Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Закон о российской нации — это старая идея… Какую-то нацию создавать смысла нет»

Интервью с директором Института истории им. Ш. Марджани. Часть 2

Рафаэль Хакимов: «Закон о российской нации — это старая идея… Какую-то нацию создавать смысла нет»
Фото: Максим Платонов

«Реальное время» продолжает публиковать интервью с директором Института им Ш. Марджани Рафаэлем Хакимовым, которое состоялось в рамках 20-летия научного учреждения. Во второй части беседы ученый рассказал нашей интернет-газете о космических лучах, падающих на татарские деревни, «детской болезни» казахстанских историков, спорах вокруг золотоордынского наследия и бессмысленности закона о российской нации.

Как татарская деревня полстраны кумачом снабжала

— После семитомника какой у вас новый суперпроект?

— Мы на английский сейчас переводим. Нам важно в Европе поменять взгляды на татар. У нас есть партнеры — опорные университеты в разных странах. Мы через них будем это продвигать. Суперпроект — это «История населенных пунктов». Но у нас в университете говорят: «О, деревни изучили. Мы в Египте будем копать». Но вся настоящая история — там. Один простой пример. У нас есть книга «Служилая Ура: рождение татарского капитализма». Я даже Минниханову сказал, что капитализм у нас родился в деревне. Это противоречит всем теориям, всей европейской науке. Для этого строятся города и университеты, и тогда появляется капитализм. А у нас в глухой деревне. Это не просто элементы капитализма, мелкий бизнес. 50—60% кумача на российском рынке — из одной деревни. Вы представьте, какой продукт в России сегодня на 50% из Татарстана? Шины — на 35%.

— «КАМАЗы».

— Только «КАМАЗы» среди грузовиков. Но это целый мегаполис, не маленькая деревня. И как объяснить? Университета нет, медресе — отсталые в средневековой схоластике. Откуда брали мозги? Обычный крестьянин — и вдруг начинается капитализм. Есть и другие примеры. Есть тоже деревня в Арском районе, она процветает. Смотрим, экономики нет — нет рабочих мест. Как так? Значит, где-то отходничеством занимаются, где-то работают и дома строят в этой деревне. До революции посмотрели картину — точно такой же характер, такое же отходничество. Рядом соседняя деревня, та загибается.

Капитализм у нас родился в деревне. Это противоречит всем теориям, всей европейской науке. Для этого строятся города и университеты, и тогда появляется капитализм. А у нас в глухой деревне

— Пассионарии?

— Можно сказать: пассионарная. Как Гумилев сказал, космические лучи. Я у астрономов, астрофизиков спросил, какие могут быть космические лучи. Пусть скажут, что в этот период альфа- или гамма-лучи проникали в эту деревню, и все стали пассионарными. Тогда я понимаю, мне как физику таблицу бы показали. Поэтому это все очень интересно: поведение, характер людей — точно такие же, как до революции. Смотрим по судебным делам — они были баламутами и остались такими же. Как будто советского периода не было. А деревень много, нас мало. По России 3,5 тыс. татарских деревень. Это грандиозный проект. Я даже не знаю, какие технологии придумать, чтобы справиться с этой задачей.

— Тем не менее в Башкирии проект изучения населенных пунктов в республике один из самых успешных. У них целая серия книг вышла, очень популяризированы они…

— Ну да. Там все под башкирским взглядом. Они берут татарскую деревню и говорят: «Они — башкиры». И весь Мензелинский район у них башкирский. Можно так. Ну чего ты добился? Правда ли? И часто у них в энциклопедическом стиле написано: родилось столько-то, умерло столько-то, урожайность была столько центнеров. И что мне с этого? Для чего мы изучаем? Не для статистики урожайности, а чтобы понять, какие села становились успешными, какой механизм успеха, почему сегодня процветают одни деревни, а соседние не процветают. Возьмем Среднюю Елюзань. 10 тысяч населения. У всех кризис, у них кризиса нет. Налоги душат, а они развиваются. А по соседству — те же мишаре, тот же народ, но они полностью спиваются. Как так? Народ один, губернатор один, законы одни.

— Объяснения не нашли?

— Мы нет. Пока только поверхностный срез сделали.

«Возьмем Среднюю Елюзань. 10 тысяч населения. У всех кризис, у них кризиса нет. Налоги душат, а они развиваются». Фото al-azan.info

Золотоордынское наследие

— Раньше Институт истории обходил башкирский вопрос, но в этом году выпустили ваш «ответ Чемберлену» — книгу о татарах Приуралья. И презентация будет в Башкирии и в Казани. Почему решили обратиться к этому вопросу?

— У нас вышла семитомная история. Масштабы поняли: куда и как двигались, все истоки. Поэтому у нас есть некий хребет, вокруг которого мы можем углубляться. Например, история крещеных татар. У нас появились хорошие специалисты. По Ногайской Орде — Вадим Винцерович Трепавлов. Он сейчас на Золотую Орду переключился, он остается главным по этой теме, преемником Миркасыма абый [Усманова]. Потом появились в Сибири — Маслюженко и другие истории. Появились новые материалы, которых не было. И появилось время. Это будет идти параллельно. Кстати говоря, в западной части Башкирии наиболее активные краеведы. Мы с ними провели два совещания, сайт специальный сделали для этого, потому что нужны какие-то технологии, чтобы справиться с большой массой. Всего там в отделе 9 человек. Поэтому мы приступили, когда было время. Отсюда татары Сибири, крещеные татары, крымские татары. Но больше они будут. Появились реальные авторы, кстати, после работы над семитомником. Там появилось столько исследователей среди русских. Они, пока писали, докторские защитили. Многие возглавляют кафедры, институты, у них появились свои аспиранты. У нас «ордынцев» появляется все больше и больше. И в Варшавском институте истории тоже занимаются Золотой Ордой. Такие центры появились. Проект встряску такую дал.

— По происхождению татар есть спорные теории — булгарская, золотоордынская, финно-угорская. При этом есть казахи, узбеки, которые формально имеют большее отношение к Золотой Орде. Почему у казахов и узбеков не получилось, а у вас получилось изучить Золотую Орду?

— Мы старались. У них есть один недостаток: они стали суверенными и сразу начали обосновывать свою суверенность, замкнутость — это детская болезнь. Узбекистанские ученые просто замкнулись. Казахи Казахстан поднимали. Но они с Золотой Ордой столкнулись после того, как Путин сказал: «У казахов не было своего государства». Тут они вспомнили, приехали сюда.

— В научной среде ходит байка: на уровне московского Кремля ходит решение, что Золотая Орда — это татары и Россия, а казахам на политическом уровне было сказано, чтоб не приватизировали это право. Правда ли это?

— Нет. Во-первых, в Москве некому этим заниматься. Во-вторых, казахи всегда были в этом отношении независимыми. Другое дело, у них очень ревностное отношение к татарам. Они быстро написали историю. Но мы привлекали лучших ученых, поэтому писали долго. Поэтому нас трудно критиковать. А они сами же себя начали критиковать. Поэтому они сейчас заново начали это делать, пусть стараются, это нелегко. Ведь с каждым автором из разных стран надо говорить. Если это не гений, то полугений. В любом случае, есть авторские амбиции. Был один автор, который сказал: «Если хоть одну запятую исправите, я в суд подам». Пришлось исключить его как автора. Что я, судиться с ним буду? Значит, ненормальный автор. Всегда авторская работа есть. Они пишут, готовятся к 750-летию Золотой Орды, когда бы заключен договор Тимура. Они готовятся к празднованию юбилея, мы тоже параллельно. Не знаю, чем закончится вся эта история. Ну с казахами все понятно. Когда Шибани (Шейбани. — прим. ред.) был, их провоцировал Тимур, и они двинулись в Среднюю Азию, в том числе и по экологическим соображениям. Это была армия в 230 тыс. человек. По тем временам это огромная армия — целый народ. Они шли с семьями, то есть около миллиона человек двинулось. Когда они шли через степи, от них часть оторвались и ушли в казаки, то есть вольные люди. Их тогда называли узбеки-казахи. Потому что Шибаниды себя считали приверженцами Узбек-хана и называли себя узбеками. Они пришли туда и захватили Бухару и Самарканд. Вот кочевые узбеки взяли в свои руки наследие Тимура. А казахи, которые беглые, катались по степи, потом избрали себе хана из чингизидов и тоже стали настоящим улусом. Там трудно что-то придумать. Они говорят, что у них база кипчаков, кимаков. Но по сути кипчаки, кимаки — одно из татарских племен, которое выросло в такой народ, но говорившее на одном и том же языке.

У нас «ордынцев» появляется все больше и больше. И в Варшавском институте истории тоже занимаются Золотой Ордой. Такие центры появились. Проект встряску такую дал

Нигмет Курат vs Заки Валиди: кто был главным историком при Ататюрке?

— Среди последних опубликованных вашим институтом трудов — книга Акдеса Нигмета Курата. Как приняли такое решение напечатать? Не препятствовали этому труду непростые отношения между Россией и Турцией? И все-таки это труд 1930-х годов. Насколько он исторически актуален? Не устарел ли он?

— Во-первых, нам очень важно знать историков татарских, независимо от устарело или не устарело. Надо историографию свою знать. Во-вторых, там источники — они не устаревают. И очень грамотно сделано, такая школа была. Экмаледдин Ихсаноглу недавно приезжал, он сказал: «Этого уже нет». Была другая подготовка. Он знал 12 языков. Он все читал в оригинале, собирал по всему миру: работал в Швеции, учился в Берлине, работал в фондах США. Эта культура совершенно другая. И этот труд всегда актуальный. Я слышал от Миркасым-абая, что есть такой ученый, но поскольку он считался эмигрантом, хотя он не эмигрировал, а просто от голода бежал. Он хотел в Европу, в Германию, а попал в Турцию. Конечно, его книга «Турция и Россия» — это единственная такая книга, которой больше нет, и вряд ли кто-то такую напишет. Конечно, это был историк номер один при Ататюрке.

— Разве не Заки Валиди был номер один?

— Заки Валиди более шумно известен. Но этот более масштабный. Например, у Курата есть книги о взаимоотношении Швеции и Турции, Причерноморья, работа о Прутском походе Петра. Заки Валиди больше известен по Ибн Фадлану (нашел рукопись арабского путешественника X века, побывавшего в Волжской Булгарии, — прим. пред.), организовывал басмаческое движение, а по вечерам в архивах сидел. Настоящий историк. Поскольку турки отмечали юбилей Курата, то мы заинтересовались сами, начали поднимать его данные. Самое интересное, что он оказался родственником Равиля Фатыховича Муратова [первый вице-премьер РТ, – прим. авт.]. Причем даже похож внешне. Для него был шок, он не поверил, сказал, что родственников всех знает. Мы нашли его родственников в Турции.

Если говорить об изменениях в отношениях с Турцией, на нас это никак не отразилось, потому что мы не сильно рекламировали эти отношения. Университет сначала шумит, рекламирует, потом не делает. А мы помалкивали и делали. Вот эти два тома во время санкций мы привезли через Эстонию как европейский товар. Мы тихо работали. Я сразу ребятам сказал: «Максимум (кризис продолжится) — полгода». Даже по политическим событиям можно графики рисовать. Как раз этого скандала хватило на полгода.

Споры вокруг российской нации

— И вновь все заговорили о российской нации. Разрабатывается соответствующий закон…

— Это старая идея, она не первый раз поднимается. Раньше ее Тишков поднимал, поднимал и Путин. Но российская нация как гражданство уже существует. У нас есть российский паспорт. Сверх этого ничего не придумаешь. Государственный язык есть, существует структура. Что же еще надо? Поэтому если речь идет о русификации, это другая тема. Но какую-то нацию создавать смысла нет. Мы сложились. Татары давно сложились — в XIX веке. К XX веку уже была у нас культура, образование, а потом и республика.

Российская нация как гражданство уже существует. У нас есть российский паспорт. Сверх этого ничего не придумаешь дальше. Государственный язык есть, существует структура. Что же еще надо?

— При этом ассимиляция продолжается.

— Продолжается, но это не значит, что все стали россиянами. Те же русские — не все захотят. Попробуйте поехать в Чечню и сказать чеченцам: «Вы теперь россияне, а не чеченцы». Я посмотрю на вас.

— Речь же идет о гражданской нации.

— Ну паспорт есть, чего еще надо? Это старые теории под влиянием американской концепции нациеобразования. А мы европейского типа. Американцы же из мигрантов были. И «плавильный котел» не больно-то работает. А здесь люди всегда были связаны с землей. Поэтому другая ментальность, другая история. Но Тишков поменяться не может, он свое толкает. Он идеолог для этих дел. Других нет идеологов нет. Ничего не будет. Через какое-то время забудут. Закон будет — не будет работать. Тишков был министром, ничего не смог сделать. У него было 812 сотрудников и денег было полно. И что? А татар на кого только не поделил.

Арслан Минвалеев, Тимур Рахматуллин, фото Максима Платонова
Хакимов Рафаэль Сибгатович

Новости партнеров

комментарии 39

комментарии

  • Анонимно 06 ноя
    Правильный закон о российской нации, сколько можно, если я русский и живу в России. Мы нация образующий этнос, и это надо официально утвердить.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    И что это даст?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Если ваш закон о русской нации начнет ущемлять права других наций, то Российская Федерация просто развалится!
    Ответить
    Damir Nabi 06 ноя
    вам нужно в свои Карпаты вернутся, на крайняк Псков,Смоленск, вот там будете коренными, а тут вы везде колонизаторы !
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    В Триполье!
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Мы татары, а не россияне. Исторически живем на своей земле. На очередную уловку и хитрость шайтана не поведемся.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Павел Трепавлов -- не Павел, а Вадим
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    спасибо! исправили
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    "Когда Шибани (Шейбани. — прим. ред.) был, их провоцировал Тимур, и они двинулись в Среднюю Азию, в том числе и по экологическим соображениям."

    Какой-то бред: если имеется в виду Мухаммад Шайбани хан, то он умер 1510 г., а Тимур на сто лет раньше.
    Ответить
    Анонимно 12 ноя
    Шейбани хан брат Батыя от одного отца Джучи хана
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Вот что бывает когда все кому не лень лезут трактовать историю
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Феномен татарских деревень в том и заключается, что была и есть вера -Ислам с "отсталыми медресе со средневековой схоластикой".
    Что Хакимов имеет в виду , говоря "средневековая схоластика"?
    Уж не вечный ли Ислам?
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Он в Исламоведение ноль!
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Село Индерка Пензенской области. Население 5000 человек не спивается! Если Хакимов такуй умный пусть проявит смелость и приедет в это село для того чтобы эти слова там повторить!
    Ответить
    Damir Nabi 06 ноя
    вот, лишний раз доказываешь что исламисты (переводится покорение) как были за московское рабство как также арабское, так и остаются - они союзники.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Damir Nabi.
    И имя арабское ( дамир-совесть), и фамилия тоже (наби-посланник Аллаха).
    А какую чушь пишет.
    Ответить
    Анонимно 12 ноя
    Дамир по турецки - Железо , по татарски - Тимер (у турков огузский тюрки у нас кыпчакский(татарский)
    Ответить
    Damir Nabi 16 ноя
    не угадали! Мое имя не на турецком, на турецком-огузском будет "демир-дәмир" что значит "железо". А имя Дамир имеет совсем другое и при том древнее и дальневосточное происхождение. и смысл другой. как нибудь если кому очень захочется расскажу.
    Ответить
    Анонимно 12 ноя
    Село Индерка? Так оно не рядом с Средней Елюзанью. Рядом Нижняя Елюзань, где реально часть населения спилась. Да и в Верхней Елюзани тоже.
    Нижнеелюзанские млодые татары, в последний год, начали немножко поправляться - здесь начали покупать старые Т-150К и ремонтировать их, ставя на них мазовские двигатели.
    Ответить
    Анонимно 13 ноя
    Наконец население деревни ( потихоньку ) приходить в нормальное состояние, после коварной и целенаправленной работы шайтана.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Село Бистянка, верхняя Елюзань, Алеево, Татарский Канадей и т.д. Пусть приедет в эти села и скажет что татары в них сливаются
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Татары пензенской области живут своей жизнью. А Вы Хакимов своей.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Татарстан для Татар сурского края не построил ни детского сада ни школы татарской.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    да, это безответственно
    Ответить
    Кадерле Имамутдинов 07 ноя
    "Татарстан для Татар сурского края не построил ни детского сада ни школы татарской."
    Источник : http://realnoevremya.ru/today/47276

    Наверное. Но ведь, по вашим разговорам, там люди не спиваются. Чтобы этот детский сад не построить самим. Например, в моей деревне Бабай авылы, в РБ, люди сами взялись и построили хорошенькую мечеть. Одними из первых, как стало разрешено...
    Но я хотел сказать нечто другое. Татарстан не помогает ничем абсолютно и тем многочисленным ( где татар от полутоа до двух миллионов, бесправных...) татарам в Башкирии... Где даже в сталинские времена татарских школ было 1905. Ныне же их осталось менее 200. И столько же, примерно, у небольшой по численности чувашей...
    По слухам, когда нависла опасность захвата Казани в 1500-годы пришла делегация к Османскому нащальнику, который не только не помог казанцам, но не принял даже этой их делегации, сказав, не мешайте мне своими никчемными вопросами...
    Наверное, Татарстанские чиновники думают как в прошлом османские чиновники: главное для них собственное благополучие...
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    /когда нависла опасность захвата Казани в 1500-годы пришла делегация к Османскому нащальнику, который не только не помог казанцам, но не принял даже этой их делегации, сказав, не мешайте мне своими никчемными вопросами../
    Тогда евреи у них везирями были.
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя


    С учетом того, что 2013 год являлся для татар-мусульман юбилейным. Но вы в Татарстане его не отмечали на долгосрочное уровне. Не посвятили 700 - летию принятия ислама в качестве государственной религии Золотой Орды на государственном уровне серьезные мероприятия. Напомним, событие произошло в 1313 году на пензенской земле и связано с деятельностью девятого хана династии джучидов Султана Гийаса ад-дин Мухаммеда Узбека (1313-1341) , который провозгласил город Мохши (Наровчат) столицей северного улуса Золотой Орды в землях древней Мещеры.

    Главным достижением Узбека хана следует считать создание четкой, эффективно работающей системы государственной власти и управления, утверждение единого порядка и дисциплины на всей огромной территории Золотой Орды.

    30 лет его правления исследователи называют золотым веком Золотой Орды, временем ее наивысшего политического и экономического расцвета, подъема военной мощи и градостроительства, укрепления международного авторитета. В Поволжье, Крыму, Хорезме и на Северном Кавказе при нем были построены многочисленные города и ремесленные центры, ставшие местом сосредоточения и распространения уникального симбиоза золоторднынской цивилизации.

    Величественной предстает фигура Узбек-хана в трудах арабо-персидских и европейских географов, богословов, энциклопедистов и историков XIV-XV веков: аль-Омари, Ибн-Баттуты, Ибн-Араб шаха, Ибн Дукмака, аль-Айни, аль Бирзали, аль-Муфаддали, итальянского путешественника и купца Франческо Пеголотти.

    Неоценима та роль, которая принадлежит Узбек хану, оказавшему влияние на усиление московского княжества, ставшего впоследствии центром объединения русских земель.

    Именно в годы его правления ярлыки на великокняжеский Владимирский престол получили Великие князья всея Руси: Михаил Ярославич, князь Тверской, великий князь Владимирский (1305-1318); зять хана Узбека (женитьба на его сестре Кончаке) Юрий Данилович, князь Московский, великий князь Владимирский (1318-1322) - внук Александра Невского, сын первого удельного князя Московского Даниила Александровича (1261-1303) - родоначальника московских князей и царей по линии Рюриковичей: Дмитрий Михайлович Грозные Очи, князь Тверской, великий князь Владимирский (1322-1326); Александр Михайлович, князь Тверской, великий князь Владимирский (1326-1327); Александр Васильевич, князь Суздальский, великий князь Владимирский (1328-1331);Иван Данилович Калита, князь Московский, великий князь Владимирский (1331-1340); Симеон Иоаннович Гордый, князь Московский, великий князь Владимирский (1340-1353).

    Ислам, существовавший с момента его принятия Волжской Булгарией (12 мая 922 года), при хане Узбеке перерос из локального явления в мощную религиозную систему на территории огромного централизованного евроазиатского государства, господствующего на пространствах от Румынии на западе до Алтая на востоке, от Казани на севере до Бухары на юге.

    Ислам оценили и приняли тюркские этносы, потомками которых являются мусульманские народы стран СНГ, регионов России и некоторых государств входивших в Варшавский договор. Почти все тюркомусульманские нации на постсоветском пространстве получили свое развитие в эпоху хана Узбека. Поволжские и крымские татары, казахи и узбеки, ногайцы, каракалпаки и другие народы сложились как тюркоязычные нации во время его правления.

    Необходимо учесть, что летописные, археологические и нумизматические источники свидетельствуют о том, что первые мусульманские общины, к которым , в частности, многие исследователи относят легендарных буртас, совместно с другими народностями сурского края, проживали на его территории еще с доордынских времен.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    бик якшы яздын, рехмат!
    Ответить
  • Анонимно 06 ноя
    Здорово! И правильно! За каждое слово надо быть ответственным.
    А что касается Ислама, то тысячу раз подумай, прежде чем писать шаблонные фразы типа "средневековая схоластика", "отсталые муллы". Нам при советской власти все уши этим прожужжали и душу травили.
    Ответить
  • Кадерле Имамутдинов 07 ноя
    "А что касается Ислама... Нам при советской власти все уши этим прожужжали и душу травили."

    СЧитаю, что говоришь однобоко. Во-первых, должна быть воля в этом вопросе, демократия. Во всех передовых странах так. Это у нас всех толкают в православию.
    Далее. Ислам не может быть самоцелью. Насилие не допустимо ни в какую религию.
    Вот года два назад в Татарстане начали "загораться" кряшенские храмы. Силовики решили искать "виновников" среди мусульман, которые как-то "отмечались" в полиции по мелочи. Вот их брали на участки и требовали, чтобы они подписались, что именно они подожгли храм... Не желающих " обработали таким образом, что среди них стало несколько инвалидов и много покалеченных. И в то же время почти миллион татарстанских мусульман исполняли свои обряды и слушали мулл, которые призывали их быть послушными чиновникам... Эта билиберда тянулась долго. Батров, зам муфтия, как председатель спец.комиссии докладывает муфтию, что он был на приеме у Прокурора, который сказал, что ничего такого нет в ТАтарстане...
    Только после того, как были проведены Круглые столы, на которых выступили родственники покалеченных телесно и душевно, силовики, - нет, не покаялись, а сдали свои позиции...
    А где же были миллион набожных мусульман? Они как бы вроде зомбированы, раз не могут защитить своих же мусульман, по несчатью попавших в лапы преступников.
    Ответить
    Анонимно 07 ноя
    Есть "отсталые муллы", есть назначенные муллы.
    Кто сохраняет чистоту, которую называют "средневековой схоластикой"?
    Наверно, "отсталые муллы".
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    все запуганы в тюрьме народов!
    Ответить
  • Динар Курбанов 07 ноя
    "Но российская нация как гражданство уже существует. У нас есть российский паспорт. Сверх этого ничего не придумаешь. Государственный язык есть, существует структура." - строго говоря, это не называется "гражданской нацией". и государственный язык это не национальный язык.
    посмотрите в википедии - Нация - Подходы к пониманию нации - Политическая нация : "а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения".
    нельзя в определение российской нации, в смысле политической общности, образующей россию, включать русский язык. русский язык не является целью этой нации, а средством государства. развитие русского языка является целью русского этноса.
    мой коммент который я написал недавно на другом сайте: российская нация, в смысле политической общности, создающей государство, существует, но она не является на самом деле ни "советским народом", ни "российской нацией", в смысле, эти названия не идеально для нее подходят, так как этой нации неважно, создать ссср или россию или другое государство на этой территории. во времена монгольской империи, золотой орды уже были показаны плюсы создания многонационального государства на этой территории... также сейчас есть снг и таможенный союз, объединяющие государства на это территории.
    Ответить
    Динар Курбанов 07 ноя
    для пояснения, мой другой коммент на том сайте: термин "нация" имеет несколько смыслов. только один из них - этническая нация. в этом смысле российской нации нет. другой смысл - политическая общность, образующая государство. в этом смысле есть географическая область, такая, что люди, живущие там, знают смысл и пользу образования, поддержания россии, государства на этой территории, что им стоит жить с людьми на этой территории в одном государстве.
    Ответить
    Динар Курбанов 08 ноя
    оказывается, в интернете, по данным гугла, "гражданская нация" больше употребляется, чем "политическая нация", "политическая общность" и "государствообразующая нация". но я думаю, тут, в текущих разговорах имеется ввиду государствообразующая нация, и думаю, термин "гражданская нация" неудачен для этого понятия, так как "гражданская нация" понимается как нация, искусственно создаваемое государством из его граждан.
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    Ассимиляция идёт туговато, в советское время многосоставная ассимиляционная политика (советский народ, пролетарский интернационализм, атеизм и некоторые другие соствляющие) была и хорошо работала сейчас в эпоху интернета пропагандистская монополия невозможна и только это заставляет их нервничать.
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    Если уж быть справедливым по отношению к своим подлинным историческим корням, они обязаны этим булгарскому духовному наследию. Всем сердцем чтят юлюзанцы память о своих предках! Они делают таким образом бессмертным славу своих праведных дедов и приумножают славу всех тех, кто принес Великую Победу в1945-м, спасших Родину от фашизма!
    Ответить
  • Анонимно 12 ноя
    Тахир Давлетшин
    Нет новых идей, вот и вытаскивают старое барахло из чулана...
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Господа, нация - это совокупность граждан данной страны. И татары, русские, евреи и другие бессмысленные клички к этому отношения не имеют. Мы, впрочем, тоже, поскольку граждан в стране нет, одни подданные. И уж не Хакимову об этом судить, благо он монетки подкидывать в раскоп умеет, а вот сколько госязыков в Швейцарии - нет.
    Нацией не провозглашают, нацией становятся.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии