Ленар Сафин: «Но колейность все равно будет появляться, хотя и в пределах норматива»
Глава Минтранса обвинил в низком рейтинге безопасности дорог Татарстана татарстанских водителей и засекретил инвестора моста через Каму
Сегодня на пресс-конференции в кабмине РТ стало известно, что на ремонт татарстанских дорог республика дополнительно получила из бюджета РФ почти 2 млрд рублей, которые пошли на дорожные работы более чем на 1,5 тыс. км дорог. Был введен в эксплуатацию мост через Каму в районе Сорочьих гор. Отремонтированы БКК, Сибирский тракт, Горьковское шоссе. Министр транспорта РТ также объявил, что в Татарстане нашли инвестора на строительство моста в Соколках (стоимость 22 млрд рублей), но пока не назвал его. Кроме того, отвечая на вопросы газеты «Реальное время», Ленар Сафин обвинил в плохом рейтинге безопасности дорог Татарстана… татарстанских водителей. И предложил решить проблему выездов из Казани и дорожных развязок лондонским опытом: пересадить водителей на общественный транспорт.
В РТ на ремонт 1,5 тыс. км дорог дополнительно получили из РФ почти 2 млрд рублей
На сегодняшней пресс-конференции, посвященной итогам дорожных работ в РТ в 2016 году, министр транспорта Ленар Сафин рассказал, что несмотря на «непростой год, дорожники справились с поставленными перед ними задачами» и провели работы на более чем 1,5 тыс. км дорог, получив финансирование из бюджетов РТ и РФ. Так, из российского бюджета Татарстан получил дополнительно межбюджетных трансфертов в объеме 1,6 млрд рублей, еще 312 млн рублей республика получила в виде субсидии на строительство сельских дорог. Напомним, в 2016 году планировалось освоить 13,5 млрд рублей.
Всего, по словам Сафина, было построено 160 новых дорог, Татарстан потратил на это 3,8 млрд рублей (как следует из предыдущих слов Сафина, сказанных им на июльской пресс-конференции — это 130 км). Отремонтировано было более 450 км региональной сети (на это ушло еще более 8 млрд рублей). В целях поддержки сельхозпроизводителей выполнены работы по устройству подъездов к 69 семейным фермам и животноводческим комплексам протяженностью 51 км. Приведены в нормативное состояние 144 школьных маршрута протяженностью 278 км. К 42 населенным пунктам построили дороги с твердым покрытием (часть на основе асфальтобетона, часть «в переходном типе покрытия»). На соединение 14 населенных пунктов были привлечены те самые федеральные средства в объеме 321 млн рублей, а Татарстан выделил со своей стороны еще 396 млн рублей. Что интересно, ранее Ленар Сафин сообщал, что Татарстан получил в виде федеральных трансфертов «на строительство подъездных дорог к населенным пунктам 956 млн рублей». По-видимому, эти деньги пока не освоены.
В рамках работ по повышению безопасности движения осветили более 60 км дорог «с особенной концентрацией ДТП». Всего по РТ осветили более 400 км дорог, особенно там, где чаще совершаются аварии. Сафин напомнил, что третий год подряд из дорожного фонда РТ на дорожные работы в муниципалитетах выделяется по 1 млрд рублей ежегодно. На эти деньги в 2016 году было отремонтировано и построено 215 км муниципальных дорог. В районных центрах было отремонтировано 140 км дорог (потрачено на это еще 1 млрд рублей). За счет же самих муниципальных дорожных фондов на 800 млн рублей отремонтировано было 316 объектов, установлено более 3 тыс. дорожных знаков, поставлено более 200 пешеходных переходов.
Казань: отремонтированы БКК, Сибирский тракт, Горьковское шоссе
В частности, «огромный объем работ», по словам министра, проведен в Казани, где отремонтировано 300 км муниципальных дорог — на приведение в нормативное состояние уличной сети столицы РТ из республиканского бюджета выделено было 2,8 млрд рублей (летом Сафин заявлял о цифре в 2,5 млрд рублей — то ли не уложились в смету, то ли республика оказалась щедрее). В результате были отремонтированы крупные магистрали: пр. Универсиады, Большое Казанское кольцо, Сибирский тракт, Горьковское шоссе, почти «все въезды в Казань приведены в норму».
На 500 млн рублей из республиканского бюджета привели в нормативное состояние 86 дворов, 44 улицы, 31 школьный маршрут. Набережные Челны также, отметил Сафин, были серьезно вовлечены в дорожные работы: здесь привели в норму 29 км дорог, 23 улицы — на сумму 300 млн рублей. Был реконструирован на 700 млн рублей (из бюджета РТ) проспект Чулман — 8 км. В промышленной части БСИ в настоящий момент завершается ремонт 12 км (на эти работы Татарстан выделил еще 200 млн рублей).
Татарстан вложился в европейско-китайский «проект» камским мостом
На федеральном уровне, где ведутся работы на пяти участках М7, отремонтировано порядка 150 км трассы на сумму 1,3 млрд рублей. Сафин отрапортовал и о введении 30 августа в эксплуатацию моста через Каму в районе Сорочьих гор (ранее Сафин сообщал, что в этом году в России сдается только два моста, в РТ и Удмуртии), на строительство которого из российского бюджета было выделено 687 млн рублей.
— Полноценный мост, работающий в режиме двух половинок. Надеемся, он станет хорошим толчком к коридору Западная Европа — Китай, — заявил министр.
Напомним, Западная Европа — Западный Китай является транснациональным инфраструктурным проектом и транспортным коридором, призванным «укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией». Строительство коридора протяженностью около 8445 км началось еще в 2008 году. Ввод в промышленную эксплуатацию планируется не ранее 2020 года. Активным участником проекта, как известно, является бизнес-группа Фоата Комарова.
Кроме того, по словам Сафина, Татарстан завершил строительство зеленодольского путепровода через железнодорожные пути, который соединил город с промышленной площадкой, где расположены главные заводы Зеленодольска (это обошлось, судя по всему, в 1 млрд рублей). Раньше запланированного срока — в июле планировали сдать 28 октября — сдали и третий крупный объект: путепровод в Заинске.
В Татарстане нашли инвестора на мост в Соколках — пока его не называют
Обмолвился Ленар Сафин и о поисках инвестора на новый масштабный проект в рамках ГЧП — строительство мостового перехода в Соколках Мамадышского района — на трассе М7 — «для соединения камской агломерации с казанской». (Мостовой переход также является частью транснационального проекта «Западная Европа — Западный Китай»).
— Проект масштабный, рассчитанный до 2030 года, он отвечает задаче развития Камского кластера. К настоящему моменту проект прошел ТЭО, мы уже видим его параметры. Но проектирование пока не начато. Пока стоимость проекта могу назвать лишь приблизительно. Так, на мостовой переход через Каму понадобится 22 миллиарда рублей. Всего же на этот переход, с учетом обхода Нижнекамска и Набережных Челнов и выхода на М7, потребуется в целом 70 млрд рублей. Проект будет разделен, конечно. Пока мы занимаемся первой очередью непосредственно мостом. Есть уже потенциальный инвестор, пока не буду открывать, кто это. На этой неделе приезжает и ряд московских банков. Мы также рассчитываем получить и федеральные субсидии за счет системы «Платон», — поделился Ленар Сафин планами на следующий год.
Ленар Сафин обвинил в плохом рейтинге безопасности дорог Татарстана татарстанских водителей
Однако несмотря на масштабные ежегодные дорожные работы, с безопасностью на дорогах РТ лучше не становится. Напомним, ранее центр «За безопасность российских дорог» опубликовал рейтинг безопасности российских дорог за январь—август 2016 года. Эксперты оценивали 53 региона с населением свыше 1 млн человек и протяженностью дорог свыше 5000 км. В расчетной формуле при составлении рейтинга учитываются: население региона, количество ДТП, число раненых и погибших в ДТП, протяженность дорог региона и размер автопарка. В «красной зоне» высокой дорожной опасности с рейтингом ниже 2 оказался и Татарстан, при этом на самом последнем месте. Отвечая на вопрос газеты «Реальное время», в чем причина, Сафин смущенно заметил: «Рейтинг рейтингу рознь!». Но затем вынужден был дать более подробные разъяснения ежегодного попадания Татарстана в «красную зону» и нашел главного виновника «аварийного Татарстана», начав издалека. Он признал, что в республике видят рост тяжких случаев со смертельным исходом и высокую аварийность вообще, что, по словам Сафина, и влияет на рейтинг. Но в ответ на высокую аварийность, заверил он, уже «были приняты меры».
— В наших городах мы обустраиваем пешеходные переходы. Серьезная аварийность остается на федеральных трассах. Есть над чем работать. Не буду спорить с рейтинговыми агентствами, которые рейтинги проводят — мероприятия дадут возможность удержаться на уровне прошлого года [тогда, впрочем, Татарстан тоже попадал в «красную зону», — прим. ред.]. К сожалению, культура вождения водителями не на высоком уровне. Если проанализировать аварийность — в основном аварии случаются по причине невыполнения водителями ПДД, — нашел главных виновников низкого рейтинга в лице татарстанских водителей министр.
Сафин предложил решить проблему выездов из Казани и пригородов лондонским опытом
На другой вопрос газеты «Реальное время» по поводу предполагаемого развития дорог в западном направлении Казани (где в настоящий момент страдают жители пригорода, в частности, «Залесного Сити»), в том числе и по строительству дорожных развязок, Ленар Сафин, отметив, что республика сделала ремонт Горьковского шоссе, все-таки признал, что это — «конфликтная точка»:
— Мы понимаем, это — конфликтная точка, новые комплексы строятся, а пропускные способности Горьковского шоссе уже использованы. Пока вопрос не поставлен правительством и президентом РТ перед нами. Как поставят — будем решать.
Игорь Куляжев, председатель Комитета внешнего благоустройства казанского исполкома со своей стороны заметил, что «конфликтная точка» существует не только на Горьковском шоссе (где стоят «Залесный Сити» и «Салават купере»). Не хватает, по его словам, катастрофически и элитных дорог, и магистралей.
Игорь Куляжев: «Мы сейчас занимаемся с Сафиным проблемой Салмачей, где жители по 2 часа стоят, чтобы только выехать из поселка. И простым расширением дороги вопрос не решить». Фото kzn.ru
— Надо учитывать и перспективные застройки. Это вопрос на перспективу, и мы его рассматриваем. Мы сейчас занимаемся с Сафиным проблемой Салмачей, где жители по 2 часа стоят, чтобы только выехать из поселка. И простым расширением дороги вопрос не решить. Для решения вопроса мы используем расчеты по потоку, числу машин в рамках генплана. Вопрос строительства дополнительного выезда из Казани еще связан и с земельными участками очень сильно, с собственниками надо договариваться, а это стоит больших денег. Решим ли мы этот вопрос за 1—2 года — сказать не могу, — с сожалением резюмировал Куляжев.
Уловив, видимо, в голосе Куляжева нотки пессимизма, Ленар Сафин в ответ предложил свое решение проблемы (которым, очевидно, должны заняться именно казанские власти):
— Проблема комплексная! Уровень автомобилизации очень высокий, и уровень дорожной сети никогда не будет идти такими же темпами, как уровень автомобилизации. Поэтому основной способ решения проблемы — развитие транспортной системы города. Если сможем мотивировать пересесть людей на общественный транспорт — проблему решим (но общественный транспорт при этом должен быть удобным!) — это подсказывает нам опыт крупных мегаполисов, Лондона, в частности.
Почему РТ ввозит щебень с Урала, и почему он такой дорогой — версия Ленара Сафина
Комментируя пожелание президента РТ Рустама Минниханова, который поставил задачу перейти на строительство дорог с цементно-бетонным покрытием, Сафин пожаловался на дороговизну щебня, который Татарстан вынужден (за неимением своего) завозить с Урала.
— Основой любой дороги является две составляющие — минеральная и органическая. Минеральная — это щебень, который мы везем в основном с Урала. И, честно, сегодня основная доля стоимости 1 тонны щебня — 70% — это тарифы на железнодорожные перевозки. У нас вот такие проблемы,… — уныло заявил министр. — Исходя из этого мы будем рассматривать на следующий год в программе региональных дорог возможность строительства дорог с основанием на бетоне. Но надо для этого технологии оттачивать. Надо уходить от привозного материала, чтобы максимально удешевить строительство дорог. И чтобы потом за счет эксплуатации, а эксплуатация бетонных дорог выше, сэкономить бюджетные средства. Но в одночасье мы не перейдем на строительство дорог из бетона, нужен опыт! Нужно готовить подрядчиков!
«Но колейность все равно будет появляться, хотя и в пределах норматива. Мы полгода ездим на шипах…»
Сафин вновь был вынужден вспомнить и «колейную тему» (ранее, напомним, он обвинил в разрушении дорожного полотна погодные условия), на примере теперь уже Южной трассы, где в этом году провели ремонт. Сафин заверил, что к ремонту трассы в министерстве подошли во всеоружии. Министр заявил, что дорожники РТ понимают, в чем причины колееобразования, и уже сделали выводы, разработав жесткие стандарты, при том, что гарантийные обязательства подрядчиков — 4 года, по мнению Сафина, Южная трасса выдержит эти 4 года.
— В этом году мы ввели жесткие стандарты качества. Для укладки верхнего слоя выбрали более крупную фракцию щебня. Входной материал на входе и выходе исследовали на стираемость (раньше исследовали только на прочность). Мы в 2015 году начали эти работы, и мы увидели, что это дает свой эффект. Гарантированно говорим, что гарантийный срок службы дороги выдержат! — пообещал Сафин, и тут же сделал оговорку. — Но колейность все равно будет появляться, хотя и в пределах норматива. Мы полгода ездим на шипах, это раз! Интенсивность движения, это два! От этого мы никуда не уйдем, как не уйдет и Москва, и другие крупные города. Ремонтировать, используя уже бетон, существующие трассы не представляется возможным. Но на тех дорогах, где с нашей стороны были замечания, и где мы видели несоответствия, мы подрядчиков заставляли переделывать!
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.