Новости раздела

Двойка за безопасность: дороги Татарстана оказались в «красной зоне»

Среднее число погибших и раненых в ДТП в республике практически не уменьшается

Несмотря на улучшающееся качество дорог и обилие камер фиксации нарушений ПДД, Татарстан стабильно входит в «красную зону» рейтинга безопасности автодорог. Более того, республика оказалась на последнем месте списка. При этом, по данным центра, составляющего рейтинг, ситуация не улучшается. Виной тому, по мнению экспертов «Реального времени», как нехватка инспекторов на дорогах, так и отсутствие разметки, без которой Казань, например, жила практически все лето.

Самые безопасные дороги в Тюмени, Томске и Ижевске

Центр «За безопасность российских дорог» опубликовал рейтинг безопасности российских дорог за январь-август 2016 года. Эксперты оценивали 53 региона с населением свыше 1 млн человек и протяженностью дорог свыше 5000 км. В расчетной формуле при составлении рейтинга учитываются: население региона, количество ДТП, число раненых и погибших в ДТП, протяженность дорог региона и размер автопарка.

В число регионов с удовлетворительной дорожной безопасностью за январь-август 2016 года вошло 8 регионов с рейтингом до 1 («зеленая зона»). Первую позицию по дорожной безопасности заняла Тюменская область. Второе и третье место занимают Томская область и Удмуртия, соответственно. Замыкает зеленую зону Дагестан.

К числу регионов с недостаточной безопасностью («желтая зона») отнесли 34 региона с рейтингом от 1,05 до 1,97. Возглавляет список этой зоны Чувашская Республика. В желтую зону опустилась Новосибирская область, которая в рейтинге за аналогичный период прошлого года находилась в безопасной зоне. В то же время, из неблагоприятной «красной зоны» сюда «перебрались» Краснодарский край, Республика Башкортостан, Воронежская, Саратовская, Иркутская, Свердловская области.

Эксперты отмечают, что положительно сказывается федеральная программа «Безопасные и качественные дороги», определенная в числе приоритетных решением Совета по стратегическому развитию при президенте РФ. Кроме того, по мнению специалистов центра, на снижение коэффициентов повлияло развитие системы видеонаблюдения и видеофиксации нарушений ПДД на дорогах. За последние два года только благодаря камерам «Автодории» число нарушений сократилось почти в три раза, приводятся данные в отчете.

Татарстан первый с конца

Однако по целому ряду регионов никаких улучшений либо не видно вовсе, либо они минимальны. В «красной зоне» высокой дорожной опасности с рейтингом ниже 2, как и в прошлом году, оказались Оренбургская область, Ростовская область, Алтайский край, Челябинская область, Самарская область, Нижегородская область, Пермский край, Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан. При этом Татарстан оказался на самом последнем месте.

— Если формально сравнить рейтинги в этом году и прошлом, то «коэффициенты» безопасности снижаются, хотя и ненамного, — поясняет эксперт МОЦ «За безопасность российских дорог» Сергей Воробьев. — Например, у того же Татарстана было 3,3 стало 3,15. Но среднее число погибших и раненых в ДТП практически не уменьшается. В прошлом рейтинге в месяц в среднем в регионах рейтинга фиксировалось 10,5 погибших и 108 раненых, в этом году 9,8 погибших и 117 раненых. Разница в пределах статистической погрешности.

Рамиль Хайруллин: «Инспектор ДПС на дорогах отсутствует как вид. В красную книгу их пора заносить, беречь — днем с огнем не сыщешь. Водители уже сами на это жалуются. Отсюда вся безнаказанность». Фото kazanfirst.ru

Нехватка инспекторов, проблемы с разметкой и повышение качества дорог, по которым стали «гонять»

Эксперты по-разному относятся к результатам рейтинга. Так, региональный представитель ФАР в РТ Рамиль Хайруллин соглашается с цифрами рейтинга, но считает, что увлечение камерами, которое в Татарстане проявляется наиболее ярко, наоборот отрицательно влияет на безопасность дорог, так как там, где ставят камеры «Автодории», нет инспекторов.

— Стоит начать с того, что количество ДТП в республике в последние месяцы заметно увеличивается, — говорит Хайруллин. — Наезды на пешеходов стали часто случаться и, вообще, безобразная обстановка на дорогах. Так что вполне может быть, что мы вот так скатились. На культуру вождения сваливать все время, наверное, хватит. Мы все время виним либо менталитет наш, либо отсутствие культуры. Единственное, что сейчас необходимо — это неотвратимость наказания. Если разобраться, то у нас некому стало следить за дорогами, за безопасностью. Инспектор ДПС на дорогах отсутствует как вид. В «Красную книгу» их пора заносить, беречь — днем с огнем не сыщешь. Водители уже сами на это жалуются. Отсюда вся безнаказанность. Водители, прекрасно видя, что никого на дорогах не осталось, кроме камер, которые следят только за скоростью, начинают творить что хотят. То, что у нас самый «напичканный» камерами регион, а мы на последнем месте, еще раз доказывает, что эффект идет обратный. Камеры должны работать в комплексе с инспекторами.

Хайруллин напоминает и о том, что в этом году в Татарстане, особенно в Казани, стали хуже следить за дорогами: «Целевая федеральная программа «Безопасность и качество дорог» нам точно не поможет, если все деньги будут тратиться только на камеры. Обязательно инфраструктура должна быть. Смотрите, мы все лето ездили вообще без разметки, как для автомобилистов, так и для пешеходов — это же тоже ни к чему хорошему не приводит. Освещения нет — людей на пешеходных переходах не видно вообще».

Евгений Вдовин, заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей института транспортных сооружений КГАСУ, полагает, что на аварийности, как это ни парадоксально, могло сказаться улучшение качества дорог, которое реально произошло за последние годы в Татарстане: «Чем больше скорость, тем больше ДТП. А чем дороги хуже, тем ДТП совершается меньше».

В то же время, Вдовин ставит под сомнение результаты исследования: «Другое дело, кто проводил это исследование, какие критерии были выработаны, насколько они правильные и технически грамотные. Часто бывает так, что обыватели смотрят только на количество ДТП. Интересно, учитывали ли они категорию дорог, ширину проезжей части, интенсивность движения. Обычно это неправильный подход в изучении статистической обработки данных. Как правило, такими исследованиями занимаются экономисты или юристы, которым незнакомы эти показатели».

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова, Лина Саримова

Новости партнеров