном зале
    Ответить
    Анонимно 28 февр
    Обычный для мечетей. :)
    Ответить
  • Анонимно 28 февр
    Монгол чингизид Шах-Али восстановил Золотую Орду вернул традиции Чингизхана.
    Он создатель Российской империи взамен Монгольской империи.
    Давно пора поставить ему памятники по всей России - наследнице Монгольской империи.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Не монгол, а татарин.
    Татарин, сделавший много зда самим татарам.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Нишләп Сөенбикә бурында бер сүз дә юк?
    Гомумзән,Татарстанга Эрҗән өлкәсе белән договор төзергә кирәк. Андагы татарлар мәнфәгатен, андагы татар археологик һәм башка матди һәм рухи мирасларны саклау буенча.
    Касыйм татарларыннан берәү дә татар телендә укымый. Татар теле фән буларак та укытылмый. Бу мәс-әләне дә чишәргә кирәк.
    Гомумән, мәчет тулысы белән татарларга бирелергә, музейга яңа бина бүленергә тиеш.
    Ответить
    Анонимно 01 марта
    Әмирхан ага Янәкәй Касыймга барган татарларны эзләп. Бер татарны да таба алмаган. Базарда татарга ошаган бер кешене очратып: Сез татар түгелме дип сораган. Тегесе: Упаси боҗе дип җавап биргән. Анда баруы, андагы татар хәленең торышы, андагы татар тәкияләренең, башка матди мирасларның ни хәлдә булуын күреп бик ачынып язган иде ул бер вакыт Казан утлары җурналында.
    Ответить
    Irek Bikkinin 03 марта
    Әмирхан ага Еникеевка кирәк иде борынгы бабаларының туган ягына - Мордовияга, Темников (Төмән) районына килергә. Бер вакыт аның белән сөйләшергә туры килде, 1997 елда, казанда. Әйтәм, әйдәгез илтәм сезне, машинамда, бабаларыгыз чыгып киткән авыл әле бар, зиратларны багып китәрсез. Уйларга кирәк, ди. Визиткамны калдырдым, шалтыратмады.
    Касыймга барган. Касыймнар монда аларга кадәр яшәгән мишәрләрне дә туздырдылар, кудылар, үзләре дә бетеп бара.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии