Новости раздела

Имя «русской VISA»: от «Кладенца» и «Державы» до «Акбаша»

Жители республики предложили 89 вариантов названия для национальной системы платежных карт

Оператор национальной системы платежных карт объявил недавно народный конкурс, в котором всем желающим предлагается придумать дизайн и название для первой общенациональной пластиковой карты России. После 20 дней конкурса организаторам поступило больше 2,8 тыс. работ. Как убедилось «Реальное время», Татарстан по активности вошел в топ-10 самых креативных регионов.

«Роса», «Матрешка» и «Победа»

На 23 апреля больше других работ на конкурс представили жители Москвы — 400 вариантов дизайна и названия для «русской VISA». При этом самым популярным названием оказалась «Матрешка». Жители Московской области и Санкт-Петербурга отправили по 130 заявок. Среди них самым частым названием было «Русь».

Краснодарский край чаще предлагал «Россию» и «Росу», а также другие слова с корнем «-рос-». Также в топе регионов — Челябинская область с названием «Мир». Красноярский край больше других предлагал «Калиту». В Татарстане, по данным пресс-службы НСПК, доминировала «Победа». В Крыму — «Союз», в Башкирии — «Спутник», а в Ставропольском крае — «Народ».

Пресс-секретарь НСПК Елена Бочарова рассказала «Реальному времени», что, по последним данным, от Татарстана поступило 89 заявок. Еще 10 дней назад их было только 40.

На сайте конкурса есть возможность посмотреть работы. Журналисты «Реального времени» посмотрели 46 предложений от жителей РТ. Вариант с «Победой» встретился всего один раз. Зато обнаружились три «Эволюции», две «Веры», «Река», «Май», «Кладенец», «Акбаш», «Эгида», «Перелет», «Надежность», «Страна», «Баланс» и «Благодать». И даже достаточно «экзотические» названия: «Бабур», «Соболь», «Кедр» и «Тайга».

Тем временем наиболее популярными среди посетителей сайта стали названия из сложных слов, например, «Роскарта» и «Русмир». Можно выделить еще один способ назвать карту — написать несколько слов в одно по принципу хештега: «ОДИНРУБЛЬ», «ПУТЬКМЕЧТЕ», «КАРТАРОССИИ». А также аббревиатуры: РПС, НПК, НСПК.

Расплатиться державой

Эксперты в сфере маркетинга и PR поделились с «Реальным временем» своим мнением о предлагаемых россиянами названиях для НСПК.

Гульнара Делекторская — сотрудник креативного агентства Evolution:

— Если говорить о национальной платежной системе, то, естественно, в первую очередь должна быть прямая ассоциация со страной, ее достопримечательностями, национальной культурой. То, что для людей наиболее важно в своей стране.

Поэтому очень многие пытаются предложить такие символы, как матрешка, балалайка и так далее, которые являются очень прямым ассоциативным рядом с Россией. Если говорить про Татарстан, то это будет чак-чак, Ак барс и прочее. И это, в принципе, все просто объясняется.

Если мы посмотрим на названия других платежных систем, таких как, например, Visa, MasterCard, то там совершенно другой подход к неймингу. Западные специалисты предпочитают выбирать нейтральные названия, которые, как правило, ни с чем напрямую не ассоциируются. Они просто легко читаются, легко запоминаются, легко пишутся, в них сложно сделать ошибку.

Мы считаем, что такие опросы общественного мнения не всегда оправданы и это не всегда правильный подход. Народ, не являясь экспертом в данном вопросе, предлагает свои варианты названий продуктов. Возможно, было бы правильнее и проще сделать конкурс среди дизайн-студий и креативных агентств, которые разбираются в этом вопросе. Затем отобрали бы креативщиков, журналистов, социологов, политологов, которые бы из представленных названий выбрали несколько, и только тогда оставшиеся названия отдавали бы, так скажем, на народный суд и голосование. Такой подход, на наш взгляд, был бы более правильным.

Из всего того, с чем я успела познакомиться, если честно, ни одно название не отвечает общим принципам и требованиям. Поэтому считаем, что не подходит ни одно название.

На самом деле, универсальных правил нейминга нет, но если говорить о платежной системе, то необходимо использовать аналитический подход к поиску «идеального» названия. Должно быть что-то легко запоминающееся, то, что можно легко написать как на кириллице, так и на латинице. Кроме того, сейчас может возникнуть вопрос, как мы будем писать название НСПК — кириллицей или латиницей? Только кириллицей — не очень правильно, так как НСПК будет выходить за пределы территории РФ вместе с нашими туристами и деловыми людьми. Еще название должно быть лаконичным, кратким. И ни в коем случае это не должно быть словосочетание.

Те наименования, с которыми я ознакомилась, делают упор на патриотизме и любви к родине, что в последнее время вызывает неоднозначные эмоции. Считаем, что в данном вопросе нужно придерживаться нейтралитета и не выпячиваться «Русью», «государством» или «империей».

Когда очень большое внимание заостряется на названии и вокруг этого создается большой информационный шум, это скорее сотрясание воздуха, чем реальная помощь в решении вопроса.

Сложно сказать, как и кто этот конкурс в итоге будет оценивать. Но, как правило, такие конкурсы имеют место. Возможно, какая-нибудь идея будет адекватной, и ее примут во внимание.

Олег Воронин — руководитель PR-агентства Bernays (Москва):

— К неймингу предъявляются несколько требований: соответствие тематике или слово, за которым можно закрепить новое значение; одно слово или максимум два; необходимые звуковые ассоциации.

Из имеющихся вариантов мне нравится «Матрешка» — это вариант с прицелом на международный рынок. «Роскарта» по сравнению с остальными выигрывает, но безлика и отдает мертвым канцелярским языком. Некоторые предложения пафосны и солидны, но в случае с платежной картой вряд ли пригодны. Такой диалог будет достаточно странным:

— Чем расплатился?

— «Державой» (страной, верой, Россией, эволюцией, планетой, надежностью, соболем, вербой, кедром, тайгой, победой).

Владимир Журавель — креативный директор PR Branding agency PR2B Group, кандидат исторических наук:

— Конкурс на название НСПК носит исключительно имиджевый, пропагандистский характер. НСПК необходимо популяризировать, его основные конкуренты в России — Visa и MasterCard — уже раскручены и имеют свои целевые аудитории. Причем имя бренда работает только у Visa. MasterCard продвигается исключительно за счет продукта.

Нейминг — это не тяжело. Но его надо делать по правилам. Непрофессионалы о правилах нейминга даже не подозревают. Отсюда и результаты. Точнее, их отсутствие.

Обычно в комиссию входят люди «от станка», почетные доярки или другие известные «подписанты». Их задача — обеспечивать легитимность конкурса. В правильных конкурсах всегда участвует «страхующее» агентство, которое и выполняет всю основную работу.

Совсем недавно разгорелся и тут же затух скандал с названием LADA Vesta, придуманным вроде бы на таком же «народном конкурсе». Но слава создания почему-то досталась брендинговому агентству BrandLab.

Кстати, название совершенно некорректно с точки зрения истории. Вы помните, чем занимались весталки? И я тоже помню. Хотите такую машину? Но АвтоВАЗ, конечно, свою продукцию знает лучше.

Да, бывают и честные конкурсы без страховки, но результаты этих мероприятий плачевны. Например, недавний конкурс на создание туристического бренда Санкт-Петербурга. Логотипы, которые были выставлены на всеобщее обсуждение, не вызывали ничего, кроме жалости к великому городу.

Фото: millioner.today, biznes-lenta.ru, politikus.ru,mir24.tv

Юлия Красникова, Анастасия Юрьева
Справка

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (НСПК) — оператор национальной платежной системы. АО «НСПК» создано 23 июля 2014 года. 100% акций АО «НСПК» принадлежит Центральному банку РФ. В задачи системы входит обеспечение бесперебойности операций по картам международных платежных систем на территории России, построение и развитие российской системы платежных карт.

Внутрироссийские операции по картам всех платежных систем, в том числе международных, после 1 апреля 2015 года осуществляются через процессинг операционного платежного и клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК). В декабре 2015 года запланирован выпуск национальной платежной карты НСПК.

Ее название и логотип будут выбраны в результате всероссийского конкурса, первый этап которого завершится 30 апреля в 11:59 по московскому времени. Второй частью конкурса станет работа жюри. С 5 по 8 мая они будут формировать шорт-лист из названий и логотипов.

В жюри вошли зампред Центробанка по платежным системам Ольга Скоробогатова, глава НСПК Владимир Комлев, многократная чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Давыдова, актриса Ирина Апексимова, писатель Сергей Лукьяненко, директор по маркетингу и коммуникации компании «Яндекс» Игорь Лутц, основатель и креативный директор студии «ДизайнДепо», главный редактор журнала «КАК» Петр Банков и директор по маркетинговым коммуникациям ОАО «МегаФон» Виолетта Зубкова.

После этого 12 мая работы выставят на народное голосование. Оно продлится до 22 числа. Итоги подведут в 12 часов 28 мая. Главным призом станет награда в 150 тыс. рублей. Также предусмотрен специальный приз — 50 тыс. рублей.

Новости партнеров