Новости раздела

Всеволод Чаплин: «Зачем государству Исаакий? Чтобы кормить музейную бюрократию?»

Колонка о скандалах вокруг Исаакиевского собора в Петербурге и президентской администрации, любящей покомандовать главами

Всеволод Чаплин: «Зачем государству Исаакий? Чтобы кормить музейную бюрократию?» Фото: gazeta.a42.ru

В Санкт-Петербурге процесс передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ обрастает все новыми деталями. Недавно информационное пространство страны сотрясло сообщение о несогласованности этой передачи с Кремлем. Колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин, отстаивая позицию Русской православной церкви, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, рассказывает о кулуарных подробностях скандала.

«Проигрывают те, кто привык пользоваться закулисными связями»

Прекрасно, что дискуссия вокруг собора святого Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге сегодня идет не в кулуарах, а на улицах и в свободном пространстве интернета. И в ней проигрывают те, кто привык пользоваться закулисными связями и лоббистскими механизмами. Еще недавно в Церкви многие, похоже, считали, что нужно действовать именно так — звонками, личными беседами, расчетами, бюрократическими рассуждениями в стиле «получится — не получится». Но нет худа без добра: противники того, чтобы в храме был прежде всего именно храм, вывели несколько тысяч людей на улицы и мобилизовали все информационные силы. Этот вызов православным христианам пришлось принять — и небезуспешно.

«Прогрессивная» интеллигенция, контролирующая несколько политических и медийных структур, поначалу была уверена в победе. Она давно поняла: чиновники больше всего боятся публичного действия. Боятся, что составители обзоров СМИ и блогосферы, попадающих на столы высших начальников, будут слишком часто упоминать губернаторов, министров, депутатов в связи со «скандалами», даже если под таковыми подразумевается ясно выраженная гражданская позиция, не пришедшаяся ко двору «лучшим людям» из либеральной среды. Уличных протестов чиновники боятся еще больше: тут можно и должности лишиться, причем быстро. На это и был расчет. Как и на кулуарные «экспертные» оценки.

«Противники того, чтобы в храме был прежде всего именно храм, вывели несколько тысяч людей на улицы и мобилизовали все информационные силы. Этот вызов православным христианам пришлось принять – и небезуспешно». Фото regnum.ru

Параллельно с оппозиционными акциями «на улицах» северной столицы был проведен опрос, в ходе которого 57,1% участников высказались против передачи храма Церкви, 17,8 % — за. Исследование осуществило некое ООО «Фонд политической культуры». На каких именно улицах задавались вопросы — неясно. В Москве, например, будут диаметрально противоположны позиции людей, прогуливающихся по модным кафе, и жителей окраин. Ну и вопросы можно сформулировать, например, так, что православных в стране насчитается процентов 70%, а можно так, что и одного процента не наберется. Сам вопрос о «передаче собора РПЦ» звучит отталкивающе. Еще Патриарх Алексий просил журналистов не употреблять эту чудовищную аббревиатуру, которой в Церкви никогда не пользуются. Да и о том, что храм останется в собственности города и будет только использоваться христианской общиной, опрашиваемым наверняка напомнить забыли.

«Размещение витрин в священном пространстве оскверняет собор»

Впрочем, допускаю, что в Санкт-Петербурге, который до духу до сих пор во многом остается Ленинградом, найдется как минимум треть противников передачи храма святого Исаакия верующим. Да, люди привыкли к музею. И не каждый из них понимает, что размещение витрин в священном пространстве оскверняет собор. И не каждый знает, что руководитель музея получает больше губернатора Полтавченко. Вот и позволяет себе директор Эрмитажа господин Пиотровский посвящать храмы некоей новой религии, говоря: «Исаакиевский собор — это собор, который возвеличивает Петра. Это день рождения Петра. Петропавловский собор, туда входят к императорам — больше, чем просто помолиться богу». Однако императоры строили храмы Христу, а не себе — и тем более не музейным начальникам.

Противники «клерикализации» культовых зданий начали было торжествовать победу, когда анонимный чиновник заявил, что Полтавченко «не согласовывал» вопрос о передаче храма с президентом России. Возможно, на самом деле имелось в виду «согласование» с кем-то из сотрудников президентской администрации, которые, как известно, любят покомандовать главами регионов, даже если они их в два раза старше, в десять раз заслуженнее и в сто раз компетентнее. Однако анониму напомнили, что данный вопрос полностью лежит именно в компетенции городских властей. Тем более что федеральному законодательству передача храма верующим полностью соответствует.

«Да, люди привыкли к музею. И не каждый из них понимает, что размещение витрин в священном пространстве оскверняет собор». Фото museum.ru

«Последствия недобрых времен должны быть преодолены окончательно»

Кстати, тема, на которой сегодня спекулируют сторонники либеральной оппозиции (симптоматично, что их не поддержали коммунисты) и, очевидно, либералы в окружении президента, давно и подробно обсуждена и со всеми «согласована». Это произошло тогда, когда разрабатывался закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Был достигнут непростой компромисс. Церковь тогда фактически отказалась от «нерелигиозного» имущества — доходных домов, полей, лесов (в странах Центральной Европы и Балтии все это вернули). Но государство взяло на себя обязательство вернуть все здания, построенные для религиозных целей. Ведь зачем они ему? Чтобы кормить музейную бюрократию, которая, кстати, говорит неправду о том, что платит государству налоги? На самом деле идут лишь социальные отчисления с фонда зарплат — то есть обеспечиваются лечение, пенсии и соцстрахование все тех же музейных работников.

На кулуарную интригу дали ответ от 8 до 15 (по разным данным) тысяч человек, которые вышли 19 февраля на крестный ход в Санкт-Петербурге. Прекрасно, что никто в Церкви или в городе не пошел на попятную, не испугался провести это шествие и не послушал анонимов, чьи полномочия командовать — кулуарно или публично — более чем сомнительны. Ведь на самом деле очень непросто понять сохраняющуюся в некоторых головах логику советского времени, как и логику «прогрессистов», больше всего на свете боящихся усиления консервативного начала в народе.

Разве храм не должен быть в первую очередь храмом? Как театр — театром, стадион — стадионом, музей — музеем? Собор святого Исаакия некоторые советские публицисты вообще призывали разрушить. В 1922 году из него вынесли ценные предметы — на вес. И, судя по всему, продали за границу. А в 1928-м разместили в храме атеистические агитматериалы. Сейчас, конечно, времена не те. Но и последствия недобрых времен должны быть преодолены окончательно. Даже если кому-то очень хотелось бы вернуться в 1917-й или остаться в 1990-м.

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная». Ведет авторскую колонку в интернет-газете «Реальное время».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 21 февр
    правильно мыслит - храм должен быть храмом
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Давно отца Всеволода не было у вас
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    а по-моему он тут перманентный гость
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Любой религии самой место в музее, за витриной.
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    это твое субъективное мнение
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Близится 100-летие государственного переворота в России, вооруженного захвата власти международными террористами - марксистами, ленинцами, большевиками.

    Большевики-ленинцы, как и современные международные террористы, всеми способами боролись за "массы".
    Используя легальные способы и методы, но и не гнушались ложью, клеветой, обманом, шантажом и т.д.
    И в первую очередь большевики-ленинцы разрушали морально-нравственные устои общества.

    И в 2017 году видим те же методы у воинствующих богоборцев, выдающих себя за "любителей" музеев.

    Люди, будьте бдительны!
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Бдим,не переживай,видим как бывшие партаппаратчики с пеной у рта рассказывают всем о " чудовищах"-коммунистах также как недавно боролись с "опиумом для народа",последнего истинно верующего человека свою бабушку похоронил 20 лет назад .А сегодняшним лицемерам-перевертышам не верю!
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Жаль, что Вы не послушались Вашу бабушку.
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    такой красивый храм! и службы там иногда идут, пусть все останется как есть
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Я тоже за то, чтобы храм отдали церкви. Это здание строили для христианских служб, вот пусть они там и проходят. Музею не место в храме. Я мусульманка, если что.
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Мусульманка только когда если что? :)
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Наконец-то, в СМИ обозначили голос Церкви. До этого было слышно только возмущение противников. Очень здравая позиция, отец Всеволод!
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    да, спасибо батюшке
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Никто не запрещал в Исаакии службы. Зато музей теперь теряется. А это главный храм РИ с огромной историей, которую можно всецело подать только в рамках музея, с соответствующим сопровождением и представлением посетителю.
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    бюрократии и без того много развелось
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Всегда так было!
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Музейной бюрократии слишком много, чтобы просто он нее избавиться
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    ошибка в том, что не объяснили по-человечески людям, что хотят, какие ждут изменения, и что персонал скорее всего не уволят, а просто поменяют формат их работы, немного.
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Можно перефразировать Чаплина: Зачем в России музеи и просвещение, пусть главенствует РПЦ и вокруг выжженое поле, враги и неправедники. Так легче управлять.
    Ответить
    Анонимно 21 февр
    Вы о чем?
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Почему Вы против передачи храма Церкви?Кто вы которые против? Евреи чтоли. Так их не спрашивают их мнения .их мнение в израиле. Р
    Ответить
  • Анонимно 21 февр
    Можно также переиначить слова: зачем кормить церковную бюрократию?

    Есть понятие референдум, как решат ленинградцы, так тому и быть. Все очень просто.
    Ответить
  • Анонимно 22 февр
    Людям будет легче попасть в собор и посмотреть на него, ведь вход станет бесплатным. И это прекрасно - больше людей в него будет заходить, может кто-нибудь придет к вере
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии